Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
ебных курсов -гия и катего-...орическом об-аость, уникаль-духовная ы."ра, российская
всторического г осуществления -:рый определя-[умений и »н межлично-. имениям и навы-ле и невер-направленные п. и взаимодей-гчных культур, • зикации, умеете ситуацию и -ае возникаю--нъи условиях -нвать и г .> манис-ей и руко-ш. деятельнос--дюлевать нега->лки; спосо-конфлик-
: ржания ис-'^Т нормы людям, г тесно ^Решаю-ает гуманное зсьектам или в отличие субъек-з учебных :-:и\ посо-стичес-..ым людными, такта с -зителя-
роявля-?едстав-. тью ус-
тойчивые взгляды, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
На учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности преподавателю следует анализировать со студентами современные социокультурные реалии и создавать педагогические ситуации, которые дают возможность развивать у студента готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные ценности, религиозные и политические убеждения. Такое взаимодействие может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
Вместе с тем, терпимость не предполагает безразличного отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Реализация принципов толерантности означает, что каждый человек свободен в выборе убеждений и признает такое же право за другими. Толерантность предполагает "признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим" (1, с. 10-11). Таким образом, толерантность имеет определенные границы, которые задаются гуманистическими ценностями. Следует уделять особое внимание воспитанию у студентов толерантности и обучению ненасильственным способам разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в ходе утверждения определенной мировоззренческой точки зрения.
Составной частью содержания исторического образования является национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта, который отражает особые потребности субъектов РФ в области образования. Изучение студентами материала, раскрывающего культурное своеобразие региона, позволяет более полно знакомиться с историей, литературой, художественным творчеством про-
живающих в нем народов, воспитывать уважение к их традициям, обычаям, образу жизни, учитывать культурные особенности этих народов в профессиональной деятельности. Национально-региональный компонент, как и другие компоненты исторического образования, может включаться в содержание учебных дисциплин и внеаудиторную работу посредством следующих алгоритмов: парциального, модульного, монопредметного, комплексного и дополняющего.
Парциальный алгоритм характеризуется тем, что материал, отражающий идеи исторического образования, включается во все темы учебного курса в виде определенных фактов, идей, понятий. Модульный алгоритм отличается тем, что содержание исторического образования представлено посредством отдельных тем (модулей), интегрированных в определенный учебный курс. В монопредметном алгоритме это содержание раскрывается в рамках самостоятельного курса (обязательного или факультативного) по той или иной учебной дисциплине. Комплексный алгоритм представляет интегрированный учебный курс, объединяющий сведения из области истории, психологии, педагогики, культурологии и других дисциплин. Дополняющий алгоритм реализуется в ходе внеаудиторной работы (научно-практических конференций, вечеров, тематических экскурсий, походов, различного рода выставок, акций и других программ).
Важно, чтобы содержание исторического образования отвечало следующим критериям:
- отражало гуманистические ценности;
- характеризовало уникальные самобытные черты в истории народов России, мира;
- раскрывало в истории российских народов общие элементы, традиции, позволяющие жить в мире и согласии;
- включало студентов в мировую историю, отражало процессы глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;
- способствовало воспитанию в духе уважения к родной, российской и мировой истории;
- давало возможность формировать умения и навыки межличностного общения.
В системе исторической подготовки студента средней профессиональной школы мировая история служит доказательством общих универсальных законов, а также принципов развития и сосуществования народов, государств, показывает положительные и отрицательные примеры межнационального и межконфессионального взаимодействия, дает возможность осознать роль, значение России в конкретных исторических событиях и процессах планетарного масштаба. Учебный курс "Отечественная история" прежде всего предполагает изучение истории Российского государства, его внутренней и внешней политики, национального и революционного движения всех народов России. Это позволяет студентам составить четкое представление об общности судеб российских народов в тот или иной период, увидеть их эффективное взаимодействие в военных условиях, в ходе народных выступлений, в мирном труде, оценить вклад российских народов в процесс формирования государственности. Региональный учебный курс "История Татарстана", позволяет избежать нежелательного замыка-
ния на истории своего народа, региона, республики, страны, так как это может привести к неприятию других культур и, прежде всего, других религий и языков, а следствием этого может быть формирование у молодежи неприязненного отношения к носителям других культур, что представляет угрозу стабильности в государстве. Названные учебные курсы позволяют организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека, реалиями межнациональных отношений. Студент, вооруженный историческими знаниями, которые раскрываются в учебных курсах исторического цикла, способен адекватно вести себя в многонациональном коллективе, чувствовать себя представителем российского народа вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.
