Ласо# № 32 20/0
5 ЗД. Лещиков
Состояние народного образования в Псковском крае
(XVIII — первая четверть XIX вв.)
ТГНЕЙ Александровых прекрасное на-ЛЛхАчало» - этой строкой из сочинения А.С. Пушкина «Послание цензору», написанным в 1822 г., историки, как правило, дают положительную оценку первых лет правления Александра I. Однако Пушкин вложил в эту строку отрицательную характеристику «просвещённого абсолютизма» Александра I, считая его правление отражением («зерцало») правления его бабки, царствование которой Пушкин оценивал негативно. В «исторических замечаниях» по русской истории XVIII в. он писал: «... развратная государыня развратила своё государство».1 В «Послании цензору» сопоставлены «екатерининские свободы» и «дней Александровых прекрасное начало», последнее, по его мнению, родственно первым. Пушкин твёрдо стоял на точке зрения, что просвещение неминуемо должно вести к свободе. А её не было.
Не касаясь политических и некоторых социальных проблем правления Александра I, всё же следует отметить, что в первые годы императором были сделаны значительные практические шаги в развитии просвещения. Открывались лицеи, гимназии, университеты, технические вузы. Если в России в XVIII в. был один университет, то в первой четверти XIX в. открыты ещё три. До Александра I общей системы начального образования не было. Был создан центральный орган управления образованием - Министерство народного просвещения. Тем самым был установлен государственный характер образования в России. Название Министерства было предложено самим императором. Министерство выработало план организации дела народного образования.
Лещиков Валерий Николаевич - кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения и археологии Псковского педуниверситета им. С.М.Кирова
Указом от 24 января 1803 г. «Об устройстве училищ» было утверждено ранее изданное Положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, чем было обеспечено единство системы образования.
Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трёхклассным обучением, гимназии и университеты. При реформировании екатерининских школ в новые первый класс малого и главного училища превращался в приходскую школу, второй класс становился первым классом уездного училища и к нему вновь создавался второй. Высшие классы главного училища преобразовывались в 1-й и 2-й классы гимназии и к ним дополнялись ещё два старших класса, ранее не существовавших.
Учебный план четырёхгодичного курса обучения первоначально включал 33 предмета. В последующие, 1819 и 1824 гг., учебный план изменялся. Например, в 1824 г. г. из курса были исключены следующие предметы: естественное право, народное право, политическая экономия, история статистики. Вместо них были введены: славянская грамматика, усилено преподавание российской истории, латинского и греческого языков, если он был введён.
5 ноября 1804 г. был утверждён устав учебных заведений. В соответствии с уставом в каждом губернском городе надлежало открыть одну гимназию. Цели, которые ставились перед гимназиями, состояли в том, чтобы подготовить их выпускников к поступлению в университеты, а тем, кто не желал продолжать обучение «приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека», т.е. получить образование.
Гимназию надлежало открыть и в Пскове. Это произошло спустя четыре года 2 июня 1808 г. На открытие гимназии прибыл попечитель Санкт-Петербургского учебного округа Н.Н. Новосильцев. Открытие прошло в торжественной обстановке с молебном, официальной частью и завтраком для всех посетителей, устроенном в помещении гимназии. В церемонии открытия участвовал и гражданский губернатор Н.О. Лаба. Вначале гимназия размещалась в доме генерал-губернатора. Здание было мало приспособлено для учебного заведения. Поэтому ещё до открытия гимназии директор подал попечителю докладную записку с просьбой о приобретении для гимназии особого дома. Это прошение осталось без всяких последствий.
