26. Правовое положение иностранцев в россии и правовое положение российских граждан за границей/ Краева З.В., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 220-224.
27. Международное сотрудничество россии в сфере регулирования трудовых отношений: проблемы и перспективы/ Голубенко Я.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 43-48.
28. Проблемы трудоустройства инвалидов на предприятиях торговли/ Макаревич М.Л., Митрофанова М.И., Митрофанов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 68-72.
29. Правовое положение отечественных и иностранных юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности согласно российскому законодательству/ Макаревич М.Л., Абдулазизова Р.Д.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 188-194.
30. Особенности правого статуса государства, как субъекта внешней экономической деятельности/ Макаревич М.Л., Малышева Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 205-210.
Hachaturova Ellina Alekseevna, student (e-mail: [email protected])
Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])
St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Saint Petersburg, Russia BLOCKCHAIN TECHNOLOGIES: DEVELOPMENT PROSPECTS AND THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Abstract. This article discloses the position of the Russian Federation in relation to blockchain technology, discusses the steps of developing the legal basis for regulating this technology and the main areas of its application in the Russian Federation. Keywords: blockchain, technologies, distributed ledger technology, crypto currency, bitcoin, the Russian Federation.
УДК 330
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Храмцова Наталия Александровна, к.э.н., доцент Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
(СибАДИ), г. Омск, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассмотрены основные причины отставания автомобильного транспорта Российской Федерации по уровню развития в сравнении с автомобильными секторами зарубежных стран. Уточнена оценка инвестиционной привлекательности транспортной отрасли и техническая политика в областях эксплуатации и производства автомобильного транспорта.
Ключевые слова: автомобильная отрасль, инновации, автотранспорт, исследования, предприятия, инновационная деятельность, грузовой автопарк, пробег автомобиля.
Для Российской Федерации транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей хозяйства, а также является важной частью социальной и производственной инфраструктуры. Выгодность географического положения даёт возможность Российской Федерации получать доходы от экспорта транспортных услуг, а также от перевозок транзитом по своим коммуникациям. Транспорт является важным звеном в социально - экономическом подъёме страны. Система транспорта содействует условиям экономического роста, увеличению качества жизни населения и конкурентоспособности экономики. Транспорт также играет важную роль в развитии преимуществ связанных с увеличение конкурентоспособности страны с точки зрения использования транзитного потенциала. Свободный доступ к качественным и безопасным транспортным услугам определяет эффективное развитие социальной сферы, бизнеса и производства.
Направления развития системы транспорта Российской федерации связано с долгосрочным социально-экономическим развитием, которое запланировано на период до 2030 года в различных нормативных и иных законодательных актах. Также принимаются во внимания документы, которые определяют возможности развития транспортной и логистической структуры, перспективы транспортного взаимодействия на международной арене, прежде всего в условиях содружества Государств, Евразийского экономического сообщества и единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.
Парк автомобильного транспорта Российской Федерации, в условиях новой экономической ситуации, меняется технологически и структурно, приближаясь к плановым параметрам, которые характерны для стран с развитой промышленностью.
В странах с развитой промышленностью грузовой автопарк грузоподъемностью до 2 т составляет от 80% до 90%, тогда как в 1991 г. он составлял 14%, а сейчас в Российской Федерации он равен приблизительно 85%. Доминирующее развитие данной категории автомобилей объясняется потребностью в перевозках мелких партий грузов на небольшие расстояния. Поскольку во многом автопарк грузовых малотоннажек коммерческого класса обеспечивает прогрессивное функционирование средних и малых предприятий, во всей области системы сервиса.
В целом по транспортной отрасли наблюдается дефицит провозных возможностей автопарка, характеризующийся среднегодовыми пробегами автомобилей, которые также одновременно отражают интенсивность их использования.
Среднегодовой пробег грузовых автомобилей, а также автобусов, в СССР были намного выше по сравнению с другими странами мира. На сегодняшний день средние показатели упали. При этом в развитых странах средняя продолжительность использования автомобилей составляет от 16 до 22 ч/сут, в то время как в данный момент этот показатель в России составляет от 9 до 10 ч/сут.
