Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития процесса организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению Российской Федерации'

Состояние и перспективы развития процесса организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2234
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (МУНИЦИПАЛЬНАЯ) УСЛУГА / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / "ГОРОД БУДУЩЕГО" / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я. Я.

В статье рассмотрены состояние и перспективы развития процесса организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению в Российской Федерации. Представлен региональный опыт организации предоставления государственных (муниципальных) услуг. Предложены конкретные меры, направленные на четкую регламентацию порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителем услуг, а также повышение их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития процесса организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению Российской Федерации»

27 (210) - 2011

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

УДК 342.6

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Я. Я. КАЙЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: kailjakow@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены состояние и перспективы развития процесса организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению в Российской Федерации. Представлен региональный опыт организации предоставления государственных (муниципальных)услуг. Предложены конкретные меры, направленные на четкую регламентацию порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителем услуг, а также повышение их качества.

Ключевые слова: государственная (муниципальная) услуга, портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр, «Город будущего», универсальная электронная карта.

Процесс организации предоставления государственных (муниципальных) услуг для населения России являлся и является болезненным (проблемным) с момента начала его реализации.

* Работа выполнена в рамках госконтракта Рособразования от 18.08.2009 № П 904, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти». Статья представлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.

Уже прошло более 8 лет с того момента, когда впервые в современной России в рамках административной реформы был узаконен (законодательно оформлен) вопрос предоставления государственных (муниципальных) услуг [7]. За указанный период в этой области было сделано многое. Оптимизирован порядок предоставления многих так называемых массовых услуг, таких как: упрощение процедуры регистрации машин, прохождение техосмотра и получение водительских прав; получение гражданского или заграничного паспорта.

С 15 декабря 2009 г. работает Единый портал государственных и муниципальных услуг в Интернете http://www. qosuslugi. га. На портале можно получить справку о состоянии счета в Пенсионном фонде РФ, направить заявление на получение индивидуального налогового номера, а также воспользоваться многими другими услугами [2].

Многое сделано для повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг. Об этом было сказано Президентом России Д. А. Медведевым в Бюджетном послании Федеральному Собранию от 29.06.2010, при этом особо подчеркнуто значение внедрения электронных технологий в этой сфере. Президент России отме-

тил, что использование таких технологий не только будет удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции [4]. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 Президент России отметил: «Мы оптимизируем систему оказания государственных и муниципальных услуг. Уже сегодня во многих регионах можно, не выходя из дома, подать электронное заявление на получение паспорта, узнать размер своих пенсионных накоплений. Поставить же на учет личный транспорт, пройти техосмотр, получить водительские права сегодня можно вне зависимости от места постоянной регистрации гражданина, но в пределах своего региона» [8].

В стране уже есть положительные результаты работы многофункциональных центров (МФЦ), создание которых началось в 2007 г. Сейчас их почти 170, и они действуют в 49 субъектах Федерации, в некоторых — очень активно. Например, в Санкт-Петербурге их уже 20, они успешно работают, люди довольны. С начала 2010 г. в многофункциональные центры обратились и получили необходимые услуги свыше 3,5 млн человек. По данным Минэкономразвития России, более 90% обратившихся в эти центры одобряют их создание. Механизм МФЦ позволяет в среднем сократить время ожидания в очереди в 2—3 раза, а время обслуживания — в 3—4 раза. Вместе с тем пока только 15 % населения страны имеют возможность получить услуги на базе такихцентров, что, конечно, очень мало [2].

За период проведения административной реформы кардинально обновлена правовая база на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Было принято множество нормативно-правовых актов, различных целевых программ, направленных на организацию процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг населению, основные из которых:

1) Федеральный закон от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

2) Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономныхучреждениях»;

3) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (ред. от 12.01.2010) «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)».

5) Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах»;

6) постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)»;

7) постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 (ред. от 02.10.2009) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»;

8) постановление Правительства РФ от

03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг»;

9) распоряжение Правительства РФ от

20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)»;

10) распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах»;

11) распоряжение Правительства РФ об электронных государственных и муниципальных услугах от 17.12.2009 № 1993-р.

Кроме того, внесены поправки в 47 федеральных законов, включая поправки в Земельный, Налоговый, Лесной, Градостроительный, Жилищный и Гражданский кодексы РФ. Они снимают имеющиеся ограничения для взаимодействия органов государственной власти всех уровней с многофункциональными центрами.

Судя по принятым нормативно-правовым актам, государство системно подходит к вопросу организации предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Принятый в 2010 г. закон об оказании государственных и муниципальных услуг задает повышенные требования к ведомствам, органам власти на местах, регулирует процессы, связанные с организацией предоставления государственных (муниципальных) услуг [5].

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов

Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, иными организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В законе даются основные понятия (ст. 2): государственная услуга, муниципальная услуга, заявитель, административный регламент, многофункциональный центр (МФЦ), предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, портал государственных и муниципальных услуг, государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ).

В ст. 10 закреплены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В гл. 4 четко прописана организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, а в гл. 5 — использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе порталов государственных и муниципальных услуг.

Законом регулируется деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг — это государственное или муниципальное учреждение, уполномоченное на организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна». Согласно закону, МФЦ — это российская организация независимо от организационно-правовой формы [5].

27 января 2011г. в городе Оренбурге прошло заседание Президиума Совета при Президенте РФ во главе с премьер-министром В. В. Путиным, посвященное развитию местного самоуправления и обсуждению проблемы повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг [2]. Это заседание напрямую связано с принятием Федерального закона от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон), согласно которому упрощение и ускорение предоставления таких услуг связано с внедрением электронной системы выдачи документов во всех муниципалитетах и субъектах Федерации. В первую очередь речь идет о создании многофункциональных центров предоставления услуг. В своем выступлении В. В. Путин отметил, в частности:

«От того, как оказываются государственные и муниципальные услуги гражданам страны, зависит

социальное самочувствие миллионов людей, и поэтому они, безусловно, являются очень чувствительными и очень важными. Главная наша задача здесь — построить работу аппарата всех уровней и всех чиновников таким образом, чтобы они были настроены на интересы общества. Необходимо избавить наших людей от утомительного стояния в очередях — утомительного, а порой и унизительного, от бесконечной беготни за справками и бумажками, от поборов со стороны разного рода посредников, чтобы посещение так называемых, как у нас всегда в России говорили, присутственных мест каждый раз не превращалось в испытание и нервотрепку. В каждом регионе и муниципалитете должен быть принят свой план по оптимизации процедур и повышению качества этих услуг, причем руководители обязаны регулярно отчитываться о его исполнении» [2].

Для реализации основных положений принятого Закона органам местного самоуправления необходимо:

• к июлю 2012 г. на уровне муниципалитетов в полном объеме завершить разработку новых административных регламентов, привести их в соответствие с требованиями Закона, причем эти нормативные документы должны пройти открытое общественное и экспертное обсуждение. В регламентах следует четко прописать все детали, чтобы у сотрудников различных ведомств не оставалось ни одной лазейки для волокиты или самоуправства. В обязательном порядке должен быть указан срок, в течение которого предоставляется та или иная услуга, исчерпывающий перечень документов, которые обязан предоставить гражданин, чтобы не выдумывали на местах ничего свыше того, что указано и прописано в этих основополагающих документах;

• сформировать реестр муниципальных услуг, упорядочить и унифицировать их, чтобы затем в удобном и доступном виде разместить информацию для граждан на Едином портале государственных услуг;

• спланировать всю работу по переводу муниципальных услуг в электронную форму, внести необходимые изменения в муниципальные правовые акты, снять все препятствия по использованию документов на электронных информационных носителях;

• в 2011 г. отладить все системы межведомственного электронного взаимодействия;

• с 1 июля 2011 г. при оказании государственных (муниципальных) услуг органы власти обязаны

осуществлять самостоятельно все необходимые согласования и запросы. Чиновникам при оказании государственных (муниципальных) услуг будет прямо запрещено требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств; • ускорить процесс создания многофункциональных центров в каждом муниципальном образовании для получения услуги по принципу «одного окна» или хотя бы по принципу «одной двери» [2].