Первым директором гимназии был назначен последний директор Главного училища Назаретский Пётр Александрович, хороший администратор, талантливый педагог, многое сделавший для организации надлежащей работы Главного училища. Ему принадлежала инициатива подачи прошения попечителю учебного округа о приобретении нового здания для гимназии. Директором гимназии Назаретский П.А. был недолго. В год открытия гимназии он подал прошение
об отставке по состоянию здоровья, которое было принято. В августе 1809 г. директором был назначен капитан-лейтенант Харламов Алексей Гаврилович. По существу он только значился директором, поскольку большую часть своего времени проводил в Петербурге. В ноябре 1811 г. он был уволен. В период его отсутствия должности директора исполняли учителя Петрушевский, затем Шавров Е.М. Во время директорствования Петрушевско-го Ф.И. в педагогическом коллективе часто возникали конфликты. С сентября 1811 г. по март 1812 г. исправлял обязанности директора учитель Орлов Т.Я.. Следующим директором был Караулов Василий Семёнович, занимавший до этого должность Советника Псковского Губернского Правления. В связи с приближением французских войск временно, до сентября, занятия в гимназии были прекращены. В первое время новый директор взялся за наведение надлежащего порядка в гимназии. Однако в период 1813-1815 гг. он большую часть времени проводил в Петер-
бурге. В 1815 г. в гимназии была проведена ревизия, которая вскрыла растраты казённых средств в сумме 3014 руб. Позже, в 1817 г., выяснилось, что растрачено было 5998 руб.2 В марте 1816 г. Караулов был уволен с должности директора, а исправляющим обязанности вновь был назначен старший учитель Шавров Егор Михайлович. Это был один из деятельных директоров. Кроме хозяйственных дел любил заниматься решением педагогических вопросов, стараясь усовершенствовать содержание педагогического процесса. Для того чтобы улучшить состояние библиотечного фонда гимназии, в 1827 г. он придумал проект учреждения при гимназии общества чтения. По этому проекту каждый член общества из жителей города платил в год по
25 руб. На эти деньги покупали современные периодические издания, которые читались по очереди каждым членом общества, а потом передавались в собственность библиотеки. Ранее поданное ходатайство директором На-заревским П.А. попечителю учебного округа о приобретении для гимназии отдельного здания, наконец, было удовлетворено. В ноябре 1816 г. и.о. директора гимназии Шаврову было поручено осмотреть дом, принадлежащий сенатору Беклешову Н.А. Здание было оценено в 5700 руб.3 В 1817 г. дом был куплен. В 1827 году Шавров был удостоен чести быть принятым Николаем I во время посещения им гимназии.
Первый педагогический коллектив состоял из 7 человек. Кроме директора в него входили старшие учителя: изящных наук и философии Шавров Е.М., чистой и смешанной математики и опытной физики - Петрушевский Ф.И., географии, истории и статистики - Орлов Т.Я., естественной истории, технологии и коммерческих наук - Измайлов К.Н., младшие учителя: латинского языка - Навроцкий И.В., немецкого - Ниц Я.И.4 Все старшие учителя имели высшее педагогическое образование или закончили курсы в педагогическом институте Петербурга. Учителя имели по 18 уроков в неделю. Вести занятия приходилось по нескольким предметам. Например, учитель истории вёл занятия кроме истории по географии, мифологии, древней истории, статистике. В соответствии со штатным расписанием, а гимназия Пскова
относилась ко второму разряду, должностной оклад старшего учителя составлял 650 руб., младшего - 400. Кроме того, Приказ общественного презрения обязывался обеспечить квартирами с отоплением и освещением. Однако уже в июле учителя сообщили директору, что они не имеют ни квартир, ни дров, ни свечей, ни прислуги, а от выделенных гражданским губернатором Лабой комнат в домах местных жителей преподаватели отказались, так как по своей площади они совсем не удовлетворяли их потребности. Только в 1810 г. вместо полученных квартир им стали выплачивать деньгами квартирное пособие.
