стандартную физическую нагрузку стал более экономичным: ЧСС, систолический и минутный объемы после нагрузки, реакция пульса на нагрузку в экспериментальной группе были меньше. Со стороны минимального АД не отмечалось склонности к гипотонии, параметры гемодинамики восстанавливались быстрее, при меньшем напряжении симпатических центров регуляции, о чем свидетельствуют данные ионометрии и изменения индекса Кердо. Колебания ЧСС при ортоклиностатической пробе были умеренными (р< 0,01) и не выходили за пределы средних величин.
Выводы. 1. Во время теоретического курса обучения при профессиональной подготовке к работе на предприятиях нефтехимической промышленности происходит адаптация к условиям и режиму обучения, функциональное состояние учащихся улучшается и к началу производственной практики является оптимальным.
2. В процессе производственной практики происходит ухудшение функционального состояния и снижение работоспособности учащихся при действии факторов производственной среды.
3. Фармакопрофилактика сдвигов функционального состояния экстрактом элеутерококка, проведенная в середине производственной практики, служит эффективным методом коррекции действия факторов производственной среды.
Литература
§
1. Далингер О. И. Действие экстракта элеутерококка на сердечно-сосудистую систему и работоспособность здоровых лиц: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Томск, 1972.
2. Елькин А. И. Сравнительное изучение некоторых фармакологических и антитоксических свойств препаратов, полученных из розиолы розовой, элеутерококка, женьшеня и аралии маньчжурской: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1981.
3. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К. Методы исследования в физиологии труда. — Л., 1976.
4. Кондратьева И. И. // Производственные факторы и чувствительность к ним учащихся и работающих подростков. — М., 1975.— С. 51—80.
5. Саркисянц Э. Э.// Гиг. и сан.— 1980. — № 2. — С. 61 —
63.
6. Сердюковская Г. И., Жилое Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков.—М., 1977.
7. Ширинский В. А., Брускин 3. 3. // Гиг. и сан.— 1979.— № 8. — С. 32—36.
Поступила 24.12.84
щ
IV у
Ш
УДК 614.777:[628.191 +628.312] :547.596/.599]-074:543.544
М. И. Чурьянова
СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Использование достижений, освещенных в информационных источниках, является надежным рычагом ускорения научно-технического прогресса, в частности в здравоохранении. В процессе разработки научно-технических программ в области здравоохранения важное значение приобретает выявление активных «точек роста» медицинской науки и пробелов в ее развитии на основе анализа документальных информационных потоков. Слежение' за мировым информационным потоком позволяет выделять наиболее ценные исследования, требующие обязательного доведения их результатов до потребителя с целью последующей доработки или для быстрейшего внедрения в практику, а также для исключения дублирования вновь планируемых тем.
В этих условиях задачи системы научной медицинской информации состоят не в простом предоставлении информационных услуг, а в активном и творческом участии в самом научно-исследовательском процессе, разработке разнообразнейших краткосрочных и долгосрочных прогнозов и их постоянной коррекции.
В связи с этим среди множества задач, стоящих перед информационной службой, первоочередной является нахождение в общем потоке наиболее важных достижений и новшеств по проблеме, отраженных в самых разнообразных источниках информации, как отечественных, так и зарубежных, опубликованных и неопубликованных.
Из общего массива достижений путем экспертной оценки к наиболее важным мы относим те новшества, которые вносят существенный вклад в решение теоретических и прикладных научных проблем.
Указанная деятельность проводится в институте в качестве плановой научно-исследовательской работы под руководством органа научной информации. В число исполнителей этой работы входит 9 человек; ответственный исполнитель — .руководитель органа информации, патентовед, сотрудник института, ответственный за внедрение, а также квалифицированные научные сотрудники, специализирующиеся в отдельных частных направлениях проблемы. Такой
состав исполнителей должен обеспечить квалифицированный отбор наиболее важных новшеств из общего массива анализируемых мировых достижений.
Примером эффективности этой деятельности является опыт внедрения в научные разработки ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР новшеств, заимствованных из информационных источников. Так, за последние 3 года в институте внедрены способ закаливания детей дошкольного возраста (Киевский институт медицинских проблем физической культуры), повозрастные критерии выделения контингента часто болеющих детей (Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт), метод. Шелдона в модификации Хита — Картера при оценке сома-тотипов детей школьного возраста.
Информация о достижениях, отнесенных к числу наиболее важных, отражается в статьях, публикуемых ежегодно в журнале «Гигиена и санитария», а также за отдельные годы в Медицинском реферативном журнале. Эти статьи не являются аналитическим обзором научных исследований по проблеме, они информируют только об отдельных наиболее важных достижениях, отличающихся принципиальной новизной и превосходящих настоящий уровень развития проблемы.
Следует отметить, что в целом советская гигиена детей и подростков развивается значительно успешнее, чем зарубежная, и этим объясняется большее число отечественных работ, чем зарубежных.
Нами было проведено специальное научное исследование, которое состояло в анализе массива периодических изданий, публикующих статьи по гигиене детей и подростков, определении его структуры, выявлении ведущих и наиболее ценных в научном отношении журналов. Основываясь на методах, используемых в информатике, для изучения рассеяния и концентрации публикаций по гигиене детей и подростков в периодических изданиях был взят 5-летний журнальный фонд Главной справочной картотеки по проблеме. Анализ 5-летнего журнального фонда позволил выявить, что публи-
кации для него отобраны из 322 журналов, из них 77 отечественных и 245 иностранных из 30 стран, большей частью социалистических.
