Аналогичные данные получены для крутящего момента двигателя. Это характеризует упругое нелинейное звено как хороший демпфер, способствующий защите двигателя от колебаний внешней нагрузки, что, естественно, позволит повысить производительность пахотного агрегата при меньшем удельном расходе топлива.
Аналитическими исследованиями установлено, что колебания внешней нагрузки с частотой более 1 Гц практически не изменяют удельный расход топлива и производительность пахотного агрегата на баз трактора класса 5. При колебаниях момента сопротивления с частотой менее 1 Гц производительность снижается на 6... 12 %, а удельный расход топлива возрастает на 4...8%. Причиной этого является увеличение до 3,5 раз амплитуд колебаний крутящего момента и угловой скорости вала двигателя, а также появление резонансного режима в зоне частот колебаний тяговой нагрузки 0,6...0,7 Гц. Упругий элемент с нелинейной характеристикой способствует устранению резонансных режимов в зоне реальных частот колебаний внешней нагрузки. В результате этого амплитуда колебаний поступательной скорости уменьшается на 8 %, а производительность агрегата увеличивается до 5 %.
Эксплуатационные испытания пахотного агрегата на полях Зерноградского района Ростовской области показали, что упругий нелинейный элемент на пахоте снижает динамические нагрузки в трансмиссии трактора на 31% и увеличивает производительность на 7,5%.
Литература
1. Кутьков Г.М. Тяговая динамика трактора. М.: Машиностроение, 1980. 215 с.
2. Цукуров А.М. Исследование влияния жёсткости внешних
связей колёсного трактора класса 14 кН на разгон агрегата: Автореф. дис... канд. техн. наук. - Зерноград, 1974. 23 с.
3. Строков В.Л., Карсаков А.А., Макарова В.Т. Об эластичном приводе ведушдх колёс // Тракторы и сельхозмашины. 1974. №10. С. 8...10.
4. Котляров В.В., Толстоухов Ю.С., Кравченко В.А. Гидростатическая передача в трансмиссии трактора // Вопросы исследования гидроприводов и тепловых процессов в сельскохозяйственном производстве: Сб. статей. Ростов-на-Дону : РИСХМ, 1977. С. 23...37.
5. Моделирование сельскохозяйственных агрегатов и их систем управления / Под ред. А.Б. Лурье. Л.: Колос, 1979. 312 с.
17 мая 2004 г
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
УДК. 631.173.004
СОСТОЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ СФЕРЫ АПК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
© 2004 г. С.Л. Никитченко
Инженерно-техническая служба (ИТС) сельскохозяйственного предприятия представляет собой стержень системы управления производством, а уровень её организации во многом определяет эффективность применяемой в производстве техники и технологий. Современное сельское хозяйство отличается многообразием организационно-правовых форм, развитой многоотраслевой структурой и динамично развивающимися процессами интеграции с промышленными предприятиями. Нынешние коллективные хозяйства и агрофирмы - это уже не старые колхозы с регламентным штатным составом управленческого аппарата, а фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность.
Поступление новой техники и технологий, широкое внедрение средств информатизации в производство вызывает необходимость у инженеров хозяйств заниматься изучением новинок и способов их эффективного применения. Здесь важно, чтобы специалист имел условия для анализа производственных показателей, оперативного изучения и оценки новых и традиционных технологий.
Оценить эффективность работы инженерных подразделений можно по уровню использования машинно-тракторного и автомобильного парков предприятия [1]. Машинно-тракторный парк (МТП) является основой механизации в растениеводстве, и его надёжность и эффективность использования определяют себестоимость производимой продукции и её качество. Совместно с сотрудниками ВНИПТИМЭСХ мы осуществляли проверку технического состояния двигателей энергонасыщенных тракторов на предприятиях в период выполнения полевых работ [2]. Результаты диагностирования показали снижение эффективной мощности до 12...15 %%, что в основном объяснялось износом составных частей и разрегулировкой систем. Дальнейший фотохронометраж рабочей смены агрегатов на базе этих тракторов позволил выявить снижение производительности по площади в среднем на 15.20 %%, сопровождающееся значительным перерасходом средств. Снижение производительности вызвано как фактором неудовлетворительного технического состояния машин, так и факторами организации работ, что целиком входит в сферу деятельности инженерно-технических работников.
