С другой стороны, при выборе конструктивного пути в ситуации препятствия данная поведенческая стратегия связана с интернальным локусом контроля, то есть осознание собственной ответственности помогает человеку взять инициативу в свои руки и начать самостоятельно действовать.
Библиографический список
1. Васильева О. С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. -С. 74-85.
2. ЛибинаА.В. Совладеющий интеллект: человек
в сложной жизненной ситуации. - М.: Эксмо, 2008.
3. Медведская Т. С. Структурно-функциональная модель активности личности // Вестник университета управления ГУУ - 2010. - N° 15. - С. 48-50.
4. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. -1996. - № 1. - С. 5-19.
5. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
6. Ryan R., Deci E. On happiness and human potential // Annual Review of Psychology. - 2001. -№ 51. - P 141-166.
УДК 159.944.4:341.321.3
Молчанова Людмила Николаевна
кандидат психологических наук Курский государственный медицинский университет molchanowa.liuda@yandex.ru
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
В статье дается теоретическое и эмпирическое обоснование проецирования ценностно-смыслового содержания форм личностного опыта участия в боевых действиях на генез состояния психического выгорания представителей профессий экстремального профиля.
Ключевые слова: состояние психического выгорания, генез, личностный опыт участия в боевых действиях, фиксированная, потенциальная и оперативная формы, барьерность — реализуемость.
В современном мире большое число профессий предполагает деятельность специалистов в особых условиях, которые связаны с постоянным или эпизодическим действием на человека экстремальных ситуаций. Данная ситуация таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, зачастую вызывает невосполнимые потери [1]. К экстремальным ситуациям, предъявляющим к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал и в которых зачастую невозможна реализация стратегий совладания с жизненными трудностями и происходит деформация жизненных характеристик, относят ситуации боевых действий [1].
Перед представителями профессий экстремального профиля, переживших ситуативное экстремальное воздействие боевого действия, встает сложная задача смыслообразования, необходимость переосмысления трагического личностного опыта, который он приобрел на войне, корректировка всей системы ценностей, восприятий
и самовосприятий [1]. Согласно Ш. Шварцу, ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни. Если их существование не поддерживается человеком, не реализуется, то они постепенно теряются [3]. Изменения в ценностно-смысловой сфере приводят к возникновению неблагоприятных психических состояний, в том числе состоянию психического выгорания [8]. Следует отметить, что, несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников, связанных с деятельностью в экстремальных условиях [7; 9], проблема изучения генеза состояния психического выгорания у представителей профессий экстремального профиля в контексте личностного опыта участия в боевых действиях является неразработанной, что и определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего исследования.
Для реализации цели исследования на базе Отряда милиции специального назначения при
УВД по Курской области были обследованы сотрудники в количестве 82 человек, имеющие опыт участия в боевых действиях (от 1 до 12 боевых командировок продолжительностью 3-4 месяца каждая). Средний возраст испытуемых составил 27,64±4,12 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом критерия длительности личностного опыта участия в боевых действиях: 1-3 командировки (около 1 года), 4-6 командировок (около 2 лет), 7-12 командировок (около 3 лет).
Изучение генеза состояния психического выгорания у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД в контексте личностного опыта участия в боевых действиях осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с помощью методики В.В. Бойко [2], методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [4], теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [6], а статистическая обработка результатов - с использованием пакета прикладных программ <^ТАТШТ1КА 6.0».
Методологическим основанием исследования выступили концепция личностного опыта [5], теория Н.Р. Салиховой об организации жизненного пространства личности [11], а также современные теоретические подходы и эмпирические исследования психического выгорания [7-10].
В соответствии с личностно-ориентированным подход источником процесса развития личностного опыта являются фиксированные и оперативные формы [5]. Фиксированная форма (прошлый опыт) включает в себя важную информацию, результат серьезного анализа событий, их оценки. Это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом происходящего. Под оперативной формой понимают активизированную форму прошлого опыта. Это применение ценностных ориентаций, смыслов, убеждений в конкретной жизненной ситуации. Потенциальная форма личностного опыта представляет собой новые, обогащенные ценности, смыслы, убеждения [5].
В нашем исследовании под личностным опытом участия в боевых действиях понимаем набор событий, интегрирующих в себе пережитую ситуацию боевых действий. В качестве источника его генеза принимаем три формы: фиксированную, оперативную и потенциальную, соответственно, их содержание определяем через лич-
ностные ценности и смыслы. А в качестве количественной и динамической характеристики форм личностного опыта участия в боевых действиях, по Н.Р. Салиховой [11], рассматриваем барьер-ность - реализуемость личностных ценностей, которая задается полярными смысловыми тенденциями согласования и рассогласования важности и доступности ценностей. Согласование выражается в том, что человек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет, и понижает ценность того, что недоступно. Психометрическим индикатором этой тенденции является индекс реализуемости, определяемый как прямая корреляционная связь параметров важности и доступности ценности [11]. Рассогласование выражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступности ценности: недоступность ценности увеличивает, а высокая доступность понижает её важность, соответственно, реализуемое и доступное обесценивается, а недоступное кажется еще более ценным и важным. Количественно оно фиксируется через индекс барьерности, определяемый как прямая корреляционная связь важности ценности с разностью «важность - доступность» [11].
