Nikishina Antonina Lvovna, Cesareva Elena Mikhailovna THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT .
economic sceinces
УДК 331.108.4
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2017
Никишина Антонина Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации» Кесарева Елена Михайловна, магистрант Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская,14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья раскрывает основные проблемы в системе работы с преподавательскими кадрами в среднем профессиональном образовании (СПО). Рассматриваются особенности подготовки обучающихся в образовательных организациях СПО и особенно отмечается качество подготовки преподавателей в этом процессе. Анализируются основные источники, посвященные проблемам кадрового потенциала в России. Обосновывается необходимость формирования управленческих воздействий на педагогические кадры среднего профессионального образования. Выделяется три условных группы преподавателей в рамках кадрового потенциала (преподаватели «общих» дисциплин, преподаватели теоретического аспекта специальных дисциплин и «мастера» - преподаватели практической части). Для каждой группы рассматривается специфика наиболее характерных проблем и варианты повышения эффективности деятельности кадрового потенциала, именно сейчас, когда востребованы специалисты именно среднего профессионального образования. Основные выводы статьи могут быть использованы в научной и управленческой деятельности при рассмотрении вопросов кадрового потенциала любой образовательной системы (СПО, ВО), расширить представления о необходимости повышения качества подготовки педагогического состава в системе среднего профессионального образования. Предложены мероприятия, включающие в себя направления в деятельности по совершенствованию кадровой политики в государственных учреждениях.
Ключевые слова: кадры, кадровый потенциал, среднее профессиональное образование, федеральный и региональный бюджет, рабочие профессии, преподаватели теоретического аспекта, система образования, ЕГЭ, рынок труда, преподаватель, квалификация, мастер, мотивация, эффективная деятельность, приоритетный проект.
THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
© 2017
Ni^hi^ Antonina Lvovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Department "Management of organization" Cesareva Elena Mikhailovna, graduate student, Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str,14, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the main problems in working with teaching personnel in secondary vocational education (sve). Peculiarities of training of students in educational institutions SPO, and especially noted the quality of training of teachers in this process. Analyzes the main sources devoted to the problems of personnel potential in Russia. Necessity of formation of management influence on educational personnel of secondary vocational education. There are three groups of teachers in the framework of human resources development (teachers of General subjects, teachers of theoretical aspects of special disciplines and the "master" teachers of the practical part). Each group discusses the specifics of the most typical problems and options to improve the efficiency of staff potential, right now, when there is a demand for specialists of secondary professional education. The main conclusions of this paper can be used in scientific and management activities when considering the issues of any educational system (STRs), to expand understanding of the need to improve the quality of training teaching staff in secondary professional education. The proposed activities, including directions for the improvement of personnel policy in public institutions.
Keywords: personnel, human resources, vocational education, Federal and regional budget, working skills, teachers of theoretical aspects, education system, exam, labor market, teacher, qualification, master, motivation, efficient operation, priority project.
Современные образовательные организации в России сталкиваются с многочисленными проблемами, одна из основных среди которых — соответствие квалификации выпускников ожиданиям рынка труда. Согласно статистике, около 20% выпускников вообще не работают по своей специальности, примерно 42% - работают по ней не более двух лет [1, с.49]. Подобная тенденция в условиях рыночной экономики говорит о низкой эффективности затрат на среднее и высшее профессиональное образование. Большая часть этих средств направляется из федерального и региональных бюджетов. В рамках достаточно сложной для России, с экономической точки зрения, ситуации необходимо максимальное снижение таких расходов. Это возможно, с нашей точки зрения, на основе качественного анализа рынка труда (оценка потребности в специалистах различных специальностей на уровне города, региона, страны), а также с помощью формировании у студента чёткого представления о специфике своей будущей профессии, и мотивации для дальнейшей работы именно в этом направлении.
Однако для этого необходим высокий уровень квалификации педагогов, что в России возможно не всегда, особенно в системе среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование
финансируется гораздо «скромнее», чем высшее, заработная плата преподавателей также значительно ниже, потому наиболее профессиональные кадры часто стремятся при возможности перейти на более высокооплачиваемую работу. Соответственно, повышение эффективности кадрового потенциала преподавателей в среднем профессиональном образовании является актуальной проблемой современного российского образования.