Литература:
1. Декларация принципов терпимости. Принята Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на XXVIII сессии в Париже 16 ноября 1995 г. -Париж, ЮНЕСКО, 1995.
2. Запесоцкий A.C. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002.
3. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. - Т. 2.
4. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: Мирос, 1997.
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
сотрудник ИПП ПО РАО,
А. Н. Полосин, старший научный кандидат педагогических наук
В настоящее время происходит реформирование систем управления качеством и, прежде всего такого его компонента, как система оценки, что обусловлено заменой традиционных "устойчивых" понятий (ква-
лификация, занятость) гипотетическими -компетенция, возможность трудоустройства и т.д. Разрабатываются вызванные новыми реалиями инновационные способы, методы сертификации и признания компе-
Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
хврола, региона, I пк это может — ~ -л культур и, и языков, а : ^'Т; формированного отноше--о. культур, что ти в госу-курсы позво-гчльтур различ-опыт с де-чгловека, реа-гтзошений. Сту-гкими знания-5 -:ебных кур-ггособен адек-швсгжишональном представите-зависимости эй принад-
терпимости. ОНЕСКО 1995 г. -
ие: филосо-- М.: Наука,
-Т. 2. ги обще-: Мжрос, 1997.
твом
Р™*автгтаческими -трудоустрой-1 кованные но-способы, компе-
тенции, освоенных в рамках альтернативного обучения.
Обеспечение качества предусматривает создание необходимых условий для предоставления качественных услуг по обучению, т.е. комплексное взаимодействие элементов:
- нормативно-правовой базы;
- четко сформулированных целей обучения;
- стандартов умений и национальных (региональных) квалификационных требований, основанных на компетенциях;
- соответствующих этим требованиям образовательных программ и учебных материалов;
- квалифицированных педагогических кадров;
- системы сбора и анализа информации;
- ориентированности на лучшие образцы качества в рамках национальной практики.
Качество обучения измеряется тремя основными показателями:
- возможностью трудоустройства;
- улучшением взаимосвязи спроса и предложения в сфере обучения;
- расширением доступа к обучению при особом внимании к проблемным группам на рынке труда.
Таким образом, сами показатели качества указывают на двоякую функцию управления качеством за счет направ-леннос-ти на внутрисистемное регулирование профессионального образования, с одной стороны, и выполнение социальной роли, имеющей целью социальную гармонизацию и преодоление социального отчуждения - с другой.
Обеспечение качества - это деятельность, носящая плановый и систематический характер, осуществляемый в рамках системы качества и направленную на соответствие требованиям, предъявляемым к качеству.
Данное определение означает, что в организации: определены критерии качества для всех видов деятельности; имеются процедуры, обеспечивающие выполнение требований стандартов качества; разработаны процедуры мониторинга и проводит-
ся постоянный мониторинг качества; выявляются и анализируются причины несоответствия критериям качества; устанавливаются причины выявленных проблем; обеспечивается необходимая коррекция.
Однако в педагогической науке пока нет единого подхода к обоснованию системы управления качеством профессионального образования, четких критериев и показателей оценки этой системы, а имеющихся разработок явно недостаточно.
В этой связи важное место приобретает квалифицированная оценка всех факторов, влияющих на процесс управления качеством образования, включая уровни планирования, руководства, организации и контроля образовательного процесса в учебном заведении, наличие в ССУЗ внутренней системы оценки управления качеством, способной обеспечить гибкую и своевременную корректировку планов в соответствии с прогнозируемыми целями и потребностями рынка труда.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителей учебных заведений и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от способности создать необходимые условия для внедрения НОТ, от взаимоотношений, сложившихся в коллективе, от активности преподавателей и студентов в учебной и воспитательной работе.
В крупных учебных заведениях действует линейная система: директор осуществляет руководство через своих помощников. В вузах и крупных комплексах действует функциональная система управления: есть учебная часть, ведающая учебной работой; научная часть, руководящая научными исследованиями преподавателей; хозяйственная часть, обеспечивающая финансами, мебелью, пособиями для учеб-но-воспитательного процесса.
В современной теории управления особое место занимает так называемый системный подход, который предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем
в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, продумываются пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, организуется работа, осуществляется контроль.
Схематически системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель - ресурсы - план - решение - реализация - контроль.
