Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития малых предприятий на Кубани в условиях налоговых новаций'

Состояние и перспективы развития малых предприятий на Кубани в условиях налоговых новаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития малых предприятий на Кубани в условиях налоговых новаций»

уровень (народнохозяйственные комплексы) Микро- и мезоуровни конкурентного поля могут иметь как национальный, так и международный масштаб. Если иметь в виду последний, логично в свою очередь выделить еще и конкурентные поля, возникающие в результате международной конкуренции предприятий и фирм (микроуровень), отдельных отраслевых объединений (мезоуровень), а также между группами стран, объединенных по каким-либо причинам экономического или политического характера и осуществляющих согласованную политику, которая способствует повышению их общей конкурентоспособности по сравнению с третьими странами. К тому же на каждом из этих уровней конкуренция выполняет различные функциональные задачи. Так, на внутриотраслевом уровне - это создание эффективных производств конкурентоспособных товаров и формирование конкурентоспособных оптимальных структур; на межотраслевом - создание групп отраслей (кластеров), способных формировать конкурентоспособные направления развития национальной экономики. На международном уровне основной целью конкуренции считается извлечение максимальной выгоды для своей экономики, исходя из национальных конкурентных преимуществ. В результате всего этого можно смело предположить, что многоуровневость конкуренции вызывает необходимость пересмотра и дополнения ее экономической сущности. Направлением такого исследования могут быть детализация экономических функций конкуренции на каждом из уровней экономики, выявление и поиск оптимальных структур на внутриотраслевом и на межотраслевом уровнях. Большое значение имеет и учет мировых тенденций в экономике и, естественно, роль в этом экономики России.

\

Северо-Кавказская академия государственной службы

В заключение хотелось бы отметить, что В.В. Путин назвал национальной идеей страны создание конкурентоспособной экономики. Но невозможно сформировать конкурентные стратегии на всех уровнях без более глубоких теоретических знаний о сущности конкуренции, исходя из современных подходов. Использование многоуровневого и многофункционального подхода к конкуренции может стать одной из методологий, которая поможет раскрыть сущность этой сложной и важной экономической категории.

Литература

1. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. СПб., 2000. С. 2.

2. Балшоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 1998. С. 151.

3. Кирцнер М.И. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001. С. 98.

4. Сидорович A.B. Курс экономической теории. М., 1997. С. 521.

5. Светуньков С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск, 2000. С. 76-77.

6. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.Д996.С. 11-12.

7. Портер М. Конкуренция. Издательский дом «Вильямс». СПб.; М.; К., 2000.

8. Евсеенко А.В, Некрасовский К.В. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики//ЭКО. 1997. №9.

9. Гельвановский М., Жуковский И., Трофимова И. Конкурентоспобность в микро-, мезо-, и макро-уровневом измерениях // РЗЖ. 1998. № 3.

14 ноября 2002 г.

© 2003 г. В.А. Гребенникова

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА КУБАНИ В УСЛОВИЯХ НАЛОГОВЫХ НОВАЦИЙ

Опыт экономически развитых стран подтверждает, что малые предприятия являются весомым фактором экономического роста. Они обладают значительным новаторским потенциалом, создают новые рабочие места, способствуют усилению конкуренции, т.е. принимают участие в формировании рыночной экономики переходного периода.

Благодаря финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и администрации Краснодарского края в 2001 г. началась реализация исследовательского проекта по проблемам развития и государственной поддержки малых предприятий (МП) Кубани. В ходе работы сформирована объективная статистическая база данных, характеризующих развитие МП в Краснодарском крае. На основе сводных данных краевой администрации, полученных из городов и районов края, рассчитаны показатели,

отражающие результативность, структуру и потенциал малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) данного региона (табл. 1 -6). Большинство показателей относительны, поэтому можно сравнивать их со средними показателями по федеральным округам и Российской Федерации в целом (информация Департамента государственной поддержки предпринимательства МАП России).

