Научная статья на тему 'Состояние окружающей среды Оренбургской области и правовые средства её охраны'

Состояние окружающей среды Оренбургской области и правовые средства её охраны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4845
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENT / NATURAL OBJECTS / ECOLOGICAL SITUATION / POLLUTANTS / LEGAL PROTECTION / ECOLOGICAL POLICY / ECOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гулак Наталия Валентиновна

В статье даётся анализ экологической обстановки в Оренбургской области, действующего законодательства в области охраны окружающей среды, деятельности государственных и муниципальных органов власти в данной сфере, вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию экологических общественных отношений и практики их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гулак Наталия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF ENVIRONMENT IN THE ORENBURG REGION AND LEGAL MEANS OF ITS PROTECTION

An analysis of ecological situation and active legislation in the field of environment protection in the Orenburg region is submitted. The activities of the government and municipal authorities in the above sphere are also considered. Recommendations and proposals on the improvement of ecological social relations and their practical use are suggested.

Текст научной работы на тему «Состояние окружающей среды Оренбургской области и правовые средства её охраны»

Состояние окружающей среды Оренбургской области и правовые средства её охраны

Н.В. Гулак, к.ю.н., Оренбургский ГАУ

Выступая на заседании «круглого стола» на тему «Экологические проблемы и проблемы здоровья человека», председатель Оренбургского областного Совета политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» В.А. Металлов отметил, что анализ состояния окружающей природной среды даёт основание характеризовать территорию области как зону со сложной экологической обстановкой. По данным Главного управления ГО и ЧС, в РФ Оренбургская область имеет первую степень техногенной опасности и входит в Южно-Уральский химически опасный регион. По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу область занимает место в первой десятке среди регионов России с наибольшими объёмами выбросов (на каждого жителя области — 482 кг, на 1 км2 территории — 8,22 т).

В городе Оренбурге имеется свыше 4 тыс. источников выбросов загрязняющих веществ (более 50 крупных предприятий). Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Оренбургской области по-прежнему остаётся высоким. Большое влияние на загрязнение атмосферного воздуха оказывают вещества, обладающие эффектом суммации, — пятиокись ванадия и диоксид серы; диоксид серы и аэрозоль серной кислоты; диоксид серы и сероводород; диоксид серы и фенол; диоксид серы и фтористый водород; оксид углерода и пыль цементного производства. Из специфических веществ в воздушный бассейн области попадают в большом количестве вещества 2—3 классов опасности: сажа, аммиак, сероводород, бензол, ксилол, толуол, марганец и его соединения, никель металлический, оксид меди, свинец и его органические соединения, хром шестивалентный, водород хлористый, мышьяк, неорганические соединения (в пересчёте на мышьяк), фенол и др.

Так, известно, что оксид углерода препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет мыслительные способности, замедляет рефлексы, вызывает сонливость и может быть причиной потери сознания и смерти; свинец влияет на кровеносную, нервную и мочеполовую системы, вызывает снижение умственных способностей у детей, откладывается в костях и других тканях, поэтому опасен в течение длительного времени; оксиды азота могут увеличивать восприимчивость организма к вирусным заболеваниям, раздражают лёгкие, вызывают бронхит и пневмонию; озон раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, нарушает работу легких; снижает сопротивляемость к простудным заболеваниям; может обострять хронические заболевания сердца, вызывать астму и бронхит; токсичные выбросы (тяжёлые металлы) вызывают онкологические заболевания, нарушение функции половой системы и дефекты у новорождённых.

Автотранспорт по-прежнему остаётся самым серьезным загрязнителем атмосферного воздуха на территории Оренбургской области. По количеству автотранспортных средств на душу населения Оренбуржье занимает второе место в Приволжском федеральном округе. По подсчётам экологов, транспорт даёт 63% загрязнения воздуха. Выбросы автомобилей представляют собой смесь крайне вредных для здоровья веществ. В настоящее время известно более 200 видов компонентов, входящих в состав выхлопных газов автомобилей в виде газов и аэрозолей, среди которых основную часть составляют оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа, формальдегид, соединения свинца и другие.