Учебное заведение как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор (ректор), его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, студенты, лаборанты, технические работники.
Успех управления при системном подходе зависит от:
■ планирования работы учебного заведения, правильной постановки, ранжирования по степени важности целей учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов;
• расстановки кадров и установления связей между подсистемами и "дирижирование" этими связями;
• налаживания системы оперативной информации внутри учебного заведения и эффективности обратной связи;
• глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с целью предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
• создание условий для внедрения НОТ в практику работы всех сотрудников и студентов;
• наличие необходимого психологического микроклимата в коллективе;
• квалификации и опыта руководителей и системы повышения педагогического мастерства и профессиональной подготовки преподавателей.
Рассмотрим вопросы управления качеством образовательного процесса на функциональном уровне. Каковы же основные функции управления?
Анализ есть тот фундамент, на котором держится вся система планирования и организации учебно-воспитательного процесса.
Планирование, как одна из важнейших функций управления, включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей.
Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.
Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями и направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляемой и управляющей системами.
Контроль - это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.
Стимулирование - это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность студентов.
В ходе проведения исследования нами изучен и проанализирован иннова-цион-ный опыт методов оценки управления качеством образовательного процесса в ССУЗ РФ; разработан инструментарий оценки управления качеством образовательного процесса в учебных заведениях СПО, который включает 4 блока: планирование, организация и координация деятельности, руководство, контроль и ее оценка. Они, в свою очередь, делятся на 16 положений. Всего анкета включала 96 вопросов как открытого, так и закрытого типа; был проведен опрос среди руководителей ССУЗ технического и гуманитарного профиля (53 % - технического и 47 % - гуманитарного профиля, в т.ч. 48 % - экономические, 41 % - педагогические и 11 % - меди-
Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
• ндамент, на кото-ta планирования и . питательного про-
_:■: одна из важней-я, включает в себя приемлемых путей :х целей. : " чированиеи ус-стойчивых от-управляющей и развивающихся
^ешолагает высокую чтении гармонии н направлениями процесса, между ней системами, жтнвная стадия про-i сопоставляются с тем, что было всей системы t количественных обратная связь. - это система мер, : творчески рабо-юэллектива и ак->то деятельность
■следования нами нннова-цион-управления ка-zcc процесса в инструментарий етчеством образова-1 ^есеых заведениях планиро-деятель-: и ее оценка. :-:а 16 положе-- 96 вопросов то типа; был юдителей ного про--гумани--1 - экономичес-■ 11 % - меди-
цинские) по вопросу управления качеством образовательного процесса 12 регионов РФ, включая республики Алтай, Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Хакасия, и, области Белгородская, Мурманская, Пермская, Саратовская, Смоленская, Тюменская, Ульяновская. В результате обработки и анализа поступившей информации выявлено, что в большинстве средних профессиональных учебных заведений (72 %) разработана программно-целевая система управления качеством образовательного процесса, определены цели на год и перспективу, установлены приоритеты и намечены сроки, обеспечено вовлечение соответствующих участников для выра-ботки целей и решений, созданы условия для внедрения научной организации труда в практику работы всех сотрудников и студентов. Вместе с тем материальные ресурсы для обеспечения качественной учебной деятельности явно недостаточны (57 %).
В этом плане вполне оправданы трудности средних учебных заведений по созданию дополнительных служб, способствующих повышению качества управления образовательным процессом, таких как валео-логическая и технического обеспечения учебного процесса (57 %), психологическая (72 %), методического обеспечения учебного процесса (82 %) и лишь дополнительного образования и повышения квалификации есть практически во всех учебных заведениях, что объясняется необходимостью дополнительных финансовых средств.
В плане организации работы следует отметить, что если ежедневное планирование деятельности управленческого персонала организовано, то ее организация в основном строится не по приоритетам, а по кризисным ситуациям (33 % против 67 %). В тоже время не всегда разумно и эффективно используются время и кадры, оперативно (72 %) координируется деятельность сотрудников.
Руководители ССУЗ видят резервные возможности повышения уровня управле-
ния качеством образования и воспитания в:
- создании благоприятного психолого-нравственного климата;
- организации коллективных творческих дел;
- создании условий для самореализации преподавателей и студентов;
- сплочении коллектива преподавателей;
- стимулировании творчества;
- координации взаимодействия преподавателей и студентов.
