ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
Состояние, проблемы и пути повышения эффективности инновационной деятельности университета (на примере КГТУ им. А. Н. Туполева — КАИ)
Ю. Ф. Гортышов,
д. т. н., профессор, первый проректор по научной работе С. Э. Тарасевич, д. т. н., профессор, зам. первого проректора по научной работе, начальник Управления инновационной деятельности З. Г. Шигапов, к. ф.-м. н., доцент, руководитель центра трансфера технологий
А. А. Аскеров, руководитель студенческого центра инновационного предпринимательства УИД
В. Л. Васильев,
руководитель отдела привлечения инвестиций УИД
Р. Н. Гайфуллин,
руководитель маркетингового отдела УИД И. Ф. Хабибуллин, руководитель юридического отдела УИД П. Ю. Гортышов, сотрудник УИД Д. М. Кормильцева, сотрудник УИД
КГТУ им. А. Н. Туполева
В статье рассмотрены основные направления работы Управления инновационной деятельностью КГТУ им. А. Н. Туполева и основные проблемы, возникающие при этом. Рассмотрены основные пути решения озвученных проблем с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта. Приведены полученные положительныерезульта-ты работы в области активизации инновационной деятельности университета. Показаны основные этапы создания в университете целостной инфраструктуры инновационной деятельности под воздействием необходимости перехода к новым условиям хозяйствования.
Особое внимание уделено вопросу создания непрерывного процесса коммерциализации интеллектуальной собственности университета, подразумевающего налаживание взаимовыгодного сотрудничества университета с промышленными предприятиями, малым и средним бизнесом, инвестиционными институтами, государственными организациями региона и страны.
В настоящее время возникает необходимость разработки согласованной программы инновационного развития университета, которая не может быть четко сформирована без оценки текущего состояния инновационной деятельности. Этим и обосновано проведение в КГТУ им. А. Н.Туполева, начиная с 2004 г. и по настоящий момент, поэтапного обследования инновационной деятельности — аудита. Основными целями аудита являлись исследование, анализ состояния, перспектив развития и оценка состояния инновационной деятельности для последующей активизации инновационной деятельности университета, развитие процессов коммерциализации инновационного потенциала университета и их ускорение.
Сегодня в КГТУ им. А. Н. Туполева (КАИ) инновационная деятельность выделена как одна из составляющих деятельности современного техническо-
This paper describes the main orientations of Management innovation activity in KSTU named after A.N. Tupolev and the main problems, which is taken place at the same time. The main ways of decision this problems was considered with taking into account as native as foreign experience. The positive results, which are taken place in the field of university innovation activity, were described. The base stages of complete university infrastructure creating were review in new conditions.
The special accent was attended to question of intellectual university ownership commercialization unbroken process creating. This is establishment of university mutually beneficial cooperation with industrial enterprises, small and large business, investment institutions, regions and country state organizations.
го вуза, что привело к созданию в университете Управления инновационной деятельности (УИД), образованного как отдельное подразделение вуза и являющегося первым шагом к формированию инновационной структуры, направленной на обеспечение непрерывной активизации процесса коммерциализации [1]. Данное обстоятельство позволяет говорить о перспективном и положительном начинании, с одной стороны, а с другой — ставит ряд новых вопросов, решение которых необходимо для дальнейшего развития инновационной деятельности университета.
Стоит отметить, что УИД КГТУ сформировалось как структурное подразделение, в которое входят служба маркетинга, группа комплексной поддержки (инновационные менеджеры), юридическая служба, отдел интеллектуальной собственности и информационного обеспечения, технопарк КАИ, учебный
центр УИД. Для совершенствования как самой структуры УИД, так и всего процесса коммерциализации инновационной деятельности не исключается создание новых структурных элементов или совершенствование существующих. Так, в прошлом году была создана группа передачи технологий. Группа разрабатывала и осваивала методику сопровождения инновационных проектов — трансфер и коммерциализацию. В настоящее время данная группа стала основой Центра трансфера технологий (ЦТТ), который создается в рамках проекта «Разработка методических материалов и создание Центра трансфера технологий на базе КГТУ им. А. Н. Туполева — КАИ, интегрирующего деятельность элементов инновационной инфраструктуры на всех этапах процесса коммерциализации», финансируемого по конкурсу Министерства образования и науки РФ. (По счету это уже второй проект, выигранный по конкурсу Минобразования и науки и выполняемый УИДом.)