Всего в гимназии обучалось с 1808 по
1827 гг. 460 учащихся. Полный курс гимназии из 186 принятых закончили только 26 гимназистов. Половина учащихся покинула гимназию из первого класса.5 Причины отсева были разные. Прежде всего, выбывали ученики, плохо подготовленные к обучению в гимназии. В последствии преподавателям пришлось снижать требования к ученикам. Другой причиной отсева была бедность родителей. Многие ученики оставляли гимназию потому, что не видели в перспективе каких-либо выгод. Должности учителей уездных училищ не прельщали из-за низкого их статуса. Немалое значение имел и фактор негативного отношения многих родителей к учё-
По уставу в гимназии имели право обучаться ученики всех сословий, окончившие уездные училища или другие учебные заведения соответствующего уровня. Первый состав гимназистов был представлен почти всеми сословиями кроме духовного. В следующие годы дети некоторых сословий, преимущественно из дворян, почти не поступали. Самое большое число учеников поступало из детей гражданских чиновников, мещан, офицеров, купцов, кантонистов. В 1808 г. на первый курс было принято 38 учеников. За весь период существования гимназии на первый курс было принято 186 учащихся. Сведения по сословиям представлены в таблице.
бе их детей. Одной из целей гимназии было приготовление выпускников к поступлению в университеты. Для псковских гимназистов достижение этой цели было проблематичным, потому что в Петербурге университет был открыт только 1819 г. Что же касается Дерптского университета, то для поступления в него необходимо было знание немецкого языка, другие же университеты были слишком удалены от Пскова. Состоятельные родители учитывали и то, что гимназии были только учебными заведениями, а не воспитательными: родители, особенно из дворян, предпочитали такие учебные заведения, в которые можно было отдавать детей на полное воспитание. Немаловажное значение имел
Дворян 8
Шляхтичей 3
Офицерских 28
Купеческих 17
Мещанских 32
Детей гражданских чиновников 42
Приказных 10
Солдатских 4
Кантонистов 28
Духовных 1
Крестьян 2
Поселян 2
Дворовых 2
Вольноотпущенных 6
и неизвестного происхождения 1
ИТОГО 186
и фактор утраты Псковом, после основания Санкт-Петербурга, своей былой роли и превращения в заурядный административный центр. Для чиновничьего города гимназия была не столь нужна. Для того, чтобы стать чиновником, требовалось не образование, а умение читать и писать.
Среди многих методических проблем в обучении, одной из сложных была проблема борьбы с механическим усвоением материала учащимися. Учебники по многим предметам были трудны для усвоения материала, поэтому учителя вынуждены были составить подробные программы по всем предметам гимназического курса.
С 1814 г. в гимназии были запрещены телесные наказания. Основными мерами воспитания были выговоры, выставление неудовлетворительных отметок. К мерам поощрения учеников относилась: раздача подарков хорошим ученикам на экзаменах. Они проводились раз в год перед Рождеством Христовым и были частными и публичными. На первых присутствовал директор, а на вторых вопросы предлагал директор в присутствии публики. На этих экзаменах присутствующих было мало, потому что приглашения не рассылались, а лишь сообщалось, что экзамены будут тогда-то.
С преобразованием Главного народного училища в гимназию и в уездное училище финансирование от Приказа общественного презрения и Городской думы было прекращено. Теперь средства на их содержание поступали от Государственного казначейства. За Приказом общественного презрения осталась обязанность выплаты квартирных пособий. Частные пожертвования были невелики. В 1817 г. пожертвования поступили от князя Куракина А.Б., графа Разумовского А.К. - по 1000 руб. от каждого, от разных лиц - 835 руб., в 1825 г. пожертвовано вещей на сумму 360 руб.6
Гимназическая библиотека была создана на базе библиотеки Главного народного училища. В предшествующей статье было отмечено, что библиотека училища располагала весьма скудным фондом. По штатному расписанию 1804 г. на библиотеки гимназий ежегодно выделялось 250 руб., сумма, конечно, скромная. В 1813 г. в фонде библиотеки насчитывалось 220 названий, включавших
237 книг. Из этого числа большая часть приходилась на периодические издания.7 Приведённые цифры сами по себе мало о чём говорят. Положение же с обеспеченностью учебниками было неудовлетворительным, особенно в первые годы работы гимназии. Это подтверждают донесения учителей по своим предметам. В декабре 1808 г. учителя доносили, что учебников нет. В августе 1809 г. «ученикам вместо книг роздано две двести бумаги». «Пособий к рисованию - рисунков, карандашей, кистей, туши, бумаги не было». В сентябре 1810 г. из-за отсутствия пособий «физика не начата». В годовой ведомости за этот год отмечалось, что «учение хотя и могло бы находится в самом лучшем состоянии, но по неимению ... пособий, относящихся до физического кабинета, естественной истории, рисовального класса . останавливают просвещение». Такие же проблемы отмечались и по ботанике, технологии и коммерческим наукам.8 Эти недостатки отмечались и в последующие годы.
