СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИОННОЙ политики В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ
Аннотация. Проведен анализ современной миграционной ситуации в приграничных регионах Российской Федерации и происходящих в них политических, экономических и социальные процессов. Раскры1ваются миграционная политика и особенности, тенденции миграционные процессов в приграничные субъектах страны1 по федеральным округам. Выгявляются факторы1, влияющие на состояние безопасности государства в пограничной сфере.
Ключевые слова: миграционная политика, миграционные процессы1, безопасность в пограничной сфере, приграничные регионы .
Tattyana Optoma CONDITION OF MIGRATION POLICY IN BORDER
REGIONS OF RUSSIA: FEATURES, TENDENCIES, INFLUENCE ON SAFETY OF THE STATE IN THE BORDER SPHERE
Annotation. The analysis of modern migratory situation in the border regions of the Russian Federation and of the political, economic and social manifestations in them is carried out. Analysis of migration policy and migratory processes in border regions of the country according to federal districts reveals influence on a security status of the state in the boundary sphere. Keywords: migration policy, migratory processes, safety in the border area, border regions.
Предметом регулирования миграционной политики являются миграционные процессы, которые как в мире, так и в Российской Федерации формируются и происходят под воздействием разнообразных факторов. Характер миграционных процессов в приграничных регионах России зависит не только от политической, экономической и социальной ситуации, но и геополитического положения субъекта Федерации, специфики различных участков государственной границы. Неконтролируемые, незаконные миграционные процессы способствуют возникновению в приграничных регионах межнациональных конфликтов и столкновений, нарушению интересов личности, общества и государства в пограничной сфере, а в отдельных случаях приводят к политической нестабильности в стране. Исследование миграционных процессов, выявление их особенностей и тенденций позволит определить состояние миграционной политики в приграничных регионах и выработать рекомендации, предложения по ее совершенствованию.
Российская Федерация имеет достаточно протяженную линию государственной границы. Один из самых больших ее участков - с Республикой Казахстан, с которой соседствуют пять из девяти федеральных округов и входящие в них 13 регионов. Соседство с Казахстаном накладывает свои особенности на миграционную ситуацию в приграничных субъектах России. Во-первых, так как данная республика входит в Таможенный союз ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), между нашими государствами установлен особый пограничный режим, что, следовательно, упрощает въезд иностранных граждан в страну. Более того, близость Казахстана к Афганистану, другим странам Центрально-Азиатского региона, Китаю и Индии увеличивает потоки иностранных лиц, в том числе следующих транзитом и нелегально, о чем свидетельствуют различные аналитические и статистические материалы. Некоторые авторы это относят к неизбежным последствиям функционирования Тамо-
УДК 325.2 Т.Ю. Шипицина
© Шипицина Т.Ю., 2015
женного союза [4, с. 137-145]. Во-вторых, приграничное положение российских регионов влияет на качественные показатели миграционной обстановки. Наибольший процент приезжих в приграничных субъектах из соседнего государства, а также стран Центрально-Азиатского и Кавказского регионов.
Отдельно хотелось бы отметить российско-белорусский участок государственной границы, к которому примыкают два федеральных округа, три приграничных региона. Он также имеет свои индивидуальные черты в связи с тем, что Республика Беларусь является членом Таможенного союза. Ситуация осложняется наличием у республики соглашений о безвизовом въезде с некоторыми странами, для граждан которых предусмотрен визовый режим пересечения границы Российской Федерации (например, с Грузией). По мнению специалистов, это позволяет гражданам таких стран транзитом через соседнее государство беспрепятственно и незаконно проникать на территорию нашей страны, используя так называемую «прозрачность границы».
