Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития сельского туризма в Калужской области'

Состояние и перспективы развития сельского туризма в Калужской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА / АГРОТУРИЗМ / СУБСИДИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / PUBLIC POLICY SUPPORT FOR THE TOURISM INDUSTRY / AGROTOURISM / SUBSIDIZATION / CREDITS / OBLIGATORY EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ощепкова Н. А.

Представлен положительный опыт развития сельского туризма в Калужской обла сти. Отмечены особенности экономического развития сельских территорий области и современные подходы к стимулированию системы сельских гостевых домов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The condition and prospects of development of the tourism and hospitality industry in Kaluga region

This article presents the positive experience of tourism development in Kaluga region, it s, special traits in economic development of regional farm lands and modern approaches to stimuli development of local inns and guest houses

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития сельского туризма в Калужской области»

не стоит его превращать в сапера, который ошибается только один раз. Инициативным, предприимчивым людям нужна защита, правовые, политические и экономические гарантии, в случае неудачи исключающие наказание работника, пошедшего на риск. В обучении эффективен опыт как свой, так и других предпринимателей. В свою очередь, учебным заведениям разного уровня следует уделять особое внимание новым технологиям, высокому качеству подготовки, практике и стажировке кадров каждого звена.

Сегодня субъекты рынка, предоставляющие различные услуги в сфере туризма Московской области (транспорт, питание, размещение, развлечение, организация культурных мероприятий), результатом деятельности которых является туристский продукт, должны пересмотреть свои позиции и выйти на рынок с новыми предложениями, ориентированными на сложившиеся экономические условия и способными переориентировать туристский поток на внутренний рынок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антикризисное управление: учеб. пособие /под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 107.

2. Ванюков К.И. и др. Система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях: Понятийно-терминологический словарь.

Минск: Полымя, 1992. С. 29.

3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под ред. А.П. Градо-ва, Б.И. Кузина. СПб.: Специальная литература, 1996.

УДК 338.486:711.2

Н.А. ОЩЕПКОВА

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлен положительный опыт развития сельского туризма в Калужской области. Отмечены особенности экономического развития сельских территорий области и современные подходы к стимулированию системы сельских гостевых домов.

Ключевые слова: государственная политика поддержки индустрии туризма, агротуризм, субсидирование, кредитование, образовательные курсы.

This article presents the positive experience of tourism development in Kaluga region, it's special traits in economic development of regionalfarm lands and modern approaches to stimuli development of local inns and guest houses.

Key words: public policy support for the tourism industry, agrotourism, subsidization, credits, obligatory education.

© Ощепкова Н.А., 2014

По расчетам специалистов, в 2013 г. въездной туристский поток в Калужскую область составил около 830 тыс. человек. Хотя каждый сезон количество туристов растет, этого пока недостаточно, чтобы причислить регион к лидерам отрасли. Для сравнения, Ярославскую и Владимирскую области посещают минимум вдвое больше гостей.

Впрочем, калужские власти ставят амбициозные задачи: после 2016 г. здесь ждут не менее 2,4 млн человек в год. Достичь результата предполагается путем реализации программы по развитию внутреннего и въездного туризма на территории области. Согласно документу, объем инвестиций в отрасль за этот период вырастет с 320 млн руб. в 2011 г. до 1,59 млрд в 2016 г.

Основную ставку в регионе сделают на аграрный туризм. Калужский край обладает всеми преимуществами для успешного развития сельского туризма. В первую очередь это, конечно, природа средней полосы и экологически чистая атмосфера: много рек, богатые леса, 30% территории занимает Национальный парк «Угра». Последнее время количество агроуса-деб заметно растет. Десятки туристских объектов готовы не просто принять гостей, но и обеспечить качественный, здоровый, комфортный отдых, массу развлечений, многие из которых можно отнести к разряду уникальных.