В октябре 1827 г. Псков посетил император Николай I. 21 октября он осмотрел гимназию. В этом году в гимназии обучалось всего 23 ученика, что получило негативную оценку императора. Последовало повеление «гимназию закрыть с 1 января 1828 года по малочисленности учащихся».9 Гимназии в других губерниях Санкт-Петербургского учебного округа продолжали работать.
Псковская гимназия была главным и единственным средним светским учебным заведением, поэтому мы уделили ей большее внимание.
Каково же было состояние других училищ: уездных, приходских? В каждом губернском и уездном городе должно было быть, по крайней мере, по одному уездному училищу. Целью училищ было приготовление желающих к поступлению в гимназию и получение соответствующего образования для детей разных сословий. Создавались они, прежде всего, на базе малых училищ. Курс их был обширнее курса малых. В первый год изучались следующие предметы: Закон Божий и Священная история, чтение книги о должности человека и гражданина, русская грамматика, чистописание, правописание, правила слога. Для всех этих предметов назначался один преподаватель. Во второй: всеобщая геогра-
фия и начальные правила математической географии, география Российского государства, всеобщая история, Российская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики и естественной истории, начальные правила технологии, рисование. Для всех этих предметов назначался так же один преподаватель. За два года весь курс обучения включал 15 предметов. Программа уездного училища была почти равна программе Главного народного училища.
Приходские училища, как низшая ступень светского образования, имели также двоякую цель: подготовку желающих для поступления в уездные училища и дать соответствующее образование детям податного сословия, прежде всего крестьянским. В губернских и уездных городах, также и в сельской местности каждый церковный приход, или два вместе должны были иметь, по крайней мере, одно приходское училище. Одногодичный курс училища включал кроме чтения и письма изучение главных начал Закона Божия и нравоучения, умение читать и объяснять книгу «Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложения человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья» и обучение первым действиям арифметики. В училище назначался только один преподаватель. В большинстве это были священнослужители. В училище был только один класс. Курс училища почти был равен курсу первого класса Главного и курсу малого училища, а поэтому класс этот, при преобразовании превращался обыкновенно в приходское училище. Программа училища была, прежде всего, ориентирована на потребности детей сельских жителей.
В соответствии с Уставом 1804 г. уездные училища финансировались из Казны и городскими обществами. Для уездных училищ второго разряда, а училища Псковской губернии относились к этому разряду, была установлена ежегодная сумма в 1410 руб. Приходские училища оставались в городах на содержании городских обществ, в казённых селениях на иждивении прихожан, в помещичьих на содержании помещиков, если они давали на то согласие. В первых, священник, который мог быть и учителем,
имел надзор за училищем вместе с одним из почётных жителей. Главный надзор за училищами осуществлял смотритель уездного училища. Такое устройство финансирования не способствовало распространению училищ и их стабильной работе. Жители селений, не осознавшие ещё особенной потребности к учению, не охотно соглашались на открытие училищ, которые должны были содержаться за их счёт. Одно только духовенство, поощряемое училищным начальством, стремилось к открытию сельских училищ, жертвуя для них свой труд и не редко своё имущество. Поэтому многие сельские училища содержались за счёт местного духовенства, пользуясь от него помещением, освещением, отоплением. Вообще сельские училища не имели устойчивого существования, поэтому закрывались вскоре после открытия. В Псковской губернии проблем с финансированием приходских училищ не было, поскольку в этот период не было самих училищ, поэтому о реформе школы 1804 г. можно говорить только как о городской.
