OPTIMIZATION OF DIFFERENTIAL DIAGNOSTIC «SHARP STOMACH» IN GYNAECOLOGY AND SURGERY
N.V. Lazareva
Faculty of Obstetrics and Gynaecology Institute of Postgraduation Education Samara Medical State University
Chapaevskaya str., 89, Samara, Russia, 443099
The neuro-net of differential diagnostics of «sharp stomach» is worhed out, this model was che-ched to use it in obstetrics and gynaecology for more exact disease diagnostics of 265 women with clinical picture of «sharp stomach». Confirmation effectiveness of offered model is based upon facts of prospect research.
As result were established that instructed neuro-net make true differential distinetions of urgent contitions in surgery and gynaecology with continue choice of identical tactic of treatmend and prophylaxis of complications.
Key words: neuro-nets, differential diagnosis, urgent conditions in obstetrics and gynaecology, urgent conditions in surgery.
СОСТОЯНИЕ МЕЗОПИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ У РАБОТНИКОВ ОАО «РЖД», НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ
Е.С. Леонова
НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Горький» ОАО РЖД Дорожный реабилитационный центр микрохирургии глаза пр. Ленина, 18, Н. Новгород, Россия, 603140
В.И. Ни, Н.Ю. Прусаков
Департамент здравоохранения ОАО «Российские железные дороги» ул. Каланчевская, 35, Москва, Россия, 107174
Представлены результаты широкомасштабного исследования сумеречного зрения железнодорожников, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов. Выявлено снижение остроты мезопического зрения у 4,9% работников. Наиболее часто снижение данного функционального показателя отмечается в группе машинистов и водителей, у лиц старше 40 лет и у лиц с гипертонической болезнью и вегетативно-сосудистой дистонией. В подавляющем большинстве случаев нарушение носит функциональный характер и поддается терапевтической коррекции.
Ключевые слова: мезопическое зрение железнодорожников, безопасность движения поездов, функциональная коррекция расстройств сумеречного зрения.
Острота мезопического зрения и уровень чувствительности к ослеплению являются важными дополнительным показателями состояния сенсорной части зрительного анализатора [1]. Исследование данных функций органа зрения целесообразно использовать для выяснения степени годности к работе в сумеречное и ночное время лиц, обеспечивающих безопасность движения на транспорте. Снижение остроты мезопического зрения, недостаточная адаптация машиниста или помощника машиниста локомотива при ослеплении встречным транспортом может служить причиной потери видимости и как следствие — утраты контроля в управлении движения поезда. Свои серьезные последствия могут иметь проблемы с сумеречным зрением и у других работников локомотивных бригад. Однако в практике медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта первой категории (непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов) исследований сумеречного зрения до 2005 года не проводилось.
Материалы и методы. В целях повышения уровня медицинских аспектов безопасности движения поездов проведено обследование работающих на железнодорожном транспорте по оценке сумеречного зрения и чувствительности к ослеплению с применением методики «Мезотест-2», разработанной фирмой «Оси-1ш» (Германия) для работников автомобильного транспорта.
Широкомасштабное изучение мезопического зрения работников локомотивных бригад проводилось в течение 2004—2005 годов в ходе медицинского освидетельствования большой группы работников ОАО «РЖД» — сотрудников 67 станций 11 железных дорог Российской Федерации на этапе предварительных и периодических медицинских осмотров. В результате исследования сделаны определенные выводы, сформулированы предложения по использованию методики исследования сумеречного зрения с применением аппарата «Мезотест-2», по критериям оценки полученных результатов на железнодорожном транспорте. Всего обследовано 22 711 человек — работников транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой на Октябрьской, Куйбышевской, Калининградской, Московской, Дальневосточной, Южновосточной, Северокавказской, Горьковской, Красноярской, Свердловской, Северной железных дорогах.
