приводить к формированию такого общества, в котором пользование материальными благами превращается в доминирующую или даже единственную цель существования социума"1 (общество потребления).
Интересны, с точки зрения развития представлений о правах и свободах человека, коллективные права, основа которых заложена в общинном укладе российского общества. Если западный подход отталкивается от интересов личности, которые реализуются через коллектив (объединение индивидуумов), то консервативная мысль определяет коллектив в качестве самостоятельного субъекта обладающего определенными интересами и обладающими определенными правами. К примеру, семья выступает полноценным субъектом общественных отношений, ее интересы как целостного субъекта должны учитываться в праве. Таким образом, в православной интерпретации конституционные права и свободы приобретают несколько иное наполнение, а их иерархия выстраивается на основе принципа приоритета национальной безопасности, коллективных интересов над правами и свободами индивидуума.
Соответственно в качестве приоритета консервативной правовой политики следует назвать формирование национальной системы конституционных прав и свобод, которые бы отвечали аксиологии российского общества.
В. А. Аксюк
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Стратегия борьбы с преступностью в вооруженных силах должна быть тесно связана с контролем за состоянием преступности в стране. В этом случае воинские должностные лица, организующие деятельность, жизнь, быт и досуг военнослужащих, тоже будут нести ответственность за криминологическую обстановку в войсках, но эта ответственность должна соотноситься с их реальными возможностями. В противном случае непосильные требования к контролю и предупреждению преступности в Вооруженных Силах могут привести лишь к деформации борьбы с преступностью, к сокрытию преступлений в воинских частях и подразделениях, приукрашиванию действительного положения дел.
Рассмотрим состояние преступности военнослужащих за 2005-2008 г. Так, военными судами в 2005 году рассмотрено более 15 тысяч уголовных дел (осуждено 14895 человек, 101 человек оправдан), что так же больше по сравнению с 2004-м годом. На первом месте по распространенности продолжают оставаться уклонения от военной службы они составляют примерно 25 % всей судимости. Второе и третье место (примерно по 20 % судимости) занимают преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, включаю превышение и злоупотребление воинскими должностными лицами служебных полномочий2.
В докладе Генеральной прокуратуры о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе за 2006 год приведены следующие показатели, характеризующие воинскую преступность3. В 2006 г. число зарегистрированных преступлений составило 25,1 тысяч. Основная доля 20,7 тысяч преступлений приходится на Вооруженные силы и внутренние войска МВД России - 1,9 тысяч преступлений.
Переход на смешанный принцип комплектования связанный с существенным повышением доли военнослужащих проходящих военную службу по контракту, приводит к изменению структуры и динамики преступных проявлений в армейской среде. В 2006 г. уровень преступлений совершенных контрактниками возрос в два раза с 2311 до 4706 преступлений. Подавляющее большинство преступлений приходится на военнослужащих Вооруженных Сил РФ 3960 - 84 %. Возросла численность в 1,6 раза как общеуголовных, так и преступлений против военной службы в 2,5 раза. При этом удельный вес последних увеличился с 50,3 до 60,9 % совершенных преступлений.
1 Там же.
2. Военные суды: итоги 2005 года и перспективы // Право в Вооруженных силах. 2006. N° 3.
3 Доклад генеральной прокуратуры о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению за 2006 г. // Право в Вооруженных силах. 2007. № 8.
В результате неуставных взаимоотношений и рукоприкладства в 2006 г пострадали 6,7 тысяч военнослужащих, 33 из них погибли. Всего в результате преступлений и происшествий погибли 766 военнослужащих.
В 2006 году расследовано свыше 16 тысяч уголовных дел, 97 процентов из которых направлены в суд. Выявлено свыше 160 тысячи нарушений законов. Статистика уже осужденных военнослужащих впечатляет 15 тысяч человек. Значительное число совершают кадровые военные: офицеры и контрактники1.
В докладе Общественной палаты Российской Федерации приведены данные характеризующие преступность среди военнослужащих в 2007 году. Так, в войсках и воинских формированиях выявлено 36530 правонарушений экономического характера (рост по сравнению с 2006 г. составил 2,3 %). Причиненный государству ущерб преступлениями данной направленности составил свыше 1856,9 млн. рублей. За преступления в сфере нерационального и нецелевого использования денежных средств к различным видам ответственности привлечено 10 тысяч должностных лиц. За последние полтора года за преступления коррупционной направленности привлечены к уголовной ответственности более 500 офицеров, в том числе 16 генералов2.
В 1990 году Московским окружным военным судом были осуждены 40 офицеров, а в 2007 г. обвинительные приговоры были вынесены в отношении более 350 таких военнослужащих, из которых 165 старших, т.е. от майора до полковника, что составляет 47 %.