Преобразованы малые народные училища в уездные с приходскими при них классами были в Псковской губернии в следующие годы: в Порхове и Торопце - 3 января 1814 г., в Великих Луках - 13 января 1814 г., в Острове - 22 января 1815 года, в Опочке 17 ноября 1815 г. Вновь открыты уездные училища с приходскими при них классами: в Новоржеве - 5 января, в Холме - 25 января 1814 г. Кроме того, находилось ещё приходское училище при гимназии со 2 июля 1808 г., образованное из первого класса Главного народного училища.10 Следовательно, к концу
1828 г. в городах Псковской губернии находилось: губернская гимназия (при ней уездное и приходское училища), 7 уездных училищ (при них приходские классы). Все названные уездные училища содержались за счёт Казначейства. Уездные училища получали и пожертвования от состоятельных граждан. Общая их сумма до 1825 г. составила в деньгах более 10 тыс. руб.11 Дарение зданий для училищ была особенно ценной формой благотворительности. Порховское училище в течение 4 лет, с 1813 по 1817 гг. размещалось в собственном доме, подаренном дворянством уезда, Холмское учили-
ще получило дом от Почётного смотрителя князя Шаховского в 1812 г. ещё до открытия училища, а Новоржевскому в 1816 г. подарил Почётный смотритель Коромолин. Другие училища помещались в частных домах или бесплатно, или за счёт Почётных смотрителей, или в виде казённого постоя.
Как в период екатерининской реформы, так и александровской была одна постоянная проблема - проблема обеспечения учебных заведений педагогическими кадрами. Особенность александровского периода была в том, что новую школу обеспечить учителями теперь стало гораздо труднее, чем прежде, ввиду большей сложности школьных программ. Кроме того, как и в прежние годы, учителей просто не хватало. За их отсутствием было предписано епархиальным архиереям командировать на должность учителей уездных училищ и гимназий семинаристов, а в сельских приходских училищах, о чём уже было сказано, должны были обучать приходские священники. Выпускники гимназий также могли пополнять учительский корпус. Напомним, что за весь период существования Псковской гимназии, то есть за 19 лет, её окончило только
26 чел., но желающих занять учительскую должность, по причине нищенского материального обеспечения, были единицы. Такое положение было во всей России. Правительством принимались меры для исправления положения дел. В 1815 г. разрешено было в каждой гимназии иметь казённых учеников, которые по окончании курса обязаны были прослужить учителем 6 лет в уездных училищах. Но эта мера дала малые результаты. Например, в Великолукском уездном училище весь педагогический состав с 1814 г. по 1832 г., то есть в течение 18 лет, состоял из одного смотрителя и только с 1817 г. по 1820 г. был один учитель. Приведённый пример по
Великолукскому уездному училищу показывает, что за статистикой, предписаниями официальных документов скрывалась порою другая реальная жизнь. Не представляется возможным привести многие примеры из жизни уездных училищ губернии. Приведём некоторые из жизни уже упомянутого нами Великолукского училища. В 1814 г., в год открытия, в училище поступило 12 учеников, 10 из них перешли из малого училища. К концу обучения осталось только 7 учеников, а в 1820 г. значилось только 4. По этой причине длительное время оно существовало как одноклассное, вместо 2-х классов по Уставу, с одним учителем, а временами и единственный класс закрывался. В марте 1822 г. в училище занималось только 3 ученика. Из-за отсутствия учителя занятия приходилось вести смотрителю, поэтому обучение в эти годы ничем не отличалось от приходского класса.12 Такое состояние было характерно и для других уездных училищ. Подобные недостатки были обусловлены многими причинами: финансово-хозяйственными,
управленческими, кадровыми. Но была ещё одна, трудно преодолимая, это негативное отношение разных сословий к образованию своих детей. Окончившие приходской класс, научившись читать и писать считали себя образованными и поступив в училище, вскоре бросали учёбу. Это была российская проблема.
