Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития рынка механического оборудования: маркетинговый аспект'

Состояние и перспективы развития рынка механического оборудования: маркетинговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механического оборудование / холодильное оборудование / рынок / исследование рынка / емкость рынка / сегментация. / mechanical equipment / refrigeration equipment / market / market research / market capacity / segmentation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белик Михаил Евгеньевич

В статье изучены современные тенденции, определяющие развитие как мирового, так и отечественного рынка механического оборудования в контексте сегмента холодильных устройств. Проведен обзор ключевых предприятий, выступающих в качестве лидеров в данной отрасли, а также дан анализ емкости и конъюнктуры мирового рынка. Особое внимание уделяется тенденциям импортозамещения на российском рынке с учетом влияния факторов как внешней, так и внутренней среды, что позволяет глубже понять динамику и перспективы дальнейшего развития сектора. Определены ключевые факторы, способствующие росту или замедлению темпов развития. Представлены возможные риски и барьеры, с которыми сталкиваются производители и поставщики механического оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белик Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects for development of the mechanical equipment market: marketing aspect

The article examines current trends that determine the development of both the global and domestic mechanical equipment markets in the context of the refrigeration segment. This study includes a review of key companies that act as leaders in this industry, as well as an analysis of the capacity and situation on the global market. Particular attention is paid to import substitution trends in the Russian market, taking into account the influence of both external and internal factors, which allows for a deeper understanding of the dynamics and prospects for further development of the sector. Key factors that contribute to growth or slowdown in development are identified. Potential risks and barriers faced by manufacturers and suppliers of mechanical equipment are presented.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития рынка механического оборудования: маркетинговый аспект»

Научная статья

УДК 339

doi: 10.47576/2949-1908.2024.86.22.021

состояние и перспективы развития рынка механического оборудования: маркетинговый аспект

Белик Михаил Евгеньевич

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Донецк, ДНР, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье изучены современные тенденции, определяющие развитие как мирового, так и отечественного рынка механического оборудования в контексте сегмента холодильных устройств. Проведен обзор ключевых предприятий, выступающих в качестве лидеров в данной отрасли, а также дан анализ емкости и конъюнктуры мирового рынка. Особое внимание уделяется тенденциям импортозамещения на российском рынке с учетом влияния факторов как внешней, так и внутренней среды, что позволяет глубже понять динамику и перспективы дальнейшего развития сектора. Определены ключевые факторы, способствующие росту или замедлению темпов развития. Представлены возможные риски и барьеры, с которыми сталкиваются производители и поставщики механического оборудования.

Ключевые слова: механического оборудование; холодильное оборудование; рынок; исследование рынка; емкость рынка; сегментация.

Для цитирования: Белик М. Е. Состояние и перспективы развития рынка механического оборудования: маркетинговый аспект // Прикладные экономические исследования. - 2024. - № S 2. - С. 157-163. https://doi. org/10.47576/2949-1908.2024.86.22.021.

Original article

status and prospects for development of the mechanical equipment market: marketing aspect

Belik Mikhail E.

Donetsk National University of Economics and Trade named

Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines current trends that determine the development of both the global and domestic mechanical equipment markets in the context of the refrigeration segment. This study includes a review of key companies that act as leaders in this industry, as well as an analysis of the capacity and situation on the global market. Particular attention is paid to import substitution trends in the Russian market, taking into account the influence of both external and internal factors, which allows for a deeper understanding of the dynamics and prospects for further development of the sector. Key factors that contribute to growth or slowdown in development are identified. Potential risks and barriers faced by manufacturers and suppliers of mechanical equipment are presented.

Keywords: mechanical equipment; refrigeration equipment; market; market research; market capacity; segmentation.

For citation: Belik M. E. Status and prospects for development of the mechanical equipment market: marketing aspect. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 157-163. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.86.22.021.

В современных условиях стремительных изменений технологического и экономического ландшафта рынок механического оборудования представляет собой один из ключевых секторов, влияющих на развитие промышленности и экономики в целом. Константный рост спроса на механическое оборудование обусловлен необходимостью повышения эффективности производства, внедрения инновационных технологий и адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этом контексте маркетинговый аспект приобретает особую значимость, так как позволяет более точно определить потребности конечных пользователей, адаптировать продукцию под современные требования и выявлять новые сегменты рынка.

Мировой рынок торгового механического оборудования представляет собой комплексный и динамичный сектор глобальной экономики, играющий критически важную роль в функционировании современной торговой инфраструктуры. Данный сектор охватывает широкий спектр технических средств, предназначенных для автоматизации и оптимизации торгово-технологических процессов на всех этапах - от приемки, учета и хранения товаров до их предпродажной подготовки, выкладки, реализации и последующего обслуживания покупателей.

