© B.C. Квагинилзе, Н.А. Глалий, С.И. Хачатурьянц, 2003
УЛК 6228
B.C. Квагинилзе, H.A. Глалий, С.И. Хачатурьянц
СОСТОЯНИЕ И ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОАСТВЕННОГО
ТРАВМАТИЗМА НА ОФ «НЕРЮНГРИНСКАЯ» ГУП «ЯКУТУГОЛЬ»
Установленное на ОФ «Не-рюнгринской» современное технологическое и транспортное оборудование, несмотря на автоматизацию технологических процессов, требует постоянного присутствия обслуживающего персонала, наблюдения, регулирования, технологического контроля и своевременного ремонта. Значительную часть времени (3040%) рабочие основных технологических профессий заняты уборкой рабочих мест, а также устранением неполадок (устране-ние забивания течек, бункеров, питателей, расшламовка трубопровода и др.). Основными причинами травмирования рабочих на «Не-рюн-гринской» обогатительной фабрикев 70-80 % случаях, являются причины организационного и технического характера, в число которых входят: неудовлетвори-тельноесостояние рабочего места (захлам-ленность), невнимательность и неосторожность при выполнении работ и перемещении по отметкам фабрики, работы со снятыми ограждениями, нарушение требований по охране труда, применение подручных средств вместо специальных инструментов, пренебрежение защитными средствами и элементарными правилами техники безопасности, неудовлетворительная организация работ вследствие недостаточно четкого инструктажа. Одна из доминирующих причин травмирования - неосторожность и невнимательность пострадавших, что обусловлено утомлением под влиянием неблагоприятных факторов санитарно-гигиенического характера (повышенным шумом, запыленностью, недостаточной освещенностью рабочих мест и др.) (рис. 1-4).
По характеру выполняемой работы травматизм распределяется
следующим образом: обслуживание внутрифабричного транспорта
- 28%, обслуживание технологического оборудования - 18%, обслуживание электрооборудования -3%, передвижение по отметкам фабрики - 14%, ремонтные работы
- 23%, электро-, газосварочные работы - 6%, обслуживание грузоподъемных механизмов - 8% (рис. 5). Основное количество травм, связанных с транспортным оборудованием, происходит при обслуживании ленточных (79%) конвейеров, элеваторов (14%) и питателей (7%) (рис. 6).
На конвейерах участки повышенной травмоопасности находятся, главным образом, в местах взаимного набегания движущихся частей. Основные неполадки, устранение которых влечет за собой несчастные случаи: просыпание материала с ленты, налипание транспортируемого материала на ленту, пробуксовка и смещение ленты.
Уборка просыпи — одна из наиболее травмоопасных ситуаций при обслуживании ленточных конвейеров, так как рабочий находится в проходе, ширина которого не превышает 0,7 м. При выполнении этой операции происходит более 30% случаев травмирования. Причины просыпания материала с конвейеров: перегрузка; заниженная ширина ленты и искривление ее оси, вызванные неправильным соединением концов ленты при стыковке; искривление опорной рамы конвейера при монтаже; налипание частиц транспортируемого материала на поверхность ленты, роликов и барабана. Чаще всего просыпь образуется на разгрузочных и загрузочных барабанных узлах, а также на выпуклых участках трассы конвейера. Образованию просыпи также способствуют клепаные соединения и заплаты на
ленте. К техническим причинам травматизма на ленточных конвейерах относятся: несовершенство методов стыковки ленты (5%), инструментов (13%), ограждений (30%) и чистителей ленты (4%); боковое смещение ленты (13%), а также отсутствие надежных ловителей ленты в крутонаклонных конвейерах (рис. 7).
Причины травмирования рабочих при эксплуатации оборудования разделяются на технические и организационные. К техническим причинам травматизма относятся: неудовлетворительное техническое состояние оборудования -4%, недостатки конструкций машин - 5%, несовершенство защитных средств - 2%, неудовлетворительное состояние инструмента -1%. Организационные причины: неудовлетворительная организация работы - 20%, недостаточный технадзор - 12%, нарушение инструкций по охране труда - 36% (рис. 8).