Разработка методологии по функционированию ЦТТ включает следующие элементы:
★ выявление и оценка коммерческого потенциала объектов интеллектуальной собственности (ОИС);
★ патентная и техническая экспертиза, заключение лицензионных договоров;
★ маркетинг ОИС, заказных (контрактных) научных исследований и консультационных услуг и технологий университета внутри региона и за его пределами;
★ предоставление информации по базе инновационных проектов вуза;
★ инициирование процесса трансфера и коммерциализации;
★ обучение и консалтинг на всех этапах коммерциализации;
★ разработка методики и проведение технологического аудита, ориентированного на обеспечение трансфера технологий для различных элементов инфрастуктуры (технопарков, ИТЦ, фондов, российской сети трансфера технологий ^ТТ^);
★ поиск партнеров, инвесторов, содействие установлению новых деловых контактов между разработчиками нововведений и их потребителями;
★ организация выставок, конференций, семинаров, конкурсов.
Апробация методов ЦТТ по интеграции существующих и создаваемых элементов инновационной инфраструктуры поддержки трансфера и коммерциализации разработок включает следующие элементы:
★ отработка моделей взаимодействия: ЦТТ — отдел управления ОИС КГТУ, ЦТТ — бизнес-инкубатор технологий, ЦТТ — Технопарк, ЦТТ — ИТЦ, ЦТТ — RTTN•,
★ координация взаимодействия УНИКов — «Вуз -Предприятие».
В структуре ЦТТ предусмотрены следующие группы: патентоведов, маркетинга, финансовых аналитиков, юридическая группа и группа научно-технических экспертов. Разрабатывается положение о структуре, функциях и обязанностях каждого сотрудника.
Работа ЦТТ будет строиться на взаимодействии с созданным в структуре УИД отделом управления объектами интеллектуальной собственности (ОИС), который принимает решения о реализации оптимальной защиты объектов интеллектуальной собственно-
сти, стратегии ее коммерциализации и определении источников финансирования для коммерциализации отобранных разработок. Основой служит патентный отдел университета, функционирование которого на данный момент требует перестройки, нацеленной на органичное включение его в процесс коммерциализации инновационной деятельности вуза.
При содействии Института повышения квалификации университета УИДом разработаны программы для курсов повышения квалификации в рамках Приволжского федерального округа. Основой данных курсов служит разработанная программа повышения квалификации ректората вуза и заведущих кафедрами. Данное решение обосновано необходимостью как обучения основам коммерциализации инноваций руководителей и специалистов университета с целью повышения их профессионализма в данном вопросе, так и пропаганды инновационной деятельности с целью уменьшения негативного восприятия мероприятий по централизации и формализации инновационной деятельности.
Важным аспектом деятельности УИД стала работа над информационными технологиями инновационной деятельности [2]. Миссией данного направления является создание благоприятной обстановки для всех участников инновационного процесса через информационные технологии, а целью — создание комплексной информационной системы, включающей в себя несколько подсистем:
★ информационную систему «Паспорт инновационного проекта»;
★ информационную систему «Технологический
аудит»;
★ информационную систему «Аналитика»;
★ информационную систему «Бизнес-планирование»;
★ информационную систему «Рейтинг»;
★ информационную систему «Конкурс».
На данный момент прорабатываются функции всех информационных систем и прописываются основные и альтернативные потоки событий. Разрабатывается возможность работы информационной системы в качестве биржи, на которой будут проводиться торги инновационными проектами и взаимодействие разработанной и других информационных систем.
