Научная статья на тему 'Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза'

Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING / NATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS / LEARNING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофименко Марина Павловна

В статье рассматривается проблема формирования социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза на примере подготовки учителей русского языка и литературы с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Материал публикации представляет результаты анализа учебного плана специальности, констатирующей диагностики сформированности рассматриваемой компетентности, делается вывод о необходимости изменения способа подготовки для формирования социально-коммуникативной компетентности, не расширяя содержательную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of SocioCommunicative Competence Development within the Educational Process of Modern Educational Institutions

The article deals with the problem of sociocommunicative competence formation within the educational process of modern universities: the case of training of Russian language teachers with the additional specialization «the Foreign teacher». The article describes the results of the speciality syllabus analysis, the results of confrontive tests of the competence. The author comes to the conclusion that the way of training should be changed without syllabus altering.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза»

научно-методический электронный журнал

Трофименко М. П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12159. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -

ART 12159

УДК 378.14 ISSN 2304-120X.

Трофименко Марина Павловна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск mtrGphlm0nkG@mail.ru

Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальнокоммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза на примере подготовки учителей русского языка и литературы с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Материал публикации представляет результаты анализа учебного плана специальности, констатирующей диагностики сформированности рассматриваемой компетентности, делается вывод о необходимости изменения способа подготовки для формирования социальнокоммуникативной компетентности, не расширяя содержательную составляющую. Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, профессиональная подготовка, государственные стандарты, модель обучения.

Социально-коммуникативная компетентность представляет собой значимую и относительно самостоятельную подсистему в структуре профессиональной компетентности современного специалиста и проявляется во взаимодействии педагога с различными субъектами образовательного пространства. Особое значение социально-коммуникативной компетентности в своих исследованиях подчеркивает Е. А. Шумилова, считая, что данное понятие не сводится только к коммуникативным способностям или к социальной осведомленности педагога. А. К. Маркова пишет, что только высокий уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы формировать у своих учащихся дифференциально-, социально-, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, т. е. чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей!» [1]. Вместе с тем, сложившаяся в настоящее время система педагогического образования не всегда способна в полной мере обеспечить реализацию новой концептуальной основы подготовки педагога, ориентированной в стратегическом плане на реализацию наукоемкой, личностной, субъективной, деятельностной, индивидуально-творческой парадигмы образования.

Одной из задач нашего исследования является анализ современного состояния проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности в современном вузе у студентов педагогических специальностей. Вопросами подготовки педагога в вузе занимались И. Ю. Алексашина, И. С. Батракова, Л. Н. Бережнова,

B. А. Бодров, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, А. И Жилина, В. И Загвязинский,

C. П. Иванова, В. И Козырев, Л. Ф. Колесников, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Н. Н. Суртаева, Г. С Сухобская, П. И. Третьяков, А. П. Тряпицына, Ю. Г. Фокин и др.

В. А. Сластенин отмечает, что подготовка педагога - это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности. Вузовская подготовка должна предполагать, что «сегодня» мы готовим педагога «на завтра». Содержание высшего профессионального образования определяют государственный заказ, государственные стандарты и образовательные программы.

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12159.htm

научно-методический электронный журнал

Трофименко М. П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12159. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -

ART 12159

УДК 378.14 ISSN 2304-120X.

Данные документы были нами проанализированы с точки зрения возможности формирования социально-коммуникативной компетентности у студентов. Это позволило сделать следующие выводы: профессиональная подготовка специалистов по направлению «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» в системе высшего профессионального образования достаточно основательная в области формирования коммуникативной, профессиональной и специально-профессиональной компетенций или компетентностей. Вместе с тем, очевидно, что должного акцента на формировании социально-коммуникативной компетентности нет, но содержательный аспект образовательного процесса в вузе имеет соответствующий ресурс для формирования рассматриваемой компетентности. Проблема ее формирования актуализируется и при анализе не только содержания образования, но и механизмов и ресурсов ее формирования у студентов, поскольку увеличение часов за счет введения факультативов или спецкурсов по формированию социально-коммуникативной компетентности не представляется целесообразным, и, следовательно, имеет смысл рассматривать и модернизировать организацию образовательного процесса, что является следующей задачей нашего исследования и не рассматривается в данной статье.

Как отмечает в своей работе С. А. Смирнов, самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера» [2]. Эта классическая модель оформилась на базе европейского (немецкого) университета и является самой массовой моделью в условиях массового мирового образования. Она доминирует практически во всех вузах нашей страны. Данная модель ориентирована прежде всего на передачу твердых и глубоких знаний классических образцов из наук и искусств. Развитие образования в этой модели выстраивается как все большее умножение учебных текстов, расширение и усложнение учебных программ. С появлением очередной научной дисциплины появляется новый учебный предмет. По меткому определению автора, «студент на входе проходит отбор, затем проходит по этому конвейеру как по цепочке, и на выходе выпускается как специалист, знающий и прослушавший тот или иной курс».