Для многофункциональных центров надо создать все необходимое для работы: и организационные, и материальные, и технологические условия должны быть обеспечены. Что мы намерены сделать для этого на федеральном уровне? В ближайшее время планируется принятие постановления Правительства Российской Федерации, по которому органы власти всех уровней будут обязаны заключать соглашения с МФЦ и предоставлять по их запросу нужную информацию [2].

В ближайшее время также будет утвержден перечень из почти 80 наиболее массовых услуг, которые в обязательном порядке должны предоставляться в многофункциональных центрах. Речь, в частности, идет о таких услугах, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество или дачный участок, выдача общегражданских и заграничных паспортов, регистрация граждан, прием налоговых деклараций.

Муниципалитеты и регионы также должны оказать необходимое содействие работе таких многофункциональных центров, помочь с выделением земельных участков, с помещениями, оборудованием. Ну, и, конечно, нужно готовить кадры. Понятно, что это дополнительные расходы для местных бюджетов, но в качество государственных и муниципальных услуг надо инвестировать. Руководителям регионов нужно оказать необходимую помощь муниципалитетам, резервы для этого есть. «Главная наша задача здесь — построить работу аппарата всех уровней и всех чиновников таким образом, чтобы они были настроены наинтересы общества» [2].

Правительством РФ планируется, что универсальная электронная карта россиянина станет обязательной в 2012г. В гл. 6 Закона прописан порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (ст. 22). Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах инфор-

мацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Универсальная электронная карта хранится у пользователя такой картой и не может быть использована для предоставления государственных или муниципальных услуг другим лицам [5].

Как уже отмечалось выше, в субъектах Федерации наработан опыт организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению и определены конкретные планы по развитию данного направления [10]. По сведениям, представленным субъектами Федерации, в 2011— 2012 гг. планируется создание порядка 800 многофункциональных центров, в2013—2015гг. — 1 435. Таким образом, к концу 2015 г. таких центров будет 2 400. Кроме того, в каждом субъекте наработаны и реализуются конкретные программы. Например, в Астраханской области компания «Синтерра» заключила с правительством Астраханской области соглашение о взаимодействии в сфере развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в регионе [9].

Одним из направлений сотрудничества станет создание и организация функционирования центров телефонного обслуживания (ЦТО) граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг. Напомним, «Синтерра» имеет существенный опыт в данном направлении. Так, в конце 2008 г. оператор разработал требования к организации ЦТО населения в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг для Министерства экономического развития РФ. В текущем году принципы, заложенные в этом исследовании, были применены при создании на базе собственного са11-центра «Синтерры» «горячей линии», обеспечивающей специализированный ЦТО по вопросам оказания медико-социальных и реабилитационных услуг инвалидам в проекте Минздравсоцразвития России и Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России).

В Волгоградской области региональным отделением Пенсионного фонда РФ начата кампания по регистрации детей в системе обязательного пенсионного страхования. Как уточняется, уже сегодня ребята дошкольного и школьного возраста получили «зеленую карточку» — страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Ожидается, что в следующем году участниками системы обязательного пенсионного страхования станут 120тыс. детей [3]. Это связано с введением в обращение с 1 января 2012 г. (в соответствии с Законом) на территории страны универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации. В числе реквизитов данная карта будет содержать и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

При регистрации в органах ПФР каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет и выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее номер этого счета. Уникальность СНИЛС заключается в том, что его действие не ограничивается только пределами определенного региона. «Зеленая карточка» является действительной на всей территории Российской Федерации. Как ожидается, именно СНИЛС с вступлением в силу Закона будет выступать в качестве единого идентификатора персональных данных в сфере социальной защиты населения и пенсионной системы.

