Финансовая система
УДК 336.12
состояние мировой финансовой системы и перспективы России
М. П. ПРИДАЧУК, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье на основе анализа и оценки трансформационных процессов в мировом пространстве выделены основные проблемы и перспективы развития глобальной финансовой системы, их влияние на экономику ведущих экономических держав и России. Обозначены причинно-следственные связи, определены ключевые трудности, носящие системный характер и отражающие несовершенство экономических механизмов управления.
Ключевые слова: финансовая система, финансовые институты, кризис, страхование.
К осени 2011 г. положение в мировой экономике стало напоминать ситуацию трехлетней давности. Количество негативной информации постоянно растет. Сторонники теории заговора утверждают, что затягивание парламентом США принятия решения об увеличении планки государственного долга предпринимается, чтобы отвлечь внимание от потока отрицательных новостей о фактически начавшейся рецессии в американской экономике. После первой стадии посткризисного восстановления проблемы в мировой экономике начали проявляться с новой силой. По итогам 2010 г. и первого полугодия 2011 г. в целом ряде стран наблюдается фактический спад ВВП. Самая крупная экономика мира - американская формально во II квартале 2011 г. показала прирост в 1 % в годовом исчислении.
При этом скептики говорят, что хорошие показатели американской экономики в значительной степени связаны со следующими мерами:
- постоянный пересмотр в сторону уменьшения данных прошлых лет, которые являются базой для расчета текущих показателей;
- заниженная в 2010 г. официальная инфляция;
- гигантские бюджетные вливания, с помощью которых частный долг заменялся государственным.
За последние годы Федеральная резервная система (ФРС) США в рамках количественного смягчения (quantitative easing) увеличила денежное предложение практически на 1,5 трлн долл.: 1 250 млрд долл. - путем выкупа ипотечных облигаций (mortgage-backed securities) и 250 млрд долл. - за счет выкупа облигаций федеральных агентств.
Первая программа действовала до апреля 2010 г. Чуть позже - в мае была прекращена и программа стимулирования рынка жилья, согласно которой покупатель первого дома имел право на существенный налоговый вычет. В этот же период большинство центральных банков развитых стран снизило учетные ставки менее чем до 1 %. К сожалению, для некоторых руководителей центральных банков снизить процентную ставку ниже нуля невозможно. Однако рядом ведущих экономистов ныне активно
разрабатываются варианты синтетического конструирования отрицательных ставок. Впервые в новейшей истории центробанки всех развитых стран удерживают отрицательные реальные процентные ставки.
Аналогичная ситуация во многих развивающихся странах, включая Россию: ставка по месячным межбанковским кредитам опускается ниже 4 % годовых, облигации компаний первого эшелона приносят 7 % годовых при 10 %-ной инфляции.
Однако вливание гигантских сумм не смогло форсировать двигатель мировой экономики. Формально за счет этих дополнительных объемов денежных средств американский ВВП оставался в положительной зоне. Но реально несколько последних лет происходят фактически открытые манипуляции с официальными экономическими показателями. Одновременно с выходом «положительных» данных о росте американского ВВП во II квартале данные за I квартал оказались ниже ранее опубликованных на 1,6 %, или 216 млрд долл. Аналогично пересматривались:
- данные по розничным продажам;
-данные по заказам на товары длительного
пользования;
- данные по производству.
Фактически большинство экономических показателей США не имеет четкой положительной динамики и балансирует на грани падения только лишь за счет программы QE2, которая закончилась летом 2011 г. И уже в августе началось падение финансовых рынков. По мнению ряда аналитиков, в конце 2011 - начале 2012 г. возможен новый раунд количественного ослабления. Хотя это будет означать продолжение все той же денежно-кредитной политики по накачке экономики деньгами, которая уже доказала свою тупиковость. 600 млрд долл., направленные в экономику в рамках второй программы количественного смягчения, дали всего лишь 3-процентный рост ВВП в течение одного квартала, который почти тут же сошел на нет уже в начале 2011 г. Соответственно, продолжение данной финансовой политики является экономически и политически нецелесообразным.