Техническая политика в областях эксплуатации и производства автомобильного транспорта в сравнении с советским периодом существенно не изменилась. Хотя нормативные пробеги до начала вывода автомобилей из эксплуатации приумножились. Это и стало определяющим фактором неадекватного соотношение трудоемкости производства при эксплуатации автомобилей и затрат. Так, трудоемкость изготовления одной единицы автомобиля за определенный период выросла на 10-25 нормо-ч, а трудоемкость в техническом обслуживании и текущем ремонте - на 1500-2000 чел.-ч. Расчетная себестоимость для изготовления автомобиля увеличилась на 4-7%, а затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание увеличились на 33-35%.
Очевидно, что коренным образом повысить экономическую эффективность эксплуатации автомобильного транспорта возможно только при условии увеличения затрат капитала на отрасль занимающуюся производством автомобилей, в частности это постройка современных заводов, и как следствие увеличение выпуска числа автомобилей в год в 2-3 раза.
Нужно также стимулировать развитие автомобилестроение, уделяя больше внимания высоким требованиям интенсивности эксплуатации, экологическим нормам, а также весогабаритным ограничениям. К большому сожалению, новые автомобили отечественного производства на сегодняшний день слабо вписываются в мировые стандарты. Отечественный автомобильный транспорт испытывает большие затруднения при международных перевозках. В связи с этим Российская Федерация вынуждена эксплуатировать при международных перевозках дорогостоящий автомобильный транспорт зарубежного производства.
Необходимы также большие изменения структуры инвестирования капитала в автотранспортную отрасль, особенно в сферу эксплуатации автомобилей, где основные средства в виде недвижимости приходят в упадок, а проблема их поддержания отодвигается на период более стабильного и доходного периода для предприятия.
Пожалуй, одной из ключевых причин отставания автомобильного транспорта Российской Федерации по уровню развития в сравнении с автомобильными секторами зарубежных стран является плачевное состояние автодорог.
Недостаточное модернизация сети и плачевное состояние автомобильных дорог привело к тому, что средние скорости движения автотранспорта на дорогах Российской Федерации почти в два раза ниже, чем в странах зарубежья, а срок службы автомобильного транспорта почти на треть ниже, чем в Европе, что становится определяющим фактором для высокого уровня эксплуатационных затрат. От частных предпринимателей и транспортных предприятий непрерывно требуются значительные вложения капитала на приобретение новых транспортных средств и их содержание. В конечном итоге этот вклад транспорта во внутренний национальный продукт составляет около 8%, в то время как в зарубежных странах он равен
10%, а, например, в США этот показатель составляет 15% валового национального продукта, который обеспечивается автотранспортом.
Уменьшение уровня роста тарифов перевозок автотранспортом в последнее время основано на сдерживании курса рубля государственными органами, а также росте экономических показателей работы различных производств иных отраслей, которые были в свою очередь обеспечены ростом объёмов рыночного сектора автомобильного транспорта, а также ростом доходов населения и стабилизацией оптовых и розничных цен.
Наблюдается рост инвестиций в основной капитал автомобильного транспорта, который подчеркивает привлекательность и относительную стабильность работы рынка в этой отрасли.
Финансовое состояние организаций и предприятий транспорта в целом и общем улучшилось, однако уровень прибыли на определенных специализирующихся рынках активно снижается в последнее время. Снизилось также и количество убыточных предприятий. Достигнуты положительные финансовые результаты по средним, а также крупным предприятиям всей транспортной отрасли.
Темпы роста автотранспортных услуг в целом устойчивы, но, к сожалению, РТУ не в состоянии на данный момент удовлетворить потребительский спрос. Зарубежный опыт показал, что рост рыночной экономики сопровождается опережающим развитием автомобильного транспорта по сравнению с иными отраслями. В Российской Федерации на сегодняшний день автомобильный транспорт догоняет другие отрасли в связи с этим необходимо привлекать инвестиции в автомобильную отрасль страны для активного развития и внедрения инноваций.