При анализе качественной картины рассеяния публикаций в журналах нам удалось дифференцировать потоки информации и подразделить издания на группы по признаку содержания. Выделено 7 групп журналов: 1-я группа — узкоспециализированные и специализированные, 2-я — педиатрические, 3-я — общемедицинские и журналы клинического профиля, 4-я — журналы по смежным теоретическим специальностям (физиология, психология, антропология и другие), 5-я — педагогические журналы, 6-я — журналы по физкультуре и спорту, 7-я — прочие журналы. Оказалось, что специализированные и узкоспециализированные журналы занимают скромное место — их всего 11, или 13,6 % от общего числа анализируемых журналов. Всего по 7 группам изданий было выявлено 34 наиболее продуктивных журнала (20 отечественных и 14 иностранных); они дали 55 % научных статей и составили «ядро» журналов по проблеме. Остальные 45 % журнальных статей приходятся на 288 периодических изданий, что указывает не значительное рассеяние информации по проблеме.
Значительное рассеяние статей по профилю свидетель-. ствует о том, что гигиена детей и подростков является ши-^¡У рокой отраслью знания и тесно связана как с клиническими, так и с теоретическими разделами медицины, а также с другими областями науки. В то же время это указывает на недостаточное число специализированных изданий, которые должны в основном охватывать всю литературу по специальности.
Действительно, имеются только 3 узкопрофильных иностранных журнала: «Ärztliche Jugendkunde» (ГДР), «Wy-chowanie fizyczne i higiena szkolna» (ПНР), «Jornal of School Health» (США). В нашей стране нет узкоспециализированного журнала по гигиене детей и подростков, нашим основным профильным журналом является «Гигиена и санитария», который публикует ежегодно по гигиене детей и подростков в среднем 15 % статей от общего количества статей в годовом комплекте журнала. Значительный интерес представляет издание АПН СССР «Новые исследования по возрастной физиологии», имеющее 2 выпуска в год. По результатам проведенной работы был составлен «Аннотированный указатель журналов, публикующих материалы по гигиене детей и подростков», в который включены аннотации к 34 журналам.
В условиях непрерывного роста числа публикаций и их рассеяния особое значение приобретают реферативные издания. Выпуск реферативных журналов позволяет преодолеть процессы рассеяния информации, географические и языковые барьеры, концентрировать информацию в одном источнике и в более сжатом виде.
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР представляет раздел «Гигиена детей и подростков» в Медицинском реферативном журнале (МРЖ), издаваемом ВНИИ медицинской информации Минздрава СССР (научный редактор раздела канд. мед. наук М. И. Чурьянова). В данном разделе МРЖ в форме рефератов, аннотаций и библиографических описаний находят отражение различные информационные материалы: новые отечественные и ино-
Ч
странные книги, научные статьи и обзоры, диссертации, методические документы (в среднем 400 публикаций в год). Помимо рефератов и аннотаций, публикуются микрообзоры — наиболее ценный аналитико-синтетический вид вторичной информации. Так, в последние годы в МРЖ были опубликованы обзоры, касающиеся результатов наиболее важных научных исследований по гигиене детей и подростков за отдельные годы, научные обзоры «Функциональные пробы при дозированных физических нагрузках в гигиене детей и подростков», «Биологическая обратная связь в гигиене детей и подростков», «Современные проблемы диспансеризации школьников», «Современное состояние проблемы освещения школьных зданий», «Современные методы исследования и оценки состояния здоровья школьников», «Гигиенические проблемы компьютеризации учебного процесса», «Влияние алкоголя на детский и подростковый организм».
В МРЖ в форме аннотаций были также приведены сведения о научных обзорах, изданных отдельными выпусками, таких, как «Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной и профессиональной школы 1985 г.», «Эффективность внедрения основных результатов научных исследований в области гигиены детей и подростков 1986 г.»
и др?;
Систематический отбор литературы для МРЖ и практически отсутствие отсева просмотренных публикаций, наличие в нем научных обзоров по наиболее актуальным вопросам гигиены детей и подростков позволяют считать, что регулярный просмотр МРЖ обеспечивает специалисту знакомство с состоянием проблемы на сегодняшний день.
Научная информация должна обеспечить ориентацию любого научного исследования в общей системе науки и выдачу по каждой конкретной проблеме ответов на вопросы о том, что, где, когда и кем сделано или делается в данном направлении. Полнота информации гарантируется правильным комплектованием справочно-информационных фондов по проблеме. В этом плане органом информации ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР проводятся комплексные мероприятия, включающие целенаправленный поиск, выявление и отбор, классификацию и рациональное хранение накопленных научных данных.
К услугам специалистов Главная справочная картотека по проблеме и ряд специальных картотек, число материалов в которых ежегодно увеличивается в среднем на 2000 и к настоящему времени составляет более 65 000. Справоч-но-информационные фонды института постояш о пополняются различными видами материалов: научными обзорами, библиографическими указателями, выпусками экспресс-информации, переводами и рефератами научных статей и др. — всего накоплено более 3500 таких документов. Книжно-журнальный фонд научной библиотеки института составляет 43 000 единиц. Справочно-информационные фонды института широко отражают вопросы не только гигиены детей и подростков, но и других разделов медицины: возрастной физиологии и психологии, педагогики.
Все аспекты деятельности органа информации головного учреждения направлены на совершенствование информационного обеспечения научно-исследовательских работ и повышение их эффективности.
Поступила 18.06.87
УДК 612.789-06:612.763-053.2 + 616.89-008.434-085.825.1-053.2
Т. В. Чернова, Л. В. Воложанинова
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КИСТИ РУК
В СТИМУЛИРОВАНИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Свердловский медицинский институт
В системе воспитания детей дошкольного возраста, формировании гармонически развитой личности большое значение придается развитию речи и двигательных навыков.
В отечественной литературе имеются указания о взаимосвязи развития речевых функций и двигательной активности детей [2—4]. Особенно важно стимулирование развития ре-