Расположение агроусадеб вблизи туристских центров позволяет совмещать несколько видов отдыха сразу. Скажем, радости общения с природой можно легко сочетать с посещением музея или древнего монастыря. Между тем, каждый гостевой дом, каж-

дое деревенское подворье предлагает что-то свое, как говорится, фирменное: у одних это лечение козьим молоком, у других - пешеходные экскурсии, у третьих - настоящая русская баня с купальней.

Количество предпринимателей, занимающихся агротуризмом, продолжает увеличиваться с каждым годом и по состоянию на 1 января 2014 г. составило 147 единиц (рост к уровню 2013 г. составил 123%), способных одновременно принимать около 62 тыс. туристов ежегодно при общем количестве гостевых домов 550 единиц (рост - 115%).

В настоящее время калужские предприниматели могут предложить самые разнообразные формы сельских туристических объектов - от скромных домиков до апартаментов.

Однако, как считают многие эксперты, на пути этого направления стоят весьма серьезные преграды, и финансовая - только одна из них. Тем, кто открывает гостевые дома в сельской местности, трудно получить займы на развитие своего дела, поскольку кредитные организации не очень верят в эффективность такого рода проектов. Банки предпочитают кредитовать крупные проекты, например строительство гостиниц. А сельские усадьбы или сеть недорогих гостевых домиков таковыми не являются, что подтверждает и калужский опыт развития сельской туриндустрии.

Владельцы маленьких сельских усадеб, как правило, получают кредиты в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, но не в крупных кредитных организациях. Там и процент небольшой, и условия кредитования простые и прозрачные, однако и суммы кредитов несоизмеримы с те-

ми, которые можно было бы получить в банке.

Все же в Калужской области реализуются достаточно эффективные меры государственной поддержки по стимулированию развития туризма в сельской местности.

Однако стоит отметить, что система кредитования слишком сложна. Даже если владелец туристского объекта, пусть это будет крестьянско-фермерское либо личное подсобное хозяйство, получит кредит от банка на развитие, Минсельхоз его про-субсидирует в пределах ставки рефинансирования Центробанка. Однако, как только этот бизнесмен получает деньги, начинаются бесконечные проверки, поэтому с таким механизмом люди предпочитают не связываться.

Есть и другие формы поддержки. Например, частичная компенсация затрат на строительство гостевых домиков или приобретение оборудования. Эта форма осуществляется через региональное Министерство культуры и туризма, но она тоже сложна, считают специалисты.

В течение 2010-2013 гг. субсидии получили 59 субъектов сельского туризма на общую сумму 11,04 млн руб., документально подтвердив вложенные в развитие данной отрасли инвестиции в объеме 72,5 млн руб.

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на развитие материально-технической базы в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы"» были предусмотрены меры господ-

держки в виде субсидий на компенсацию части затрат:

• связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и обустройством объектов аграрного туризма (жилых помещений);

• связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и обустройством недвижимого имущества объектов аграрного туризма (кроме жилых помещений), используемых для оказания комплекса туристско-экскурсионных услуг. Это направление подразумевает благоустройство территории субъекта аграрного туризма: организацию и обустройство зон отдыха, прудов и т.д.;

• связанных с развитием инженерной инфраструктуры объектов аграрного туризма, включая подключение газопровода, водопровода, канализации и электрических сетей;

• на приобретение оборудования, инвентаря, других объектов движимого имущества, используемых для оказания комплекса туристско-экскурсион-ных услуг.

Полученные субсидии хозяева гостевых домов преимущественно вкладывают в строительство новых объектов, в благоустройство территории, создают новые проекты. Таким образом, меры государственной поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат на развитие материально-технической базы позволяют не только увеличить количество вновь создаваемых объектов аграрного туризма, но и улучшить качество уже имеющихся.

Успехи Калужской области в оказании финансовой поддержки субъектам аграрного туризма неоднократно были отмечены высокими наградами на международных форумах «Сельский туризм в России».

Кроме того, развитие аграрного туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма частично решает проблему отсутствия в Калужской области в достаточной мере коллективных средств размещения.