В ближайшее время объем государственного долга США уже превысит объем ВВП этой страны. Подобной ситуации в Соединенных Штатах не было со Второй мировой войны. Шесть лет назад государственный долг составлял около 7,6 трлн долл. и буквально за три-четыре года его объем увеличился
вдвое. В настоящее время правительство США занимает более 40 центов на каждый потраченный доллар. Немаловажным является и то, что из общего объема государственного долга около 5,5 трлн долл. составляет внутриправительственный долг (Intragovernmental Debt). До последнего времени выплаты из фондов социального страхования были меньше, чем поступления в них. Полученный профицит направлялся в бюджет в виде задолженности перед государственными фондами социального страхования. Несколько лет назад на пенсию стало выходить все большее количество «беби-бумеров». Начала складываться обратная ситуация - профицит государственных фондов социального страхования стал сменяться на их дефицит, который будет погашаться за счет средств федерального бюджета. Например, долг правительства США перед самым крупным фондом (Social Security Trust Fund) составляет около 2,6 трлн долл. Таким образом, власти Соединенных Штатов оказались в классической ловушке. Невозможно достаточно долгое время увеличивать госдолг по 10 % ВВП ежегодно.
По мнению известных экономистов Кеннета Рогоффа и Кармен Рейнхарт, уровень государственного долга выше 90 % ВВП приводит к замедлению экономического роста [1].
Не лучше обстоят дела и в Европе - в большинстве стран рост ВВП и промышленного производства балансирует около нуля. Традиционно в более выгодном положении находится экономический лидер Евросоюза - Германия, в то время как в Греции падение ВВП приближается к 10 % в годовом исчислении (8,1 % в I квартале 2011 г.), а падение промпроизводства и того больше (13,2 %). Фактически ряд европейских стран (Ирландия, Португалия, Испания и в первую очередь - Греция) не в состоянии самостоятельно решить свои долговые проблемы: они оказались на грани дефолта. Ситуацию осложняет и высокий уровень безработицы в этих странах:
- в Ирландии - 14 %;
- в Греции - 15 %;
- в Испании - свыше 20 %.
Следующей страной Еврозоны, которой предстоит испытать подобные проблемы, является Италия. Государственный долг этой страны превысил 120 % ВВП. Основная трудность в данной ситуации состоит в том, что у Евросоюза в принципе нет механизмов для решения данных проблем, поскольку для этого нужно применение финансовыми властя-
ми отдельно взятой страны инструментов денежно-кредитной политики и в первую очередь - девальвации национальной валюты. Однако с введением евро данная возможность утрачена. Созданная на повышательной фазе экономического цикла единая европейская валюта, оказалась существенным бременем во время экономического спада.
Ныне европейские монетарные власти пытаются сохранить еврозону путем перекрестного субсидирования неэффективных экономик членов Евросоюза за счет налогоплательщиков более развитых стран. Но подобная «благотворительность» не может продолжаться слишком долго. К тому же властям стран-доноров все труднее объяснять своим избирателям, почему они должны отдавать свои деньги гражданам другой страны. Дальнейшее развитие этих негативных процессов будет сопровождаться центробежными процессами внутри еврозоны, вплоть до полной отмены единой евровалюты в качестве наиболее драматического варианта развития событий.
Что касается российской финансовой отрасли, то ключевыми вопросами дальнейшего развития являются:
- необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения;
- острая потребность в улучшении регулирования финансового сектора в целом и банковского и страхового надзора в частности.
Ситуация с Банком Москвы, Межпромбанком и другими кредитными организациями выявила серьезные проблемы с пруденциальным надзором, которые требуют незамедлительного решения. Еще менее прозрачной сферой является регулирование страхового рынка, где реальный надзор за деятельностью страховых компаний фактически сведен к минимуму. Например, в отличие от банковской сферы официально возможна ситуация, когда внебалансовые обязательства страховых компаний не отражаются в их отчетности.
