Инструментальный смысл системы ограничения своих контактов с другим пользователем заключается в том, что после установки таких ограничений выполняется следующее:
1. В ленте активности вашей страницы исключается размещение какой-либо информации, связанной с пользователем - не публикуются его статусы, комментарии, а также отметки «Нравится» для каких-либо записей.
2. Пользователь лишается возможности комментировать, повторно публиковать, отмечать как «Нравится» ваши элементы активности. Он не может добавить вас в друзья.
3. Вы также лишаетесь возможности публичных контактов с пользователем -оставления комментариев, повторной публикации, отметок «Нравится», добавления в друзья.
Таким образом, система ограничений доступа к пользователям в социальной образовательной сети позволят защитить персональную страницу пользователя от доступа извне, а также ограничить самого пользователя от нежелательных контактов с другими участниками социальной сети. Подобные инструменты востребованы в социальных образовательных сетях, где возникает необходимость обеспечения безопасной среды для работы учащихся [1]. Механизмы ограничений, на основе которых реализованы описанные инструменты, могут использоваться во внешних инструментах, таких, как «настав-ник-обучающийся», концептуальные идеи которого были представлены нами ранее [3].
Литература
1. Пономарева Ю.С. Социальные сети и обучение: особенности взаимодействия учащихся и сопровождения учебной деятельности в информационной среде // Грани познания. 2017. № 2 (49). С. 63-66.
2. Сергеев А.Н., Самохина Н.В. Феномен социальных сетей в аспекте процессов информатизации образования // European social science journal. 2015. № 1 (52). С. 126-131.
3. Сергеев А.Н. Модель внутренней кластеризации социальной образовательной сети // Грани познания. 2017. № 2 (49). С. 67-73.
Tools for access restrictions in social educational networks
Aleksey Nikolaevich Sergeev, Professor of Russian Academy of Education, PhD (Pedagogy), Volgograd State Socio-Pedagogical University
The article deals with the features of implementation of the system of access restrictions for comfortable and safe work of students and teachers in social educational networks. It describes the principles and tools to restrict the access to users' personal pages, as well as limiting the contacts with other users of the social network.
Keywords - social educational network, access restriction, safety of students.
УДК 004.7
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Денис Юрьевич Боков, канд.фил.наук, директор e-mail: [email protected] Дмитрий Сергеевич Репин, канд.техн.наук, зам. директора e-mail: [email protected] ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» http://www.informika.ru/
В работе анализируется текущее состояние и основные характерные черты современных научно-образовательных сетей национального и международного уровней. Отмечены основные тенденции развития такого рода сетей. Рассматриваются новые возможности федеральной университетской компьютерной сети RUNNet как инфраструктурной основы единой информационной среды сферы образования и науки в Российской Федерации.
Ключевые слова: национальные научно-образовательные сети, NREN, RUNNet, исследовательские коллаборации, телекоммуникационная связность, опорная инфаструктура, телекоммуникационные сервисы, управление безопасностью.
Введение
Одной из важных характеристик общего уровня экономического и технологического развития государства и общества является наличие высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры, предназначенной для использования в интересах науки и образования внутри страны, обеспечения доступа в мировое информационно-коммуникационное пространство и взаимодействие с ведущими международными и национальными научными и образовательными сетями и сетевыми консорциумами.
Работы в этом направлении интенсивно ведутся во всех развитых странах мира, являясь необходимым стратегическим условием стабильного прогресса в самых разных областях науки и техники. В этой связи представляется весьма актуальным проведение анализа текущего состояния и основных тенденций развития современных научно-образовательных сетей с учетом накопленного к настоящему времени зарубежного и отечественного опыта.
1. Обзор известных национальных и международных научных и образовательных сетей
Известно, что в настоящее время наиболее крупные научно-исследовательские и образовательные проекты успешно реализуются лишь при широкой международной кооперации при участии большого числа научных и образовательных организаций и специалистов из различных стран. Как показывает практика, такого рода кооперация может наиболее успешно развиваться на основе взаимодействия, так называемых «национальных образовательных сетей» (National Research and Education Network, NREN) [1, 2].