К началу реализации данного федерального закона перед региональным отделением ПФР поставлена задача: зарегистрировать все категории граждан, проживающих на территории области. В настоящее время обладателями «зеленых карточек» уже являются наемные работники, предприниматели, неработающие пенсионеры, безработные, студенты, школьники старших классов, получатели государственных социальных выплат. По данным на начало декабря 2009 г., в регионе проживают 175 тыс. детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из этого количества более 55 тыс. ребят уже имеют страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, полученные ими в результате ежегодно проводимой регистрации среди школьников 14 лет и старше.

В Ростовской области в рамках реализации административной реформы на территории муниципального образования город Шахты 16 ноября 2009 г. был открыт общественно-деловой центр «Город будущего» [6]. Организатором и координатором проекта выступила Администрация города Шахты.

Общественно-деловой центр «Город будущего» — это современный «гипермаркет» услуг, где ведущим направлением деятельности является предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра.

В МФЦ компактно размещены организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги с использованием принципа «одного окна» и системы электронного обмена информацией. Основная задача МФЦ «Город будущего» — комплексное и оперативное предоставление услуг с помощью высококвалифицированного персонала, в комфортных условиях, в удобном для населения месте и режиме работы, исключение многократных обращений граждан в разные ведомства и организации для получения одной или нескольких услуг.

Участниками МФЦ «Город будущего» на основе заключенных межведомственных соглашений являются 15 организаций федерального, регионального и муниципального подчинения. Сопутствующие услуги предоставляют 12 организаций.

Для граждан и юридических лиц в «Городе будущего» работают 139 «окон» приема документов. В МФЦ «Город будущего» предоставляются более 1 200 услуг. Ежедневно их получают свыше 3 100 клиентов.

МФЦ оснащен самым современным оборудованием, обеспечивающим специалистам доступ к удаленным информационным ресурсам, находящимся в головной организации.

Инфраструктура центра образует уникальный комплекс передовых информационных и коммуникационных технологий, получивших свидетельства о государственной регистрации в ФГУ ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности). Для максимального удобства посетителей в центре учтены все требования комфортности согласно постановлению Правительства РФ от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг». Оборудована комната матери и ребенка, туалеты для детей и инвалидов, в течение всего рабочего дня функционирует бесплатный медпункт, предоставляется бесплатный доступ к информационно-справочным системам, выход в Интернет.

Общая площадь шести клиентских залов МФЦ, оснащенных всем необходимым для ожидания и оформления документов, составляет более

5 ООО м2. Для управления потоками посетителей в каждом зале функционирует система электронной очереди, исключающаядлительное ожидание [6].

Общественно-деловой центр «Город будущего» доступен для маломобильных групп населения. Расположение залов приема на нижнем этаже здания, отсутствие ступеней обеспечивают свободное передвижение для инвалидных и детских колясок.

«Прозрачность» предоставления услуг в МФЦ «Город будущего» достигнута в буквальном смысле. Система видеонаблюдения, установленная во всех залах приема и по периметру территории «Города будущего», работает круглосуточно в режиме online. Общественный пункт милиции обеспечивает безопасность сотрудников и посетителей.

Прозрачность услуг — это в том числе и снятие административных барьеров. В зале регулирования предпринимательской деятельности для субъектов малого предпринимательства, инвесторов, клиентов размещена карта города с обозначением зон перспективного развития, наглядная информация

06 инвестиционных площадках, видеопрограммы с презентациями. Специалисты отдела по регулированию предпринимательской деятельности предоставят полную консультацию об условиях и возможностях открытия, сопровождения и развития бизнеса.