Проблему повышения надёжности и уровня использования МТП большинство специалистов предлагают решать комплексом мер, которые практически не затрагивают вопрос совершенствования инженерной сферы предприятий АПК. Без данного шага рассматриваемые проблемы решаться не могут, так как новая техника будет поступать в среду, система управления которой не обеспечит реализацию потенциальных возможностей машин.
В настоящий момент инженерные службы сельскохозяйственных предприятий представляют собой остатки от структур управления, концепция которых формулировалась в 70-80-е годы прошлого столетия. К указанному периоду в стране был накоплен огромный опыт организации ИТС с различной структурой, формой подчинения и разделением управленческих функций. Практика показала, что наиболее перспективными вариантами инженерных служб являлись службы с развитыми интеграционными связями между сельскохозяйственными предприятиями и районными сервисными и снабженческими структурами «Госкомсельхозтех-ники». Управление технической эксплуатацией МТП в хозяйствах осуществлялось с участием инженеров-технологов, которые являлись работниками объединений «Госкомсельхозтехники».
Сегодня большая часть рабочего времени главного инженера и старших специалистов сельхозпредприятия связана с исполнением экспедиторских обязанностей - поиском запасных частей, а это не требует высококвалифицированных знаний. Знакомство с технологическими новинками инженер имеет один или два раза в год на выставках. Штат ИТС практически во всех предприятиях сокращён до критических пределов. Так многие предприятия сократили должности старших инженеров участков, инженеров по эксплуатации машин и мастеров-наладчиков, занимающихся комплектованием полевых агрегатов и т. д. В итоге трудоёмкость работ на одного специалиста резко возросла, при этом инженерам приходится выполнять широкий перечень работ, зачастую не имеющих прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Таким образом, низкий уровень надёжности сельскохозяйственной техники является не только результатом негативных макроэкономических процессов, но и результатом кризиса инженерной сферы предприятий АПК.
Зарубежные исследования вопроса формирования управленческой структуры предприятия предлагают концепцию «интеллектуального капитала компании». Термин «интеллектуальный капитал» определяется как организованное знание, используемое для создания богатства [3]. Большинство аналитиков согласны с классификацией интеллектуального капитала как человеческого капитала, включающего:
- компетентность (знания, умения, опыт, ценности и др.);
- отношение к работе и целям компании;
- интеллектуальная подвижность (творчество, оригинальность, целеустремлённость).
Развитие человеческих ресурсов считается ключевым фактором, как для отдельной компании, так и для национальной экономики в целом, и те предприятия, которые могут ускорять их рост, будут обладать конкурентным преимуществом. Концепция современной ИТС сельскохозяйственного предприятия должна, прежде всего, удовлетворять условиям роста интеллектуальных ресурсов предприятия, и при этом обеспечивать максимизацию технических критериев производства. Перспективный вариант инженерной службы предполагает такую её структуру и материальное обеспечение, при которой будут высокие производственные показатели и возможность специалистов постоянно анализировать технологические процессы, искать их резервы с применением современных информационных технологий. Здесь остро стоит вопрос разработки моделей информационного обеспечения инженерных служб, автоматизированных рабочих мест (АРМ) для инженеров, формирования внутрихозяйственных баз данных и специализированных компьютерных программ для работы с ними.
В 70-80-е годы в Ленинградской области и в ряде Советских Республик организация инженерных служб осуществлялась по пути их централизации в рамках специализированных производственных объединений (СПО). Такая усовершенствованная целостная структура ИТС требовала наличия гибкой системы управления надёжностью МТП, что в некоторых районах достигалось путём упорядочения системы информационного обеспечения инженерных служб СПО. Т. е. между информационной системой инженерных служб и их организационной структурой имеется органическая связь и взаимозависимость [4].