К настоящему времени уже более 140 стран мира активно поддерживают и развивают национальные образовательные сети. В результате они стали неотъемлемой частью национальной сетевой инфраструктуры, делая возможным участие представителей своей страны в крупных международных проектах в сфере науки и образования. Сегодня большинство крупных образовательных и научных учреждений в самых разных странах подключены не к сетям коммерческих провайдеров, а именно к NREN.
Характерной отличительной чертой современных NREN является относительно высокая пропускная способность не только опорной инфраструктуры, где для большинства стран ЕС она составляет не менее 10 Гбит/с, но и подключения к сети отдельных организаций. Так, например, более 50% пользователей ЕС подключены к NREN на скорости 10 Гбит/с. При этом повсеместное использование технологии DWDM в принципе позволяет увеличивать пропускную способность практически неограниченно. В ряде стран, таких как США, Великобритания, Нидерланды, Италия, Испания, Китай, Австралия, за счет проведенной модернизации оборудования пропускная способность значительной части опорной сети была увеличена до 100 Гбит/с и даже выше.
Рассмотрим характерные примеры. В США крупнейшей из национальных сетей считается некоммерческая сеть Internet2 [3], обеспечивающая общую среду, с помощью которой исследовательские и образовательные организации страны могут совместно решать различные научные, технические и иные прикладные задачи, включая разработку
новых технологий передачи информации. По состоянию на 2017 год сеть Internet2 объединяет и предоставляет услуги пользователям из 324 университетов, 43 региональных и государственных образовательных сетей.
Кроме Internet2, в США активно функционируют сети, которые можно условно рассматривать как «отраслевые». Это, в первую очередь, такие сети, как ESnet (Energy Sciences Network) и NISN (NASA Integrated Services Network). Национальная научная сеть ESnet обеспечивает поддержку научных исследований в области энергетики, предоставляя телекоммуникационные услуги более 40 научно-исследовательским организациям, включая 10 национальных лабораторий и технологических центров Министерства энергетики США, а также обеспечивая взаимодействие со 140 ведущими исследовательскими и коммерческими международными и национальными сетями других стран. Сеть NISN - это глобальная система средств телекоммуникаций, созданная в интересах Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространств (NASA). Сервисы этой сети используются для подключения центров NASA, наземных станций, средств передачи больших объемов научных данных и организации тематических конференций. Кроме того, с ее помощью осуществляется сотрудничество с международными партнерами, специализирующимися в сфере космических исследований и разработок.
В Европе высокопроизводительные NREN с надежной опорной инфраструктурой имеют такие страны как Бельгия (Belnet - Belgian National Research Network), Великобритания (JANET - Joint Academic Network), Германия (DFN - Deasches Forschungnetz, Ирландия (HEAnet), Испания (RedIris - Spanish National Research and Education Network), Италия (GARR - Italian Academic and Research Network), Нидерланды (SURNET - National Computer Network for Higher Education and Research in the Netherland), Польша (PIONIER - Polish National Research and Education Network), Турция (ULAKBIM - Turkish Academic Network), Франция (RENATER - National Telecommunication Network for Technology Education and Research), Чехия (CESNET (Czech Science Network), Швейцария (SWITH - Networking of Swiss Academia) [4].
Аналогичная ситуация имеет место и в азиатских странах - в частности таких, как Китай (CERNET - China Research and Education Network и CSTNET - China Science and Technology Network), Япония (SINET - Science Information Network), Индия (NKN - National Knowledge Network и ERNET - Education and Research Network), Республика Корея (Korea Research Network), Тайвань (TWAREN - TaiWan Advanced Research and Education Network).
На американском континенте развитые NREN имеюn Бразилия (RNP - Rede nacional de Ensino e Pesquisa), Аргентина (INNOVA-RED), Мексика (CUDU - Corporación Universitaria para el Desarrollo de Internet), Канада (CANARIE - Canadian Network for the Advancement of Research, Industry and Education), а на африканском - ЮАР (TENET -Tertiaru Education and Research Network of South Africa), Египет, Алжир.
