Научная статья на тему 'Состояние преподавательских кадров среднего звена Куйбышевской области в послевоенный период (1945-1965 гг. )'

Состояние преподавательских кадров среднего звена Куйбышевской области в послевоенный период (1945-1965 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина О. Б.

Рассмотрены процессы, происходившие в народном образовании в послевоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's status in Kuibyshev oblast (region) in the post war (1945-1965)

The paper discusses the processes taking place in the educational system of the country in the post-war period.

Текст научной работы на тему «Состояние преподавательских кадров среднего звена Куйбышевской области в послевоенный период (1945-1965 гг. )»

ББК Ч 448

СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1965 ГГ.)

© 2005 О. Б. Волошина

Самарский государственный технический университет

Рассмотрены процессы, происходившие в народном образовании в послевоенный период.

После Великой Отечественной войны наблюдалась острая нехватка учителей в школах всех типов: за годы войны сократился выпуск специалистов, учителя уходили на фронт. На начало 1945-1946 учебного года в Куйбышевской области не хватало 981 учителя, а это шестая часть всех учителей [1]. Особенно тяжелым было состояние с учительскими кадрами в старших классах. От одного года до трех лет не велись отдельные предметы, особенно не хватало учителей иностранного языка, черчения, физкультуры. С 1947-1948 учебного года в некоторых городских школах началось преподавание логики, психологии, что усиливало нехватку кадров. Нехватка учителей была также связана с тяжелым материальным положением педагогов и низкой заработной платой, кото -рая к тому же не всегда вовремя выплачивалась, начавшейся реэвакуацией учителей. Общие условия жизни и трудности с жильем приводили к нехватке учительских кадров, особенно в сельской местности. Самой глав -ной проблемой была жилищная. Хотя, как свидетельствуют архивы, в распоряжении областных и районных отделов народного образования не было исчерпывающих данных о материально-бытовом состоянии учителей [2]. Но, если учитывать, что план ввода жилья в Куйбышевской области систематически не выполнялся (например, в 1947 году он был выполнен на 62 %) и строительная индустрия называлась одной из самых отстающих, то жилья катастрофически не хватало. Отсутствие жилья являлось главной причиной текучести кадров везде, в том числе и в школе [3].

Отвлекало от работы собственное хо -зяйство, без которого нельзя было существовать в сельской местности. Речь скорее шла

не о том, чтобы освободить учителя от необходимости вести свое натуральное хозяйство и заниматься только профессиональной деятельностью, а о том, чтобы помочь завести это хозяйство: помочь вспахать огород, приобрести мелкий рогатый скот, птицу, привезти дрова, наладить освещение [4]. Учителям приходилось самим изготавливать все наглядные пособия. Дефицит бумаги, школьнописьменных принадлежностей, учебников значительно затруднял работу учителей. Все эти трудности, в первую очередь жилищнобытовые, отпугивали выпускников педагогических учреждений, и они неохотно шли работать в школу, особенно в сельскую. Например, из 106 выпускников Куйбышевского педагогического и учительского институтов не выехали на работу 35 человек, из 34 выпускников Сызранского учительского института в школу пошли работать 7 человек [5]. В районы выезжали выпускники в количестве не более 30 % плана [6]. Не решали проблемы ни мобилизация учителей из армии, ни направление в деревни учителей-коммунистов (их было немного), ни призывы к городским учителям ехать в сельские районы (как правило, те отказывались по разным уважительным причинам). Прибегали и к более жестким мерам: дела выпускников, не явившихся к месту работы и работающих в других районах учителями, направлялись в суд, который заставлял ехать выпускника к месту назначения.