Университет активно принимает участие в различных конкурсах инновационных проектов. На этом направлении уже имеются и первые успехи. В прошлом году в рамках конкурса Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере получили финансирование два инновационных проекта университета, в этом году — еще один проект.
В настоящее время реалии рыночной экономики заставляют университет не только сотрудничать с государством и активно использовать его поддержку, но и проявлять качества, свойственные предпринимателю, и поэтому вуз с целью получения прибыли должен оформлять и закреплять права интеллектуальной собственности и тем самым брать на себя ответственность самостоятельно рационально использовать свои ограниченные ресурсы [3]. С целью эффективного управления научно-инновационной деятельностью и успешной реализации предпринимательской функции в отношении результатов этой деятельности университет должен иметь собственную инновационную политику, а главное, вклады-
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
вать, инвестиции для получения прибыли. Сопутствующая проблема в этом случае — стимуляция создания ОИС, в которых университет выступает патентообладателем или на паритетных началах с автором. С этой и вышеозвученными целями руководством принято решение о проведении внутренних инновационных конкурсов и выделении инвестиционных средств его победителям, что позволит поднять «волну ОИСов», необходимых для поддержания активной инновационной деятельности [4].
В настоящее время университет проводит конкурс инновационных проектов сотрудников, студентов и аспирантов «Инновационный росток», целью которого является стимулирование инновационной активности сотрудников, аспирантов и студентов университета, отработка механизма финансирования инновационных проектов из средств университета. Основными задачами конкурса являются:
★ мониторинг имеющихся в университете инновационных идей, «инновационных ростков» и проектов, находящихся на начальных стадиях;
★ содействие коммерциализации инновационных проектов университета, находящихся на начальных стадиях;
★ содействие построению системы эффективного управления и защиты интеллектуальной собственности в университете;
★ поощрение сотрудников университета, наиболее активно участвующих в инновационной деятельности. Для сотрудников предусмотрены следующие лоты:
★ оформление документов на получение прав на объекты интеллектуальной собственности;
★ изготовление модели научно-технической разработки или лабораторной установки для проверки физического эффекта;
★ изготовление опытно-промышленного образца научно-технической разработки.
Для студентов и аспирантов:
★ финансирование оформления прав на ОИС;
★ финансирование изготовления модели или опытно-промышленного образца;
★ финансирование коммерциализации проекта. Основными результатами конкурса являются отбор лучших инновационных проектов и их финансирование из призового фонда с целью повышения коммерческого потенциала.
Как отмечалось, актуальными для университета являются вопросы, связанные с регулированием прав на интеллектуальную собственность [5]. Для их решения в структуре УИД создана юридическая группа. Основной ее задачей является создание условий для развития инновационной деятельности в университете путем внедрения внутренней документации, регулирующей закрепление интеллектуальной собственности за университетом, а также обучение сотрудников и руководства университета основам инновационного менеджмента и внедрение механизма распределение средств между автором и университетом от использования ОИС. Разработан пакет нормативных документов, регулирующих инновационную деятельность, и планируется внедрить режим коммерческой тайны.
С целью обеспечения эффективного функционирования механизма финансирования инновационной деятельности как из средств университета, так и внешних
инвесторов в структуре УИД создан отдел привлечения инвестиций. Первоочередной его задачей является создание и внедрение механизмов обеспечения оптимальных инвестиционных потоков для поддержки и развития инновационной деятельности университета. С целью решения проблемы разделения прав на инновацию между изобретателем и университетом предусматривается внедрение такого финансового механизма, который бы, с одной стороны, стимулировал сотрудников оформлять объекты интеллектуальной собственности (ОИС) через университет, а с другой — позволял и университету получать определенную прибыль от продвижения своих ОИС на рынок и направлять ее на развитие инновационной деятельности.
