А. Н. Месникова, Л. Р. Лизунова
Состояние компонентов речевой системы у пациентов с моторной афазией
Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении, так называемых, речевых зон мозга. Причины афазии заключаются в разнообразных органических поражениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. Основной причиной появления афазии является нарушения мозгового кровообращения, а точнее, инсульт.
В мире ежегодно инсульт диагностируется более чем у 6 миллионов человек, в России - более чем у 450 тыс. Исходя из этого можно сказать, что у 450 тыс. россиян может появиться афазия. И эти цифры пугают, поэтому нужно искать методы и способы решения этих проблем.
Изучение афазии связано с именами ученых мировой величины, наибольшую известность среди них в классический период развития учения об афазии приобрели П. Брока, К. Вернике, К. Уилсон, Ф. Липман, Г. Хед, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, С.Л. Рубинштейн, Т.В. Аху-тина, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель и др. И это далеко не полный список известных исследователей афазии XIX и XX столетий.
В научной литературе выделяют несколько классификаций афазии:
•классическая, неврологическая классификация Вернике -Лихтгейма,
•лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерных для того или иного исторического периода развития учения о речи.
В настоящее время наиболее распространенной и использованной является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурии.
Нейропсихологический подход к классификации афазий позволяет соотнести характер нарушения речевой деятельности с местом локализации поражения коры головного мозга.
В феврале - марте 2014 года было проведено обследование пациентов с моторной афазией. Работа проводилась в КГАУ «Центре комплексной реабилитации инвалидов» Свердловского района города Перми.
В результате обследования была сформирована группа испытуемых по принципу однородности нейропсихологического статуса:
212
у всех пациентов отмечалось в диагнозе моторная афазия. Было обследовано 6 пациентов в возрасте от 25 до 75 лет.
За основу программы обследования речи была взята методика Т.Г. Визель, а также использовались методические рекомендации к обследованию речи больных Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеевой, Я.А. Меерсон [1]. Используемая методика состоит из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для обследования соответствующей языковой функции: фонематического слуха; фонологической способности; словаря; фонематического строя речи (морфологии и синтаксиса) [2].
По результатам выполнения каждой пробы указывается область преобладающего патологического функционирования.
Степень выраженности выявляемых расстройств оценивается по традиционной 4-балльной шкале:
Не выполнил все задания - 3 балла,
Выполнил задания на 25 % - 2 балла,
Выполнил задания более чем на 50 % - 1 балл;
Выполнил все задания - 0 баллов.
В блоке «Кинестетический праксис», наиболее сложное задание - воспроизведение различных пальцевых поз. С этим заданием не справились все пациенты экспериментальной группы (100 %). У пациентов наблюдались поиски поз, они затруднялись при показывании. Некоторые отказались выполнять инструкции. Следующая по сложности проба - манипуляция без предмета. С ней справился только 1 человек экспериментальной группы(17 %), пациент не смог показать, как рубят дрова или как здороваются; 4 человека выполнили только 25 % заданий (67 %), пациенты показали наиболее легкие и знакомые действия, такие как улыбнуться, нахмурить брови; 1 человек выполнил 50 % задания (17 %). Результаты констатирующего эксперимента показывают, что пациенты экспериментальной группы имеют низкий и средний уровень развития кинестетического праксиса. Это свидетельствует о нарушении у них кистевых и пальцевых афферентаций, что связано с поражением неречевой пракси-ческой коры постцентральных (нижнетеменных) зон, по сравнению с ответственными за собственно предметные действия. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод, что пациенты, имеющие моторную афазию, имеют низкий и средний уровни развития кинетического праксиса. Таким пациентам свойственна кинетическая апраксия. Выпадение этого звена ведет к дезинтеграции всей структуры речи. При этом нарушается реализация моторной программы высказывания, вследствие чего нарушаются все формы и виды устной экспрессивной речи: монологической, диалогической, автоматизированной, рядовой и т. д.
213
При обследовании афферентно - артикуляционного праксиса установлено, что с повторением дискретных звуков не справилось 3 человека (50 %), пациенты не смогли повторить ни одного дискретного звука, в речи встречались апраксии и речевые эмболы, 2 человека выполнили 25 % данного задания (33 %), пациенты смогли повторить только мягкий или глухой звук и 1 человек справился с 50 % заданий. Пациент справился с повторением мягких и твердых, а также глухих и звонких звуков речи. С повторением гоморганных звуков речи не справились 3 человека (50 %), 1 человек выполнил 25 % заданий, 2 пациента выполнили его на 25 %. Наибольшее количество ошибок наблюдалось при выполнении задания без опоры на оптический образ артикуляционной позы (с экранированием рта). В результате эксперимента можно сказать, что у пациентов преобладает низкий уровень состояния афферентно-артикуляционного праксиса. Это препятствует нормальной реализации устной речи.