Согласно правилам дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, содержание вредных веществ в отработавших газах которых и их дымность превышают величины,

установленные ГОСТами. Однако на сегодняшний день отсутствует единый орган, занимающийся разработкой и реализацией комплексных программ по экологической безопасности применительно к сфере автомобильного транспорта. Отсутствует методика организации дорожного движения, разработанная с учётом экологических требований и включающая в себя пути снижения экологической нагрузки на наиболее неблагоприятных участках. Отрицательное воздействие на экологическую обстановку оказывает эксплуатация морально устаревшего автопарка, экологические параметры которого зачастую не удовлетворяют требованиям действующих стандартов. У производителей и потребителей автотранспортных средств отсутствуют действенные экономические стимулы к повышению экологической чистоты. Рыночные отношения в стране привели к быстрому росту числа негосударственных структур, находящихся в условиях жесткой конкуренции, не имеющих финансовых возможностей, а часто и не желающих проводить мероприятия по защите окружающей природной среды. Отсутствует единый пакет нормативных правовых актов, регулирующих экологические взаимоотношения и предусматривающих ответственность за экологические правонарушения в сфере автомобильного транспорта. Между тем автомобильный парк непрерывно растет, поэтому в целях организации эффективной защиты воздушной среды необходимо принятие следующих мер: совершенствовать подготовку водительского состава, ужесточить отношение работников ГАИ к владельцам автотранспортных средств, выхлопные газы которых не соответствуют установленным нормативам и ГОСТам, ввести повсеместно талон токсичности для выявления таких видов автотранспорта [1].

Несоблюдение требований законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации автомобильного транспорта во многом связано с отсутствием детальной регламентации при ремонте и эксплуатации транспортных средств, экологического паспорта каждой машины, недостатком типовых правил, инструкций и методических рекомендаций по охране атмосферы.

На всех этапах развития общества охрана атмосферного воздуха от загрязнения остается актуальной, т.к. в атмосферу продолжает поступать огромное количество загрязняющих веществ от различных источников из-за несовершенства технологических процессов. Так, производство, взяв от природы 100 ед. вещества, использует пока только 3—4, а 96 единиц выбрасывает в природу в виде отравляющих веществ и отходов [2].

Законодательством РФ предусмотрены меры административной ответственности за загрязнение атмосферного воздуха, однако целесообразно принятие более четких формулировок перечня

фактов административных правонарушений. В научной литературе формулируются предложения по внесению изменений и дополнений в основные составы КоАП РФ: несоблюдение действующих стандартов, устанавливающих предельные нормы вредных веществ в отработанных газах автомобилей; эксплуатация автотранспортных средств с отклонениями от нормативно-технической документации, повлекшими за собой загрязнение окружающей среды; невыполнение обязательств по проведению государственной экспертизы транспортных средств и требований, содержащихся в заключениях экспертизы; нарушение экологических требований при проектировании и выпуске новых моделей автомобилей и технологического оборудования для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту; нарушение экологических требований по обезвреживанию и утилизации отходов, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей.

Следует согласиться с мнением учёных, что следующие направления экологической политики нашего государства приведут к уменьшению загрязнения окружающей среды от автотранспорта. Среди них можно выделить правовые и экономические меры. К правовым мерам относятся: разработка и принятие единого пакета научно обоснованных обязательных правовых норм, регулирующих экологические отношения на автомобильном транспорте; совершенствование правового регулирования государственного экологического контроля, включающего обязательное лицензирование и сертификацию автотранспортного комплекса; установление комплекса мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Наиболее эффективными экономическими мерами являются: введение платы за сброс вредных веществ, предполагающей дифференцированный подход в определении её величины; создание и поддержка постоянно действующей государственной системы поощрительных мер, стимулирующих соответствующие структуры к внедрению мероприятий по улучшению экологической обстановки; применение льготного кредитования программ по разработке мероприятий по экологической безопасности на автомобильном транспорте [3].

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом осуществляется по следующим направлениям: сохранение оптимального для жизни качества атмосферного воздуха путём защиты его от различных видов загрязнения; сохранение оптимального для жизни газового состава атмосферы, прежде всего, его кислородных ресурсов; поддержание оптимального естественного состояния воздушной среды путём предупреждения и ограничения физических воздействий; предотвращение разрушения озо-

нового слоя атмосферы и атмосферных явлений, неблагоприятно влияющих на погоду и климат, здоровье людей. На наш взгляд, совершенно новым аспектом в системе управления качеством атмосферного воздуха должен стать принцип экологической ответственности регионов друг перед другом. Несмотря на то, что сегодня эта ответственность еще не утверждена, необходимость учёта загрязняющих веществ, поступающих на территорию региона от весьма отдалённых источников, является очевидной [4].