Следующей задачей является разработка и внедрение результативного инвестиционно-финансового обеспечения для создания и продвижения инновационных проектов университета. Предусматривается проведение мероприятий по привлечению к реализации инновационных проектов представителей учебно-научно-инновационных комплексов, банков, предприятий, государственных и частных венчурных фондов. Здесь также предусматривается создание и обеспечение эффективных процессов и схем регулирования правоотношений в области финансирования коммерциализации интеллектуальной собственности.
Стоит обратить внимание на некоторые существенные проблемы, возникающие на этом направлении. Главная — отсутствие возможности у университета напрямую участвовать в коммерческой деятельности и быть соучредителем малых инновационных предприятий [6]. Вторая — отсутствие возможности напрямую получать инвестиции из внешних коммерческих или государственных внебюджетных источников. Так, в Республике Татарстан создан венчурный инновационный фонд, который инвестирует только в коммерческие предприятия, так же, как и все прочие внешние институциональные инвесторы (банки, фонды, крупные предприятия). Можно перечислить еще ряд проблем: отсутствует механизм использования ОИС в качестве нематериального актива, инновационная разработка не доведена до стадии инвестиционной привлекательности и недостаточно развит механизм по продвижению инновационной разработки до рынка [7].
Единственный выход для университета в этом случае — продажа лицензий и оказание консалтинговых услуг, предварительно заключая с авторами соглашения о величине отчислений от сделок в пользу университета. Фактически данная деятельность лишает университет полноценного управления внедрением своих ОИС и ограничивает деятельность УИД начальными этапами инновационного процесса, когда возможная прибыль самая минимальная. Другой выход — это создание коммерческой управляющей компании из сотрудников УИД и, соответственно, формирование открытого венчурного фонда университета. Данное направление нуждается в дальнейшей тщательной проработке, но, несомненно, при своей реализации способствует усилению механизмов коммерциализации инновационной деятельности, что объективно доказывается как отечественным, так и зарубежным опытом [8].
Однако именно на этом направлении УИДом сделаны первые шаги. Так, на проходившей 9-10 июня в Казани первой окружной Венчурной ярмарке сотруд-
ники УИД как наемные инновационные управляющие представляли две малые высокотехнологичные фирмы, созданные на основе интеллектуальной собственности университета. Предварительно сотрудники УИД в качестве управляющих менеджеров прошли экспертный отбор и специализированную подготовку, проводимую Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования. В дальнейшем полученный опыт и навыки будут использованы при создании венчурной управляющей компании университета.
В структуре УИД создается Студенческий центр инновационного предпринимательства (СЦИП). Целями СЦИП являются:
★ реструктуризация студенческих конструкторских бюро в студенческие инновационные структуры и отработка механизма взаимодействия данных структур с кафедрами и другими подразделениями университета, а также предприятиями и инновационными структурами региона;
★ вовлечение студентов в инновационную деятельность университета;
★ создание условий для реализации их возможностей в науке и наукоемком бизнесе.
В рамках реализации программных мероприятий по данному направлению планируется:
★ организация и проведение конкурса студенческих инновационных проектов;
★ проведение аудита групп студентов, участвующих в инновационном процессе кафедр;
★ организация и проведение конкурса по созданию студенческих бизнес-инкубаторов малых инновационных предприятий;
★ учреждение «Туполевских грантов» для наиболее проявивших себя в НИР студентов;
★ организация студенческих малых инновационных предприятий (СМИП).
В этих целях необходимо решение ряда вопросов, связанных, в первую очередь, с обеспечением на начальном этапе функционирования МИП материально-техническими ресурсами, производственными площадями и оборудованием, с утверждением внутривузовских документов, регламентирующих порядок взаимоотношений МИП с подразделениями университета.
Актуальным вопросом является продвижение инновационной продукции университета на рынок и организация с этой целью агрессивной маркетинговой политики. В данный момент все вузы Республики Татарстан сталкиваются с проблемой нехватки эффективных механизмов и процедур организации рекламы и сбыта своей наукоемкой продукции. Поэтому в планах университета — создание центра, осуществляющего широкую рекламу научно-технических разработок вуза, которая направлена на содействие использованию разработок в производственнохозяйственной деятельности, установлению деловых контактов и взаимовыгодного сотрудничества, в целях развития рынка научно-технической продукции.