Свои национальные сети созданы и во всех странах СНГ: в Азербайджане - AzRENA, Армении - ARENA, Белоруссии - BASNET, Казахстане - KazRENA, Киргизии - KRENA, Молдавии - RENAM, Таджикистане - TARENA, Узбекистане - UzSciNet. К примеру, национальная сеть Белоруссии BASNET [5] предоставляет сетевые сервисы и услуги как учреждениям Национальной Академии Наук, так и другим организациям научной, образовательной и социальной сферы. Работа сети основана на использовании 15 базовых опорных узлов, связанных высокоскоростными оптоволоконными линиями связи, осуществляющими передачу данных со скоростью до 10 Гбит/с. Именно BASNET обеспечивает автономный доступ пользователей к ресурсам мировых компьютерных сетей.
Если говорить о Российской Федерации, то следует отметить, что научно-образовательное телекоммуникационное пространство страны исторически строилось в виде ряда взаимодействующих, но относительно самостоятельных сетей, использующих собственные опорные структуры и собственных международных каналах. Некоторые из
этих сетей проектировались как сети общего назначения, другие первоначально строились как специализированные предметно-ориентированные отраслевые сети. К настоящему времени активно функционируют и используются следующие научно-образовательные и отраслевые сети России:
- RASNet (Russian Academy of Science Network, корпоративная сеть Российской Академии Наук) [6]. Сеть предназначена для реализации информационного обмена между институтами и подразделениями внутри РАН, а также для связи с российскими и международными научно-образовательными сетями и глобальным Интернетом; в рамках сети предусмотрена возможность организации виртуальных каналов для объединения институтов в виртуальные организации на базе GRID-технологии при проведении совместных научных работ.
- RUHER/Radio-MSU (Russian High Energy Physics Network [7], сеть научных организаций, специализирующихся в области физики высоких энергий). Предметно-ориентированная сеть в области физики высоких энергий и фундаментальной ядерной физики обеспечивает доступ в Интернет и связь с зарубежными партнерами российских исследовательских институтов данного профиля.
- RSSI (Russian Space Science Internet, сеть научных организаций, специализирующихся в области космических исследований). Предметно-ориентированная сеть обеспечивает интеграцию в единую компьютерную систему российских научных центров аэрокосмического комплекса, а также предоставляет возможность сетевого взаимодействия с NASA.
- RUNNet (Russian UNiversity Network, федеральная университетская компьютерная сеть России). Сеть RUNNet первоначально создавалась как отраслевая сеть, предоставляющая услуги только организациям высшего образования. Однако по мере своего развития функции сети существенно расширились за счет подключения научно-исследовательских организаций, академических институтов, государственных учреждений различного ведомственного подчинения. В настоящее время сеть RUNNet может рассматриваться как инфраструктурная основа единой информационной среды сферы образования и науки в Российской Федерации (подробнее о сети RUNNet - см. [8]).
Приведенный выше краткий обзор наглядно демонстрирует насколько динамичным является процесс развития сетевых технологий. В этой связи очень важно выявить основные тенденции такого развития.
2. Основные тенденции развития научно-образовательных сетей
Одной из ключевых тенденций развития международных научно-образовательных сетей, устойчиво наблюдаемой в течение последних лет, является активное формирование межгосударственных консорциумов [9]. Такие консорциумы создаются с целью повышения уровня связности национальных сетей друг с другом, повышения технологической и экономической эффективности сетевого взаимодействия. Крупные сетевые консорциумы, как правило, имют также и каналы связи друг с другом.
К настоящему времени создано уже более двух десятков таких консорциумов самого широкого географического распространения, в результате чего оказались вовлеченными в сотрудничество в сфере образования и науки многие страны всех континентов. В Северной Америке таким консорциумом по сути стала сеть Internet2. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ключевыми консорциумами в настоящее время являются проекты Asi@Connect, APAN, CAREN и TEIN, в странах Африки - AfricaConnect, Ubuntunet, в Южной, Центральной и Северной Америке - RedCLARA, AMPANH, в странах Карибского бассейна - C@ribNet и т.д.