В законах «Об охране окружающей среды» [5], «Об охране атмосферного воздуха» [6] предусмотрены меры охраны атмосферного воздуха от транспортного загрязнения. Среди них выделяют: экономические меры, учёт вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, мониторинг атмосферного воздуха, экологический контроль, нормирование качества атмосферного воздуха. Законом об охране атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические, экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Эти показатели оценки состояния атмосферного воздуха введены впервые, т.к. загрязняющие вещества, выбрасываемые автотранспортом, оказывают вредное воздействие не только на человека, но и на животный и растительный мир. Законодательством об охране атмосферного воздуха устанавливаются также технические нормативы выбросов для технологических процессов, оборудования, транспортных и иных передвижных средств и установок и нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. Технический норматив — норматив выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который устанавливается, в частности, для передвижных источников и отражает максимально допустимую массу вредного вещества в атмосферный воздух в расчёте на единицу пробега транспортных средств. Мы полагаем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.02.2000 г. должен быть разработан перечень объектов (кадастров), в отношении которых определяются технические нормативы выбросов. В настоящее время в России не ведётся постоянного учёта выбросов парниковых газов. Разработка нормативной базы по инвентаризации парниковых газов позволит получить объективные материалы, необходимые России для выполнения её обязательств по Киотскому протоколу Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также разработать методологию распределения квот на выбросы парниковых газов между отраслями и регионами России [7].

Вопросы правовой охраны атмосферного воздуха от транспортного загрязнения остро стоят в Оренбургской области. Так, на областном уровне создана экологическая инспекция, в функции которой входят регулярное проведение рейдов по транспортным предприятиям и замеры выхлопных газов автомобилей. Однако два десятка инспекторов, включая бухгалтерию, и один оборудованный техническими средствами автомобиль не могут обеспечить должный контроль за транспортными средствами на территории всей области, протяженность которой 900 км с запада на восток и почти 600 км с юга на север. Продолжается выполнение Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы (2002—2010 гг.)», в которую включены мероприятия по Оренбургской области, направленные на снижение выбросов, сбросов вредных веществ в окружающую среду и ликвидацию последствий ущерба, наносимого здоровью людей и окружающей среде автотранспортом [8].

Сложившаяся экологическая обстановка в Оренбургской области оказывает отрицательное воздействие на состояние здоровья населения. Только за последние три года заболеваемость населения выросла почти на 9 %, а в таких городах, как Медногорск, — в 2,1 раза, Новотроицк — в 1,3 раза, Оренбург и Орск — на 12%.

В настоящее время при Правительстве Оренбургской области сформирован экологический совет. Совет является экспертным и научноконсультационным органом, созданным в целях межотраслевой координации и разработки рекомендаций по вопросам охраны окружающей среды, природных ресурсов и экологического мониторинга, а также реализации федеральных и областных экологических программ. В состав совета входят ведущие специалисты области в сфере охраны природы, экологической безопасности, учёные и представители общественных организаций.

Литература

1. Габитов Р.Х. Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы Земли в современных условиях. Уфа: БГУ, 2004.

2. Петров В.В. Экологическое право России: учебник. М., 1995. С. 3.

3. Фаскиев Р.С. Проблемы экологической безопасности на автомобильном транспорте // Гражданское общество: теория, законодательство, практика. Оренбург, 1996. С. 26—27.

4. Миляев В.Б. Система управления воздухоохранной деятельностью в РФ // Экологическое право. 2002. № 4. С. 45.

5. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 20 декабря 2001 г. // Российская газета. 2002. 12 января.

6. Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 4.05.1999 // Российская газета. 1999. 13 мая.

7. Шедугов В.Е. К вопросу о глобальной деградации окружающей среды и парламентской поддержке Киотского протокола // Экологическое право. 2002. № 4. С. 62.

8. Гулак Н.В. Охрана окружающей среды от загрязнения транспортом // Теоретические проблемы формирования транспортного права. Вып. 8 / под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. М.: Юр.ин-та МИИТа, 2004. С. 89-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.