Количество МП в крае (6,3 из расчета на 1000 чел. населения) соответствует среднероссийскому показателю, тогда как в государствах Европейского Союза их не менее 30 (табл. 1).

Как свидетельствуют данные табл. 2, среднесписочная численность работников МП в крае возрастает темпами, близкими к среднему показателю по России и по Южному федеральному округу.

Таблица 1

Количество МП по федеральным округам РФ

Федеральные округа и регионы Количество МП на 1 января 2001 г. в расчете на 100 тыс. населения Прирост (+) / сокращение (-) количества МП на 100 тыс. чел. населения’ за период 01 01.2000-01.01 2001, ед.

Российская Федерация 602,6 -7,7

Центральный 829,8 10,8

Северо-Западный 1076,8 -9,0

Южный 378,9 -45,2

Краснодарский край 631,6 +0,4

Приволжский 410,4 -14,7

Уральский 445,9 -77,0

Сибирский 499,2 35,6

Дальневосточный 575,5 43,3

‘Исходя из численности наличного населения на 01.01.01 г.

Таблица 2

Среднесписочная численность занятых на МП в 2000 г.

• Федеральные округа и регионы Среднесписочная численность работников МП Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс чел %к 1999 г. % Изменение относительно 1999 г.

Российская Федерация 6596,8 101,7 12,9 0,2

Центральный 2394,6 105,9 17,7 1.0

Северо-Западный 1028,0 102,3 19,1 0,3

Южный 660,3 92,1 11,3 -1,0

Краснодарский край 236,4 102,3 11,9 -0,2

Приволжский 1038,3 95,3 9,0 -0,5

Уральский 424,4 103.5 9,1 0,1

Сибирский 752,3 103,7 11,0 0,4

Дальневосточный 298,9 107,5 12,3 0,7

*Без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера.

При этом доля занятых на МП в среднесписочной численности работников в крае составляет 11,9 %, что при разбросе этого показателя от 9,0 % в Приволжском округе до 19,1 % в Северо-Западном тоже находится на среднем уровне.

В 2000 г. в РФ зафиксирован рост объемов производства продукции (работ, услуг) на МП на 20,5 % с учетом индексов потребительских цен (ИПЦ) по сравнению с 1999 г, (табл. 3). Повышение объемов

производства было характерно для всех федеральных округов; при этом максимальное увеличение зафиксировано в Южном федеральном округе (136,9 %), на этом фоне Краснодарский край имеет символический прирост (2,5 %).

Таблица 3

Объемы производства продукции -(работ, услуг) на МП

Федеральные округа Объем производства в 2000 г.

млн р. Надушу населения, р. %к 1999 г.

Российская Федерация 613 651,4 4205,2 120,5

Центральный 187 926,9 5059,6 106,9

Северо-Западный 90 146.6 6210,6 111,1

Южный 59 159,7 2726,9 136,9

Краснодарский край 5902,1 1180,6 102,5

Приволжский 109 056,1 3406,1 132,9

Уральский 62 226,8 4917,6 124,2

Сибирский 64 207,2 3070,8 129,5

Дальневосточный 40 928.2 5716,7 129,8

Эти данные отражают реальную картину, сложившуюся в малом предпринимательстве региона в отраслевом разрезе, и позволяют выяснить вклад и долю в экономике в целом (табл. 4, 5).

Сложившаяся еще в период становления малого предпринимательства отраслевая структура в последние годы практически не меняется. Наиболее распространенными видами деятельности МП остаются торговля и общественное питание и их удельный вес продолжает расти. Так, их доля в период с 1998 по 2000 г. возросла в крае на 3 % и составила к 01.01.01 г. 51,0 % (при среднем показателе по России - 46,3%). За анализируемый период повысился и удельный вес занятых в этой сфере с 30,8 до 32,1 %, по РФ в целом здесь трудилось 34,2 % общего числа работников всех МП.

