УДК 658.8
Хегай Юрий Александрович
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов
Сибирского федерального университета
Лукьяненко Елизавета Сергеевна
студент 4-го курса Сибирского федерального университета
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА НА РУБЕЖЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОЛУГОДИЙ 2015 Г.
Аннотация:
В статье рассмотрена ситуация, сложившаяся на российском автомобильном рынке в первом полугодии 2015 г. Выявлено, что выдвинутые экономические санкции против России оказывают негативное влияние на уровни продаж транспортных средств. Государственная поддержка отечественного бренда позволит найти выход из сложившейся ситуации.
Ключевые слова:
автопроизводитель, продажа, автомобили, цена, рынок, спрос, потребитель.
Khegay Yury Aleksandrovich
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Department for Economics and Management of Energetic and Transport Complexes Enterprises, Siberian Federal University
Lukyanenko Elizaveta Sergeevna
Student,
Siberian Federal University
THE STATE OF THE RUSSIAN CAR MARKET AT THE TURN OF THE FIRST HALF OF 2015
Summary:
The article describes the situation in the Russian car market in the first half of 2015. Existing economic sanctions against Russia influence negatively the sale of vehicles. The state support of the domestic brand will help to find a way out of the current situation.
Keywords:
automaker, sales, cars, price, market, demand, consumer.
Прошлый год для России стал годом испытаний и неизбежных потерь. Транспортная сфера не стала исключением. Выдвинутые странами Европы и Азии экономические ограничения, нестабильность национальной валюты способствовали снижению продаж новых автомобилей и обусловили полный или частичный уход с российского рынка нескольких компаний.
Корейский автопроизводитель SsangYong не намерен продолжать поставки в Россию автомобилей, пока не произойдет усиление рубля. Для снижения рисков SsangYong планирует увеличить экспорт в Европу и Азию. General Motors приняла решение прекратить продажи автомобилей марок Opel и Chevrolet на российском рынке, однако продолжит осуществлять продажи моделей премиум-класса, таких как Chevrolet Camaro, Corvette и Tahoe.
Что касается автомобилей F-класса (премиум-класс), то на отечественном рынке возникла парадоксальная ситуация: во время любого кризиса в стране наблюдается рост продаж данного сегмента. К концу февраля 2015 г. продажи BMW выросли на 6 %, Lexus увеличил продажи на 11 %, Mercedes-Benz - на 18 %. Porsche реализовала 381 автомобиль за два месяца и достигла рекордных +119 % [1].
Растут продажи не только автомобилей премиум-класса, но и внедорожников, совокупная доля продаж которых составила 36 % [2].
Многие автопроизводители приняли решение отложить или вообще прекратить продажу невостребованных моделей. Kia, Hyundai и Subaru по причине низкого спроса исключают из продаж некоторые модели. Например, Cerato Koup, модель компании Kia, не входит в список экспортируемых в Россию автомобилей. Весь модельный ряд украинских автомобилей ZAZ и «Богдан» окончательно ушел с рынка.
Продажи легковых автомобилей в марте снизились на 54 %, однако после снижения цен и введения льгот на автокредитование скорость падения продаж замедлилась. В апреле она составила 49 % относительно этого же периода предыдущего года.
Прошедшая четверть 2015 г. характеризуется уменьшением продаж легковых автомобилей в целом по стране на 50 %, что составляет 386 тыс. машин.
- B5 -
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)
Многие дилеры опираются на стабильность национальной валюты и начинают снижать стоимость представленных брендов. Например, Ford уже третий раз снижает цены на свои автомобили. С 1 мая компания снизила стоимость почти всех представленных моделей в среднем на 9 % [3].
Снижение цен также наблюдается на вторичном рынке. Из-за резкого удешевления рубля относительно доллара и евро собственники поддержанных автомобилей устанавливали слишком высокую цену, что отрицательно сказывалось на интересе потребителей. Укрепление национальной валюты и снижение цен в автомобильных салонах позволили уменьшать стоимость автомобилей с пробегом.
Несмотря на падение цен, происходит уменьшение продаж автомобилей данной категории. Покупатель в кризисное время становится более заинтересованным в предоставлении ему гарантий и новизне автомобиля. Это напрямую зависит от дальнейших затрат на купленный автомобиль. Подержанное авто требует более внимательного и осторожного использования, нежели новый автомобиль. Кроме этого, автомобильные салоны стремятся к увеличению роста продаж, поэтому проводят акции. Так, например, подарочный комплект зимних шин выступает стимулом для потребителя.
Банки также заинтересованы в увеличении продаж новых автомобилей. С этой целью они вводят различные льготы. Потребителю проще купить новую машину и выплачивать за нее определенную сумму раз в месяц в течение установленного времени, нежели сразу отдать всю стоимость.
Автомобили «Группы ГАЗ», как легковые, так и коммерческие, лидируют по продажам на отечественном рынке, этому способствует программа утилизации, которая начала действовать в сентябре 2014 г. Нужно отметить, что рынок автомобилей LCV все еще продолжает падать и неизвестно, когда произойдет изменение ситуации в противоположном направлении.