Каковы же итоги реформ в образовании в первой четверти XIX в. применительно к Псковской губернии? Публикуемая ниже таблица о соотношении числа учащихся к числу жителей даёт основание сделать вывод, что и в Псковской губернии в результате реформ был сделан определённый шаг вперёд в становлении и развитии государственной системы светского образования, но шаг очень небольшой.13
Ласо# № 32 20/0
Название губернии 1802 г. 1820 г. 1828 г.
Число жителей Число учащихся Отношение числа жителей к числу учащихся Число жителей Число учащихся Отношение числа жителей к числу Число жителей Число учащихся Отношение числа жителей к числу
Архангельская 175,080 152 1,151:1 192,656 174 1,107:1 205,000 271 757:1
Олонецкая 225,976 163 1,476:1 206,096 263 707:1 215,000 363 592:1
Вологодская 571,454 213 2,683:1 619,078 394 1,573:1 668,000 576 1,159:1
Новгородская 596,364 453 1,316:1 674,662 845 798:1 74-,000 902 820:1
Псковская 624,496 386 1,617:1 623,750 413 1,510:1 653,000 611 1,068:1
Следовательно, общее число учащихся губернии увеличилось с 1802 г. по 1828 г. на 225 чел. Однако приведённые цифры не могут служить показателем общей образованности, так как в этих губерниях находились ещё духовные училища и другие учебные заведения. Опубликованные сведения по другим губерниям дают возможность сравнить уровень образованности населения Псковской губернии с другими Санкт-Петербургского учебного округа, кроме Санкт-Петербургской губернии.
В эпоху «просвещённого абсолютизма» Александра I Россия была далека от всеобщего просвещения народа. Так, по данным «Статистического изображения городов и посадов Российской Империи по 1825 г.» из 533 штатных городов, 102 заштатных и 51 местечек и посадов не имели ни одного учебного
заведения 131 город, 81 заштатный и 47 посадов и местечек. По 1 учебному заведению имели 232 города, 15 заштатных городов и 3 посада и местечка. Во всех 686 городских поселениях, с более чем 3 1А милл. населением, было тогда только 1095 учебных заведений всякого рода, а число трактиров и питейных домов доходило до 12179.14
В своих Заметках по русской истории ХУШ в., ссылкой на которые мы начали статью, Пушкин проводит мысль, что мрак под видом света культивировался властью, особенно екатериниской и Александровской.
За александровской реформой 1828 г., по политическим соображениям, последовала реформа, проведённая правительством Николая I. Новая реформа породила новые проблемы.
Примечания
1 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М., 1996. т. XI. С. 16.
2 Василев И.И. Историческая монография. Псковская губернская гимназия // Памятная книжка Псковской губернии за 1869-й год. Псков, 1870. С. 47.
3 ГАПО. Ф. 20, оп. 1, д. 584, л. 33.
4 Василев И.И. Историческая монография... С. 36-37.
5 Там же, с. 60-61.
6 Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. СПб, 1849. С. 255.
7 Василев И.И. Историческая монография. С. 71.
8 Там же, с. 43.
9 Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. С. 232.
10 Там же, с. 143.
11 Там же, с. 256.
12 Образование и образовательные средства в Великих Луках и его уезде. Историко-статистический очерк. Псков, 1893. С. 19.
13 Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. С. 159.
14 Энциклопедический словарь. Д.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб, 1897. Т. ХХА. С. 756.