В Европе наиболее масштабным является научно-образовательный сетевой консорциум GÉANT [10-11]. На сегодня он представляет собой общеевропейскую ультравысокоскоростную мульти-гигабитную магистральную транспортную IP-сеть, функционирующую исключительно в интересах сферы науки и образования. С ее
помощью обеспечивается связность более 10 тысяч образовательных и научных учреждений из 39 стран Европы. Общее количество пользователей GÉANT превышает в настоящее время 50 млн. человек. Кроме того, сеть GÉANT имеет реализованную связность с научно-образовательными сетями по всему миру, обеспечивая обмен данными с более чем 60 странами за пределами Европы. В частности, реаализована IP-связность с научно-образовательными сетями Северной Америки 100 Гбит/с (Internet2, ESnet), Южной Америки (RedCLARA), Азиатски-Тихоокеанского региона (TEIN ), Африки (Ubuntunet) - 10 Гбит/c и др. Пропускная способность опорной инфраструктуры GÉANT составляет 100 Гбит/с. Ежедневно по ней передается более 4 Петабайт данных.
Логика развития подобных консорциумов неизбежно ведет к появлению глобальных телекоммуникационных проектов. К их числу можно отнести мировою сетевую коллаборацию GLORIAD (Global Ring Network for Advanced Application Development), 1999-2016 гг., созданную в результате совместных усилия специалистов из 11 стран (США, Россия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Канада и 5 стран Северной Европы). Сеть GLORIAD в период своего расцвета связывала между собой более 15 млн. конечных адресатов [12]. В настоящее время наиболее масштабным из реализуемых глобальных проектов является проект GNA (Global Network Architectura)[13], участниками которого являются международные консорциумы и NREN стран фактически всех континентов. Именно на фоне реализации процесса телекоммуникационной глобализации достаточно четко проявляются и другие тенденции развития научно-образовательных сетей. В их числе:
- увеличение глобальной и региональной сетевой связности, связанное с созданием новых маршрутов обмена и транзита трафика, оптимизацией сетевой топологии, организацией множества дублирующих путей между опорными узлами сети, что очень важно с позиции обеспечения надежности предоставляемых сервисов;
- совершенствование сетевой инфраструктуры с переходом к ультравысокоскоростным каналам (400 Гбит/с и 1 Тбит/с). Необходимость такого перехода связано с непрерывным ростом интенсивности потоков передаваемой информации. Практически везде наблюдается экспоненциальный рост годовых объемов трафика. Для некоторых крупных сетей среднемесячный объем трафика может превышать 50 Петабайт;
- развитие методов эффективного управления функционированием телекоммуникационных структур, в том числе с использованием технологии SDN;
- интенсификация использования сетей в глобальных исследовательских и технологических колаборациях, в рамках которых выполняются масштабные международные научно-исследовательские проекты как фундаметального, так и прикладного характера. Такие исследования, как правило, требуют регулярного оперативного обмена большими и сверхбольшими объемами научных (экспериментальных) данных, что характерно, например, для исследований в области физики высоких энергий, астрофизики, метеорологии и экологии, медицине и биологии и некоторых других;
- ужесточение требований по обеспечению достоверности передачи больших массивов данных и защиты информации от случайных или преднамеренных искажений;
- развитие системы сетевых сервисов и сервисов коллективного пользования. Далее этот вопрос будет рассмотрен более подробно на примере сети RUNNet.
3. Развитие сервисов сети RUNNet и обеспечение их функционирования
Сеть RUNNet в своем текущем состоянии обеспечивает полномасштабную реализации различного рода сервисов, которые можно отнести к категории типовых [8]. Их перечень за последние годы был дополнен сервисами, необходимыми для реализации облачных технологий, включая их применение в учебном процессе и научных исследованиях, интеграцию вычислительных ресурсов и хранилищ данных. Исследованы
и реализованы в качестве тестовой платформы средства облачной обработки научных данных с использованием модели SNaaS - "Science Notebook as a Service" [14]. Пополнение системы сервисов RUNNet осуществлялось также путем участия в международных проектах, реализующих пул современных сетевых сервисов. Это в первую очередь такие проекты как eduGAIN (http://edugain.org) и eduroam (https://www.eduroam.org). Кроме того, велись работы по созданию инфраструктуры, тестового и полнофункционального полигонов для удостоверяющей федерации национального уровня (проект RUNNetAAI - AAI, Identity, Authentication and Authorisation) [15].
Особое внимание заслуживает вопрос развития сервисов, связанных с обеспечением комплексной информационной безопасности. В настоящее время, помимо узконаправленных атак, участились случаи сложно-детектируемых атак, для реагирования на которые недостаточно установки отдельных средств защиты. В целях повышения эффективности оперативного управления безопасностью рассматривается вопрос создания специализированного Центра, основная задача которого -осуществление операционной деятельности по управлению безопасностью и, в частности, реализация взаимодействия с пользователями сети RUNNet и внешними организациями.
В сервисной модели Центр управления безопасностью должен предоставлять пользователям следующие услуги:
- сбор в реальном времени аналитических данных, их анализ и прогнозирование;
- выявление инцидентов и реагирование на их появление;
- сканирование и оценка уязвимостей сетевой инфраструктуры пользователей;
- взаимодействие с посльзователями, консультирование с целью повышения их осведомленности по вопросам информационной безопасности.
С учетом наличия единой глобальной сетевой инфраструктуры сети RUNNet, с точки зрения повышения эффективности оперативного управления информационной безопасностью, а также исходя из экономических соображений, наличие единого Центра управления безопасностью более чем оправдано. Например, тестирование на проникновение требует наличия в штате высококвалифицированных специалистов, содержание которых может позволить себе далеко не каждая образовательное или научное учреждение.
Для автоматизации деятельности и повышения эффективности Центра планируется использовать платформу, состоящую из четырех уровней: технологической инфраструктуры, обработки данных, ядра и рабочих процессов.
Анализ статистических данных показал, что наиболее часто научно-образовательные организации интересует выявление инцидентов информационной безопасности, связанных с DDoS атаками. Именно поэтому в качестве первого шага по формированию Центра управления безопасностью на базе сети RUNNet развернут аппаратно-программный комплекс, основным назначением которого состоит в детектировании и предотвращении кибератак типа DoS/DDoS и воздействий, не имеющих чётко выраженных сигнатур.
Комплекс позволяет обеспечивать централизованный непрерывный мониторинг сетевого трафика пользователей сети, состояния коммуникационных устройств, логических схем маршрутизации сетевого трафика, взаимодействия сетевых объектов, статистических закономерностей распределения трафика в сети, служебной информации о реконфигурациях сетевого окружения, пакетах данных, несоответствующих объявленным легитимными для защищаемого сегмента (-ов) сети и/или несоответствующих стандартам. Благодаря сверхбыстрому реагированию, комплекс способен практически мгновенно блокировать широкий спектр атак, при этом достаточно быстро адаптируясь под конкретную сетевую среду. Клиенты в лице образовательных и научных организаций имеют возможность воспользоваться круглосуточной технической поддержкой и услугами специальной группы оперативного реагирования.
Для разработки эффективных методов и алгоритмов обнаружения угроз безопасности информации, направленных на отказ в обслуживании, в рамках комплекса создан уникальный стенд (лаборатория), позволяющий имитировать реальную сеть организации, эмулировать воздействия на нее различных сетевых атак (в том числе, кибе-ратак типа DoS/DDoS) и осуществлять анализ эфективности предлагаемых методов и алогоритмов.
Тенденция ежемесячного роста количества отраженных атак имеющимися к настоящему времени средствами защиты свидетельствует о высокой потребности и своевременности внедрения данного и аналогичных решений, связанных с обеспечением комплексной информационной безопасности.
Дополнительно отметим, что в целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 года № 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации» к настоящему времени завершены работы по подключению сетевой инфраструктуры Минобрнауки России на базе сети RUNNet к российскому государственному сегменту информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (RSNet). Дополнительно планируется с использованием ресурсов развитой инфраструктуры сети RUNNet обеспечить подключение к RSNet государственных информационных систем, размещенных на технологических площадках образовательных и научных учреждений. Это позволит существо сократить расходы учреждений, связанные с подключением к RSNet, не потребовав организации дополнительных каналов связи и приобретения дорогостоящего телекоммуникационного оборудования.
Заключение
Систематизированное рассмотрение современного состояния и основных тенденций развития научно-образовательных сетей национального и международного уровней позволяет выделить ключевые задачи, от решения которых зависит эффективность их практического использования в сфере образования и науки. Внедрение решений, связанных с обеспечением комплексной информационной безопасности на базе глобальной сетевой инфраструктуры, позволит сформировать единое безопасное информационное пространство, в том числе и для научно-образовательных организаций.