Отдельно целесообразно рассмотреть особенности российско-украинского участка границы, который на сегодняшний день характеризуется сложной политической обстановкой. К нему примыкают три федеральных округа и входящие в них семь регионов. Миграционная и демографическая ситуация в таких приграничных регионах складывается под воздействием политических событий, происходящих в Украине, которая в 1990-2012 гг. была одним из основных «поставщиков» трудовых мигрантов в РФ. В настоящее время после государственного переворота (2014 г.) соседняя страна оказалась в состоянии социально-политической нестабильности и гражданской войны. Правительство Украины проводит открыто провокационную линию в отношении России. Национальные разногласия в стране привели к притеснению и преследованию русскоговорящих жителей, что спровоцировало поток беженцев как в Западную Украину, так и в Российскую Федерацию. Ранее преимущественно трудовая или экономическая миграция трансформировалась в вынужденную, что, безусловно, имеет и политические последствия для России. Анализ материалов Федеральной миграционной службы (ФМС) и статистических данных свидетельствует о том, что в приграничных с Украиной областях и в других приграничных регионах России произошло значительное увеличение потоков иностранных граждан из соседнего государства, в том числе транзитной направленности. Более того, результаты контент- и ивент-анализа материалов СМИ и интернет-ресурсов подтверждают непростые отношения, сложившиеся между беженцами и местным населением, что создает предпосылки для межнациональных и межкультурных конфликтов.
Таким образом, рассмотрев наиболее протяженные участки государственной границы РФ, автор выявил их специфичные черты, влияющие на состояние миграционной ситуации, опираясь на которые можно определить особенности миграционной политики и миграционных процессов, тенденции их развития в приграничных регионах, а также влияние на безопасность в пограничной сфере. Целесообразно раскрывать особенности перемещения населения в соответствии с принадлежностью регионов к отдельным административным формированиям, в связи тем что каждый федеральный округ сформирован с учетом внутренних территориальных различий, экономических, социальных, религиозных и иных основ развития входящих в них субъектов Российской Федерации.
Центральный федеральный округ (ЦФО). В составе ЦФО приграничными являются пять из 18 субъектов Российской Федерации: Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Смоленская области граничат с Украиной и Республикой Беларусь. Все эти регионы демонстрируют положительный миграционный прирост (как за счет внутренних, межрегиональных, так и за счет внешних международных потоков), за исключением Брянской области, где отток местного населения достаточно высок. Помимо большого числа беженцев, что уже отмечалось, поток трудовых мигрантов в приграничных областях также формируется в своем большинстве из граждан Украины.
Что касается миграционной ситуации в пограничном пространстве ЦФО в целом и передвиженческих процессов в нем происходящих, то они складывается под воздействием факторов, которые
присущи российско-белорусскому и российско-украинскому участкам государственной границы. Кроме того, в приграничных регионах ЦФО сформированы достаточно крупные этнические общины мигрантов из Армении, Азербайджана, Афганистана, Вьетнама, Грузии, Китая, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Некоторые диаспоры достаточно закрыты, проживают компактно и не желают интегрироваться в российский социум. Вместе с тем основания для предположения вероятности возникновения сепаратистских и экстремистских тенденций в миграционной среде отсутствуют [11].
Крымский федеральный округ (КФО). Округ состоит из двух регионов, являющихся приграничным, - Республики Крым и г. Севастополя, которые имеют границы с Украиной и Турцией. В связи с переходным периодом информация о передвижениях населения и состоянии миграционной политики в приграничных регионах нового округа в уполномоченных органах государственной власти представлена в усеченном варианте, поэтому на сегодняшний день отсутствует возможность точной дифференциации мигрантов по странам исхода. Опираясь на статистические данные Украины, можно сказать, что основной обмен происходил со странами СНГ: Россией и Узбекистаном.
Особенность положения КФО, влияющая на миграционную ситуацию, заключается, во-первых, в том, что его территории, а также внутренние воды, признаются Украиной и большинством политических акторов в мире оккупированными, или захваченными, Россией и считаются предметом территориального спора. Во-вторых, указанные регионы находятся в состоянии политической, экономической и социальной интеграции в российское пространство, в связи с чем различные государственные органы функционируют не в полном объеме. В-третьих, события, связанные с проведением референдума и присоединением к Российской Федерации, спровоцировали многочисленные миграционные процессы стихийного характера и различной направленности, также влияющие на региональные политические процессы [1; 7].