Таблица 4

Динамика МП в Краснодарском крае

Отрасли Число МП, тыс. Прирост (+), сокращение (-) числа МП, %

1998 1999 2000 1999/1998 2000/1999

Всего В том числе 31931 31530 31575 -1,3 +0,1

Промышленность 3431 3491 3678 +1,7 +5,4

Строительство 3977 3822 3822 -3,9 -

Торговля и общественное питание 15913 15726 16108 -0.1 +2,4

Другие отрасли •8610 8491 7967 -1-4 J -6,2

Таблица 5

Динамика численности занятых на МП Краснодарского края

Отрасль 1998 1999 2000 Прирост (+), сокращение (-) числа занятых, %

Численность тыс чел. Уд. вес, % Численность, тыс. чел. Уд вес, % Численность тыс чел Уд вес, % 1999/1998 2000/1999

Всего В том числе: 227,9 100,0 231,1 100,0 236,4 100,0 +1,4 +2,3

Промышленность 52,6 23,1 50,0 21,6 50,8 21,5 -4,9 +1,6

Строительство 51,6 22,6 52,7 22,8 53,5 22,6 +2.1 +1,5

Торговля и общественное питание 70,3 30,8 74,6 32,2 75,8 32,1 +6,1 +1,6

Другие отрасли 53,4 23,5 53,8 23,4 56,3 23,8 +0,7 +4,6

Торговля и общественное питание - достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.

Следующими по распространенности среди субъектов малого предпринимательства являются промышленность и строительство. Удельный вес числа предприятий этих отраслей на 01.01.01 г. был зафиксирован в крае на уровне 11,6 % (15,3 %) и 12,1 % (14,4 %) соответственно. Они обеспечивали рабочие места в промышленности - 21,5 % (21,3 %) от всех работников сектора малого предпринимательства, в строительстве - 22,6 % (20,8 %). При этом в скобках для сопоставления приведены данные по РФ. Как видно, отраслевая структура малого предпринимательства в крае по числу МП и количеству занятых на них мало отличается от среднероссийских показателей.

На долю промышленности приходится порядка 27,0 % всего объема продукции (работ, услуг) МП. Это самый высокий процент по вкладу в формирование показателя выпуска. Столь широкое распространение среди субъектов малого предпринимательства данного вида деятельности, требующего больших капитальных вложений и имеющего достаточно высокий порог входа, связано с тем, что в процессе реструктуризации экономики на базе крупных промышленных предприятий возникло множество средних и мелких хозяйствующих единиц. Они и сформировали существующий на данный момент достаточно большой промышленный сектор, занятый малым предпринимательством.

Об инвестиционной активности МП Кубани можно судить по данным табл. 6 и рис. 1. в целом и по отраслям экономики. Показатели приведены в ценах 1995 г. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. инвестиции на МП края в сопоставимых ценах возросли на 13,6 % (при аналогичном показателе в целом по стране - 12,4 %). Однако темпы прироста значительно замедлились по сравнению с предыдущим годом, причем негативная тенденция отчетливо просматривается в разрезе всех наиболее весомых отраслей малого бизнеса.

Таблица 6

Показатели инвестиционной деятельности МП Краснодарского края

Показатель Абсолютные показатели, млн деном. р. Цепные темпы роста, %

1998 19 99 2000 1999/1998 2000/1999

Объем инвестиций, всего 391,6 463,3 526,3 118,3 113,6

В том числе по отраслям: Промышленность 103,9 105,3 108,4 101,3 103,0

Строительство 130,0 146,9 148,9 113.0 101,3

Торговля и общественное питание 52,6 78,4 85,1 149,0 108,5

Другие отрасли 105,1 132,7 183,9 126,3 138,6

□ Краснодарский край □ Южный округ ■ Российская Федерация

Рис.1. Инвестиционная активность в 2001 г., тыс. р. на 1 занятого на МП

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на МП, их вклад в ВРП не превышает 12 %. В общем количестве экономически активного населения региона численность занятых на МП составляет всего лишь 11,9 % (в РФ - 17 %), что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Инвестиционная активность МП также находится на низком уровне. Их доля в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3 %, что не отражает их реального инвестиционного потенциала. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что не используются большие потенциальные,возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы. Доля налоговых поступлений от малого бизнеса в консолидированный бюджет России сегодня не превышает 10 %, тогда как в Европе этот показатель -более 50 %. Одна из основных причин сложившейся ситуации - депрессивное налогообложение.