В процессе обслуживания клиенту МФЦ предлагается более 200 сопутствующих услуг: копировально-множительные, прием платежей, оформление документов, экспресс-фото, услуги нотариуса, кафе и другие.

Конференц-зал на 250 мест оснащен современной техникой и выставочным оборудованием для проведения презентаций, конференций, совещаний самого высокого уровня. Второй конференц-зал на 75 мест также оборудован по последнему слову техники, удобен для проведения «круглых столов», семинаров, небольших совещаний.

Информирование клиентов о порядке и способах получения услуг осуществляется с помощью размещенных в МФЦ информационных киосков, стендов, памяток и буклетов, а также свободного доступа граждан к информационным и правовым Интернет-ресурсам и порталу государственных услуг. Дистанционное информирование осуществляет контакт-центр (информационно-справочная служба).

13 октября 2010 г. в Администрации Ростовской области состоялось совещание по вопросам внедрения электронной (универсальной) карты жителя Ростовской области. Напомним, что речь

идет о многофункциональном именном носителе, объединяющем целый набор электронных приложений. Среди них — полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а также функция электронной банковской карты (причем банков-эмитентов по условиям проекта может быть несколько) [1].

Создание универсальных карт для всех жителей Ростовской области будет проведено в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Подобная карта будет действовать на территории всей страны (аналогичный проект успешно реализован, например, в Москве). Более того, на региональном и муниципальном уровнях карты можно будет дополнять собственными электронными приложениями. А значит, универсальныая карта на Дону может существенно отличаться от «столичной».

Уже с января 2012 г. все желающие получить карту могут обратиться с заявлением о ее выдаче. Ав 2014г. «пластик» начнут внедрять повсеместно, обеспечивая им всех граждан, не отказавшихся письменно от получения карты.

Сегодня мы стоим на пороге очередной, очень важной реформы местной власти, — реформы, несущей в себе достаточно много неопределенностей и рисков, которые сегодня трудно до конца понять и оценить. В 2011г. будет происходить одновременно несколько масштабных событий, и все в той или иной степени на площадке местного самоуправления [10].

Во-первых, это реформа муниципальных (и государственных) бюджетных учреждений. Основными причинами для проведения этой реформы стали недостаточная эффективность работы таких учреждений и низкое качество оказания ими гражданам значительной части государственных и муниципальных услуг, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых им из бюджетов всех уровней для обеспечения предоставления таких услуг. В целях решения указанных проблем был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закрепленный в законодательстве новый принцип финансирования бюджетных и автономных учреждений состоит в том, что финансироваться из бюджета должно не содержание

учреждения, а его деятельность, состоящая в оказании государственных (муниципальных) услуг и выполнении работ в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Такой порядок был введен в практику бюджетного планирования с 1 января 2009 г. Это способствует увязке объемов и качества данных услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказанных услуг.

Реформе бюджетных учреждений сопутствует реформа системы оказания муниципальных (государственных) услуг. Принятый Федеральный закон от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» осуществил полноценное правовое регулирование данного вопроса. Закон тесно связан с реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» и направлен на организацию комплексного предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты (для физических лиц) и других средств. Принятие закона решило (отрегулировало) многие правовые и организационные вопросы, связанные с организацией предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Вместе с тем для эффективной реализации Закона требуется решение некоторых проблем. Первая — это квалифицированные кадры для работы в многофункциональных центрах, которые требуется обучить, так как перевод предоставления услуг в электронный вид — достаточно сложная работа. Вторая — это оказание муниципалитетам методической помощи. Решение указанных вопросов, безусловно, требует помощи со стороны органов федеральной исполнительной власти. И третья — необходимость поиска механизма оптимизации расходов на создание МФЦ.