В традиционном варианте организации ИТС руководители придерживались и придерживаются правила «сам должен видеть и лично распорядиться», что приводит к чрезмерной их занятости вопросами оперативного управления. В итоге полезная занятость специалистов не превышает 70%, причём прямые затраты времени вызваны прежде всего подготовкой, поиском производственной, научно-технической и другой информации. После упорядочения системы информации в деятельности главных руководителей ИТС в Ленинградской области существенно увеличилась доля времени на решение вопросов перспективного характера, а повышение коэффициента технического использования МТП в совхозах составило с 0,45 до 0,8 и более (табл. 1).
Усовершенствованная модель системы информационного обеспечения инженерной службы включала в себя потоки информации, разделённые по конкретным функциональным признакам. Управление потоками осуществлялось с главного диспетчерского пункта, при этом центр тяжести в решении оперативных вопросов переносился в первичные трудовые коллективы, где инженерные работники среднего звена получили значительную самостоятельность в принятии управленческих решений и условия для реализации собственных профессиональных качеств.
Таблица 1
Соотношение затрат времени руководителей ИТС при традиционном и перспективном вариантах информационного обеспечения
Вид деятельности Затраты времени по вариантам, %
базовый перспективный
Анализ научной информации о новых машинах и технологиях 1,5 6,7
Социально-экономические вопросы 4,1 7,5
Организационно-методическая деятельность 11,4 16,9
Технико-экономическое обоснование внедрения новой техники и технологий ремонта 6,6 9,8
Подбор, расстановка и обучение кадров 4,4 6,3
Процессы реформирования ИТС сельхозпредприятий сегодня необходимо начинать с разработки и внедрения новых систем учёта и анализа технологических процессов. Это позволит формировать внутренние базы данных (БД) инженерно-экономических служб предприятий и обеспечит переход на ресурсосберегающие технологии управления. Нами предложен вариант создания в структуре действующих ИТС отдела инженерного мониторинга со штатом 1-2 человека. Для этой цели мы разработали первую версию программного обеспечения и вариант учебного пособия для подготовки специалистов по внутрихозяйственному инженерному мониторингу.
Основные задачи отдела инженерного мониторинга (ИМ) следующие:
- организация производственного учёта и контроля технологических процессов с применением новых информационных технологий;
- выработка рекомендаций по внутрихозяйственному управлению;
- управление надёжностью техники и оборудования на предприятии;
- анализ новых технологий и машин и участие в принятии решений по модернизации производства.
Производственная проверка программного обеспечения в настоящее время осуществляется в ряде хозяйств Зерноградского, Кагальницкого и Весёлов-ского районов Ростовской области. Маркетинг разработанного нами продукта показывает явную потребность хозяйств в усовершенствовании внутреннего учёта и анализа, особенно в сфере эксплуатации МТП и автопарка. Исследование ИТС сельхозпредприятий в Ростовской области позволяет также сделать заключение, что без модернизации инженерных служб хозяйств нерационально решать вопросы оперативного учёта, управления технологическими процессами и надёжностью машин.
Анализ современных процессов в рассматриваемой сфере позволяет сформулировать основные требования к инженерным службам на ближайшую перспективу:
1. Высокий уровень специализации (цеховая структура).
2. Наличие связей между уровнями управления и единые целевые установки.
3. Наличие систем информационного обеспечения логически связанных с организационной структурой ИТС.
4. Использование в управлении современных информационных технологий и компьютерной техники.
5. Связь с наукой и глобальной информационной сетью.
При таком подходе к организации ИТС можно максимально использовать интеллектуальный капитал специалистов и рассматривать службу как инновационный механизм, активно контактирующий с научно-технической сферой, и стремящийся к внедрению передового опыта в производство.
Литература
1. Пахолков Н.А. Организация управления инженерной службой хозяйства // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1990. № 8. С. 6-9.
2. Бутов Н.П., Зацаринный В.А., Никитченко С.Л. Старый трактор ещё поработает // Сельский механизатор. 2001. № 4. С. 24-25.
3. Гораликова М., Бреглова П. Интеллектуальный капитал и таланты в развитии агробизнеса // АПК: экономика, управление. 2003. № 8. С. 27-35.
4. Яковлев М.Н. Совершенствование системы информации в инженерной службе // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1989. № 2. С. 10-12.
17 мая 2004 г
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия