Ризоев Бурхон Мирзоевич — д.и.н., профессор, завкафедрой международных отношений ТГУПБП Мирмаматова Райхона Абдурасуловна -
соискатель кафедры международных отношений ТГУПБП
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОСОЮЗА И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Республика Таджикистан как субъект международных политических и экономических отношений самостоятельно определила дальнейшие приоритетные направления внешнеполитического курса страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Таджикистан - Европейский Союз.
При формировании внешнеполитического и внешнеэкономического курса Таджикистана учитывалось, что Западная Европа, институты Европейского сообщества являются той политической и экономической силой, которую следует учитывать при разработке стратегии внешней политики каждого государства.
Стратегия Республики Таджикистан и Евросоюза базировалась на следующих постулатах:
-переход бывших советских республик к независимости особенно тяжел для государств Центральной Азии;
-Евросоюз имеет важные интересы в Центральной Азии, которые связаны с геополитикой и экономикой; особенно важно для ЕС развитие в регионе энергетического сектора;
-Евросоюз видит достижение своих целей в регионе через развитие демократических институтов, уменьшение конфликтного потенциала, осуществление экономических реформ;
-Евросоюз связывает свою безопасность с возможностью влиять на принятие решений в энергетике и добыче минеральных ресурсов.
Важным событием явилось открытие в 1993 г. посольства Федеративной Республики Германии в Таджикистане, которое было первым посольством из государств - членов Европейского Союза. Таким образом, к концу 1994 г. сложились все предпосылки и условия - экономические, политические и дипломатические - для полноценного сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом. Республика Таджикистан с 1995 по 1997г. получила финансово - кредитную поддержку посредством Программы Европейского Союза по оказанию технической помощи странам СНГ и Монголии (ТАСИС). Только в 1997г. Республику Таджикистан посетили 6 делегаций стран Европы.
В 1999г. европейские страны наиболее активно проявили интерес к сотрудничеству с Республикой Таджикистан.
С учетом огромных технических и финансовых возможностей, которыми располагают индустриально развитые страны Европы, такие как Великобритания, Германия, Франция, Италия и др., сотрудничество с ними для Таджикистана экономически выгодно.
Приоритетными направлениями сотрудничества можно считать следующие:
-инвестирование строительства в Республике Таджикистан крупных гидроэнергетических объектов;
-совместное освоение месторождений полиметаллических руд Большого Канимансура;
-инвестирование и создание дополнительных производственных мощностей по переработке хлопка-волокна в готовую продукцию;
-инвестирование начала работ по заготовке, переработке и реализации гранита, мрамора, полудрагоценных и поделочных камней и драгоценных металлов.
Важным шагом в развитии отношений с Евросоюзом стала аккредитация Постоянного Представителя Республики Таджикистан в Европейском Союзе, который способствует укреплению и углублению сотрудничества республики как в рамках ЕС, так и с государствами -членами ЕС на двусторонней основе. В последние годы ряд государств Европы, в том числе ФРГ, Великобритания, Италия, внесли важный вклад в развитие национальной экономики и народного хозяйства страны в виде реализации различных проектов и программ. Наряду с вышеназванными государствами, изъявили желание инвестировать Таджикистан такие страны, как Королевство Нидерландов, занимающее 6-е место в мире по капиталовложениям, Швеция - одна из развитых европейских стран в области высоких технологий.
В договоре стран Евросоюза одной из целей является стремление к дальнейшему содействию стабильности и безопасности как внутри государств - партнеров, так и в рамках межгосударственных отношений во время кризисов или в мирное время посредством чрезвычайных или превентивных действий, если они затрагивают гражданские или военные вопросы. Важным международным институтом, непосредственно входящим в круг европейских интересов, является Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Для Таджикистана представляется целесообразным усиление европейской активности в стране по следующим причинам:
1. В рамках таджикской концепции многовекторной внешней политики укрепление позиций Европейского Союза было бы желательным в контексте сохранения баланса сил в регионе.
2. Экономическое вовлечение европейских государств в Таджикистан способствовало бы интенсификации отношений в целом Таджикистана и Евросоюза для более полной реализации программ ЕС по оказанию помощи Таджикистану и их дальнейшему расширению.
3. В лице стран Евросоюза Таджикистан получил бы гарантированного потребителя своих ресурсов и продукции, а Евросоюз - почти неосвоенный рынок сбыта товаров европейского происхождения.
4. Активное сотрудничество с европейскими странами будет способствовать укреплению стабильности в Центральной Азии, с одной стороны, и резкому уменьшению риска возникновения конфронтации -с другой.
Глобальные изменения в мировом раскладе геополитических сил оказали положительное влияние на тенденцию развития таджикско-европейских отношений. Усилия Таджикистана в борьбе с международным терроризмом, его твердая позиция в деле урегулирования афганского кризиса заложили прочную основу для наращивания двусторонних взаимовыгодных таджикско-европейских отношений. Произошли позитивные изменения в динамике укрепления экономического сотрудничества с европейскими странами.
Только за год в Таджикистане было подготовлено 13 проектов межправительственных соглашений между Таджикистаном и
Итальянской Республикой, Королевством Нидерландов, Французской Республикой, Королевством Великобритании, ФРГ, Швейцарской конфедерацией и Австрийской Республикой о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом
наркотических средств, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о недопущении двойного налогообложения доходов и имущества, о воздушном сообщении и т.д.
Вместе с тем, открытие в Душанбе дипломатических
представительств Великобритании и Франции свидетельствует о заинтересованности этих стран в установлении и развитии
многопланового сотрудничества с Таджикистаном. Ряд стран Европы оказал помощь РТ, которая была нацелена на смягчение последствий афганского кризиса, влияющего на Таджикистан: ФРГ (7,1 млн. марок), Великобритания (3,2 млн. долл.), Италия (в виде зерновых, овощей и переработанных продуктов на общую сумму 685 тыс. долл.).
Таджикистан и Евросоюз уже взаимодействуют как партнёры. В настоящее время отношения стратегического партнерства Таджикистана и стран Европейского Союза строятся на привлечении
инвестиций в экономику страны и укреплении безопасности региона. Исходя из нынешнего положения нашей страны, Таджикистан заинтересован в сотрудничестве с Европейским Союзом в экономической сфере. После приобретения государственной независимости Республика Таджикистан начала всестороннее сотрудничество со странами ЕС. Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан со странами европейского сообщества по сей день имеет в основном сырьевую направленность. Как известно, в структуре нашего экспорта высока доля промышленного сырья и сельхозкультур, хлопка и алюминия, которые пользуются спросом на мировом рынке. Между тем, основные рынки для реализации этих товаров находятся в Европе, а точнее, в Нидерландах, Англии и в Швейцарии.
В целом внешнеторговый оборот Республики Таджикистан со странами Европейского Союза имеет положительное сальдо, и этот показатель связан с экспортом алюминия первичного. Основным покупателем таджикского алюминия из стран Европейского Союза являются Нидерланды. Ежегодно более 60% алюминия экспортируется в эту страну.
Начиная с 1996 года, в структуре внешнеторгового оборота Республики Таджикистан происходили положительные изменения в сторону роста и нового импульса в развитии торгово-экономических отношений со странами Европейского Союза, а также в функционировании и деятельности совместных предприятий, качестве производимой продукции, соответствующем требованиям мирового стандарта.
Ныне в Республике Таджикистан функционируют 3 совместных предприятия: СП «Джавони», СП «Кабул - Таджик - Текстайлз» и АО «Абрешим», где производство продукции в основном ориентировано на реализацию в странах Европейского Союза. Основная продукция экспорта этих предприятий - хлопчатобумажная пряжа, хлопчатобумажные ткани, отходы текстильного производства, а также джинсовые материалы.
В перспективе стратегическими партнёрами Таджикистана должны стать страны Евросоюза, в особенности Германия, Англия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн. Эти страны являются основными торговыми партнёрами Таджикистана. В ближайшей перспективе нам необходимо создать прочную договорно-правовую базу со странами Европы, так как именно отсутствие такой базы сказывается на снижении уровня взаимоотношений с этими странами.
Укрепление сотрудничества с этими государствами позволит нашей республике приобрести надежных партнеров не только в области
торговли, но и в других сферах экономики. Многие страны Европы являются донорами, которые играют немаловажную роль на мировой арене.
С другой стороны, страны Запада обладают богатым экономическим опытом в различных областях, что становится объектом внимания со стороны нашей республики. В связи с этим мы должны обратить особое внимание на сотрудничество с этими странами.