Интеграционный период в округе способствует увеличению потоков нелегальной и транзитной миграции, а также появлению различных сопутствующих ей незаконных элементов, сохранению сепаратистских и экстремистских тенденций, осложнению международной политической обстановки. Кроме того, на территории приграничных регионов действуют различные оппозиционные общественно-политические движения крымских татар, выступающие с политической точки зрения за образование национальной государственности. Радикальные организации выражают такие же идеи, но требуют более решительных действий, при этом поддерживая связи с экстремистскими организациями и спецслужбами Турции, выступая за возрождение исламских ценностей [3, с. 51]. В настоящее время новые политические реалии таковы, что при неполном приятии мировым сообществом присоединения Крыма и Севастополя, а также поддержке извне лидеров оппозиционных организаций крымских татар могут быть спровоцированы экстремистские и сепаратистские акции в приграничных регионах.
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). В составе СЗФО семь из 11 субъектов Российской Федерации являются приграничными: Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская и Псковская области, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия. Округ граничит с Финляндией, Норвегией, Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией, Республикой Беларусь. Анализ материалов ФМС и данных Росстата показывает, что в большинстве приграничных регионов наблюдается интенсивный отток жителей в другие субъекты России или за рубеж, причем уменьшается количество трудоспособного населения и детей, категория же граждан пенсионного возраста увеличивается (за исключением Ленинградской и Калининградской областей). Иными словами, внутренние и внешние миграционные процессы имеют отрицательную направленность. Продолжаются отток из приграничных сельских районов области, обмен с государствами - участниками СНГ.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности, присущие отдельным регионам округа в связи с их геополитическим положением. Так, в Республике Карелии ввиду протя-
женной границы с Финляндией в последние годы увеличился процент приезжих из соседнего государства, которые составляют около половины иностранных лиц, пересекающих пункты пропуска на карело-финском участке. В Калининградской области странами исхода наибольшего количества мигрантов (постоянно проживающих) являются Литва, Украина. Причем основанная часть приглашений с частными целями, как правило, оформляется гражданам Литвы. Факт значительного присутствия жителей этих государств, ведущих по отношению к нашей стране неблагожелательную, а временами открыто провокационную политику, а также наличия у них неофициальных территориальных притязаний, существенно осложняет обеспечение пограничной безопасности России. Хотя официальных претензий к нашей стране нет, существуют сведения о поддержке из-за рубежа диаспор коренного населения и проведения пропагандой деятельности, направленной на территориальное отделение [2], что сохраняет сепаратистские тенденции и риск влияния зарубежных государств посредством этнических общин на общественно-политическую жизнедеятельность и государственную власть приграничных регионов.
Южный федеральный округ (ЮФО). Из шести регионов, входящих в состав округа, четыре являются приграничными субъектами: Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край. Округ граничит с Абхазией, Казахстаном и Украиной, специфика участков государственной границы с которыми обусловливает миграционную политику и миграционную ситуацию в целом. Внутренние миграционные процессы в большинстве приграничных регионов, за исключением Ростовской области, характеризуются ростом численности и плотности населения. Наибольший международный миграционный обмен наблюдается с Арменией, Узбекистаном, Украиной, Казахстаном. В связи с наличием общей границы с Республикой Абхазией, являющейся частично признанным государством и считаемой Грузией оккупированной территорией, сохраняется проблема незаконной миграции и проникновения экстремистки настроенных лиц.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). В округе шесть из семи субъектов федерации являются приграничными регионами (республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Чеченская). Округ граничит с Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Ираном, Казахстаном, Туркменией и Южной Осетией. В большинстве регионов наблюдается отрицательный миграционный прирост, сохраняется отток местных жителей в другие регионы страны. Приток международной миграции здесь незначительный. То есть внутренние и внешние потоки населения имеют убывающую направленность. Трудовую миграцию здесь составляют граждане государств - участников СНГ в связи общностью традиций, культуры и религии.
