КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 2 (35). С. 40-45.
УДК 347
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
CONDITION AND PROSPECTS OF LABOUR RESOURCE DEVELOPMENT IN MUNICIPALITIES OF THE OMSK REGION
М. Ю. ДИТЯТКОВСКИЙ (M. JU. DITYATKOVSKY)
Анализируется состояние трудовых ресурсов как основного экономического фактора развития муниципальных образований, расположенных на территории Омской области, исследуются основные проблемы формирования трудовых ресурсов в муниципалитетах и варианты их решения.
Ключевые слова: муниципальное образование, трудовые ресурсы, безработица, занятость,
миграция, органы государственной власти, концепция развития.
The article is devoted to analysis of labour resource condition as general economic factor of municipalities development, located in Omsk region, and researched main problems of labour resource formation in municipalities with their decisions.
Key words: municipalities, labour resource, unemployment, employment, migration, public authorities, conception of development.
В компетенцию органов местного самоуправления входит широкий перечень вопросов, определённый Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], в числе которых вопросы газоснабжения, водоснабжения, транспортного обслуживания, обеспечения жильём. Полномочия муниципальных образований по решению данных вопросов местного значения могут быть реализованы только при наличии устойчивого экономического развития региона, неотъемлемой частью которого является развитие трудовых ресурсов.
Министерством труда и социального развития Омской области проводится мониторинг трудовых ресурсов, показателей занятости и безработицы в Омской области. Анализ полученных сведений позволяет изучить текущую ситуацию на локальных рынках
труда, акцентировать внимание на территориях с напряжённой ситуацией и дать обобщающую характеристику трудовых ресурсов. Результаты анализа показывают, что наиболее остро указанные вопросы сконцентрированы в муниципальных районах, а также соответствующих городских и сельских поселениях, в связи с чем можно выделить следующие проблемы формирования и использования трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области:
1. Снижение численности трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области.
Под трудовыми ресурсами мы понимаем часть населения, обладающую физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности, включающую в себя всё трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины от 16
© Дитятковский М. Ю., 2013 40
до 60 лет), а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в экономике (работающие пенсионеры и школьники). Так, по данным сводного баланса трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области, численность трудовых ресурсов по состоянию на 1 января 2012 г. составила 440,7 тыс. человек и по сравнению с 1 января 2009 г. сократилась на 2,5 тыс. человек, или на 0,6 %. В разрезе муниципальных районов Омской области по состоянию на 1 января 2012 г. по сравнению с данными на 1 января 2009 г. только в 12 районах отмечается рост численности трудовых ресурсов, в оставшихся 20 районах численность трудовых ресурсов сократилась.
На состояние, динамику и восполнение трудовых ресурсов определённое влияние оказывают демографические показатели. По данным Всероссийской переписи населения, в 2010 г. по сравнению с данными 2002 г. численность сельского населения Омской области сократилась на 86,3 тыс. человек, или на 13,3 %. Сокращение численности населения зарегистрировано в 31 муниципальном районе Омской области. Рост численности населения зафиксирован только в Азовском немецком национальном районе - на 2,6 % по сравнению с 2002 г.
В целом в Омской области наблюдается процесс демографического старения населения. За межпереписной интервал (2002-
2010 гг.) средний возраст жителей Омской области увеличился на 2 года - с 36,8 до 38,6 лет. Численность лиц в трудоспособном возрасте в Омской области за 2002-2010 гг. сократилась на 52,6 тыс. человек.
2. Миграционный отток населения.
Ситуацию с трудовыми ресурсами осложняет миграционная убыль населения. По данным Омскстата, за 2011 г. миграционный отток населения из Омской области составил
1 786 чел., при этом из сельских территорий Омской области миграционный отток составил 3 605 чел., увеличившись по сравнению с 2010 г. в 1,8 раза. Отметим, что в г. Омске в 2011 г. отмечен миграционный прирост, который составил 2 520 чел. Таким образом, миграционная убыль в Омской области формируется преимущественно за счёт выезда мигрантов из села в город, другие регионы Российской Федерации. Частично миграци-
онная убыль населения компенсируется привлечением соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан Российской Федерации, переселяющихся из других регионов в Омскую область (преимущественно из субъектов Восточной Сибири).
Высокая миграционная подвижность сохраняется за частью населения в трудоспособном возрасте. Доля лиц этой возрастной группы в общем объёме миграции составляла 72 %. Причём максимальное число перемещений зарегистрировано в возрасте от 20 до 39 лет.