Но наиболее важные как в экономическом, так и в политическом плане решения придется принимать в отношении трансформации отечественной пенсионной системы [2].
В 2010 г. совокупный трансферт из федерального бюджета в пенсионный фонд России составил 5,2 % ВВП против 1,6 % ВВП тремя годами ранее. Россия стала страной с весьма высоким уровнем обложения фонда оплаты труда (см. таблицу). При экстраполяции текущих тенденций можно спро-
гнозировать развитие накопившихся структурных проблем российской пенсионной системы:
- увеличение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ;
- снижение нормы замещения;
- отсутствие стимулов к официальному созданию новых рабочих мест.
В настоящий момент проблемы пенсионной системы выходят за рамки собственно фискальных или социальных и становятся проблемами макроэкономическими. Слишком высокое для развивающейся страны налогообложение фонда оплаты труда снижает конкурентоспособность отечественной экономики. Кроме того, появились исследования, согласно которым увеличение среднего возраста населения и массовый выход на пенсию первого послевоенного поколения являются из факторами снижения фондового рынка. В основе этой гипотезы лежит вполне естественное предположение, что увеличение количества работающих людей относительно числа пенсионеров способствует росту фондового рынка, поскольку их пенсионные накопления инвестируются в ценные бумаги. Когда же эти люди выходят на пенсию, происходит обратный процесс, и увеличивается отток средств с фондового рынка [3]. Последняя проблема в большей степени актуальна для США, а не России. Но кроме влияния на фондовый рынок доля пенсионеров в общей массе населения оказывает воздействие и на потребительские расходы граждан. В предкризисные годы рост отечественной экономики был вызван в том числе:
- ростом потребления;
- наличием дешевой и незадействованной рабочей силы и производственных мощностей.
Хотя, конечно же, основным драйвером роста были цены на энергоносители.
В краткосрочном периоде важнейшими событиями финансовой отрасли станут:
- определение полномочий «мегарегулятора» финансового рынка, созданного Указом Президента РФ от 04.03.2011 путем присоединения Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам;
- слияние ММВБ и РТС.
В начале февраля ММВБ подписала соглашение с пятью акционерами РТС: Альфа-банк (9,6 %), Атон (9,8 %), Ренессанс брокер (9,4 %), Тройка диалог (10 %) и Фонд «Да Винчи» (14,9 %). Речь шла о покупке у них контрольного пакета акций фондовой
доля налогов и обязательных платежей в совокупных затратах работодателя на оплату труда в странах ОЭср в 2009 г., процент от совокупных затрат работодателя в размере среднего уровня оплаты труда работника, не пользующегося специальными льготами
страна совокупная доля налогов в затратах на оплату труда Иалог на доходы физических лиц Взносы на социальное страхование
уплачиваемые работником уплачиваемые работодателем
Австралия 26,7 20,7 - 6,0
Австрия 47,9 11,4 14,0 22,6
Бельгия 55,2 21,1 10,7 23,3
Великобритания 32,5 14,6 8,3 9,6
Венгрия 53,4 15,9 12,8 24,6
Греция 41,5 7,1 12,5 21,9
Дания 39,4 29,1 10,3 -
Ирландия 28,6 12,9 6,0 9,7
Исландия 28,3 22,3 0,2 5,8
Испания 38,2 10,3 4,9 23,0
Италия 46,5 15,0 7,2 24,3
Канада 30,8 13,9 6,5 10,3
Корея 19,7 3,8 6,9 8,9
Люксембург 34,0 12,7 10,9 10,3
Мексика 15,3 3,5 1,2 10,5
Нидерланды 38,0 15,1 13,8 9,1
Новая Зеландия 18,4 18,4 - -
Норвегия 37,4 19,1 6,9 11,3
Польша 34,0 5,6 15,5 12,9
Португалия 37,2 9,1 8,9 19,2
Словакия 37,6 6,3 10,6 20,8
США 29,4 13,4 7,0 9,0
Турция 37,5 10,5 12,9 14,2
Финляндия 42,4 18,6 5,1 18,7
Франция 49,2 9,9 9,6 29,7
ФРГ 50,9 17,3 17,3 16,3
Чехия 41,9 8,3 8,2 25,4
Швейцария 29,3 9,4 10,0 10,0
Швеция 43,2 13,9 5,3 23,9
Япония 29,2 7,0 10,8 11,4
Российская Федерация в 2011 г. 35,1 9,7 - 25,4
биржи. По предварительной договоренности одна треть будет оплачена покупателем денежными средствами и две трети - акциями объединенной компании. В ближайшие два-три года при благоприятной финансовой конъюнктуре вероятным представляется выход ММВБ на IPO и сокращение доли государственного участия. До объединения Банк России владел 36 % акций ММВБ, а после слияния его доля сократится до менее чем 30 %.