Согласно данным, приведенным на совещании главным военным прокурором С. Фридин-ским в 2008 году, офицерами совершено самое большое за последние 10 лет количество преступлений. При этом треть из них коррупционной направленности. Половина всех преступлений посягательство на военное имущество и денежные средства с использованием служебных полномочий. Существенно возросло количество фактов взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат. За год к уголовной ответственности привлечены около 300 старших офицеров, 10 высших офицеров - генералов и адмиралов, осуждены 1611 офицеров, из них 76 командиров частей. Причиненный государству ущерб составил более двух миллиардов рублей3.
В 2008 г. впервые за последнее время основную массу военнослужащих, уклонившихся от военной службы, составили не военнослужащие по призыву, а те, кто проходят военную службу по контракту. За последние годы практически в два раза возросла доля уклонений от военной службы в офицерской среде4.
В 2008 году в полтора раза выросло количество совершенных офицерами преступлений за взятки и превышение должностных полномочий. Свыше половины из них составили посягательства на военное имущество и бюджетные средства.
Всего в 2008году за совершение преступных посягательств осуждено более 1800 офицеров5.
Статистика свидетельствует о том, что в 1991 году, когда войск в стране было в три раза больше, офицерская преступность была в три раза меньше.
Так, в 1991 г. было осуждено 579 офицеров, а в настоящее время ежегодно их осуждается до двух тысяч человек (в 2008 г. - 1800). Причем старших офицеров - около 40 % от всех осужденных офицеров.
Уровень преступности в воинской среде в значительной мере обусловлен невысокими доходами военнослужащих и их ненадлежащим обеспечением всеми видами довольствия, главным образом жильем, а так же существенной разницей между декларируемым высоким социальным статусом и реальным низким авторитетом военной службы. Доля семей военнослужащих с денежными доходами на одного члена семьи ниже прожиточного минимума в 1,6 раза больше, чем в целом по стране6. Ситуация, когда офицер вынужден искать дополнительные заработки, стала для нашего общества хронической.
1 Прокурорская защита // Российская газета, 2007. 26 янв.
2 Национальная безопасность военный аспект // Красная звезда. 2008. 9 окт. С. 2.
3 Форменное безобразие // Российская газета, 2009. №»124 от 9 июля. С. 1-2.
4 «Служба по приговору // Российская газета, 2008. № 164 от 5 авг.
5 Криминальная бомба // Красная звезда Российская газета, 2009. .№37 от 5 марта.
6 Национальная безопасность: военный аспект // Красная звезда, 2008. 9 окт.
Одним из условий роста преступности среди военнослужащих, являются просчеты в подборе и расстановке кадров. Назначают офицеров на командные и хозяйственно-распорядительные должности без учета их моральных качеств, профессиональной подготовке и уровня правовых знаний.
Согласно данным, которые привел главный военный прокурор, в Российской армии проходят службу более двух тысяч офицеров, которые совершили умышленные преступления в рядах вооруженных сил. При этом призывников имеющих судимость не призывают в Вооруженные силы, а офицеры и генералы с судимостью могут продолжать военную службу. Данное положение требует пересмотра. Совершение военнослужащим умышленного тяжкого преступления должно быть одним из обязательных основанием расторжения контракта.
За превышение должностных полномочий в 2005 году осуждено - 602, в 2006 году - 473, в
2007 году - 345, в 2008 году - 178 военнослужащих. Данные показатели показывают высокий уровень преступности, связанной с превышением должностных полномочий. В последние годы наблюдается уменьшение осужденных военнослужащих за превышение должностных полномочий. Предполагаем, что это связано с масштабными сокращениями военнослужащих и высоким уровнем латентности данной категории преступлений.
При анализе судебной статистики Северо-Кавказского окружного военного суда за 20032006 год получены следующие характеристики. В 2004 году за злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ осуждено 16, в 2005 году - 26, в 2006 году - 38, в 2007 г. - 29: в
2008 г. - 26 военнослужащих. Наблюдается небольшой спад осужденных военнослужащих за злоупотребление должностными полномочиями, в том числе связанный с существенным сокращением численности офицеров, т.к. именно эта категория военнослужащих в 100 % привлекалась к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ.
В ходе структурного анализа осужденных военнослужащих по ст. 285 УК РФ за 2008 г.выявлено, что в отличии от превышения должностных полномочий, командиры отделений и взводов не привлекались по данной статье. Командиры рот (их заместители) составляют 11 % осужденных военнослужащих; командиры батальонов (их заместители) - 50 %; командиры полков (их заместители) - 8 %; начальники служб (тыла, финансов, гсм и др.) - 8 %, иные категории военнослужащих - 24 %. При этом необходимо учитывать, что командиров батальонов (их заместителей) гораздо меньше, чем командиров отделений, взводов и рот, но именно данной категорий в 2008 г. совершено каждое второе злоупотребление должностными полномочиями.