В приграничные регионы СКФО активно привлекаются переселенцы из Сирийской Арабской Республики. В связи с чем возрастает вероятность проникновения на территорию России членов экстремистских группировок, которые могут свободно прибывать в потоке вынужденных мигрантов и соотечественников. Кроме того, исследование под руководством Общественной палаты Российской Федерации свидетельствует о том, что в приграничных республиках округа широко распространенно исламское мировоззрение, большую роль в политической жизни регионов играют этнические общины, в связи с чем в пограничном пространстве Северного Кавказа осуществляется политизация ислама [8, с. 113-117]. Принимая во внимание данный факт, а также расширение радикальной базы, интенсивную миграцию из горных районов, а также обучение российских мусульман, в том числе выходцев из республик СКФО, в зарубежных исламских учебных заведениях [9], следует констатировать увеличение риска осложнения политико-религиозной ситуации в приграничных республиках и роста экстремистских тенденций.
Уральский федеральный округ (УФО). В округе четыре из шести субъектов Российской Федерации являются приграничными: Курганская, Тюменская и Челябинская области граничат с Казахстаном, северная граница Ямало-Ненецкого автономного округа, омываемая водами Карского мо-
ря, имеет протяженность 5100 км и является частью государственной границы РФ. На состоянии миграционной политики и миграционной ситуации в этих регионах сказывается специфика российско-казахстанского участка государственной границы. Внутренние миграционные процессы характеризуются постоянным оттоком местных жителей в другие регионы страны и за рубеж. Восполнение численности округа происходит за счет международного миграционного обмена. Большая часть иностранных лиц, пересекающих границу, - граждане стран СНГ, в связи с чем возрастает роль диаспор этнических мигрантов в политических процессах региона, интеграции иностранных граждан в местное сообщество и защите прав мигрантов, а также сохранении связей со странами исхода.
Приволжский федеральный округ (ПФО). В составе округа три субъекта федерации из 14 являются приграничными (с Республикой Казахстан граничат Оренбургская, Самарская и Саратовская области), что обусловливает соответствующую специфику миграционной ситуации и миграционной политики. В указанных регионах внутренние миграционные процессы имеют отрицательную направленность, характеризуются интенсивным оттоком местных жителей. Численность населения приграничных регионов округа частично восполняется за счет граждан стран СНГ [10], поток которых в последние годы возрос почти втрое. В связи с этим в политических процессах приграничных регионов ПФО увеличивается роль диаспоральных объединений мигрантов, осуществляющих помощь согражданам и взаимодействующих с органами государственной власти по защите прав и интересов мигрантов и т.д. На протяжении 10 лет отмечается тенденция роста транзитного миграционного потока через территорию регионов. Возрос уровень незаконной миграции, что соответственно отражается на общественно-политической жизни и состоянии безопасности в приграничных областях.
Сибирский федеральный округ (СФО). Из 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав данного округа, восемь являются приграничными регионами: республики Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области. Округ граничит с Казахстаном, Китаем и Монголией. В большинстве приграничных субъектов продолжается внутренний миграционный отток, за исключением Республики Алтай и Новосибирской области. Внешние миграционные потоки положительны и складываются за счет граждан стран СНГ - Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана - и дальнего зарубежья - Китая, Монголии - с учетом особенностей географического положения отдельных регионов, входящих в состав округа [5]. Анализ материалов ФМС демонстрирует ежегодное увеличение миграционного прироста из Китая в Красноярском крае, в республике Алтай и других регионах, в связи с чем важно отметить, что в пограничном пространстве СФО увеличивается общественно-политическое влияние на жизнедеятельность принимающего социума диаспор и национально-культурных обществ мигрантов.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Из девяти субъектов Российской Федерации, входящих в состав данного округа, семь являются приграничными: Амурская и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область, республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ. ДФО граничит с КНР, КНДР, США.
Результаты анализа материалов Росстата и ФМС свидетельствуют, что в большинстве приграничных регионов внутренние миграционные процессы имеют отрицательную направленность. Восполнение населения происходит за счет международных потоков. В виду особого геополитического положения преобладают приезжие из стран дальнего зарубежья - КНР и КНДР. Значительная часть граждан КНР и КНДР следует транзитом в другие части России и за рубеж. Более того, есть основания полагать, что с каждым годом процент таких лиц будет расти. Хотя в некоторых приграничных регионах, например в республике Саха (Якутии), наибольшее количество мигрантов прибывает из стран - участниц СНГ.