Таким образом, основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов области свидетельствуют о том, что их воспроизводство сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи.
3. Территориальные диспропорции регионального рынка труда и недостаточность рабочих мест.
Негативное влияние на рынок труда оказывает территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы (наличие вакансий в городе Омске, в то время как основная доля безработных сосредоточена в муниципальных районах Омской области). По данным сплошных обследований, проведённых территориальными управлениями Министерства труда и социального развития Омской области, 25 % от числа занятых в экономике, выезжает на работу за пределы своего муниципального района. Из числа работающих за пределами района проживания большинство (68 %) выезжает на работу в г. Омск.
Наибольшими потоками «маятниковой» трудовой миграции характеризуются пригородные муниципальные районы: Омский,
Кормиловский и Азовский. Очевидно, что близость областного центра повышает возможность трудоустройства в г. Омске жителей этих территорий. Северные отдалённые районы Омской области характеризуются «маятниковой» трудовой миграцией, направленной, в основном, в Тюменскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, что осложняет и без того непростую ситуацию с обеспеченностью трудовыми ресурсами.
Непосредственное влияние на состояние муниципальных рынков труда оказывают
проблемы создания рабочих мест постоянного характера с достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности. Ежегодно в центры занятости населения от работодателей Омской области поступает информация о более чем 100 тыс. вакансий. При этом среди заявок работодателей отмечается рост доли вакансий постоянного характера, а также рабочих мест с заработной платой выше прожиточного минимума. Однако все эти положительные тенденции, в основном, касаются областного центра, в муниципальных районах проблема недостаточного количества постоянных рабочих мест сохраняется.
4. Эффективность использования трудовых ресурсов.
Данный показатель характеризуется занятостью населения. Согласно сводному балансу трудовых ресурсов на начало 2012 г. в организациях, расположенных на территориях муниципальных районов Омской области, было занято 292,5 тыс. человек, что на 3,9 тыс. человек (или на 1,3 %) меньше, чем на начало 2009 г. При этом произошло сокращение количества хозяйствующих субъектов муниципальных районов Омской области: с 12 085 организаций на начало 2009 г. до
11 046 - на начало 2012 г.
Наибольший сегмент рынка труда муниципальных районов Омской области на начало 2012 г. занимали организации сельского и лесного хозяйства, в которых трудилось более трети занятого населения. Также треть занятого населения приходилась на бюджетный сектор: организации здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения.
5. Высокий уровень общей безработицы в муниципальных районах Омской области.
Более 40 % граждан, проживающих в муниципальных районах, из общей численности незанятых нуждались в трудоустройстве и занимались активным поиском работы. Общая численность безработных, рассчитанная согласно методологии Международной организации труда, на 1 октября 2012 г. составила 47,9 тыс. человек, уровень общей безработицы в среднем по районам области - 10,9 % (по состоянию на 1 октября
2011 г. - 11,6 %). Несмотря на положительную динамику уровня общей безработицы,
в ряде населённых пунктов муниципальных районов Омской области данный показатель составляет 25 % от экономически активного населения и более. Ситуация осложняется проблемой недостаточности или отсутствия работодателей.
По данным сплошных обследований, проведённых территориальными управлениями Министерства труда и социального развития Омской области, по состоянию на
1 октября 2012 г. 148 населённых пунктов муниципальных районов Омской области не имели работодателей. Особенно актуальна эта проблема для Большеуковского (47 % населённых пунктов района не имели работодателей), Усть-Ишимского (40 %), Таврического (почти 30 %) и Тевризского (19 %) муниципальных районов.
Вышеизложенные проблемы негативным образом сказываются на экономическом потенциале и инвестиционной привлекательности муниципальных районов, расположенных на территории Омской области. Возможны следующие пути преодоления сложившихся проблем в сфере трудовых ресурсов региона.
Во-первых, необходимо обеспечить комплексный подход в решении вопросов формирования и эффективного использования трудовых ресурсов Омской области. В этой связи Министерством труда и социального развития Омской области разрабатывается концепция развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 г., которая содержит следующие направления деятельности:
1) обеспечение экономики Омской области кадрами в необходимом количестве и требуемой профессионально-квалификационной структурой;
2) привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область;
3) создание целостной системы профессиональной ориентации населения;
4) обеспечение прав и законных интересов граждан при осуществлении государственной политики в сфере занятости населения;
5) интеграция в трудовую деятельность категорий населения, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалиды, выпускники учреждений профессионального образования, граждане,
освободившиеся из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста);
6) улучшение условий труда и повышение оплаты труда, создание высокопроизводительных рабочих мест;
7) повышение качества рабочих мест, снижение рисков несчастных случаев на производстве.