При исследовании практики применения по ст. 285 УК РФ за 2008 г. выявлено, что по ч. 1 ст. 285 УК РФ рассмотрено 92 % дел, по ч. 3 ст. 285 УК РФ - всего 8 %. При этом осужденные офицеры совершили преступление в 16 % из корыстной заинтересованности, а в 84 % случаях по иной личной заинтересованности. В 16 % преступление повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, 8 % - прав и законных интересов организаций, 76 % - охраняемых законом интересов общества и государства. Тяжкими последствиями при осуждении по ч. 3 ст. 285 УК РФ признавался значительный материальный ущерб. Тогда как, тяжкими последствиями при превышении должностных полномочий по ч. 3 ст. 286 УК РФ в подавляющем большинстве -53 % случаев - признавался вред здоровью.
В ходе анализа сведений о назначении уголовных наказаний по ст. 285 УК РФ в 2008 г. выявлено, что в 62 % случаев судом назначался штраф, 15 % - лишение свободы; 11 % - лишение свободы условно и в 12 % военнослужащие были освобождены от наказания в связи с изменением обстановки.
В ходе структурного анализа осужденных военнослужащих по ст. 286 УК РФ за 2008 г. выявлено, что в 27 % случаях осужденные занимали должность командира отделения, 12 % - командира взвода. Командиры рот (их заместители) составляют 13 % осужденных военнослужащих; командиры батальонов (их заместители) - 8 %; командиры полков (их заместители) - 4 %; начальники служб (тыла, финансов, гсм и др.) - 4 %, иные категории военнослужащих - 29 %.
При исследовании практики применения ст. 286 УК РФ за 2008 г. выявлено, что по ч. 1 ст. 285 УК РФ рассмотрено всего 12 % дел, а по ч. 3 ст. 286 УК РФ - 92 %. При этом осужденные
военнослужащие совершили преступление по ч. 3 ст. 286УК РФ в 92 % случаев с применением насилия или угрозой его применения; 2 % - с применением оружия или специальных средств, а в 6 % случаях - с причинением тяжких последствий. При этом тяжкими последствиями в 53 % признавалось причинение вреда здоровью, 45 - значительный материальный ущерб; 4 % - причинение смерти; иные последствия - 39 %. В 39 % случаев преступление повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан; 13 % - прав и законных интересов организаций; 48 % - охраняемых законом интересов общества и государства. При превышении должностных полномочий преступление повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан в 39 % случаев, тогда как при злоупотреблении должностными полномочиями в 2 раза реже - всего 16 % случаев.
В ходе анализа сведений о назначении уголовных наказаний по ст. 286 УК РФ в 2008 г. вывялено, что в 23 % случаев судом назначался штраф, 48 % - лишение свободы условно; 25 % -лишение свободы; 3 % - содержание в дисциплинарной воинской части; 1 % военнослужащие были освобождены от наказания в связи с изменением обстановки. Лишение воинского звания характерно для 5 % всех рассмотренных данной категории дел. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применено судом к осужденным военнослужащим в 26 % случае. В 56 % приговоров судом назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.
Согласно судебной практике, наиболее распространёнными обстоятельствами, при наличии которых суд назначает наказание осуждённым военнослужащим с применением ст. 64 УК РФ являются:
- наличие на иждивении у подсудимого малолетних детей;
- награждение подсудимого государственными орденами и медалями;
- наличие материалов, положительно характеризующих подсудимого до призыва на военную службу и в период ее прохождения;
- воспитание в многодетной или неполной семье;
- привлечение к уголовной ответственности впервые;
- явка с повинной;
- чистосердечное раскаяние в содеянном;
- активное способствование раскрытию преступления;
- полное добровольное возмещение вреда, причиненного преступлением;
- участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Результаты наших исследований указывают на то, что доминирующее положение в структуре превышения должностных полномочий, совершенных военнослужащими, занимает превышение с применением насилия - 95 %, при этом в 40 % случаях применение насилия связано с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей подчиненным (курение в неположенном месте, опоздание на построение и др.), в 7 % - в связи с употреблением спиртных напитков подчиненными, в 15 % - ненадлежащее выполнение подчиненными специальных обязанностей в суточном наряде, карауле (сон в наряде или карауле, самоустранение от наведение порядка и т.п.). При этом во многих случаях применение насилия к подчиненным стало реакцией начальника на провоцирующее поведение подчиненного. При этом здесь явно проявляется недостатки воспитательной подготовки, незнание психологических способов разрешения конфликта, слабость дисциплинарной практики, когда применение насилия воспринималась осужденными как необходимая мера реагирования вследствие ложно понятых интересов службы.
Поэтому в целях учета специфики воинских правоотношений, в связи с особенностями в объекте и уникальности субъекта преступлений в главе 33 УК РФ помимо ст. 334 УК РФ насильственные действия в отношении начальника предусмотреть симметричную норму уголовной ответственности за применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненных, в том числе с применением насилия.