Одна из главных задач центра — показ и продвижение научно — технических разработок вуза. В рамках мероприятий, проводимых центром, — организация и проведение конференций, семинаров, выставок, ярмарок, рекламы новой техники, наукоемкой продукции и научно-технических инновационных разработок, товаров и услуг вуза, организация деловых встреч разработчиков инновационных и инвестици-
онных проектов и инвесторов. В рамках выставочных мероприятий предусматривается организация студенческой экспозиции.
Выставочная деятельность позволит вузу сформировать рынок наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом направлениях, найти рынок сбыта, потенциальных инвесторов и ориентироваться в направлении проводимых ими как научных, так прикладных исследований, а также сформировать положительный имидж вуза.
Опыт организации и функционирования центра может быть использован вузами Республики Татарстан, а также на его основе может быть создан региональный выставочный центр, направленный на решение тех же задач, но уже для большего числа вузов.
Для достижения результативности и целостности выстроенной стратегии коммерциализации планируется создать коммерческий Технопарк, представляющий собой структуру, состоящую из консалтинговых и сервисных служб, а также бизнес-инкубатора, предоставляющего возможность использования станочного парка для зарегистрированных фирм, работающих с вузовскими инновационными проектами, которые были одобрены отделом управления ОИС и для которых предварительно ЦТТ была выработана определенная стратегия коммерциализации. Такая структура становится предпринимательской с присущими характеристиками: организационные действия, нацеленность на прибыль, инновация в основе бизнес-проекта и риск [9].
В заключение можно отметить, что состояние и развитие инновационной деятельности в КГТУ им. А. Н. Туполева ориентировано на сотрудничество с региональными и федеральными субъектами инновационной деятельности и нацелено на встраивание в национальную инновационную систему Российской Федерации.
Литература
1. С. Э. Тарасевич, В. Л. Васильев, Р. Т. Сиразетдинов, М. Р. Га-байдуллин, Р. Н. Гайфуллин, И. Ф. Хабибуллин, З. Г. Шигапов, А. В. Ференец. Формирование инновационной структуры в вузе, направленной на обеспечение непрерывной активизации процесса коммерциализации инновационной деятельности. // В кн.: Инновационное образование в техническом университете: Международная научно-методическая конференция. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. 2004. 644 с.
2. Информатика, инновации, инвестиции: Материалы Всероссийской (с международным участием) конференции 24-25 ноября 2004 года, г. Пермь / Пермский ЦНТИ. Пермь, 2004. 260 с.
3. В. Г. Зинов. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Монолит, 2002. 552 с.
4. Реализация инновационной стратегии Томской области. Сборник документов. Томск: Изд. научно-технической литературы, 2004.
5. В. М. Кутузов, М. Ю. Шестопалов, А. В. Муравьев, Г. П. Соловьев, В. А. Шавыкин, В. В. Путов. Стратегическое партнерство. Нормативно-методические документы партнерских отношений «вуз-предприятие». СПб., 2002. (Серия «Инновационная деятельность». Вып. 20.) 53 с.
6. «Закон об образовании» в редакции ФЗ № 122 от 22.08.04.
7. Направления развития инновационной деятельности в высшей школе. СПб., 2003. (Серия «Инновационная деятельность». Вып. 24.) 60 с.
8. С. Я. Бабаскин, В. Г. Зинов. Менеджмент на рынке инноваций. Учебно-методическое пособие. М.: Монолит, 2002. 260 с.
9. В. Е. Шукшунов, Е. А. Нырков, А. М. Варюха. Инновационный потенциал высшей школы России./Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. 72 с.
10. Инновационные ресурсы России и государств — участников СНГ. Материалы V Московского международного салона инноваций и инвестиций 15-18 февраля 2005 года, г. Москва. ФГУ НИИ РИНКЦЭ. Москва, 2005. 182 с.
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005