Структура ассортимента рынка торгового механического оборудования характеризуется значительным разнообразием и включает в себя следующие основные категории:

- весоизмерительное оборудование выступает неотъемлемым элементом практически любого торгово-технологического процесса, обеспечивая высокую точность количественного учета товарной массы при приемке, отпуске, фасовке и инвентаризации. К данной категории относятся различные типы весоизмерительных приборов, классифицируемые по назначению (товарные, платформенные, фасовочные, контрольные и др.), диапазону грузоподъемности и прин-

ципу действия (механические, электромеханические, электронные);

- кассовое оборудование обеспечивает автоматизацию процессов осуществления денежных расчетов с покупателями, фиксации данных о продажах и формирования фискальной отчетности. В состав данной категории входят онлайн-кассы, отвечающие актуальным требованиям фискального законодательства, фискальные регистраторы, POS-системы, интегрируемые с периферийными устройствами (сканеры штрих-кодов, терминалы безналичной оплаты, принтеры чеков), и программное обеспечение для управления кассовыми операциями;

- торговые автоматы предоставляют возможность автоматизированной розничной продажи товаров (продукты питания, напитки, печатная продукция и др.) без участия продавца;

- фасовочно-упаковочное оборудование предназначено для автоматизации процессов дозирования, упаковки и маркировки товаров;

- холодильное оборудование обеспечивает необходимые условия для хранения и демонстрации скоропортящихся товаров.

Воздействие пандемии COVID-19 на глобальном уровне проявилось в виде выраженных нарушений мировой торговли, логистики и цепочек поставок, что оказало негативное влияние на экономические процессы. Политические события 2022 года спровоцировали глобальные энергетические и продовольственные кризисы, что, в свою очередь, способствовало резкому увеличению цен на сырье и дальнейшему ухудшению экономической ситуации, создавая значительные барьеры для развития индустрии холодильных цепей, что особенно остро ощущалось в условиях неопределенности на рынках.

Тем не менее, в результате роста определенных секторов экономики - здравоохранения, информационных технологий, электронной коммерции, возобновляемой энергетики

и электрического транспорта, спрос на промышленное холодильное оборудование продемонстрировал положительную динамику.

Согласно оценке JARN [1], в 2022 году мировой рынок холодильного оборудования достиг объема в 112,1 миллиарда долларов США, что представляет собой увеличение на 4 % по сравнению с показателем 2021 года. При этом коммерческий сегмент составил 71,2 миллиарда долларов, промышленный сегмент - 34,8 миллиарда долларов, а доля сегмента транспортного рефрижераторного оборудования достигла 6 миллиардов долларов [1].

Распределение спроса по регионам показало, что в настоящее время крупнейшим

потребителем холодильного оборудования остается Северная Америка (рис. 1), объем которой составил 16,6 миллиарда долларов США. На втором месте оказалась Азия, уровень потребления которой достиг 12 миллиардов долларов и опередил Европу, чей рынок составил 10,5 миллиарда долларов. Остальные регионы, включая Латинскую Америку и Ближний Восток, суммарно обеспечивали 7,5 миллиарда долларов.

В 2023-2024 годах отмечается рост с незначительными колебаниями, связанный с восстановлением глобальной экономики после пандемии и адаптацией отрасли к новым условиям.

0 2 4 6 8 10 12 14 16 1S ыпрд долп США

Рисунок 1 - Крупнейшие регионы-потребители холодильного оборудования [1]

Анализ мирового рынка торгового холодильного оборудования выявил, что значительная доля производителей ориентирована на производство и реализацию изделий, относящихся к среднему и высокому ценовым сегментам (табл. 1). Указанные производители предлагают обширный ассортимент профессионального и коммерческого холодильного оборудования, что свидетельствует о разнообразии потребностей на рын-

ке. Ассортимент включает как стандартные бытовые решения, так и специализированные системы для пищевой промышленности и коммерческих заведений. Некоторые производители, в частности Ali Group S.r.l. и Felix Storch Inc., ориентируются на кухонное оборудование и оборудование для обработки продуктов, что говорит о высоком уровне специализации в предоставляемых решениях.

Таблица 1 - Ассортимент холодильного оборудования ведущих производителей на рынке [1-4]

производитель Ассортимент Ценовой сегмент

Ali Group S.r.l. Профессиональное кухонное оборудование, включая холодильные шкафы, столы, камеры, саладетты, льдогенераторы, винные шкафы Средний, высокий

Dover Corp. Системы охлаждения и заморозки для пищевой промышленности, супермаркетов, транспорта; оборудование для производства напитков; компрессоры Высокий

Electrolux AB Бытовые и профессиональные холодильники, морозильные камеры, винные шкафы, льдогенераторы Средний, высокий

Felix Storch Inc. Оборудование для хранения и обработки продуктов питания, включая холодильные камеры, столы, витрины, льдогенераторы Средний, высокий

FUJIMAK Corp. Коммерческие холодильники и морозильные камеры, витрины, льдогенераторы, оборудование для шоковой заморозки Средний, высокий

HOSHIZAKI Corp. Льдогенераторы, холодильные и морозильные шкафы, витрины, оборудование для хранения и приготовления суши Высокий

Illinois Tool Works Inc. Системы охлаждения и заморозки для пищевой промышленности, супермаркетов, транспорта Высокий

Imbera Коммерческие холодильники и морозильные камеры для напитков, мороженого, продуктов питания Средний

Вместе с этим следует отметить различие в ценовом сегменте между производителями - большинство из них предлагают продукцию в среднем и высоком ценовом сегменте, что указывает на высокое качество и инновационные технологии. Например, Dover Corp. и Illinois Tool Works Inc. представляют своего рода премиум-класса оборудование, что отражает их положительную репутацию и надежность на рынке. С другой стороны, производители, которые в основном предлагают решения среднего ценового сегмента (Imbera), акцентируют внимание на доступности своей продукции для более широкого круга потребителей.

Высокие цены у некоторых производителей - HOSHIZAKI Corp. и FUJIMAK Corp., связаны со специализированными решениями и высоким уровнем инноваций в проектах, поскольку продукция данных производителей предназначена для специфических бизнес-секторов - ресторанов и гостиниц, где требуется высокая эффективность и надежность в условиях интенсивной эксплуатации.

В целом анализ показывает, что рынок холодильного оборудования насыщен разнообразными предложениями, и производители стремятся удовлетворить как высокие, так и средние потребительские запросы, обеспечивая баланс между качеством, специализированными функциями и ценой.

Анализ статистики продаж на российском рынке демонстрирует устойчивый спрос на приблизительно сорока брендов торгового холодильного оборудования. Среди отечественных производителей можно выделить такие компании, как «Ариада», «Премьер», «Полюс», «Бирюса», «Кифато», «Polair», «Solo» и «Italfrost» [2]. Указанные предприятия занимают значительные доли в соответствующем сегменте рынка и характеризуются разнообразием модельного ряда и технологий, предлагаемых для потребителей.

При этом зарубежные производители про-

должают подтверждать высокие позиции на российском рынке. Например, холодильные агрегаты немецкой компании «Linde» пользуются значительной популярностью у российских потребителей. К числу других значимых торговых марок можно отнести американскую компанию «Hussman», финскую «Norpe», а также итальянские бренды «Tasselli», «Arneg» и «Pastorfrigor», которые на протяжении длительного времени успешно удерживают свои позиции. Кроме того, следует выделить европейских производителей, таких как «Brandford», «Vestfrost», «Golfstream», «JBG» и «Castro», которые активно конкурируют в данной отрасли.

Следует отметить, что многие российские производители интегрируют в свое оборудование компоненты - теплообменная аппаратура и электроника, произведенные за рубежом. В частности, отечественное холодильное оборудование зачастую комплектуется компрессорами от известных международных производителей, включая «Bitzer», «Danfoss», «Aspera», «Tecumseh», «Copeland», «Maneurop». Это сотрудничество способствует повышению эксплуатационных характеристик и надежности произведенной продукции, что является важным фактором в условиях конкурентной рыночной среды.

Торговое холодильное оборудование востребовано предприятиями розничной торговли и зависит от темпов роста отрасли. В

2022 году оборот розничной торговли в России снизился на 6,7 % к уровню 2021 года и составил 42,5 млрд. руб. Производство торгового холодильного оборудования снизилось на 23,7 % в 2022 году по сравнению с показателями 2021 года.

По данным исследования Solutions [5], в

2023 году российские предприятия выпустили 368 775 холодильных шкафов, что на 4,2 % меньше, чем в 2022 году.

Однако в 2024 году зафиксирован рост отечественного производства торгового холодильного оборудования (рис. 2).

Шкафы холодильные 53%

Рисунок 2 - Доли сегментов в производстве торгового холодильного оборудования в 2024 году, % [6; 7]

Прежде всего, основной причиной данного роста является восстановление и развитие внутреннего спроса. После различных экономических и социальных изменений, произошедших в предыдущие годы, российские предприятия активно возобновляют и расширяют свои производственные линии, что приводит к потребности в обновлении и замене устаревшего холодильного оборудования.