Учителя жили трудно, но так жила вся страна. Ситуация менялась в лучшую сторону, но медленно. Средний уровень заработной платы учителей в 1950 году поднялся до 600 рублей. Из номинальной величины заработной платы вычитались налоги и изымались средства для приобретения облигаций

государственных займов, что носило практически принудительный характер. Хотя достаточно точных исследований, которые бы содержали соответствующие расчеты, нет, можно считать, что в 1950 году реальная заработная плата вновь достигла уровня 1940 года, было преодолено ее значительное уменьшение в годы войны. Но уровень 1940 года всего лишь равнялся уровню 1928 года, который не слишком превосходил соответствующий показатель периода до первой мировой войны. На протяжении всех 50-х годов реальная заработная плата постоянно росла; в 1954 году она на 40-50 % превосходила самый высокий уровень предшествующих лет. С 1930 по 1964 год пять раз повышалась заработная плата учителей [7]. Существовали и другие факторы помимо заработной платы, которые улучшали материальное положение советских людей: пенсии, бесплатное медицинское обслуживание, оплачиваемые декретные отпуска, пособия многодетным семьям, к их числу добавилась помощь семьям погибших и инвалидам войны. Но учет их не может изменить общей оценки, сводящейся к тому, что жить приходилось в большой нужде.

Кадровая проблема стояла очень остро и решалась на местах разными способами. Учителей готовили на шестимесячных курсах, на годичных областных и районных курсах (по районам Куйбышевской области в 25 пунктах функционировали курсы подготовки учителей 1-4 классов на 480 человек и курсы подготовки учителей 5-7 классов на 160 человек) [8]; отзывали учителей, работающих не по специальности; привлекали возвращающихся из армии по мобилизации (до конца 1945 года учителя были мобилизованы из армии, вскоре этот контингент перестал быть источником пополнения работников народного образования). Министерство просвещения РСФСР разрешило обучать на курсах в отдельных случаях учеников, окончивших 9 классов (особенно это касалось физкультуры).

Невысок был образовательный уровень учителей в послевоенный период. В Куйбышевской области в 1945-1946 учебном году высшее образование имели 7,5 % учителей (в старших классах - 27 %), 11,8 % всех учителей (в старших классах - 31 %) имели об-

разование в объеме учительского института, 24 % учителей имели среднее образование и 10 % незаконченное среднее, т. е. треть учителей не имела педагогического образования [9].

Как следствие недостаточной подготовки учителей являлись слабые знания учеников. Проверка Рождественской средней школы Молотовского района Куйбышевской области показала, что во всех сочинениях учащихся десятого класса пропущено учителем от 1 до 6 ошибок, из 43 письменных работ учащихся седьмых классов в 37 были пропущены ошибки [10].

Ученики Пестравского района Куйбы -шевской области (это была типичная картина для сельских школ) показали в 1945-1946 учебном году следующие знания: из 2168 учеников начальных школ не успевало 17 %, из 104 учеников старших классов не успевало 31 %, из 1501 ученика средних классов не успевало 27 %, всего по району не успевало 21 % [11].

Несмотря на огромную нехватку средств, система образования возрождалась и совершенствовалась. Неграмотность, кото -рая вновь появилась в стране в годы войны, преодолевалась. Количество школ превысило довоенный уровень, особенно быстро оно росло в начале 50-х годов, когда в городах стало вводиться обязательное семилетнее образование. Рос престиж среднего образования. За 50-е годы в 2,5 раза увеличилось количество выпускников средних школ [12]. В Куйбышевской области контингент учащихся 8-10 классов в 1952 году увеличился на 64,2 % по сравнению с 1951 годом [13], в 1954 году - на 44,3 % по сравнению с предыдущим годом [14].

В 50-е годы политика государства в области народного образования была направлена на дальнейшее развитие среднего образования в стране. В Российской Федерации на десятилетнее образование переходили школы 120 крупнейших городов, в том числе все областные центры Поволжья. Значительное расширение численности учащихся старших классов привело к росту числа учителей. И эта тенденция в последующие годы сохранялась.