Привлекательность автомобильного транспорта для инвестиций в развитие инноваций довольно высока за счет своей высокой эффективности и быстроты окупаемости даже низких вложений капитала. В автомобильном секторе самостоятельным образом сформированы предпосылки для ускоренной реализации инноваций: период использования основных фондов, которые обеспечивают наибольший доход, например эксплуатация автомобилей в среднем составляет от 5 до 12 лет, в то время как в промышленных отраслях этот срок варьируется от 15 до 35 лет; усреднённая норма прибыли на автотранспорте составляет 5,18%, в то время как в промышленности этот процент равен 20%; усредненный период окупаемости автомобилей при довольно продолжительном периоде эксплуатации и инновационных технологиях перевозки составляет от 2 до 5 лет, в то время как в промышленности этот уровень превышает 25 лет. Есть также и иные факторы инвестиционной привлекательности транспортной отрасли: высокая мобильность, конкурентоспособность, организационная гибкость, меньший уровень постоянных затрат в общих затратах и др.
Уточненная оценка инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, а также производства имеет большое значение, как для организа-
ций транспорта, так и для самого инвестора. В данном случае необходимо учитывать особые факторы отрасли:
• особенности отрасли инвестиционной структуры, характеризующейся значимой долей инвестирования капитала в основные средства, что также определяет высокий риск производства;
• очень большая потребность в инвесторах в условиях неблагоприятной структуры срока эксплуатации подвижного состава в сочетании с ограниченным источником собственных средств для обновления основных фондов;
• потребность в привлечении значимых по размерам заемных средств, что также определяет повышенный финансовый риск;
• различие организационных процессов вложения капитала в капитальное строительство, а также в подвижной состав.
На сегодняшний день тенденции и старении сокращения парка подвижного состава не оставили запаса в уровне качества предоставляемых транспортных услуг, которым можно было бы пренебречь в процессе пересмотра транспортной системы.
Продолжительные периоды использования большого количества объектов транспортной отрасли лишний раз доказывают необходимость их реконструкции, а для организаций, занимающихся транспортной деятельностью, наиболее существенным является формирование инновационной материально-технической базы и применение новых технологий, для формирования и применения данных технологий.
Список литературы
1. Матвиенко, Г. С. Проблемы в области инноваций и пути их решения в России / Г. С. Матвиенко, Н. А. Храмцова // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2015. - С. 324-330
2. Храмцова, Н.А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия / Н. А. Храмцова // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: материалы II международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2017 года). - Омск: СибАДИ, 2017. - С. 378382
3. Храмцова, Н.А. Инновации в автомобилестроении / Н. А. Храмцова // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно - практической конференции (13 июня 2016 г, г. Пенза). - Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2016. - С. 184-186
4. Храмцова, Н.А. Экономическая целесообразность внедрения транспортной инновации в области газомоторного топлива / Н. А. Храмцова // Стратегии бизнеса. - 2017. -№ 11 (43). - С. 3-10
5. Храмцова, Н. А. Основные направления повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия / Н. А. Храмцова, В. В. Курышева // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации : материалы Междунар. конгресса ФГБОУ ВПО "СибАДИ". 67-я науч.-практ. конф. "Теория, методы проектирования машин и процессов в строительстве", посвящ. 100-летию со дня рождения засл. деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, профессора Т. В. Алексеевой (с междунар. участием) / РААСН, СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2013. - Кн. 3. - С. 199-202
6. Храмцова, Н.А. Транспортные средства как элемент основных фондов предприятия / Н.А. Храмцова // Управление инновациями в современной науке: сборник статей Международной научно - практической конференции (8 мая 2016 г, г. Магнитогорск). В 2 ч. Ч.1 - Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2016. - С. 202-204
7. Сухарева, С.В. Основные цели транспортной стратегии России на период до 2030 года / С.В. Сухарева, М.С. Тихонова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 25 апреля 2016 г.) / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2016. - С. 607-611
8. Храмцова, Н.А. Экономические проблемы транспорта в России / Н.А. Храмцова, Ю.И. Тихомирова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее. Материалы 2 Международной научно-практической конференции (г. Омск, 25 апреля 2016 г). -Омск: СибАДИ, 2016. - С. 678-682
9. Храмцова, Н. А. Инновации как главный фактор экономического роста и экономического развития / Н. А. Храмцова, А. А. Ахматова // Будущее науки-2016: Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции (14-15 апреля 2016 года). В 4-х томах, том 1. / Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016 - С. 395-398
10. Храмцова, Н. А. Инвестиции в сельскохозяйственное производство омской области / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // В сборнике: Экономика и управление предприятиями сборник научных трудов кафедры / СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2008. - С. 209-213.