При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров врачами-офтальмологами врачебно-экспертных комиссий проводилась комплексная оценка состояния органа зрения. При изучении мезопического зрения каждому испытуемому проведено обследование на аппарате «Мезотест-2» (производство фирмы «Оси1ш», Германия) последовательным тестированием по шкале с убывающей контрастностью. Всего использовали 8 тестов, четыре из которых проводились в сочетании с ослеплением, имитирующим встречное освещение прожектором локомотива, при тех же условиях контрастности, что и тесты без ослепления.
Результаты и обсуждение. При анализе результатов обследования положительное прохождение всех восьми тестов показали 95,1% испытуемых. Снижение сумеречного зрения той или иной степени зафиксировано у 4,9% работников и абитуриентов.
По профессиональному составу структура лиц с нарушениями сумеречного зрения показана в табл. 1. При сравнении второй и третьей колонок табл. 1 обращает на себя внимание определенное соответствие процента лиц, не прошедших полностью испытание в конкретной профессиональной группе с общим процентом обследованных в данной группе. Однако при этом только в первой и второй группах профессий отмечается статистически значимое увеличение процента, что свидетельствует о преобладании нарушений мезопического зрения именно у данных групп железнодорожников.
Таблица 1
Профессиональный состав обследованных железнодорожников
Категории работников Доля лиц (%) среди всех обследованных работников Доля лиц (%) от числа работников с нарушениями зрения
Машинисты, помощники машинистов 58,6 66,3
Водители дрезин и автомотрис 9,3 11,8
Дежурные по переезду 5,3 3,8
Дежурные стрелочного поста 4,8 3,4
Составители поездов 6,1 4,2
Осмотрщики вагонов 6,5 5,1
Сигналисты 3,9 3,3
Абитуриенты ж/д техникумов и ВУЗов 4,6 1,8
Прочие (проводники, регулировщики и др.) 0,9 0,3
Возрастная структура обследованных работников и, соответственно лиц, не полностью прошедших тестирование, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Нарушения сумеречного зрения в различных возрастных группах обследованных железнодорожников
Возрастная группа работников Всего обследованных (%) Доля лиц (%) с нарушениями
До 30 лет 26,5 11,3
31—40 лет 22,1 19,1
41—45 лет 17,3 18,2
46—50 лет 19,1 26,1
51—55 лет 10 20,2
От 56 лет и старше 5 5,1
Анализ материалов показал, что имеется четко выраженная тенденция увеличения доли лиц с нарушениями сумеречного зрения в возрасте от 41 года и старше. Особенно существенно фактор возраста сказывается в группе работников старше 51 года: на 15% от всех обследованных на старшую возрастную группу приходится 25,3% лиц с нарушениями мезопического зрения.
Вместе с тем степень нарушения сумеречного зрения, так же как и чувствительности к ослеплению, в группе работников локомотивных бригад выражена весьма различно. Наиболее часто обследованные лица с нарушениями мезопиче-
ского зрения затруднялись в чтении тестов с наименьшей контрастностью, а также при сочетании низкой контрастности и предварительного ослепления — тест 8 — 20,8% лиц с нарушениями зрения, тест 4 — 7,9% и 4—8 — 12,7%, 7—8 — 15,0%. Обращает внимание достаточно значительная доля лиц со сниженной устойчивостью к ослеплению, не прочитавших тесты с 5 по 8 (12,2%), а также довольно высокий процент обследованных, не справившихся с заданием ни по одному из тестов — 5,2% из общей группы лиц с нарушениями мезопического зрения.
При анализе общей патологии, имеющейся у обследованного контингента, выявлено, что наиболее часто она была представлена гипертонической болезнью и нейроциркуляторной дистонией (вегетативно-сосудистой дистонией) — эти диагнозы выставлены 7,5% обследованных. При этом доля гипертонической болезни и НЦД среди лиц с нарушениями сумеречного зрения составила уже 19,7% и при этом только у 22,5% из них при офтальмоскопии установлены клинически значимые изменения сосудов сетчатки.