В ходе реализации проекта проведен анализ эволюции систем налогообложения малого бизнеса и основных тенденций в этой сфере. Он показал, что наибольшую налоговую нагрузку пришлось нести МП в 2002 г. в связи с введением в действие 25 гл. Налогового кодекса (НК) РФ.

До введения в действие 2-й части НК для МП были предусмотрены следующие льготы:

- освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, на добавленную стоимость;

- от налога на прибыль МП, производящих и перерабатывающих определенную продукцию;

- ускоренная амортизация основных средств;

- представление отчетов о налогах один раз в квартал;

- снижение количества статистических отчетов.

НК ухудшил режим налогообложения МП: в документе такого высокого уровня даже не обозначено понятие малого предпринимательства, если не считать ст. 18,'в которой к специальным налоговым режимам отнесена упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

С введением 21 гл. 2-й части НК была упразднена льгота по освобождению МП от уплаты авансовых платежей по НДС. МП - плательщики НДС - должны уплачивать его ежемесячно, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки без учета НДС и налога с продаж превысила в совокупности 1 млн р.

С 1 января 2002 г. все льготы по налогу на прибыль, в том числе и для МП, отменены. Правда, ставка налога при этом снижена с 35 до 24 %. Однако для МП это слабое утешение.

Все это, на наш взгляд, идет вразрез с продекларированным ранее в Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» положением, гарантировавшим, что если изменения налогового законодательства создают «менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты под-

лежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации».

Чтобы процесс развития малого предпринимательства был непрерывным, необходимо предпринять дальнейшие шаги в направлении его поддержки. По нашему убеждению, исправить ситуацию может только коренное изменение действующего налогового законодательства и введение нового специального режима налогообложения малого бизнеса, которое стимулировало бы развитие легального предпринимательства в России. На достижение этой цели и направлены гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (в дальнейшем - УСН) и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (в дальнейшем - ЕНВД) НК РФ. В этой связи интересен сравнительный анализ грядущих изменений в налогообложении в разрезе основных элементов УСН (табл. 7).1

Таблица 7

Упрощенная система налогообложения: действующий порядок и налоговые нововведения

Сравниваемые признаки ' и элементы ФЗ от 29.12.1995 № 222-ФЗ Гл. 26.2 Налогового кодекса РФ

Изменение в наименовании специального налогового режима УСН, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства УСН

Императив перехода на УСН Добровольно на альтернативной основе Добровольно на альтернативной основе

Субъект, принимающий решение о применении УСН Налогоплательщик Налогоплательщик

Право перехода на УСН Организации, производящие подакцизную продукцию, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса Те же. Список расширен за счет организаций, имеющих филиалы и (или) представительства; ломбардов; индивидуальных предпринимателей (ИП), производящих подакцизную продукцию; ИП, занимающихся игорным бизнесом; частно практикующих нотариусов, организаций и ИП, занимающихся добычей и реализацией полезных ископаемых; организаций и ИП-участников соглашений о разделе продукции; организаций и ИП, переведенных на ЕНВД и на единый сельскохозяйственный налог

Замена «упрощенным» налогом: Для организаций Для индивидуальных предпринимателей Налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций, единый социальный налог (ЕСН) Налог на доходы физических лиц, НДС, налог с продаж, налог на имущество физических лиц, ЕСН Но сохраняется обязанность уплачивать взносы в ПФ РФ

Условия для получения права , перехода на УСН: Для организаций и ИП Для организаций Предельная численность работающих до 15 чел. " Валовая выручка в размере до 100 тыс. МРОТ в год Средняя численность работников не превышает 100 чел. Доход от реализации не превысил 11 млн р за период январь-сентябрь года, предшествующего переходу Доля других предприятий в уставном капитале не более 25 % Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, не превышает 100 млн р

Объект налогообложения Валовая выручка либо совокупный доход Доход либо доход за вычетом расходов

Субъект, имеющий право выбора объекта налогообложения Орган государственной власти субъекта РФ Налогоплательщик

’К сожалению, рамки одной статьи не дают возможности провести аналогичное сопоставление по ЕНВД.