Во-вторых, отечественные производители стали больше внимания уделять инновациям и улучшению качества продукции. Множество предприятий начали инвестировать в исследования и разработки, что позволяет им предлагать более эффективные и энергоэкономичные решения, что также включает внедрение современных технологий управления температурами и удаленного мониторинга, что делает оборудование более востребованным для потребителей.

Третьим аспектом является государственная поддержка и инициативы,направленные на развитие местного производства. В условиях международной экономической нестабильности и стремления к импортозамеще-нию, правительство России в очередной раз акцентировало внимание на необходимости поддержки отечественных производителей, предоставляя субсидии, налоговые льготы и прочие формы поддержки, что создало более благоприятные условия для роста местных предприятий, производящих торговое холодильное оборудование. Кроме того, изменение внешнеэкономической обстановки и санкции, введенные против России, при-

вели к снижению импорта иностранного оборудования. Данное явление создало дополнительные возможности для отечественных производителей занять освободившиеся ниши на рынке, что также способствовало росту производства.

В результате, совокупный эффект перечисленных факторов способствовал заметному увеличению объемов производства и широкой адаптации отечественного торгового холодильного оборудования на внутреннем рынке.

По аналитическим данным [6; 7], в 1 полугодии 2024 года структура производства бытовых холодильников по федеральным округам России была следующей: Центральный федеральный округ - 47,4 % от общероссийского объема, Приволжский федеральный округ - 35 %, Сибирский федеральный округ - 17,6 %. При этом в Приволжском ФО производится 98,4 % сборных холодильных камер, 32,3 % шкафов и 64,34 % холодильных витрин; в Сибирском ФО 65,9 % холодильных шкафов и 30,1 % холодильных витрин; в Центральном ФО, в основном, производят холодильные прилавки - 87,6 %.

Причина сокращения объемов производства в российской промышленности заключается в дефиците комплектующих, в частности, компрессоров, которые изготавливаются в стране в недостаточных количествах. Предприятия накапливали запасы на складах, однако данные запасы имеют свойство иссякать, что было усугублено изменениями в логистических потоках, в результате

чего возникла актуальная проблема импор-тозамещения.

В России функционирует ряд заводов, потенциал которых позволяет наладить массовое производство компрессоров для торгового холодильного оборудования, однако для достижения данной цели необходимо осуществить развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и провести реструктуризацию производственных процессов. Так, ОАО «Сибкриотехника», расположенное в омске, в основном специализируется на производстве промышленных компрессоров и располагает научной базой, что создает предпосылки для разработки и внедрения новых технологий. ОАО «Маш-завод», находящееся в Чите, осуществляет мелкосерийное производство винтовых компрессоров и комплектующих к ним. ОАО «Холодмаш» в Черкесске осуществляет производство поршневых компрессоров, а ОАО «Казанькомпрессормаш» в Казани специализируется на производстве промышленных компрессоров.

Также следует отметить, что ОАО «ВНИИ-ХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» в Москве располагает необходимой научной и производственной базой для организации выпуска компрессоров, а для Челябинского компрессорного завода потребуется переоборудование производственных мощностей для осуществления выпуска компрессоров, предназначенных для торгового оборудования.

На данный момент единственное предприятие, способное организовать полный цикл производства торгового холодильного оборудования и его комплектующих в России, -это ООО «Элементум», расположенное в Пскове. Завод осуществляет производство холодильных шкафов, витрин и компрессоров, тем самым удовлетворяя потребности рынка и сокращая зависимость от импорта.

Перспективы развития рынка механического оборудования в сегменте холодильных устройств как на глобальном уровне, так и в Российской Федерации представляют собой объект значительного научного и практического интереса. Несмотря на существующие барьеры, с которыми сталкивается данная отрасль, можно выделить несколько ключевых тенденций, которые определяют ее будущее.

Одним из наиболее ярких трендов явля-

ется акцент на инновационные технологии и экологичность, что обусловлено возрастающей осведомленностью общества о необходимости сокращения негативного воздействия на окружающую среду. В ответ на данные вызовы производители холодильного оборудования активно инвестируют в разработку и внедрение энергоэффективных решений, что включает использование альтернативных хладагентов, не оказывающих негативного воздействия на озоновый слой. Также наблюдается активная модернизация систем охлаждения, направленная на повышение их общей эффективности.

В области механического оборудования маркетинговые каналы в виде промышленных выставок, специализированных изданий и прямых продаж, продолжают оставаться актуальными. Однако цифровой маркетинг, включая создание корпоративного сайта, продвижение в социальных сетях и использование контент-маркетинга, также играет значительную роль - к примеру, ведение блога, посвященного новым технологиям в отрасли, может привлечь внимание потенциальных клиентов и повысить степень потребительского доверия к бренду.