Транспортные компании не стремятся обновлять свой подвижной состав. Грузовые автомобили, как и LCV, зависят от грузоперевозок и сбыта товаров в стране, на который оказывает воздействие низкий уровень покупательской способности населения.
Кризисный период для АвтоВАЗа может стать рывком вперед. Привлечение клиентов за счет программы утилизации и трейд-ин позволило автопроизводителю нести убытки меньше, чем иностранным производителям.
Для улучшения ситуации глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании президента Владимира Путина с членами правительства предложил новый метод государственной поддержки отечественного бренда. В условиях того, что средняя ставка льготного автокредитования опустилась уже на отметку 10 %, глава Минпромторга предложил «Лада Финанс» реализовывать автомобили физическим лицам по нулевой процентной ставке в течение трех лет. Это позволит привлечь малообеспеченные слои населения и увеличить продажи на 300 тыс. автомобилей к концу 2015 г. [4].
С 1 мая стартовала программа льготного лизинга для физических лиц. Государство намерено компенсировать скидку в размере 10 % от стоимости автомобилей автопроизводителям. Физические лица смогут пользоваться коммерческими и / или грузовыми автомобилями в течение двух-трех лет. По истечении срока транспортное средство можно поменять на новое или наиболее подходящее [5].
Согласно данным, предоставленным Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в декабре 2014 г. выросли по сравнению с декабрем 2013 г. на 2,4 %. Увеличившийся спрос на новые автомобили в кризисное время связан со сдерживанием некоторыми автопредставителями цен на докризисном уровне. Кроме этого, падение рубля позволило населению соседних стран покупать на российском рынке автомобили в два раза дешевле. В Красноярске были выкуплены почти все автомобили премиум- и бизнес-класса.
Комитет АЕБ составил прогноз на 2015 г. Планируется продать около 1,89 млн единиц легковых и коммерческих автомобилей. Согласно прогнозу, ожидался низкий объем продаж в первом полугодии из-за резкого увеличения спроса в декабре прошлого года. Планируется сокращение продаж на 600 тыс. единиц автомобилей, что ниже на 24,2 % годовых результатов 2014 г.
Данный прогноз опирается на существующие высокие процентные ставки по кредитам, обменный курс рубля и инфляцию, а также отталкивается от того, что автопроизводители были вынуждены повысить цены на свой товар с целью сохранения реальных доходов на оптимальном уровне.
Происходит заметное сокращение доходов населения, что влияет на спрос на автомобильном рынке. Многие потребители больше не заинтересованы в покупке автомобиля, как нового, так и с пробегом.
Несмотря на сложившуюся ситуацию в стране, Россия не теряет своих позиций по количеству проданных автомобилей. Сведения о количестве проданных автомобилей на ведущих рынках Европы за 2014 г. представлены на рисунке 1.
3,04 2,49 2,48 1 1 1,8 1,36 1 ■ ■
.Л? лг с: ^ / / ^ vT х^ ✓
Рисунок 1 - Количество проданных автомобилей в Европе за 2014 г.
По данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что на конец 2015 г. РФ может уступить Великобритании, если не произойдет каких-либо изменений в экономике в сторону улучшения.
Таким образом, ситуация на российском автомобильном рынке имеет пессимистический характер, так как неизвестно, как поведет себя национальная валюта в ближайшем будущем, будут ли приняты зарубежными странами новые экономические ограничения в отношении России, влекущие дополнительный спад в экономике. Цена на нефть имеет свое значение для сырьевой экономики. Растущий дефицит бюджета может повлиять на сокращение или прекращение финансирования государственных программ, направленных на поддержку АвтоВАЗа.
«Бегство» иностранных автомобильных брендов с российского рынка, производящих свой товар на территории РФ, увеличит уровень безработицы и снизит показатель средней заработной платы. Постепенно снижающееся качество жизни населения повлияет на выбор потенциальных потребителей транспортных средств.
В стране увеличится продажа автомобилей C-класса, то есть эконом-класса, стоимость которых не превышает 1 млн руб. Произойдет смена иномарок на отечественные автомобили, так как новые автомобили иностранных брендов резко выросли в стоимости из-за возникшей курсовой разницы.
Ссылки:
1. Сивашенков А. Авторынок показал дно: продажи упали до критического уровня [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/auto/about/1465901 (дата обращения: 14.06.2015).
2. Мокина А. Год разочарований с сильным финишем [Электронный ресурс] // Автомобильный транспорт. 2015. № 2. URL: http://transport-at.ru/PDF/Economy/Economy%2012.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
3. Асинкин Р. Ford снизил цены в России [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/busi-ness/05/05/2015/554865f79a794798c2cafa20 (дата обращения: 14.06.2015).
4. Чупров А. Господдержка автопрома позволит увеличить продажи на 300 тыс. автомобилей в год [Электронный ресурс]. URL: http://www.autostat.ru/news/view/21431/ (дата обращения: 14.06.2015).
5. Там же.