Окончание таблицы

Сравниваемые признаки и элементы ФЗ от 29.12.1995 № 222-ФЗ Гл. 26.2 Налогового кодекса РФ

Вид дохода Доходы от реализации и внереализационные Доходы от реализации и внереализационные, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ

Порядок признания доходов Кассовый метод Кассовый метод

Порядок определения налоговой базы Не уточняется Объектом налогообложения: Доход (база определяется как его'денежное выражение) Доход за минусом расходов (база равна денежному выражению разницы между доходами и расходами, но не менее 1 % дохода) Доход в натуральной форме (по рыночным ценам)

Порядок признания расходов После фактической оплаты После фактической оплаты

Расходы, принимаемые в уменьшение доходов Стоимость использованных в производстве товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, арендная плата за помещения и транспортные средства, проценты за пользование кредитом банков (в пределах ставки рефинансирования ЦБР плюс 3 %), НДС, уплаченный поставщикам, ЕСН, таможенные пошлины, госпошлины и лицензионные сборы Значительно расширен перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы за счет включения в него расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов, расходов на оплату труда, командировки и др. Ст. 346.16 НК РФ 21 содержит закрытый перечень видов таких расходов

Размер ставки налогов Конкретные ставки устанавливались органами власти субъектов РФ, но не более 10 % валовой выручки и не более 30 % совокупного дохода Размер ставки 6 % от дохода, или 15 % от дохода за вычетом расходов

Порядок исчисления налога По итогам деятельности за отчетный квартал организация в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента Декларации: по квартальному авансовому платежу - не позднее 25 дней после окончания квартала; по окончательному расчету за налоговый период - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим

Периодичность и сроки уплаты налога Ежеквартально в срок до 15 числа (для организаций) и до 1 числа (для предпринимателей) второго месяца квартала уплачивается патентная плата, рассчитываемая от годовой стоимости патента, которая засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога. Ежеквартальные авансовые платежи - не позднее 25 дней после окончания квартала; платеж в бюджет по окончательному расчету перечисляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим

Срок перехода на УСН С 1 числа любого квартала в течение года С начала календарного года (заявление подается в налоговую инспекцию с 1 октября по 30 ноября предшествующего года. Вновь созданные предприятия вправе перейти на УСН с момента их регистрации)

Глава 26.2 НК РФ делает режим налогообложения МП более демократичным и либеральным, расширяя их права в области выбора объекта налогообложения, В этих условиях возрастает роль налогового менеджмента в принятии такого решения. Налогоплательщикам необходимо предварительно проанализировать возможности ведения предпринимательской деятельности, прежде всего рентабельность и состав затрат, уменьшающих налоговую базу по единому налогу. Так, при использовании уровня рентабельности в качестве критерия выбора объекта налогообложения его расчет осуществляется с помощью уравнения

0,06 Д = 0,15 (Д-Р). . (1)

где Д - доход; Р - расходы, уменьшающие налоговую базу.

Условно назвав разницу между доходами и расходами прибылью (П), преобразуем (1):

0,06 (П + Р) = 0,15 П.

Отсюда П = 0,667 Р означает равновыгодность ус-

ловий налогообложения обоих объектов при уровне рентабельности затрат в 66,7 %. Если фактическая рентабельность деятельность превышает данную величину, то налогоплательщику целесообразнее платить налог с дохода. При этом, правда, стоит учитывать одно обстоятельство, относительно порядка уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ: налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, смогут уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в тот же период времени, но не более чем на 50 % исчисленного налога. В случае применения налогоплательщиками объекта 'налогообложения в виде дохода за вычетом расходов, страховые взносы в Пенсионный фонд вычитаются при исчислении налоговой базы. Таким образом, на выбор объекта налогообложения влияет еще и доля расходов на оплату труда в общей сумме расходов.