Психическое выгорание определяют как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [10; 13]. В исследованиях состояния психического выгорания, посвященных соотно-симости выраженности его фаз с длительностью профессиональной деятельности, представлены неоднозначные результаты [10; 12].
Изучение генеза состояния психического выгорания у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД в контексте личностного опыта участия в боевых действиях предусматривало реализацию следующих задач: анализ средних значений показателей состояния психического выгорания; изучения генеза состояния психического выгорания у сотрудников с различной длительностью личностного опыта участия в боевых действиях; изучение генеза состояния психического выгорания в контексте ценностносмыслового содержания форм личностного опыта участия в боевых действиях.
Анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у сотрудников от-
Таблица1
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД с различной длительностью личностного опыта участия в боевых действиях (критерий и-Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Этапы дли- тель- ности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) 1-2 2-3
Хср. ± 8 каче- ствен- ный Хср. ± 8 каче- ствен- ный Хср. ± 8 каче- ствен- ный иэмп Р иэмп Р
1. около одного года 45,00± 17,02 В стадии фор-мир. 51,98± 24,93 В стадии фор-мир. 37,24± 23,85 В стадии фор-мир. 437,5* 0,000 552,5* 0,003
2. около двух лет 47,69± 22,36 В стадии фор-мир. 55,15± 22,88 В стадии фор-мир. 37,85± 21,50 В стадии фор-мир. 89,5* 0,003 104,5* 0,010
3. около трёх лет 42,58± 30,31 В стадии фор-мир 49,70± 26,03 В стадии фор-мир. 37,65± 24,65 В стадии фор-мир. 69,5* 0,0004 99,0* 0,006
Примечание: * - значимость различий
ряда милиции специального назначения при УВД указал на наличие умеренного уровня выраженности, что свидетельствует о его возникновении: среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило Х=45,33±22,93, на фазе «резис-
тенция» - Х=52,20±24,50, Х=37,24±23,22 отмечалось на фазе «истощение».
Изучение генеза состояния психического выгорания у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД с различной длительностью личностного опыта участия в боевых действиях указало на следующие тенденции (табл. 1).
В целом динамика всех трёх фаз состояния психического выгорания представлена однонаправленным характером в пределах уровня регистрируемых значений: с увеличением длительности личностного опыта участия в боевых действиях от 1 года до 2 лет отмечается увеличение средних значений показателей; от 2 до 3 лет - некоторое их уменьшение. Выявленная достоверность различий в уровнях выраженности показателей состояния психического выгорания на фазах «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД на всех этапах длительности личностного опыта участия в боевых действиях указывает на несоотноси-
мость фаз с этапами его длительности, что в свою очередь позволяет выдвинуть предположение о проецировании на генез состояния психического выгорания ценностно-смыслового содержания форм.
Кроме того, у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД генез состояния психического выгорания представлен следующей последовательностью фаз: «истощение» -«напряжение» - «резистенция» у сотрудников с длительностью личностного опыта участия в боевых действиях около 1 года (табл. 1). Следовательно, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание не связаны с напряженными условиями профессиональной деятельности, что свидетельствует о дискретном и скачкообразном характере его генеза и проецировании ценностно-смыслового содержания форм личностного опыта участия в боевых действиях на его генез.
Сравнительный анализ частот выборов приоритетных ценностей сотрудниками отряда милиции специального назначения при УВД с различным опытом участия в боевых действиях позволяет выделить следующую тенденцию: если у сотрудников с небольшим опытом участия в боевых действиях (около 1 года) на приоритетные позиции выходят такие ценности, как «актив-
ная деятельная жизнь», «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», представляющие его потенциальную форму, характеризующуюся освоением новой социальной ситуации, экстремальными условиями профессиональной деятельности и появлением новых, обогащенных ценностей, смыслов и убеждений, то у лиц с длительностью личностного опыта участия в боевых действиях около 3 лет можно наблюдать следующую доминирующую триаду ценностей: «активная деятельная жизнь», «уверенность в себе» и «здоровье». Таким образом, в структуре ценностей сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД, длительность личностного опыта участия в боевых действиях которых составила около 3 лет, особую значимость приобретают второстепенные на предшествующих этапах «уверенность в себе» как свобода от внутренних противоречий и «здоровье», определяющие содержание его фиксированной и оперативной форм.