В 1958 году была проведена реформа системы образования. Основным содержани-

ем реформы 1958 года явилась переориентация общеобразовательной школы на подготовку молодежи к труду, прежде всего в сфере материального производства. Реформа предусматривала значительное усиление трудового и политехнического обучения и воспитания школьников. С этой целью вместо семилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование. В 19591962 гг. обязательное восьмилетнее образование было введено повсеместно. Большие преобразования реформа предусматривала для учащихся старших классов. Срок обучения в средней школе увеличивался и составил 11 лет. В течение трех лет (9, 10, 11 классы) учащиеся должны были овладеть рабочей профессией, что облегчило бы их переход после окончания школы в сферу материального производства. Резко возросло число учебных часов, выделяемых на трудовое обучение в ущерб другим предметам. Освоение профессией могло проходить двумя путями: на промышленных предприятиях, где для учащихся выделялись специальные рабочие места и мастера производственного обучения, и в школьных производственных мастерских. Учительский контингент пополнился специалистами производственного обучения, кото -рых стали готовить педагогические институты. Однако большинство новых преподавателей получило педагогические знания на курсах, организованных институтами усовер -шенствования учителей.

В 60-е годы учительский контингент вырос в три раза и составил в Куйбышевской области 18458 учителей [15]. Вырос образовательный уровень учителей. Среди учителей начальных классов почти 4 % имели высшее образование, среди учителей 5-8 классов высшее образование имели 58 %, среди учителей старших классов - 88 %. Подавляющее большинство учителей начальных классов имело среднее педагогическое образование, в старших классах практически не осталось учителей без педагогического образования. Уменьшалась разница в уровне квалификации учителей городских и сельских школ, но на решение этой задачи требовалось много времени, и поэтому только в 80-е годы в регионе разница практически уже не ощущалась.

В 60-е годы продолжал расти образовательный уровень учительских кадров. Хотя власти на местах прибегали в вопросах ком -плектования кадров к прежним методам: отправка на длительную практику студентов старших курсов пединститутов и педучилищ, подготовка учителей на краткосрочных курсах, которые не могли дать больших знаний. Но появилась работа и на длительную перспективу: после курсов учителя обязательно направлялись на заочные отделения факультетов педучреждений. Больше стало приниматься мер для улучшения жилищных условий учителей, учителя закреплялись на селе. Тем не менее, прием в педагогические вузы происходил с большим трудом. Жесткая система распределения выпускников была малоэффективной, что стало осознаваться руководством народного образования. Нередко выпускник педагогического вуза направлялся в другой регион, откуда он, как правило, возвращался, хотя такой молодой специалист охотно бы работал в своем сельском районе.

В 60-е годы наметились перспективы дальнейшего развития образования: увеличение контингента учащихся старших классов и переход в дальнейшем ко всеобщему среднему образованию. Этот процесс шел форсированными темпами: подготовка учительских кадров и широкое использование в этих целях заочного образования, что позволяло повышать квалификацию учителей и закреплять кадры в сельской школе; формирование системы повышения квалификации учителей, которая должна была сделать обучение учителей непрерывным.

В послевоенный период широкое распространение получила подготовка специалистов без отрыва от основной работы в вечерней и заочной системе образования. Выпуск специалистов, подготовленных без отрыва от производства, происходил с большим нарастанием. В середине 60-х годов численность студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях, превысила количество студентов очной формы обучения. Особенно это касалось педагогических учебных заведений. В 1957-1958 учебном году в г. Куйбы -шеве вели подготовку специалистов 7 вузов, из них в трех имелись заочные отделения, на которых обучался 4171 студент, при этом в

пединституте училось 83 % всех студентов-заочников [16]. В самом педагогическом институте соотношение студентов дневной и заочной форм обучения составляло 1:1,8 [17]. Расширение заочной формы обучения вело к увеличению выпуска специалистов. Несмотря на все издержки заочного обучения (слабая успеваемость, большой отсев), оно повышало квалификацию учителей, а они составляли большинство среди студентов-заочни-ков. Успеваемость студентов-заочников составляла 55-60 %. В Куйбышевской области в послевоенное десятилетие по 9 педагогическим учебным заведениям (2 пединститута, 2 учительских института, 5 педучилищ) отсев достигал половины учащихся. В 19511952 учебном году учителя среди студентов-заочников составляли 60 % в педучилищах, 70 % в учительских институтах [18]. Возможность получения заочного образования способствовала закреплению кадров, особенно в сельских школах. Учителя из числа местных жителей после окончания училища или вуза, как правило, продолжали трудиться в своей школе.