Большое количество несчастных случаев происходит при выполнении ремонтных и монтажных работ (при перемещении грузов с применением ручных механизмов, сварочных работах, монтаже и демонтаже установок, выполнении ремонтных операций на них), а также в механических мастерских (рис. 9). При ведении монтажных и ремонтных работ до 28 % случаев происходит при доставке материалов и конструкций, а также при ведении грузоподъемных работ с применением ручных механизмов. Ведение сварочных работ связано с опасностью поражения глаз и ожогов открытых частей кожи ультрафиолетовым и инфракрасным излучением, а также раскаленными и расплавленными частицами металла, поражением органов дыхания выделяющимися газами. Невыполнение основных требований техники безопасности при производстве огневых работ может привести как к поражению человека, так и к пожароопасной ситуации на месте выполнения работ. Отсутствие удобных обслуживающих площадок для доступа к отдельным узлам механизмов, неудовлетворительное техническое состояние машин вследствие их физического износа и недостаточной системы профилактики,
Рис. 11. Основные травмирующие факторы: 1 - механические; 2 - термические; 3 - электрические
Рис. 9. Распределение травматизма при выполнении ремонтно-монтажных работ: 1. - перемещение грузов с применением ручных механизмов; 2. - сварочные работы; 3, - монтаж и демонтаж установок; 4. - ремонт установок; 5. - другие опера-чии
Рис.10. Причины электротравматизма: 1
- соприкосновение с токоведущими частями, находящимися под напряжением; 2
- прикосновения к неметаллическим частям оборудования, попавшим под напряжение; 3 - соприкосновение с металлическими конструкциями, оказавшимися под напряжением; 4-ошибочные включения электроустановок, на которых работаю люди; 5 - поражение электрической дугой
отсутствие автоматической сиг-лизации в режиме местного пуска, обслуживание вспомогательного оборудования без специальных устройств и инструмен-Ведение сварочных работ во влажных и труднодоступных местах, неиспользование грузоподъемных средств при монтаже и демонтаже оборудования приводят к травмам различной степени тяжести.
Более 50 % всех несчастных случаев на фабрике наблюдается на участках углеприема и погрузки, на железнодорожном транспорте, а также при погрузочно-разгрузоч-ных работах на терри-
Рис. 12. Механические травмирующие факторы: 1 - ушибы; 2 - ранения; 3 - сотрясения мозга; 4 - травмы глаз
тории фабрики. На участке угле-приема наиболее травмоопасными являются операции по разгрузке автосамосвалов в яму привозных углей. При обслуживании комплекса погрузки (бункера погрузки) наиболее травмоопасны операции по чистке бункеров, открывании бункерных затворов, устранению забивания выпускных отверстий бункеров, очистке вагонов, а также маневровые операции по передвижению и установке вагонов, уборке просыпи конвейера и железнодорожных путей.
На участках углеприема и погрузки доля несчастных случаев по организационным причинам составляет 67%, из них наибольшее количество травм обусловлено нарушением инструкций по охране труда (до 26%), неправильными и опасными приемами работы, применением неисправного инструмента, неудовлетворительной организацией работ (до 25%). Значительная часть травм обусловлена невнимательностью и неосторожностью работающих (до
16%).
На фабрике применяются электрические установки различного назначения: электродвигатели, пусковая аппаратура, контрольно-измерительные приборы, средства автоматизации и т. д. Электротравматизм связан с соприкосновением с открытыми токоведущими частями, находящимися под напряжением (57%); прикосновением к неметаллическим частям оборудования, попавшим под напряжение вследствие потери изоляцией защитных свойств (18%); соприкосновением с металлическими конструкциями или частями оборудования, оказавшимися под напряжением (8%), а также ошибочные включения электроустановок, на которых работают люди (15%). Около 2% случаев травматизма связаны с поражением электрической дугой (рис. 10).
Максимальное количество травм наблюдается среди рабочих следующих профессий: машинисты конвейеров, аппаратчики углеобогащения, электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, слесари-
ремонтники, Основными травмирующими факторами являются механические (86% всех травм), из них ушибы - 57% всех травм, 21% ранения, 8% сотрясения мозга и травмы глаз; термические - 4%; электрические - 10% (рис. 11,12). Неблагоприятные условия работы
- повышенный уровень шума, недостаточная освещенность рабочего места, вибрация, запыленность и загазованность атмосферы, характеризующие многие рабочие места на фабрике, - также становятся причинами несчастных случаев, вследствие отрицательного воздействия на организм работающих - повышенной утомляемости, снижения внимания и координации движений. Погодно-климати-ческие условия также являются немаловажным фактором, влияющим на физическое и эмоциональное состояние людей. Перепады давления в течении суток, продолжительная холодная зима и знойное лето, туманы оказывают отрицательное воздействие на самочувствие людей, их настроение и эмоциональный заряд.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------------
Квагинидзе B.C. - доцент, кандидат технических наук, ОАО «Якутуголь». Гладий Н.А. -НТИ(ф)ЯГУ.
Хачатурьянц С.И. - ГУЛ «Якутуголь».
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова: Заметки:
Дата создания:
Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:
Полное время правки: Дата печати:
При последней печати страниц: слов: знаков:
КВАГ_9
G:\По работе в универе\2003г\Папки 2003\GIAB8_03 C:YUsersYТаняYAppDataYRoammgYMicшsoftYШаблоныYNormaLdotm УДК 6228
Гитис Л.Х.
18.07.2003 13:28:00 2
18.07.2003 13:28:00 Гитис Л.Х.
0 мин.
09.11.2008 0:41:00
3
1 383 (прибл.)
7 884 (прибл.)