Литература
1. Allochio C.A. History of international networking [текст] / C.Allochio, L.Balint, Y.Izhanov et. al // USA. Wiley Blackwell. 2010. 317 p.
2. Ryan,J.A. History of the Internet and Digital Future [текст]. - London: Breaktion Books Ltd, 2015.248 p.
3. Официальный сайт проекта Internet2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.internet2.edu
4. Электронный ресурс:
https://en.wikipedia.org/wiki/National_research_and_education_network
5. Официальный сайт сети Национальной академии наук Белоруси BASNET [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.basnet.by.
6. Васенин В.А. Российские академические сети и Internet (Состояние, проблемы, решения) [текст] - М.: РЭФИА, 1997. 173 с.
7. Официальный сайт сети RUNER/Radio-MSU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radio-msu.net.
8. Ижванов Ю.Л., Репин Д.С. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры сферы науки и технологий на базе сети RUNNet // Информационные технологии в науке, образовании и управлении: труды межд. конф. IT+S&E'16. - М.: ИНИТ, 2016. Весенняя сессия. С. 200-207.
9. Ижванов Ю.Л. Научно-образовательные компьютерные сети: прошлое, настоящее и тенденции развития // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. №2 (19). С. 17-25.
Ю.Официальный сайт проекта GÉANT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.geant.net
11.GÉANT Association Compendium of national research a nd education networking (NREN) organisations in Europe - 2015 Edition [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://compendium.geant.org
12.GLORIAD Final Report Appendices [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gloriad.org/finalreport/appendices/index.html
13.Официальный сайт проекта GNA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gna-re.net
14.ИжвановЮ.Л. Облачные технологии SNAAS для научных исследований и образования // Информатизация образования и науки. 2018. № 1 (37). С. 26-38.
15.Абрамов А.Г., Васильев И.В., Порхачев В.А. Развитие инфраструктуры аутентификации и авторизации для удостоверяющей федерации в рамках проектов EDUGAIN и EDUROAM на базе сети RUNNET // ИТНОУ. 2017. № 4. С. 56-64.
State and development trends of modern scientific and educational networks
Dmitry Sergeevich Repin, PhD, deputy director, State Research Institute of Information Technologies and Telecommunications.
Denis Yurievich Bokov, CPhil, director, State Research Institute of Information Technologies and Telecommunications.
The current status and main features of modern scientific and educational networks of national and international levels are analyzed. The main trends of development of such networks are noted. New possibilities of the federal university computer networkRUNNet as an infrastructure basis of the unified information environment of the sphere of education and science in the Russian Federation are considered.
Key words: national scientific and educational networks, NREN, RUNNet, research collaborations, telecommunications connectivity, basic infrastructures, telecommunication servicess, security management
УДК 004.921
РАЗРАБОТКА И ПЕЧАТЬ 3D МОДЕЛИ «КОНСТРУКТОРА ХИМИЧЕСКИХ АТОМОВ И МОЛЕКУЛ»
Галина Михайловна Рудакова, к.ф.-м.н., профессор Дарья Дмитриевна Киндякова, бакалавр, E-mail: [email protected] Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва, кафедра информационно-управляющих систем
http://www.sibsau.ru
В работе представлены результаты построения 3D конструктора по химии, демонстрирующие простоту и актуальность таких разработок, как например, создание собственного производства 3D моделей различных элементов химической промышленности
Ключевые слова: 3D моделирование, химия, конструктор.
1 Программа - «3D - компас»
Разрабатывая концепцию конструктора, подключив ресурсы интернета, в ходе поиска выявлено несколько нюансов в конструкторах Российских производителей, это:
- введя запрос в поисковую строку «3d конструктор молекул», не удалось найти никакой информации, и можно предположить, что, разработкой никто не занимался индивидуально, даже в учебных целях.
- найдя конструктор в «Реале» обнаружено, что существуют разные конструкторы, в основном они нужны для детского развития мышления, а не для студентов, т.к. для студентов
Киндякова Д.Д