11. Храмцова, Н. А. Организационно-экономические основы развития региональной инфраструктуры материально-технического обеспечения АПК (на материалах Омской области) : дисс. ... канд. экон. наук / Н. А. Храмцова ; ОмГАУ им. П. А. Столыпина, -Омск, 2005. - 183 с.
12. Храмцова, Н. А. Оценка развития инфраструктуры и эффективности материально-технического обеспечения / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями : сборник науч. трудов / СибА-ДИ, Кафедра ЭиУП. - Омск : СибАДИ, 2009. - Вып. 4. - С. 177-180.
13. Эйхлер, И. А. Частно-государственное партнерство как инструмент создания инновационного бизнес-процесса / И. А. Эйхлер // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 08-09 февраля 2016 г.) / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2016. - С. 864-868
14. Храмцова, Н. А. Инновационное развитие транспортной отрасли российской федерации / Н. А. Храмцова, К.К. Еремин // Актуальные вопросы развития современного обществ: Сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции (г. Курск, 22 апреля 2016 года). - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016 - С. 330-332
15. Рейтер, Н. Э. Инновационная деятельность на предприятиях автотранспорта / Н. Э. Рейтер, Н. А. Храмцова // Архитектура, строительство, транспорт : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ"), 2-3 декабря 2015 г. / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2015. - С. 1460-1465
16. Храмцова, Н.А. Развитие инновационной деятельности на АТП / Н. А. Храмцова, М. В. Богверадзе, М. В. Громыко // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России : материалы Междунар. 66-й науч.-практ. конф. ФГБОУ ВПО "СибАДИ" : в 2-х кн. / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2012. - Кн. 2. - С. 390-393
17. Храмцова, Н. А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия / Н. А. Храмцова // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: материалы II международной научно-
практической конференции (15-16 ноября 2017 года). - Омск: СибАДИ, 2017. - С. 378382
18. Храмцова, Н. А. Основы развития автомобильной отрасли / Н. А. Храмцова // Актуальные проблемы современной науки. - 2017. - № 6 (97). - С. 227-229
19. Храмцова, Н. А. Инновации в автомобилестроении / Н. А. Храмцова // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно - практической конференции (13 июня 2016 г, г. Пенза). - Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2016. - С. 184-186
Khramtsova Natalia Aleksandrovna, candidate of economic Sciences, associate Professor Siberian state automobile and highway University (SibADI), Omsk, Russia (e-mail: [email protected])
THE STATUS AND DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article describes the main causes of the backlog of road transport of the Russian Federation in terms of development in comparison with the automotive sector of foreign countries. Improved evaluation of investment attractiveness of transport industry and technology policy in the areas of exploitation and production of motor vehicles. Key words: automotive industry, innovation, transport, research, enterprise, innovation activity, the fleet of trucks, the mileage of the car.
УДК 330.332
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РОЛЬ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ
ПРОЦЕССЕ Храмцова Наталия Александровна, к.э.н., доцент Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
(СибАДИ), г. Омск, Россия (e-mail: [email protected])
Интенсивное формирование инвестиционно-инновационного процесса содействует диверсификации индустрии, модернизации базисных сфер экономики, тем самым, увеличивая отдачу вложенного капитала. Под инвестициями станем сознавать целенаправленное вложение на конкретный период денежных средств в абсолютно всех его конфигурациях.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инвестор, инновационное инвестирование, новации, инвестиционная деятельность
Повышение эффективности экономики неразрывно связано с инновационно-инвестиционным предоставлением хода функционирования абсолютно всех сфер хозяйства.
В Законодательстве РФ инвестиции определены как денежные ресурсы, целевые банковские взносы, паи, акции и иные значимые документы, технологические процессы, автомобили, оснащение, лицензии, или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и прочих