Перспективными направлениями экономического сотрудничества Республики Таджикистан и стран Европейского Союза являются следующие:
1.Создание совместного европейско-таджикского
координационного совета по организации поставок товаров и продукции, включая гуманитарную помощь из стран - участниц в антитеррористической борьбе и других стран в Исламское Государство Афганистан через Республику Таджикистан.
2. Инвестирование геологоразведочных работ, добыча переработка таких уникальных запасов Республики Таджикистан, как месторождений серебра, цинка и бора, которые являются одними и крупнейших в мире.
3.Модернизация существующих и создание новых производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, хранению овощей, продуктов с использованием сушильных и холодильных установок, обеспечение длительного хранения и транспортировки на значительные расстояния.
4.Инвестирование на условиях обоюдной заинтересованности работ по заготовке, переработке и реализации гранита, мрамора, полудрагоценных и поделочных камней.
5.Создание оснащенного необходимым оборудованием производства по разливу горной экологически чистой талой воды в небьющуюся тару, обеспечивающую возможность транспортировки.
6. Создание новых производств по выпуску электронного оборудования и бытовой техники типа телевизоров, телефонов, средств вычислительной техники, бытовых компьютеров на базе комплектующих, производимых предприятиями Таджикистана, а также изготовление интегральных схем с использованием имеющегося в республике особо чистого алюминия.
7. Осуществление программы микроэнергетики на базе имеющихся в Таджикистане гидроресурсов. Производство электроэнергии для массового потребления путём строительства микроГЭС.
8.Совместное освоение источников минеральных и термических вод, обладающих целебными свойствами, для создания, в сочетании с
чистейшим горным воздухом, курортов и здравниц международного значения.
9. Создание крупных комплексов по горному туризму,
международному альпинизму.
10. Создание производства по глубокой переработке хлопка-сырья в волокна, пряжку и ткани.
Ключевые слова: внешная политика, государство, Европейский Союз, партнерство, стратегия, сотрудничество, Таджикистан.
Key words: foreign politics, state, European Union, partnership, strategy, cooperation, Tajikistan. Список использованной литературы:
1. Байзакова К. И. Центр Европейской документации «Европейский диалог» // Казахстан. - 2005. №4.
2. Борко Ю.А., Каргалова М.А., Юмашев Ю.М. Десять уроков Европы.-М.,1994.
3. Вайденфельд В. Новый порядок в Европе: Европейский Союз перед лицом новых вызовов / Актуальные проблемы Европы: Сборник статей.
- М., 2002. № 1.- с.50.
4. Европейская Комиссия: Программа ТАСИС. Годовой отчет за 1997г. -Брюссель, 1997.- с.27.
5. Саидов Зафар. Внешняя политика Рахмонова.- Душанбе, 2006.
6. Партнёры по развитию: Сборник статей.- Душанбе, 2005.
7. Назаров Талбак. Таджикистан: экономика, политика и
международное сотрудничество. - Душанбе, 2001.
Электронные сайты:
1. http://www.delkaz.cec.eu.int (дата обращения: 12 декабря 2010 года)
2. http://www.dvv-international.de (дата обращения: 7 января 2011 года)
3. www.mid/tjhttp://www.osce.org (дата обращения: 21 марта 2011 года)
Ризоев Б. М., Мирмаматова Р. А.
Состояние и перспективы сотрудничества Евросоюза и Республики Таджикистан
В данной статье анализируются состояние и перспективы сотрудничества Европейского Союза с Республикой Таджикистан в различных отраслях в современных условиях.
При формировании внешнеполитического и внешнеэкономического курса Таджикистана учитывалось, что Западная Европа, институты европейского
сообщества являются той политической и экономической силой, которую следует учитывать при разработке стратегии внешней политики каждого государства. Таджикистан и Евросоюз уже взаимодействуют как партнеры.
Rizoev B.M., Mirmamatova R.A.
Problems and Perspectives of Euro Union Cooperation
In this article the problems and perspectives of Euro Union cooperation in different branches with the Republic of Tajikistan in modern conditions are analyzed.
While organizing foreign policy and economy of Tajikistan it was considered, that the Western Europe, institutes of the European community are the sample of political and economic force which should be taken into account for working out the strategy offoreign policy of every state.Tajikistan and Euro Union has been already cooperated as partners.