Несмотря на то, что уровень доходов потребителей не всегда напрямую отражается на потреблении, его влияние на покупательскую способность можно компенсировать множеством инструментов - гибких ценовых предложений, кредитных программ и лизинговых схем. Например, предоставление возможности покупки в рассрочку или аренды оборудования может существенно расширить клиентскую базу, особенно в условиях, когда предприятие не имеет возможности сразу сделать значительные инвестиции.

На российском рынке перспективы также связаны с развитием местного производства и стратегиями импортозамещения. В условиях изменяющейся глобальной геополитической ситуации российские производители имеют возможность занять ниши, ранее занимаемые иностранными производителями, что обуславливает как рост экономики, так и повышение инновационного потенциала в данной отрасли. Такой подход не только поддерживает национальную экономику, но и способствует технологическому прогрессу не только на уровне страны, но и на мировом рынке.

список источников

1. Мировой рынок холодильного оборудования по состоянию на 2023 год. URL: https:// kriofrost.academy/lenta/novosti/mirovoy-rynok-holodilnogo-oborudovaniya-po-sostoyaniyu-na-2023-god/?ysclid=m722jpjf61205599188 (дата обращения: 14.11.2024).

2. Наиболее заметные бренды на рынке холодильного оборудования. URL: https://www. all-for-trading.ru/catalog/Naibolee_zametnye_brendy_na_rynke_holodilnogo_obor/ (дата обращения: 14.11.2024).

3. Рынок коммерческого холодильного оборудования, 2024-2028. URL: https://holodcatalog. ru/news/issledovaniya-rynka/rynok-kommercheskogo-kholodilnogo-oborudovaniya-2024-2028/?ysclid=m722okqgl220388714 (дата обращения: 16.11.2024).

4. Commercial Refrigeration Equipment Market: Historic Industry Size & Analysis of 15 Vendors and 7 Countries. URL: https://www.advfn.com/stock-market/stock-news/89634638/commercial-refrigeration-equipment-market-histori (дата обращения: 16.11.2024).

5. Рынок торгового холодильного оборудования, 2021-2023. Перспективы импортозаме-щения. URL: https://маркетинговые-исследования.рф/news/rynok-torgovogo-holodilnogo-oborudovaniya-2021-2023/?ysclid=m722ul9p8c465649297 (дата обращения: 16.11.2024).

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 16.11.2024).

7. Рынок холодильного оборудования в России 2017-2024 гг. Цифры, тенденции, прогноз. URL: https://tk-solutions.ru/russia-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya (дата обращения: 16.11.2024).

References

1. The global refrigeration equipment market as of 2023. URL: https://kriofrost.academy/ lenta/novosti/mirovoy-rynok-holodilnogo-oborudovaniya-po-sostoyaniyu-na-2023-god/?ysclid=m722jpjf61205599188 (date of request: 11/14/2024).

2. The most notable brands in the refrigeration equipment market. URL: https://www.all-for-trading.ru/catalog/Naibolee_zametnye_brendy_na_rynke_holodilnogo_obor / (date of request: 14.11.2024).

3. Commercial refrigeration equipment market, 2024-2028. URL: https://holodcatalog.ru/ news/issledovaniya-rynka/rynok-kommercheskogo-kholodilnogo-oborudovaniya-2024-2028/?ysclid=m722okqgl220388714 (accessed: 11/16/2024).

4. Commercial Refrigeration Equipment Market: Historic Industry Size & Analysis of 15 Vendors and 7 Countries. URL: https://www.advfn.com/stock-market/stock-news/89634638/commercial-refrigeration-equipment-market-histori (date of access: 11/16/2024).

5. Commercial refrigeration equipment market, 2021-2023. Prospects for import substitution. URL: httpsY/маркетинговые-исследования .Russian Federation/news/rynok-torgovogo-holodilnogo-oborudovaniya-2021-2023/?ysclid=m722ul9p8c465649297 (accessed: 11/16/2024).

6. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru (date of reference: 11/16/2024).

7. The refrigeration equipment market in Russia 2017-2024. Figures, trends, forecast. URL: https://tk-solutions.ru/russia-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya (date of access: 11/16/2024).

сведения об авторе

БЕлик МИХАИл Евгеньевич - соискатель, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Донецк, ДНР, Россия, mihail.belik.98@ gmail.com

Information about the author

BELIK MIKHAIL E. - Applicant, Donetsk National University of Economics and Trade named Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.