Поддержка сельского населения в аспекте развития аграрного туризма позволяет повысить эффективность проводимых мероприятий:

• в вопросах занятости населения это выражается в более полном использовании трудового потенциала села, снижении напряженности на сельском рынке труда;

• в части увеличения уровня доходов сельского населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребыванием в сельской местности;

• в сфере благоустройства территорий и развития социальной сферы села;

• в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• в части создания в Калужской области современного и конкурентоспособного комплекса сельского туризма, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей населения.

Одним из важнейших условий успешной реализации поставленных целей является наличие соответствующих программ просвещения, обучения и организационно-методического сопровождения населения, участвующего в процессах развития данного сельского туризма.

В этой связи Калужский институт туристского бизнеса выступает с предложениями:

• сформулировать региональные требования по оказанию услуг в сфере аг-ротуризма (в том числе классификация сельских усадеб и проведение их категоризации);

• разработать на основе региональных требований рекомендации по оказанию туристских услуг в сфере агро-туризма на территории Калужской области;

• содействовать становлению региональной системы общественно-государственного партнерства, направленного на развитие агротуризма;

• организовать информационную работу по популяризации идей сельского туризма среди широких слоев общественности;

• определить основные целевые группы, подлежащие обучению, и требования к образовательным программам и т.д.

Представляется, что образовательные курсы, призванные сопровождать процессы развития агротуризма в Калужской области, должны учитывать особенности соответствующей целевой группы: уровни базовый, «для продвинутых», специализированные курсы/модули, мастер-классы, семинары по отдельным вопросам.

Учитывая значительный потенциал профильного обучения в общеобразовательных школах, продуктивной может оказаться идея внедрения в практику работы сельских/поселковых школ области элективного профильного курса, направленного на обучение учащихся 10-11 классов основам агро-туризма. Опыт реализации подобного курса, разработанного Калужским институтом туристского бизнеса - филиалом РМАТ, в общеобразовательных учреждениях получил положительную оценку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 20112016 годы».

2. Постановление правительства Калужской области от 29 октября 2014 г. № 634

«Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на развитие материально-технической базы1 субъектам аграрного туризма в рамках государственной программы Калужской области "Развитие туризма в Калужской области"».

УДК 338.487:338.33

Л.И. ТИТОВА

АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРПРОДУКТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлен обзор анимационных программ, которые включены в региональный тур-продукт Владимирской области.

Ключевые слова: анимация, анимационные программы, региональный турпродукт.

The article is dedicated to the review of animation programs, which are included into regional tour-product of Vladimir region.

Key words: animation, animation programs, regional tourist product.

Центром проведения анимационных программ с полным правом можно назвать древний Суздаль, в котором в течение всего года проходит огромное количество праздничных мероприятий. Календарь событийных мероприятий и анимационных программ убеждает в том, что практически ежемесячно в Суздале проходят интереснейшие анимационные мероприятия: например «Рождественские гулянья» (5-7 января), фестиваль «Русская сказка» (Турцентр, февраль), «Масляничное игрище» (туркомплекс «Пушкарская слобода»), Фестиваль анимационного кино (Турцентр, март), «Русальная не-

© Титова Л.И., 2014

деля» (Турцентр, июнь), «Купальная ночь («Пушкарская слобода», июль), Праздник огурца (Музей деревянного зодчества, июль), «Суздальская верста» (комплекс «Горячие ключи», июль), «Богатырские забавы» (Музей деревянного зодчества, сентябрь), «Бабье лето в Горячих ключах» (сентябрь) и др. На территории Суздаля и Владимира уже в третий раз прошел Международный фольклорный фестиваль «Бабье лето в Горячих ключах», внесенный в состав международных фестивалей СЮРЕ при ЮНЕСКО.

Фестиваль «Бабье лето в Горячих ключах» был включен в Федеральную целевую программу «Культура России (2006-2010 гг.)». Фестиваль проводит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.