Динамика банковского сектора в России будет существенно зависеть от состояния дел в мировой экономике. За последние 10 лет активы отечественной банковской системы выросли практически в два раза - с 37 до 72,5 % ВВП, а кредиты нефинансовому сектору с 18 до 40 % ВВП. Факторы, способствовавшие дальнейшему развитию банковской системы:
- рост доходов населения;
- интенсификация промышленного производства;
- увеличение цен на энергоносители;
- благоприятная конъюнктура на финансовых рынках.
К сожалению, ныне эти факторы практически исчезли.
Подводя итоги, можно предположить, что в ближайшие годы следует ожидать существенной волатильности на финансовых рынках, поскольку накопленные в мировой экономике в целом и финансовой системе в частности дисбалансы никуда не исчезли. Долговые проблемы США и ряда стран еврозоны достигли такого масштаба, что фактически не имеют «идеального» варианта решения. Наиболее
вероятным в настоящее время представляется вариант решения этих проблем путем обесценивания номинального долга через ускорение инфляционных процессов. Увеличение общего уровня цен в долгосрочной перспективе снизит размер государственного долга относительно валового внутреннего продукта. Фактически этот процесс уже запущен американскими и частично европейскими властями. Но пока монетарным властям более или менее удается направлять инфляционное давление по определенным каналам, надувая «пузыри» на товарных рынках. Стремительный взлет цен на золото, произошедший за последнее время, вызван именно желанием инвесторов защитить свои капиталы от обесценивания. Повышенной волатильностью большинства рынков активов объясняется и тот факт, что с начала августа 2011 г. базовая ставка Швейцарского межбанковского рынка - трехмесячный LIBOR колеблется около 0, а в конце августа правительство Швейцарии продало на аукционе векселя на 634,25 млн франков (783,2 млн долл.) по цене 100,19 от номинала. Поскольку в декабре они будут погашены по номиналу, сложившаяся цена дает доходность - 0,75 %.
Проблема в том, что избыточная денежная масса начинает «вырываться» за пределы рынка узких активов и влиять на повышение общего уровня цен в
большинстве стран мира. По отчету Всемирного банка в июле 2011 г. средний рост цен на продовольствие во всем мире составил 33 % к июлю 2010 г. [4]. Более того, по отчету ФРС США, за два месяца (с конца июня по конец августа 2011 г.) денежный агрегат М2 вырос на 5,5 % (с 9 до 9,5 трлн долл.) [5].
Другая проблема состоит в том, что даже такие беспрецедентные вливания денежных средств не смогли решить задачу возобновления устойчивого роста мировой экономики. Продолжение подобных тенденций может означать повторение экономической ситуации, сложившейся в середине 1970-х гг., когда высокая инфляция достаточно долгий период времени сопровождалась стагнацией в экономике.
Список литературы
1. Кармен Рейнхарт, Кеннет Роггофф. На этот раз все будет иначе. М.: Карьера Пресс. 2011.
2. Придачук М. П. Проблемы и перспективы развития российской пенсионной системы // Финансы и кредит. 2010. № 42.
3. URL: http://www.frbsf.org/publications/ economics/letter/2011/el2011-26.html.
4. URL: http://www.worldbank.org/eca.
5. URL: http://www.federalreserve.gov/.