Во-вторых, необходимо обеспечить согласованность действий органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, образовательных учреждений, объединений работодателей в решении вопросов развития кадрового потенциала Омской области посредством деятельности, в частности, областной комиссии по кадровой политике. Реализация мероприятий Концепции развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 г. и деятельность областной комиссии по кадровой политике, таким образом, будут способствовать решению вопросов формирования и эффективного использования трудовых ресурсов как в целом в Омской области, так и на территории муниципальных районов.
В-третьих, в рамках реализации региональной миграционной политики, позволяющей обеспечить экономику региона высококвалифицированными кадрами, необходимо в том числе содействовать привлечению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Так, реализация долгосрочной целевой программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» [2] (далее - программа) позволяет стимулировать приток населения в Омскую область, в том числе в сельскую местность, что обеспечивает восполнение дефицита рабочей силы на селе. Реализация программы позволяет привлечь трудовые ресурсы в наиболее активном, молодом возрасте (48 % участников программы находятся в возрасте до 35 лет).
Также программой предусмотрены мероприятия по привлечению соотечественников в муниципальные районы за счёт увеличения размера дополнительных мер социальной поддержки участников программы и членов их семей, переселяющихся в сельскую местность. Если участникам програм-
мы, каждому члену семьи при переселении в г. Омск из областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере среднегодового прожиточного минимума (5 400 руб. - на сегодняшний день), то для соотечественников, въезжающих в сельскую местность, размер этой выплаты увеличен вдвое.
С 2009 г. в Омскую область прибыло 5 610 соотечественников (2 873 семьи). Из них в муниципальных районах области обосновалось 645 соотечественников (302 семьи), что составляет 11,5 % от общего количества прибывших в Омскую область соотечественников. В этой связи муниципальным районам необходимо активизировать работу по привлечению семей соотечественников к обустройству и трудоустройству на их территории.
Также необходимо содействовать привлечению в Омскую область безработных граждан, переселяющихся из других субъектов Российской Федерации. В целях решения проблемы комплектования кадрами муниципальные районы имеют возможность привлекать квалифицированных специалистов на работу из других регионов Российской Федерации, а также посредством перераспределения трудовых ресурсов внутри Омской области. Так, с 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [3] Главное управление государственной службы занятости населения Омской области оказывает государственную услугу по содействию безработным гражданам и членам их семей в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства. В частности, Постановлением Правительства Омской области от 14 марта 2012 г. № 47-п «Об отдельных вопросах реализации полномочий Правительства Омской области в области содействия занятости населения» [4] утверждена методика расчёта финансовой поддержки безработных граждан при переезде и переселении, которая включает в себя:
1) стоимость проезда безработного гражданина и каждого члена его семьи к новому месту жительства (в размере фактической стоимости проезда безработного гражданина и каждого члена его семьи, подтверждённой проездными документами);
2) стоимость провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства (в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом);
3) единовременное пособие на безработного гражданина и каждого члена его семьи (размер дифференцирован в зависимости от территории проживания и территории переезда (переселения) и составляет от 500 руб. до трёхкратной величины среднегодового прожиточного минимума в расчёте на душу населения в Омской области).
Для привлечения кадров из другой местности работодатели должны не только подать сведения о вакансии в центр занятости о потребности в рабочей силе, но и позаботиться о создании благоприятных условий для работы и обустройства на новом месте переезжающих граждан. Данной государственной услугой пока воспользовалось ограниченное количество районов (Большеречен-ский, Полтавский и Черлакский).
В-четвёртых, необходимо создавать условия для закрепления экономически активного населения в муниципальных районах и организации профессионального обучения граждан. Важным направлением в решении вопросов обеспечения квалифицированными кадрами считаем принятие дополнительных мер для закрепления в муниципальных районах Омской области востребованных специалистов, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, через предоставление мер социальной поддержки, помощи в жилищном обустройстве. Работодателям муниципальных районов также необходимо создавать условия для профессионального роста работников, максимальной реализации их профессиональных способностей на основе осуществления мероприятий по развитию персонала, повышения мотивации к труду.
В целях закрепления молодых специалистов в сельской местности предлагаем внедрить в организацию целевой подготовки специалистов проект типового договора на осуществление целевой подготовки кадров, предусматривающего привязку гражданина после прохождения обучения к предоставляемому ему работодателем рабочему месту
в течение не менее трёх лет. Проект типового договора разработан Министерством труда и социального развития Омской области, согласован с Министерством образования Омской области и будет направлен в органы местного самоуправления для внедрения на территории муниципальных районов.