Аномалии рефракции имели 9% обследованных, примерно такой же процент аметропий — 9,6% выявлен и среди лиц, не полностью прочитавших тесты, т.е. данный фактор принципиально не сказывался на результатах тестирования.
Прочие отклонения в зрительном анализаторе и в состоянии общего здоровья были несущественными и связи между ними и нарушениями сумеречного зрения не установлено.
В 10 поликлиниках разных дорог ОАО «РЖД» проводилась комплексная терапия работникам транспорта с нарушениями мезопического зрения, направленная на улучшение микроциркуляции и стимуляцию нейросенсорной составляющей зрительного анализатора [2]. Такой подход дал в большинстве случаев положительный эффект: сумеречное зрение восстановлено до предлагаемых нормативов. И лишь в 9% случаев улучшения не наступило. Дополнительное обследование выявило причины стойкого снижения сумеречного зрения (вновь установленные диагнозы): пигментный ретинит, заднекапсулярная катаракта, глаукома, впервые выявленный сахарный диабет.
Выводы. Таким образом, анализ материалов обследования 22 711 работников подвижного состава локомотивных депо, проведенного на 67 независимых объектах 11 железных дорог Российской Федерации, от Калининграда до Дальнего Востока, позволяет сделать следующие выводы:
— нарушение сумеречного зрения среди работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, встречается в 4,9% случаев;
— наиболее часто расстройства мезопического зрения отмечаются у работающих старших возрастных групп (старше 41 года) и прежде всего у лиц с вегетативно-сосудистой дистонией и гипертонической болезнью;
— особенно значимо наличие высокого процента лиц со снижением показателей сумеречного зрения в группе машинистов и их помощников, а также в группе водителей, что может представлять серьезную проблему для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте при работе в вечернее и ночное время;
— так как именно на группы машинистов и водителей приходится основной процент лиц с сердечно-сосудистой патологией, сделан предварительный вывод о влиянии расстройств в общей системе микроциркуляции на состояние мезопи-ческого зрения;
— нарушение сумеречного зрения у работников железнодорожного транспорта имеет в подавляющем большинстве случаев функциональный характер и поддается комплексной терапевтической коррекции. В результате проведенного лечения большинство пациентов получают полную медицинскую и профессиональную реабилитацию.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шаповалов С.Л. Материалы к проблеме зрительного утомления операторов видеодисплейных терминалов / С.Л. Шаповалов, А.С. Александров. — М., 1999. — 174 с.
[2] Леонова Е.С. Исследование темновой адаптации работников железнодорожного транспорта в системе безопасности движения поездов / Е.С. Леонова, А.М. Выборнов, Г.В. Пятова // Информационное письмо № ЦУВС-№11 Департамента медицинского обеспечения ОАО «Российские железные дороги». — М., 2004. — 14 с.
MESOPIC VISION IN EMPLOYEES OF OAO «RUSSIAN RAILWAYS» DIRECTLY CONNECTED WITH TRAIN OPERATION AND SHUNTING WORK
E.S. Leonova
Non-state Medical Institution «Railway Clinical Hospital at the Gorky station of OAO «Russian Railways» Railway Eye Microsurgery Rehabilitation Center Lenina av., 18, Nizhny Novgorod, Russia, 603140
V.I. Ni, N.Y. Prusakov
Health Care Department of OAO «Russian Railways» Kalanchevskaya str., 35, Moscow, Russia, 107174
We present the results of a large-scale research of twilight vision in railway employees directly responsible for railway traffic safety. We observed a decrement in mesopic visual acuity in 4,9% of employees. A decrement of this functional characteristic most often occurs in the group of motormen and drivers, in employees above 40 years of age and in people with hypertension and vegetative-vascular dystonia. In most cases the disorder is functional and can be treated by therapeutic correction.
Key words: mesopic vision of railway employees, railway traffic safety, functional correction of twilight vision disorders.