ЭКОНОМИЧЕСКИЕ..........................................И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Г.В. ИВАНОВА,
giva_2008@mail. ru
Аннотация. Анализируются состояние, проблемы и тенденции современного развития машиностроения России. Раскрываются основные причины сложившегося положения; делается вывод о необходимости перехода машиностроения на новую парадигму развития с соответствующим структурно-технологическим обустройством на базе глубокой модернизации всех сторон производственно -экономического потенциала предприятия.
Ключевые слова: отраслевая структура, наукоемкость, материало-, электро-, энерго-, фондоемкость, производительность труда; платежеспособный спрос на продукцию машиностроения; замедление цикла обновления ОПФ, интеллектуальный капитал.
CONDITION, PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF MECHANICAL ENGINEERING OF RUSSIA AND A WAY OF THEIR DECISION
G.V. IVANOVA
The summary. This article analyses problems, condition and trends of modern engineering industry in Russia and highlights main reasons of current situation. According to author the reasons, being in focus, not only define a smoldering character of its development, but also allow to draw a conclusion of a necessity to switch to a new development model with respective structural and technologic facilities. However, a significant modernization of every aspect of industrial and economic potential of an enterprise is required for that purpose.
Key words: sectoral structure, research intensity, material- , electro-, energy-, stock intensity, labour capacity. Solvent demand for engineering production. Slowdown of OPF regeneration cycle, brain capital.
Россия на момент своего образования располагала довольно развитым и многоотраслевым машиностроением: 19 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств; имеются отрасли, стоящие на передовых рубежах НТП — электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая и авиационная промышленность, судостроение.
Каждая отрасль машиностроительного комплекса характеризуется собственным уровнем наукоемкости, материало-, электро-, энерго-, фондоемкости и трудоемкости. В целом же отечественное машиностроение и сегодня остается ресурсоемким комплексом как по численности занятых, так и по объему основных фондов. По объему потребления энергии, сырья и материалов оно опережает многие промышленно-развитые страны, в то время как по уровню производительности труда, фондоотдачи отстает в разы от многих зарубежных стран. Поскольку характер развития предприятий с переходом к рынку стал определяться движением рыночного спроса и предложения, а так же конкуренцией между ними, то резкое сокращение платежеспособного спроса отраслей, потребляющих продукцию машиностроения, привело к падению объемов производства в машиностроении: в 2008 г. объем выпуска машин и оборудования составил от уровня 1991 г. 61,0%, а транспортных средств и оборудования — 69,2%.
При сложившемся низком уровне обновления основных фондов, ограничивающем возможности применения прогрессивных технологий, повышение производительности труда, а значит и конкурентоспособности, весьма проблематично. Замедление цикла обновления основных фондов также не содействует росту интеллектуального капитала в машиностроении, что в условиях высокой динамики технического оснащения машиностроительных отраслей за рубежом негативно сказывается на конкурентоспособности российского машиностроения.
Анализ сложившегося положения показывает, что в его основе лежат следующие негативные причины: Ф неумение собственников эффективно управлять деятельностью предприятия из-за отсутствия опыта работы в новых условиях хозяйствования; Ф отсутствие достаточных оборотных средств для развития предприятия и невозможность восполнить их путем использования фондового рынка из-за его неразвитости; Ф нарушение и разрыв производственных и хозяйственных связей между предприятиями, обусловленные непродуманной и поспешной приватизацией; Ф в условиях недостаточного вхождения нашей экономики в мировую, мы не нашли эффективных методов ее вхождения;
♦ уход государства от решения многих проблем в надежде, что рынок решит их сам;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ——^ *
Ь отсутствие системных мер по реструктуризации машиностроения; стихийность и непоследовательность предпринятых мер (попытки реструктурировать отдельные предприятия, образовать вертикальные холдинги без четкого представления о том, какова миссия этих холдингов, будущее предприятий; какие рынки они займут?).