«Будучи доминирующей, модель конвейера становится тормозом в организации и развитии эффективной системы образования», - пишет С. А. Смирнов

Очевидно, что в современном образовании, тем не менее, нарабатываются альтернативные концепции, теории, подходы, технологии, апробируются новые идеи.

Вместе с тем, опрос преподавателей, по данным С. А. Смирнова, по вопросу, что Вы используете, чтобы повысить эффективность учебного процесса, показал следующие результаты:

- обновление и переработка базового курса - 26,1%;

- подготовка нового курса - 22,4%;

- новый спецсеминар - 10,4%;

- новый практикум - 7,0%;

- новые формы контроля - 15,2%;

- новые методические приемы - 17,8%.

Безусловно, вопросы совершенствования организации образовательного процесса в вузе не остаются без внимания. Так, в рамках модернизации российского образования обсуждаются и внедряются стандарты третьего поколения. Анализ содержания базовых компетентностей в проекте нового образовательного стандарта позволяет нам констатировать, что перечень предлагаемых компетенций - есть суть социально-коммуникативной компетентности. Так, из 33 представленных в проекте

«Vi О <Х»

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12159.htm

научно-методический электронный журнал

Трофименко М. П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12159. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -

ART 12159

УДК 378.14 ISSN 2304-120X.

стандарта показателей компетентностей, 23 являются показателями социальнокоммуникативной компетентности, что составляет 70% от числа перечисленных показателей, что доказывает актуальность, необходимость и востребованность формирования данной компетентности у студентов педагогических специальностей.

Вместе с тем, как уже отмечалось, обновления содержания и нормативноправовой базы образовательного процесса в вузе для формирования социальнокоммуникативной компетентности недостаточно, поскольку расширения содержания образовательных дисциплин в целом не предполагается и, следовательно, необходима модернизация организации самого образовательного процесса.

Итак, анализ действующих учебных планов, организации учебного процесса и образовательных программ позволил нам сделать следующие выводы.

Во-первых, предлагаемые в Государственном стандарте образовательные дисциплины в целом имеют достаточный потенциал для эффективного формирования социально-коммуникативной компетентности будущих учителей.

Во-вторых, проблемными полями в формировании названной компетентности остаются компетенции социального взаимодействия, социальные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования (эго-компетенция, самоидентификация), толерантная компетенция, правовая компетенция, социопрофессиональная компетенция.

В-третьих, организация учебного процесса в современном вузе по-прежнему имеет традиционный характер, что не способствует формированию социальнокоммуникативной компетентности на этапах поведенческого и креативнодеятельностного освоения. Следовательно, в рамках нашего исследования подтверждается необходимость формирования социально-коммуникативной компетентности через реализацию дополнительного педагогического воздействия (в нашем случае - методическая система) в образовательном процессе вуза.

Таким образом, теоретический анализ источников по проблеме, анализ нормативно-правовой базы, анализ содержания современного педагогического образования позволил нам обосновать методологическую основу и перейти к экспериментальной оценке реального состояния сформированности социально-коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей.

Оценка сформированности социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического направления вуза осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента, в ходе которого были предложены анкета, самооценка, тест. В эксперименте приняли участие 120 студентов с первого по пятый курс гуманитарного факультета университета.

Определение средней арифметической по совокупности параметров сформированности социально-коммуникативной компетентности позволяет констатировать следующее: средний показатель высокой степени сформированности представляется достаточно низким и равен 9,4%. Обобщенный показатель достаточной степени развития социально-коммуникативной компетентности равен 28,6%, недостаточная степень развития - 25,8%.

Таким образом, исходя из теоретического и практического анализа, можно констатировать недостаточный уровень сформированности знаний, содержания, опыта, отношения и рефлексии по всем структурно-содержательным компонентам социальнокоммуникативной компетентности, и, следовательно, невысокий уровень развития данной компетентности в совокупности показателей. Вместе с тем, очевиден высокий показатель (90%) готовности студентов к процессу формирования и развития всех компо-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12159.htm

КОНТ тнггт

научно-методический электронный журнал ART 12159 УДК 378.14

Трофименко М. П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12159. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.

нентов социально-коммуникативной компетентности, что обеспечивает эффективность реализации замысла педагогического эксперимента на дальнейших этапах.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативноправовой документации по организации учебного процесса в современном вузе, констатирующее исследование реального состояния проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности позволило нам разработать диагностическую систему оценки сформированности данной компетентности и провести констатирующее исследование, оценив уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности у студентов гуманитарного факультета университета. Мы получили следующие результаты, представленные в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Оценка констатирующего уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности

Курс Критерий

Мотивацион- но- ценностный Содержа- тельно- когнитивный Операционно- технологиче- ский Индивидуаль- но- личностного развития Регулятивно- рефлексив- ный

Первый 100% 24% 16% 20% 12%

Второй 96% 36% 20% 24% 12%

Третий 84% 48% 36% 56% 33%

Четвертый и пятый 78% 56% 56% 67% 48%

В таблице (табл. 2) представлены результаты констатирующего этапа эксперимента по оценке сформированности структурных составляющих социальнокоммуникативной компетентности студентов, принявших участие в эксперименте.