Существенное значение для организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде имеет межмуниципальное сотрудничество. Во многих случаях муниципальным образованиям целесообразнее объединить свои ресурсы, чем в каждом из них организовывать эту работу самостоятельно. Однако решению проблемы в этом направлении препятствует несовершенство федерального законодательства. Поэтому необходимо подготовить соответствующие предложения, которые позволили бы устранить эти препятствия

и дать возможность муниципальным образованиям активнее сотрудничать в рассматриваемой сфере. Например, ввести в правовой оборот такую организационно-правовую форму, как межмуниципальные бюджетные и автономные учреждения, именно для использования их в целях межмуниципального хозяйственного сотрудничества [10].

Предстоит многое сделать, так как по уровню организации предоставления государственных услуг наша страна пока находится на одном уровне с такими странами, которые намного уступают ей в экономическом развитии. В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2009 г. Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место. Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется 1 раз в 2 года Всемирным банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга. Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных российским фондом «Общественное мнение» в 2004г. в 7 субъектах Федерации, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 % опрошенных) [11]. Поэтому необходимо повышение эффективности их предоставления, главной целью которого является сокращение расходов на исполнение функций органов исполнительной власти и удешевление государственных услуг при сохранении текущего уровня или росте удовлетворенности потребителей. Повышение эффективности предоставления услуг является одним из ключевых факторов, определяющих доверие граждан к власти.

В заключение отметим, что в Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. одной из главных целей является формирование единой системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Для решения этой задачи предусмотрены меры, направленные на четкую регламентацию порядка предостав-

ления государственных (муниципальных) услуг, на упрощение процедур, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителем услуг. В рамках бюджетной реформы повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг будет осуществляться за счет перехода от модели управления затратами к модели управления результатами.

Список литературы

1. Выдача электронных карт жителя Ростовской областиначнетсяв2012г [Электронныйресурс]. URL: http://www. technodrive. ru/rostov/101014_01.htm.

2. Граждане не должны, как курьеры, бегать между органами власти: выступление В. В. Путина на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления по вопросу «О мерах по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению» в г. Оренбурге 27.01.2011 // Муниципальная власть. 2011. № 1. С. 4—5.

3. Каждому ребенку Волгоградской области выдадут «зеленую карточку». [Электронный ресурс]. URL: http://www. krivoe-zerkalo. ru/node/1042.

4. О бюджетной политике в 2011—2013 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федерально-

му Собранию от 29.062010 (извлечения) // Пенсия.

2010. № 7.

5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.07 2010г.) // Российская газета. 2010. 30.07. (№ 168).

6. Общественно-деловой центр «Город будущего» [Электронный ресурс]. URL: http://www. gorod-buduschego. ru.

7. Официальный сайт административной реформы в РФ [Электронныйресурс]. URL: http://ar. economy, gov. ru.

8. Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www. kremlin, ru/transcripts/messages.

9. «Синтерра» будет развивать информационно-телекоммуникационную инфраструктуру Астраханской области [Электронныйресурс]. URL: http://technogr. valuehost. ru/news/20626.

10. Тимченко В. Местное самоуправление в 2011 году: итоги и задачи // Муниципальная власть.

2011. № 1. С. 8-17.

11. Шестаков В. А. Совершенствование организации предоставления государственных услуг. М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 августа 2011 г. в гостинице «Holiday Inn Moscow Lesnaya» (г. Москва) группа компаний HeadHuntercoBMecTHO с группой компаний SLON проводят мастер-класс

«Практика построения HR-бренда: пошаговая программа»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

hh©

В программе мастер-класса:

Head Hunter

group of companies

• как избежать дефицита кандидатов с необходимыми навыками и квалификацией;

• что делать если у вас сложности с привлечением и адаптацией талантливых молодых специалистов;

• создание сильного HR-бренда и стратегия его продвижения;

• примеры из практики ведущих международных и российских компаний.

В рамках мастер-класса у участников будет уникальная возможность разобрать личный рабочий кейс по каждому этапу работы над HR-брендом.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 663-72-13; +7 (916) 471-86-20 либо E-mail: at@slongroup.ru.

www.makehrbrand.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.