В послевоенный период окончательно сложилась система повышения квалификации учительских кадров. Восстанавливалась и развивалась возникшая еще до Великой Отечественной войны сеть институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов, кустовых предметных объединений педагогов, опорных и базовых школ, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации учителей.

Основная организующая роль в этой системе отводилась созданным перед войной Институтам усовершенствования учителей (ИУУ). В послевоенные годы (1946-1956 гг.) наиболее распространенными формами повышения квалификации были краткосрочные курсы, проводимые в летнее время. Курсы нередко играли значительную роль в подготовке кадров, а не в их переподготовке. Ежегодно на курсах повышали свою квалификацию 20 % учителей, и, таким образом, все учителя могли пройти через систему повышения квалификации в течение пяти лет.

Программа курсов предусматривала изучение теоретического материала, овладение опытом работы передовых учителей. Занятия на курсах вели преподаватели вузов, опытные учителя.

В 60-е годы в учебных планах курсов большое место, наряду с теоретической подготовкой, занимали практические и лабораторные занятия, экскурсии, занятия по труду в мастерских, на учебно-опытных участках, в учебно-производственных бригадах. Курсы выполняли функции передачи передового опыта. Само понимание передового опыта вызывало трудности у учителей. На практике все те методические приемы, которые вели к повышению успеваемости, ассоциировались у учителей с передовым опытом. Выступая в качестве лекторов, руководителей семинаров и практических занятий, лучшие педагоги раскрывали те или иные вопросы на примере своего опыта. Курсы повышали общеобразовательный уровень сельских учителей. Наряду с занятиями предполагалось посещение театров, музеев, выставок, городских достопримечательностей.

Активно использовалась и такая форма повышения квалификации, как семинары продолжительностью от трех до пятнадцати дней. Они носили прикладной характер. 75 % времени отводилось на посещение уро -ков опытных учителей и 25 % - на обсуждение новых учебных программ, учебных пособий. При проведении семинаров учитывалась квалификация учителей. Для начинающих педагогов семинары организовывались по отдельным наиболее трудным вопросам учебной программы или методике преподавания предмета; семинары для опытных учи -телей проводились для углубления теоретических знаний по отдельным научным и педагогическим темам или обобщения передового опыта. В 1960-1961 учебном году приняло участие в семинарах 14700 человек [19].

Востребована была и такая форма повышения квалификации, как практикумы. Практикумы носили краткосрочный характер (1-3 дня) и проводились по актуальным вопросам методики преподавания с целью овладения практическими навыками и умениями,

например: эффективное применение наглядных пособий, технических средств обучения, работа с дидактическим материалом, учебником и др. Постоянным явлением стали практикумы для преподавателей физики, химии, биологии, математики, географии, машиноведения.

Большая роль в повышении квалификации учителей отводилась самообразованию учителей. Методисты ИУУ разрабатывали и ежегодно направляли в адрес районных методических кабинетов или непосредственно слушателей задания рекомендуемую тематику и библиографию по педагогике, учебным предметам и методикам. Создавались консультативные пункты и проводились тематические консультации. И все же организация и контроль самостоятельной работы учителей оставались самым слабым местом в работе ИУУ, школьных методических комиссий.