Особо остро на Дальнем Востоке стоит вопрос незаконной миграции из Китая. Проблему незаконных миграционных процессов осложняют такие аспекты, как «прозрачность границ» и наличие территориальных претензий. Кроме того, в приграничных регионах ДФО растет политическая активность этнических мигрантов. Вместе с тем, по мнению Л.Е. Козлова, предположения о воздействии иммиграции граждан Китая на политические процессы региона и наличии сепаратистских настроений не подтверждаются, а рамки политического влияния диаспор достаточно ограничены. По его оценке, применительно к общественным организациям наибольшую угрозу региональной безопасности представляют полиэтничные объединения, которые регулярно проводят мероприятия, вызывающие большой общественный резонанс, и имеют внешнюю поддержку за рубежом [6].
Таким образом, состояние миграционной политики в приграничных регионах Российской Федерации в значительной мере определяют миграционные процессы в них происходящие и соединяющие в себе внешнеполитические, внутриполитические, экономические и иные интересы разных государств и организаций. Внутренние миграционные процессы в большинстве приграничных регионов России связаны с постоянным оттоком местных жителей, неравномерной плотностью расселения. Внешние миграционные процессы характеризуется динамичной международной миграцией, ростом незаконного транзитного передвижения населения. Повышенная интенсивность миграции, рост численности иммигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, беженцев из Украины, увеличение участия диаспор мигрантов и этнических общин коренного населения в политической жизнедеятельности приграничных регионов, политизация ислама способны ослабить защищенность пограничного пространства, спровоцировать возникновение различных угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, снизить результативность комплекса мер по обеспечению пограничной безопасности. В связи с этим в период существования демографических, социально-экономических и политических проблем в приграничных субъектах Российской Федерации в целях совершенствования миграционной политики необходимо придать миграционным процессам в приграничных регионах те рамки, которые будут в наибольшей мере соответствовать геополитическим, политическим и экономическим интересам страны.
Библиографический список
1. Беженцы из Украины не захотели трудоустраиваться в Крыму // Новости Крыма, крымская служба новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр://пеш8.а11сптеа.пе1/пеш8/2014/6/ 26/bezhentsy-iz-ukrainy-пе^а^еН4гиёош№а ivatsya-v-krymu-15740/ (дата обращения: 02.10.2014).
2. Виноградов М., Ядыкин А. Сепаратизм в современной России // Михаил Виноградов. Политическая аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vinogradov.h1.ru/2003/co_separatizm.htm (дата обращения: 12.12.2014).
3. Габриелян О.А. Политические процессы в Крыму. Последнее десятилетие ХХ века / О.А. Габриелян; под ред. В.П. Петрова. - Симферополь: Таврия, 2000. - С. 51.
4. Грачев С. Н. Пограничная безопасность России в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: моногр. / С.Н. Грачев, О.А. Гридин,
A.А. Некрасов. - М.: МПИ ФСБ России, 2011. - С. 137-145.
5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления федеральной миграционной службы по Республике Алтай на 2013 год и плановый период 2014-2016 годов // Официальный сайт ОФМС России по Республике Алтай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fms-ra.ru/units/DR0ND2014.pdf (дата обращения: 02.10.2014).
6. Козлов Л.Е. Диаспоры в региональных политических процессах Дальнего Востока России // Россия и АТР - 2010 - № 1 - С. 132.
7. Крым будет принимать беженцев только из горячих точек Украины // РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/crimea_today/20140617/1012386263.htm1 (дата обращения: 02.10.2014).
8. Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни / Под ред. М.В. Романова,
B.В. Степанова. - М.: Общественная палата РФ, 2013 (на правах рукописи). - С. 113-117.
9. Неотложная к решению проблема. Эксперты Центра ситуационного анализа РАН об исламе в России и угрозе его радикализации // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/04/04/islam.html (дата обращения: 11.12.2014).
10. Официальная статистика: население // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srtv.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ srtv/ru/statistics/population/ (дата обращения: 30.09.2014).
11. Рыбаковский Л. Л. Демографическое развитие Центрального федерального округа // Сайт Л.Л. Рыбаковского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rybakovsky.ru/naseleniereg3a15.html (дата обращения: 20.09.2014).