Из основных предложенных в опроснике составляющих социально-

коммуникативной компетентности, студенты не в должной мере готовы к актуализации проблемы формирования компетенции гражданственности и компетенции здоро-вьесбережения, вероятно считая, данные компетенции сформированными. Вместе с тем, их волнует эмоционально-волевая регуляция данных компонентов, что говорит о неготовности практической реализации данных компетенций. Это также подтверждается невысоким процентом положительного отношения к процессу формирования данных компетенций и опыта их использования. Готовность к формированию остальных компетенций составила 100%, что подтверждается недостаточными знаниями о содержании компетенции общения, компетенции социального взаимодействия, социопрофессио-нальной компетенции и всех остальных, исключая компетенцию здоровьесбережения. Невысокие показатели и опыта использования знаний о компетенциях, исключая компетенции общения (88%) и социального взаимодействия (88%). Это, вероятно, связано со спецификой организации образовательного процесса вуза, где на занятиях формируются знания о данных компетенциях, а в ходе педагогических практик студенты имеют недостаточную возможность реализовать эти знания. К сожалению, большинство студентов считают педагогическую практику достаточной формой для формирования опыта реализации компетенций.

Оценка сформированности социально-коммуникативной компетентности по всем критериям позволила определить ее совокупный уровень из расчета, что набранные проценты от 0 до 30% характеризуют адаптивный уровень, от 30% до 60 - репродуктивный, от 60% до 80% - эвристический, от 80% до 100% - креативный. Результаты представлены в таблице (табл. 3).

гм yj nj

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12159.htm

КОНТ тнгтт

научно-методический электронный журнал ART 12159 УДК 378.14

Трофименко М. П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12159. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.

Таблица 2

Сформированность социально-коммуникативной компетентности

Компоненты социально-коммуникативной компетентности Ориентировочный к ритерий

Готовность к актуализации компетентности Знания (когнитивная основа компетентности) Опыт использования знаний (умения) Положительное отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей Эмоционально-волевая са-морегуля-ция

Компетенция общения 100% 52% 88% 100% 75%

Компетенция социального взаимодействия 100% 48% 88% 100% 100%

Социопрофессиональ-ная компетенция 100% 29% 54% 100% 100%

Компетенция самоидентификации, саморазвития и самосовершенствования 100% 47% 55% 75% 88%

Социальнопсихологическая компетенция 100% 58% 30% 100% 100%

Социальные компетенции 100% 34% 39% 100% 100%

Компетенции гражданственности 67% 55% 43% 65% 88%

Компетенции здоро-вьесбережения 52% 78% 65% 65% 100%

Таблица 3

Уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности

Курс Уровень

Адаптивный уровень Репродуктивный уровень Эвристический уровень Креативный уровень

Первый 100% - - -

Второй 76% 24% - -

Третий - 100% - -

Четвертый и пятый - 64% 26% -

Итак, теоретический анализ литературы, нормативно-правовой документации, констатирующее исследование проблемы сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей современного вуза позволяет нам сделать вывод о необходимости и актуальности формирования данной компетентности у студентов. Также нами определены основные критерии и показатели социально-коммуникативной компетентности, уровни формирования ее основных структурно-функциональных компонентов, что, безусловно, позволит обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и модель формирования социально-коммуникативной компетентности у студентов-филологов в процессе профессионального обучения.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12159.htm

научно-методический электронный журнал

Трофименко М. П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12159. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -

ART 12159

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.14 ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

2. Смирнов С. А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования // Библиотека «Методические материалы для преподавателя культурологии». - URL: mailto:smir@online.nsk.su.

Trofimenko Marina,

Senior teacher, Department of Foreign Languages of Nizhnevartovsk State University of Humanities, Nizhnevartovsk

mtrophimenko@mail.ru

Problems of Socio- Communicative Competence Development within the Educational Process of Modern Educational Institutions

Abstract. The article deals with the problem of socio- communicative competence formation within the educational process of modern universities: the case of training of Russian language |SSN 2304-120X teachers with the additional specialization «the Foreign teacher». The article describes the results of the speciality syllabus analysis, the results of confrontive tests of the competence. The author comes to the conclusion that the way of training should be changed without syllabus altering.

Keywords: Socio-communicative competence, vocational training, national educational standards, learning model.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»

977230412012811

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12159.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.