Проведенный анализ позволяет предположить, что введение в действие новых глав НК РФ позволит заметно упростить процедуры налогообложения и представления отчетности и в конечном счете создать более благоприятные условия для ускорения развития в стране МП. Но нельзя не отметить, что новая система незаслуженно ликвидирует патенты. Ведь патент -

Кубанский государственный университет_______________

доступная и очень простая система для предпринимателей. Следовало бы дать им право выбора - заменить по желанию единый налог при «упрощение» оплатой стоимости патента. При отсутствии такого права индивидуальные предприниматели могут оказаться в более тяжелых условиях налогообложения по сравнению с действующей ныне системой.

_____________________________________14 ноября 2002 г.

© 2003 г. С.А. Шанин

ГЕНЕЗИС ФОРМ ЛОКАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Общеизвестно, что любая живая, естественно развивающаяся органическая система от своего зарождения до прекращения существования проходит ряд этапов, одинаковых для всех систем, принадлежащих к данному виду, независимо от конкретных условий их жизнедеятельности. Вероятно, это утверждение в определенной степени справедливо и для экономико-социаль-ных общностей, рассматриваемых как единое целое.

Вообще периодизация экономической жизни конкретных обществ - предмет исследования экономической истории и в целом «истории мира под определенным углом зрения: экономическим» [1]. Однако она занята главным образом изучением экономического поведения социальных общностей и конкретных индивидов в определенных пространственно-временных рамках; что же касается региональной экономики, то предметом ее исследования выступает, по определению А.Г. Гранберга [2], многосторонняя и сложная система, основными составляющими которой являются экономика отдельного региона, экономические связи между регионами, региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов), размещение производительных сил, региональные аспекты экономической жизни.

Если говорить о предмете локальной экономики, то к вышеперечисленному следует добавить поиск и выявление наиболее общих закономерностей в существовании и развитии локальных экономических систем, т.е. устойчивых, повторяющихся связей в социально-экономическом. развитии человеческого общества на локальной территории, которые могут быть систематизированы по критериям организации: экономическим, административным, экологическим и т.д. Ученые-экономисты до сих пор не дали полного и системного определения феномена локальных экономических систем, а также генезиса форм и перспектив их развития.

Наиболее близкими к теме нашего исследования оказались труды французского ученого Ф. Броделя. Он впервые приблизился к толкованию понятия локальной экономической системы и представил ее как «мир-экономика» [1, с. 14]. По его мнению, мир-экономика затрагивает лишь часть Вселенной, экономически самостоятельный кусок планеты, способный в основном быть самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство [1, с. 15]. Локальные экономики существовали с давних времен, «...точно так же, как всегда, по крайней мере, с очень давних времен, имелись общества, цивилизации, государства и даже империи» [1, с. 16].

С 60-х гг. XX в., начиная с работы У. Ростоу [2], периодизация исторического развития осуществляется в качестве идеально-типологического выделения различных обществ в зависимости от уровня экономического роста и социокультурных условий различных стран и регионов. В основе этой типологии лежит дихотомия традиционного и современного обществ. Первый из выделенных типов включает доиндустри-альный период, а второй подразделяется на индустриальное и постиндустриальное общества. Однако если быть до конца объективным и последовательным, то традиционное общество охватывает довольно огромный исторический, включающий в себя в соответствии с формационным подходом рабовладельческий и феодальный этапы, особенно (если не более) важный период становления и развития общества.

Переход от одного типа общества к другому совершается в результате глобальной революции определенного типа. Поэтому общую схему прогрессивного (восходящего) развития человеческих обществ можно было бы изобразить следующим образом (рис.1).

------ Постиндустриальное общество

------ Информационная революция

------ Индустриальное общество

------ Индустриальная революция

------ Традиционное общество

Аграрная революция Примитивное общество

Рис.1. Схема прогрессивного развития человеческих обществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.