В 60-е годы начали работу постояннодействующие очно-заочные курсы повышения квалификации учителей, которые предусматривали проведение кратковременных установочных занятий (одна неделя) на базе опорных школ или школ передового опыта, организацию самостоятельной работы по индивидуально составленным планам, сессии, которые проводились во время каникул. Программа очно-заочных курсов предусматривала большую теоретическую подготовку по сравнению с другими формами обучения. Постояннодействующие курсы работали в Куйбышеве, Тольятти, Сызрани, Новокуйбы-шевске. Во всех районах, где создавались курсы, в межсессионный период для слушателей предполагалось проведение групповых консультаций. Формы отчетности были разные, например, рефераты по избранной теме, с которыми слушатели курсов выступали в методических объединениях своих школ. Работа очно-заочных курсов завершалась проведением зачетной сессии. Количество учителей, окончивших постояннодействующие курсы, было невелико. Одной из причин незначительного распространения данной формы повышения квалификации была слабая организация работы слушателей в межсесси-

онный период.

Для начинающих учителей большую роль играло наставничество. Для молодых учителей проблемой скорее являлась нехватка опыта, чем недостаточность знаний. Работа учителей-наставников часто держалась на энтузиазме и носила эпизодический характер.

Важными формами обобщения и распространения передового опыта стали республиканские и областные съезды учителей, городские, районные конференции и совещания учителей. Каждые пять лет проводились областные педагогические чтения.

Передовой опыт куйбышевских педагогов освещался в районной, городской, областной печати, хотя признавалось, что эта работа велась на недостаточном уровне [20].

Значительную роль в пропаганде педагогических знаний и передового учительского опыта стало играть Педагогическое общество России, возникшее в 1960 году.

В целом в послевоенный период система повышения квалификации оказалась достаточно восприимчивой к требованиям времени и удовлетворяла потребностям времени. В дальнейшем она наращивала количественные показатели. К середине 70-х годов, пожалуй, ни одна отрасль экономики и культуры не имела такой разветвленной сети институтов и учреждений, занимающихся переподготовкой кадров, как система Министерства просвещения [21].

Итак, в послевоенный период происходило восстановление и совершенствование системы образования. Рос контингент учащихся, особенно старших классов, чему способствовала отмена в 1956 году платы за обучение. Несмотря на огромные материальные трудности, намечался переход ко всеобщему среднему образованию. Значительно увеличилась численность учителей и повышалась их квалификация. Совершенствовалась возникшая до войны система непрерывной переподготовки кадров. Быстрыми темпами расширялось заочное и вечернее образование, которое начинало играть большую роль в подготовке учителей и закреплении их в школе.

Список литературы

1. Государственный архив Самарской области ( ГАСО). Ф. 400. Оп. 1. Д. 355. Л. 3.

2. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 355. Л. 13.

3. ГАСО Ф. 2521. Оп.6. Д.37. Л.18.

4. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 360. Л.20.

5. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 355. Л. 3.

6. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 355. Л. 6.

7. Народное образование в СССР. - М., 1967. - С. 175.

8. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 355. Л. 6.

9. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 355. Л. 4.

10. ГАСО Ф. 400. Оп. 1. Д. 363. Л. 26.

11. ГАСО Ф.400. Оп.1. Д.363. Л.13.

12. Народное хозяйство СССР. 19221982 гг. Юбилейный статистический сборник. - М., 1982. - С. 502.

13. ГАСО Ф.400. Оп.4. Д.51. Л.11.

14. ГАСО Ф. 400.Оп. 4. Д. 54. Л. 2.

15. ГАСО Ф. 400.Оп. 3. Д. 1252. Л. 74.

16. ГАСО Ф. 3669. Оп. 1. Д. 2285. Л. 9.

17. ГАСО Ф. 2521. Оп. 24. Д. 754а. Л.

10-11.

18. ГАСО Ф. 2521. Оп. 13. Д. 435. Л. 62,

66.

19. ГАСО Ф.3669. Оп.1. Д.148. Л.6-10.

20. ГАСО Ф.400. Оп.1. Д.360. Л.20.

21. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. - М., 1975. - С. 163.

TEACHER’S STATUS IN KUIBYSHEV OBLAST (REGION)

IN THE POST WAR (1945 - 1965)

© 2005 O. B. Voloshina

Samara State Technical University

The paper discusses the processes taking place in the educational system of the country in the post-war period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.