С другой стороны, по мнению руководителей ССУЗ, степень эффективности процесса управления зависит от реализации следующих управленческих функций:
1. Стимулирования и активизации студентов - 95 %
2. Планирования - 94 %
3. Организационной - 94 %
4. Концептуально-целевой - 91 %
5. Оценочно-диагностической - 89 %
6. Коррекционной - 81 %
7. Прогностической - 80 %
Оценивая свою работу, руководители
ССУЗ считают, что повышению эффективности их работы способствуют: профессиональная компетентность - 98%; трудолюбие - 97,5 %; творческая инициатива - 94 %; общительность - 93,8 %; требовательность - 90 %.
Главной причиной недостаточно эффективного повышения уровня управления качеством образовательного процесса в ССУЗ является отсутствие конкретных критериев ее оценки (разработанные собственные критерии имеются лишь в 33% учебных заведений). Вместе с тем, в ССУЗ разработаны нормы-образцы, отражающие качественные характеристики профессиональной деятельности преподавателей (72 %); модель конкурентоспособного выпускника (82 %). Основная часть руководителей в своей работе широко использует материальное стимулирование работников (91 %).
В плане создания необходимых условий для предоставления качественных
услуг по обучению, в ССУЗ разработаны Устав учебного заведения; локальная нор-мативно-правовая база, определяющая характер и содержание ее реализации; созданы органы самоуправления, с широким перечнем полномочий и ответственности; заключены договоры с работодателями о проведении практических занятий со студентами.
Много делается в ССУЗ и в плане информационного обеспечения процесса управления качеством образовательного процесса, т.е. обеспечение учебной литературой, компьютерной баз, наличия аттестованных углубленных профессиональных программ, обеспечивающих студентам повышенный уровень квалификации.
В подавляющем большинстве ССУЗ активно работают научно-методические советы, реализуются инновационные проекты, преподаватели принимают участие в научно-исследовательской работе, разрабатывают учебные и учебно-методические пособия. Исследованные ССУЗ РФ обеспечены педагогическими кадрами согласно штатному расписанию на 98%, однако, по мнению руководителей учебных заведений, активное влияние преподавателей на учебный процесс, имеющих ученую степень или звание, обучающихся в аспирантуре или являются соискателями, составляет лишь 51%. Линейная структура управления предполагает двустороннюю связь, однако именно эта структура, при определенных обстоятельствах, может допустить сбой. В вузе, при наличии большого количества общественных управленческих организаций, такое возможно, но весьма затруднительно, если же говорить о ССУЗе, то права директора здесь практически неограниченны. Отсюда и нежелание иметь в своем подчинении творчески мыслящих и "неудобных" преподавателей.
Основная масса учебных заведений имеет в своем распоряжении материально-техническую базу, позволяющую с высоким качеством готовить специалистов и управлять образовательным процессом в ССУЗ.
С точки зрения контроля и оценки деятельности управления качеством образовательного процесса руководители так про-ранжировали их эффективность:
1. Разъясняются ожидаемые результаты деятельности сотрудников - 97 %.
2. Сотрудники имеют возможность знать, как у них обстоят дела и как они работают - 96 %.
3. Сотрудникам дается быстрая и точная ответная реакция на их труд - 93 %.
4. Наличие системы оценивания умений обучающихся - 90 %.
5. Разработаны внутренние индикаторы (критерии) оценки деятельности образовательного учреждения - 80 %.
6. Наличие системы самооценки, проводимой обучающимися структурами - 74 %.
На основе заключенных с работодателями двусторонних договоров представители предприятий принимают участие в семинарах, конференциях, проводимых в ССУЗ (73%), учебно-воспитательном процессе (88%), приеме выпускных экзаменов (85,7).
Основной вопрос - трудоустройство выпускников - нашел конкретное отражения в цифрах, приведенных руководителями ССУЗ:
а) Возможность трудоустройства (трудоустроились в % к общему количеству выпускников):
- по договору с предприятием -
32, 9 %;
- с помощью ССУЗ - 40 %;
- самостоятельно - 32 %;
- работают не по специальности - 4,5 %.
б) Расширение доступа к обучению при особом внимании к проблемным
группам на рынке труда:
- расширение учебной базы: "да" - 85,7 %;
- увеличение числа специальностей: "да" - 62,5 %;
- снижение требований к абитуриентам: "нет" - 100 %;
- предоставление дополнительных образовательных услуг: "да" - 100 %;
- предоставление социальных льгот при обучении: "да"- 75 %.