Результаты сравнительного анализа барьерно-сти - реализуемости личностных ценностей у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД с различной длительностью личностного опыта участия в боевых действиях указал на наличие следующих тенденций. В роли реализуемых ценностей, то есть важных и доступных, выступает «уверенность в себе» как свобода от внутренних противоречий (индекс реализуемости ге =0,78**) у «выгорающих» сотрудников с длительностью личностного опыта участия в боевых действиях около двух лет. У лиц, подвергшихся непродолжительному воздействию ситуации боевых действий (около 1 года), обесценились «здоровье» (индекс барьерности - реализуемости ге =0,68**-0,83**) и «красота природы и искусства» (переживание прекрасного: ге =0,80** -0,81**), у сотрудников, подвергшихся её более продолжительному воздействию (около 2 лет), - «творчество» (ге =0,85**-0,64**) , около 3 лет - «уверенность в себе» (ге =0,68**-0,70**). Для всех «выгорающих» сотрудников, независимо от длительности личностного опыта, очень важны и недоступны такие ценности, как «наличие хороших и верных друзей» (ге =0,74**; ге =0,78**; ге =0,80**), «познание» (ге =0,73**; ге =0,76**; ге =0,60*), «свобода» (г=0,63*; ге =0,64**; rs =0,67*), «счастливая семейная жизнь» (ге =0,78**; ге =0,76**; rs =0,82**).
Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания в группах сотрудников отряда милиции специаль-
ного назначения при УВД с различной длительностью личностного опыта участия в боевых действиях и крайне низким и высоким значениями индекса барьерности указал на значимость различий всех трёх фаз у сотрудников, чей личностный опыт составил около 2 лет (Шмп.=4,0 при р=0,037; иэмп.=2,0 при р=0,019; и эмп.=2,5 при р=0,021), а также около 3 лет (Шмп.=2,0 при р=0,033; иэмп.=2,0 при р=0,033; и эмп.=2,0 при р=0,033). Полученные результаты свидетельствуют о проецировании ценностно-смыслового содержания фиксированной и оперативной форм личностного опыта как результата серьезного анализа событий боевых действий и их оценки на генез состояния психического выгорания сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД.
Изучение взаимосвязей смысложизненных ориентаций с показателями фаз состояния психического выгорания у всех сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД зафиксировало корреляционные взаимосвязи сильной степени выраженности и отрицательной направленности всех фаз состояния психического выгорания с показателем осмысленности жизни (около 1 года: с фазой «напряжение»: ге = -0,76**; с фазой «резистенция»: ге = -0,90**; с фазой «истощение»: ге = -0,88**; около 2 лет: ге = -0,80**; ге = -0,88**; ге = -0,88**; около 3 лет: ге = -0,94**; ге = -0,83**; rs = -0,97** соответственно). Таким образом, неадекватная ситуации осмысленность жизни, деформированное её восприятие проецируются на генез состояния психического выгорания сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД.
Следовательно, изучение генеза состояния психического выгорания у представителей профессий экстремального профиля в контексте личностного опыта участия в боевых действиях позволило сформулировать вывод о проецировании ценностно-смыслового содержания его форм на генез состояния психического выгорания, что служит основанием для организации коррекционно-профилактических мероприятий по оказанию им квалифицированной психологической помощи.
Библиографический список
1. Абдурахманов Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Психологический журнал. - М., 1992. - Т. 13. - №>1. - С. 131-134.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
3. Карандашев В.Н. Методика Шварца, для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
4. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А. Маршинина. ? М.: Академия, 2002. - 224 с.
5. Ледяева И. Л. Личностный опыт как один из факторов формирования социально-активной личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/ conference_ped/ledieva. doc
6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. -16 с.
7. Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2010. - 22 с.
8. Мушастая Н.В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций: Дис. ... канд. психол. наук / Южный феде-
ральный университет. - Ростов-на-Дону, 2007. -177 с.
9. Недуруева Т.В. Социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Курский государственный педагогический университет. -Курск, 2007. - 22 с.
10. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук / Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. -Ярославль, 2005. - 449 с.
11. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 6. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. - С. 149165.
12. BakerM., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. - 1997. -Vol. 34(1). - P 22-26.
13. Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. - 1984. - Vol. 7. - P. 189-212.
УДК 159.9:316.6
Скрипкина Надежда Витальевна
Челябинский государственный университет cknadezhda@yandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ДЕТЯМ
В ходе исследования обозначена структура профессиональных ценностей (установок на детей) у педагогов образовательных учреждений, а также характер личностного отношения к детям у представителей других профессий. Статистически значимо доказано, что такие факторы, как семейное положение и родительский опыт, уменьшают возможность проявления негативных установок и увеличивают возможность проявления позитивных установок на детей.
Ключевые слова: любовь к детям, личностное отношение к детям, система оценочных установок личности, семейное положение, родительский опыт.
Эффективность процесса педагогического воздействия определяется сложившейся у того или иного педагога системой его личностного отношения к детям. Личностное отношение к детям представляется как механизм интериоризации педагогом социальных ценностей. В нем обозначен «взгляд» педагога на ребенка (детей) как на ценность, «достойную того, чтоб на нее ориентироваться в сво-
ем поведении и деятельности» [1]. Хорошо и должно, когда личностное отношение педагога к ребенку является положительным, поскольку без любви к детям (положительного личностного отношения к детям) педагогическая деятельность принимает механический характер, не отвечает требованиям общества и в целом теряет уникальный педагогический статус, который складывался на протяжении многих десятилетий. Другой