Особенность настоящего момента развития машиностроения в России состоит в том, что его предприятия, не оправившись от негативного влияния поспешной приватизации, оказались под воздействием мирового финансового кризиса. Все это определяет не только вялотекущий характер функционирования отечественного машиностроения, но и обусловливает необходимость поиска новых подходов и путей его развития. Решение указанных проблем предполагает переход машиностроения на новую модель (парадигму) его развития с соответствующим структурно-технологическим обустройством, отвечающим новым, изменившимся геополитическим и геоэкономическим условиям развития России. Суть этой модели состоит в реализации организационно-технологической цепочки: «фундаментальная наука ^ прикладная наука ^ разработка технологий и проектирование организации производства современного промышленного продукта с учетом динамично изменяющихся требований рыночной среды». А этого невозможно достичь без проведения глубокой модернизации всех сторон производственно-экономического потенциала предприятия (материально-технической базы и, соответственно, изменения кадрового потенциала предприятия).
Инструментом реализации этой модели должно стать, по нашему мнению, проведение соответствующей промышленной политики на каждом предприятии, на базе модернизации всего производственного аппарата. Целью этой политики должно стать обоснование путей создания высокотехнологичного организационно-экономического и кадрового потенциала предприятия, способного производить продукцию, востребованную рынком, в нужном количестве и соответствующего качества, приносящего ему прибыль в требуемых размерах. Эффективность создаваемого потенциала, как показали исследования, зависит с одной стороны от степени прогрессивности привлекаемых технических средств, технологий, организации производства и труда, их комбинаций, уровня профессиональной подготовки кадров, а с другой, — от возможностей привлечения инвестиционных ресурсов, в размерах, обеспечивающих внедрение последних. Из этого следует принципиальный вывод о том, что по своей сущности промышленная политика многовариантна. Критерием выбора того или иного варианта создания потенциала служит производство максимума продукции, востребованной рынком при минимуме затрат инвестиционных ресурсов. Сложность решения этой задачи обусловливается разнообразием различных по стоимости и
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
производительности технических средств, а также многочисленностью факторов, влияющих на получение инвестиций — динамично изменяющееся соотношение между спросом и предложением на них; их срочность; инвестиционная привлекательность предприятий; доходность; срок окупаемости и др.
Успешная реализация данной установки в современных условиях промышленного развития может быть достигнута на основе проведения глубокой модернизации как материально-технической базы, так и всей системы производственных отношений (производственного аппарата), а также с учетом инновационного характера развития производства.
Модернизация материально- технической базы и системы производственных отношений связана с необходимостью производства наукоемкой продукции и повышением производительности труда. Речь идет не только об установлении оптимального количества необходимого прогрессивного технологического оборудования и его комбинации по видам и производительности с учетом повышения производительности труда и снижения издержек производства, производимой продукции, но и коренном изменении кадрового состава.
Результатом модернизации машиностроения должно стать:
# увеличение доли машиностроения с 19,5% до 35— 40% в общем объеме промышленного производства;
# оснащение производства таким оборудованием, которое обеспечивало бы гибкость производственных процессов, и тем самым создавало бы технологическую основу для принципиальных изменений организационно-технологической структуры производства;
расширение применения оборудования, рассчитанного на значительное повышение эффективности технологических процессов (лазерная техника, склеивание металлов, холодное прессование, электрические порошковые покрытия и т.д.);
создание новых технологических процессов, машин и оборудования, позволяющих более экономно и комплексно использовать сырьевые и энергетические ресурсы и обеспечивающих сохранность окружающей среды;
создание высокопрофессионального состава работающих.
В ходе исследования этого вопроса было установлено, что модернизация, отбирая наиболее высокопроизводительные технические средства, наукоемкие технологии изготовления продукта, в тоже время не в состоянии предусмотреть их изменения в соответствии с возможными изменениями требований рыночной среды к производимому продукту. Это входит, как показывает опыт промышленно-развитых стран, в задачу инновационной деятельности, поскольку ее функция состоит в усовершенствовании существующих технических средств и технологий применительно к изменяющимся текущим требованиям рыночной среды.