Блок «Эфферентно-артикуляционного праксиса» оказался наиболее сложным для пациентов экспериментальной группы. С пробой на повторение серий слов по слогам с выделением ударного слога не справились 3 человека (50 %), пациенты не смогли верно воспроизвести ударение в слове; 2 человека выполнили только 25 % данного заданий, наиболее часто употребляемые слова пациенты произносили правильно, слова же, редко употребляемые в речи, не смогли воспроизвести. Только один человек справился со всеми заданиями. Из результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что пациенты с моторной афазией имеют низкий уровень развития эфферентно-артикуляционного праксиса, кроме того, у них страдает слого-ритмическая структура речи.
Блок «Невербальное и вербальное программирование (с наглядными опорами)», состоял только из одного задания (выкладывание по порядку сюжетных картин). 3 человека не справилось с заданием (50 %). Пациенты не могли установить последовательность сюжета данных картин. Они бессмысленно перекладывали или вообще отказывались от упражнения. 2 человека справились с заданием на 25 % (33 %). Пациенты выкладывали в правильном порядке только один из элементов сюжетного ряда. 1 пациент справился с заданием на 50 % (17 %). Пациент выложил правильно начальный этап сюжетного ряда. Анализ результатов эксперимента показал, что пациенты с моторной афазией имеют низкий уровень невербального и вербального программирования. Неспособность разложить серию последовательных картинок по порядку свидетельствует о расстройстве психоречевых функций. Квалификация данного дефекта, не просто как речевого, а как психоречевого, обусловлена тем, что установление порядка сюжетных картин требует
214
сохранности достаточно сложной мыслительной функции программирования.
В блоке «Поверхностное синтаксическое структурирование» наиболее сложным заданием было составление неситуативного диалога. 5 человек не справились с данным заданием (83 %). В речи пациентов присутствовали компенсаторные средства коммуникации (мимика, жесты); эмбалофразии. Пациенты не могли составить ответы на простые неситуативные инструкции; 1 человек выполнил упражнение на 25 %. У этого пациента в речи отмечались аграмма-тизмы, вербальные и литеральные парафазии. С составлением ситуативного диалога не справились 4 человека (67 %). У пациентов отсутствовала речь, они были медлительны. Некоторые отказывались вступать в диалог. 1 человек справился с заданием на 25 %. В его речи присутствовали речевые парафазии и речевой эмбол (да, но). Спонтанное высказывание было присуще только одному человеку, у 5 пациентов спонтанного высказывания не было (83 %).
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что пациенты с моторной афазией имеют низкий уровень сформироанности синтаксического структурирования, что свойственно больным с моторной афазией. Несостоятельность в использовании диалогической речи является показателем а) грубой несформированности лексического и морфологического кодов языка; б) отсутствия необходимых побудительных мотивов к речевой коммуникации. Кроме того, многие особенности диалогической речи информативны для оценки состояния понимания речи, артикуляционного праксиса, объема и качества словаря. Их расстройства и одновременно знаки спонтанной компенсации проявляются в наличии: I) вербальных и литеральных парафазий, логореи, разорванности высказывания при удержании его основного замысла и пр.; 2) индивидуальных речевых конструкций, построенных по упроченным для больного синтаксическим клише, как правило, неадекватным по стилю ситуации речевого общения и отражающих его преморбидный «языковой портрет».
С блоком «Глубинное синтаксическое структурирование» не справилось 5 человек (87 %). Пациенты не смогли составить рассказ по предметной картинке, у них отсутствовали причино - следственные связи. У многих пациентов прослеживались: речевые парафазии, эмбалофразии. 1 человек выполнил задание на 25 %. По результатам констатирующего экспериментаможно сделать вывод, что глубинное синтаксическое структурирование пациентов с моторной афазией находится на низком уровне. Неспособность озвучить картинку простой распространенной фразой свидетельствует о нарушении способности к грамматической трансформации глубинной синтаксической структуры фразы в поверхностную.
215
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что для пациентов с моторной афазией наиболее характерны нарушения: кинестетического праксиса, а именно воспроизведение различных пальцевых поз; эфферентно-артикуляционного, афферентно-артикуляционного праксиса и орального праксиса, (цоканье и щелканье); кинетического праксиса.
Список литературы
1. Вассерман Л.И., Дорофеева, С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М., 2005.
3. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2006.
4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М.: В. Сека-чев, 2011.
5. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). - М.: В. Секачев, 2011.
Т. Л. Михайловская, Т. В. Рак
Реализация интегрированных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ
В последнее время значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности при усвоении учебных программ. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение как речевых, так и неречевых функций. Без специально организованной систематической помощи службы сопровождения эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Реализация этого направления работы предполагает создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его психологических особенностей, физических способностей и состояния здоровья возможности выбора индивидуального образовательного маршрута. В связи с тем, что логопедическая работа не может и не предполагает полностью реализовать те направления, которые предусматривает психологическая помощь детям, и исходя из опыта работы с учащимися речевых классов общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о необходимости внедрения интегрированных форм коррекционно-развивающих занятий. Предполагаемые занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционных логопедических и психологических занятиях, или затрагивается косвенно, опосредованно.
Отличительной особенностью данных занятий является то, что каждое из них имеет комплексную цель: повышение уровня общего
216