Снижению общей безработицы в муниципальных районах, где почти каждый второй, состоящий на учёте в центрах занятости, не имеет профессионального образования, способствует организация профессионального обучения безработных граждан под заказ на подготовку кадров. Заказ формируется при участии администраций муниципальных районов Омской области (административных округов г. Омска), с учётом заявок работодателей, в том числе муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений. В среднем по Омской области охват безработных профессиональным обучением под заказ на подготовку кадров в 2012 г. составлял 15 % (на 2013 г. - 15,3 %). В муниципальных районах фактически за 10 месяцев
2012 г. данный показатель составлял 10 % от численности безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости.
В-пятых, повышение эффективности использования трудовых ресурсов возможно посредством реализации муниципальных программ занятости населения Омской области. В настоящее время во всех муниципальных образованиях Омской области разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы занятости населения на 2011-2013 гг. (исключение составляет г. Омск), которые являются одним из элементов системы регионального управления, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов Омской области.
Необходимость снижения уровня общей безработицы и решения ключевых проблем муниципальных рынков труда обусловила выбор основных целевых показателей программ занятости по созданию постоянных рабочих мест, в том числе для инвалидов, уменьшению количества населённых пунктов без работодателей, сокращению масштабов молодёжной безработицы. Ход реализации мероприятий программ занятости рассматривается на заседаниях координационных комитетов содействия занятости населе-
ния, регулярно проводимых органами местного самоуправления Омской области.
В этой связи считаем необходимым расширение мероприятий муниципальных программ содействия занятости населения за счёт мер по развитию кадрового потенциала, повышению качества рабочих мест и оплаты труда, улучшению условий труда.
В-шестых, решение вопросов кадрового обеспечения невозможно без привлечения дополнительных инвестиций в Омскую область, обеспечения благоприятных условий для создания новых хозяйствующих субъектов, увеличения количества рабочих мест постоянного характера. Считаем необходимым проведение оценки органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений планируемых к реализации инвестиционных проектов с позиции возможности их обеспечения трудовыми ресурсами соответствующего профессионально-квалификационного уровня.
В 2010 г. Минтруда совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Омской области и объединениями работодателей проведена оценка перспективной потребности в квалифицированных кадрах на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Обследованием было охвачено более 3 000 работодателей различных форм собственности и сфер деятельности. Считаем необходимым участие органов местного самоуправления в организации этой работы на территориях своих муниципальных районов.
Органам местного самоуправления необходимо реализовывать меры, способствующие созданию постоянных рабочих мест в рамках развития предпринимательской деятельности, а также оказывать поддержку деятельности бизнес-консультационных пунктов, созданных во всех муниципальных районах Омской области.
Хотелось бы обратить внимание также на важность разработки мероприятий по развитию и поддержке сельской самозанятости граждан (личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и т. д.), поскольку реализация данных мероприятий является резервом для снижения общей численности
безработных и повышения экономической активности сельского населения Омской области.
Так, только за счёт субсидии федерального бюджета в рамках дополнительного мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в 2009-2012 гг. более
2 000 безработных жителей села открыли собственное дело. Свыше 70 % из них продолжают предпринимательскую деятельность до настоящего времени. Граждане, оформившие предпринимательскую деятельность, не только обеспечивают собственную занятость, но и создают рабочие места. Так, за последние четыре года дополнительно создано свыше 2 500 новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, что крайне важно для развития населённых пунктов, в которых нет работодателей.
Безусловно, решение такой комплексной проблемы, как развитие трудовых ресурсов и эффективное управление кадровым потенциалом требует, соответственно, комплексного решения, заключающегося в объединении усилий и взаимодействии органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления, работодателей, а также координации их деятельности по повышению эффективности трудовых ресурсов региона.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ // СЗ РФ. - 2003. - № 40. -Ст. 3822.
2. Постановление Правительства Омской области от 5 августа 2009 г. № 145-п // Омская правда. - 2009. - № 103. - 25 сент.
3. О занятости населения в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // СЗ РФ. - 1996. -№ 17. - Ст. 1915.
4. Об отдельных вопросах реализации полномочий Правительства Омской области в области содействия занятости населения : Постановление Правительства Омской области от 14 марта 2012 г. № 47-п // Омский вестник. -2012. - № 13. - 23 марта.