Образованию вообще и проблеме его кадрового потенциала в России сегодня посвящается значительное число публикаций (авторы Найдёнова Н.Н. [2], Журавлёва Л.В. [3], Наливайко В.В. [2], Петрусевич А.А. [5] и многие другие), каждый год в разных регионах проводятся международные конференции по теме исследования. Однако большинство авторов уделяют преимущественное внимание проблемам общего (школьного) и высшего образования. Специфика среднего профессионального образования и повышение кадрового потенциала в нём рассматривается в публикациях таких авторов, как Черноскутова И.А. [6], Жуков Г.Н. [1], Ларченко И.Н. [14], Кривошеев В.Ф. [7]. Проблеме кадрового потенциала в среднем профессиональном образовании посвящены диссертации Леденёва И.Н. [8; 18], Данилова Т.Н. [13], Резер Т.М. [9] и др. При этом многие авторы
104
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Никишина Антонина Львовна, Кесарева Елена Михайловна СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ...
обращаются к конкретным типам учреждений среднего профессионального образования (медицинское, педагогическое и прочие типы образования), либо обобщают тему [19-25]. Целью данной статьи является анализ повышения кадрового потенциала преподавательского состава в тех учреждениях профессионального образования, которые ориентированы на получение рабочих профессий (слесарь, сварщик, электрик, станочник и прочие). Спецификой данных учреждений является то, что учебный курс в обязательном порядке должен включать насыщенную (до 20% от учебного времени [10, c.16]) практику по специальности.
Анализ сайтов Superjob и Head Hunter, и мнения выпускников девятых и одиннадцатых классов по вопросам профессионального самоопределения, полученных в результате анкетирования, показывает, что сегодня число выпускников школ, планирующих далее поступать в ВУЗ, значительно снижается. Если в 2010 году таких было 80%, то сегодня — чуть более 50%. Доля же выпускников, планирующих поступить в средние профессиональные учебные заведения, выросла до 25 % от общего числа выпускников на 2016 год (по сравнению с 8% в 2010 году) [11]. Соответственно, рост популярности обуславливает потребность в развитии и расширении кадрового потенциала, внедрении действенных образовательных технологий в среднее профессиональное образование. Рассмотрим специфику среднего профессионального образования (СПО) на сегодняшний день.
Из анализа статистики, очевидно, что большая часть современной молодёжи всё же стремится получить высшее образование (ориентируясь на моду в большей степени, чем на реальные претензии работодателя). Примерно каждый седьмой из этих молодых людей не может поступить в высшее учебное заведение в связи с низкими баллами по ЕГЭ, потому они проходят систему среднего профессионального образования, по окончании которой ЕГЭ не проводится. И только часть тех, кто завершил основное и общее образование, идёт в техникум, колледж или иные учреждения СПО для получения рабочей или иной профессии, планируя после получения диплома начать работу по специальности. Следует отметить, что внимание к системе СПО и к её проблемам с 2016 года (в рамках приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий») было усилено [12]. Однако, остаётся ещё много моментов, существенно снижающих качество СПО в стране (недостаточная квалификация преподавателей, устаревшее оборудование для практических занятий, недостатки формирования учебных программ и системы воспитательной работы и прочее).
Несомненно, основную роль в сфере СПО (как, впрочем, и любом направлении в сфере услуг) играют кадры, кадровый потенциал и работа с ним. Понятие «кадровый потенциал» мы используем в его широком смысле, как совокупные способности кадров предприятия (организации), необходимые для выполнения и координации действий, обеспечивающих предприятию (организации) стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний [13, С.28]. Для среднего профессионального образования, особенно ориентированного на рабочие профессии, современная структура кадров достаточно специфична. В частности, весь преподавательский состав весьма условно можно разделить на три категории, которые представлены в таблице 1.
Далее, рассматривая проблемы связанные с эффективной деятельностью каждой из представленных составляющих кадрового состава СПО.
Очевидна общая проблема системы: любой преподаватель должен не только сам знать — уметь, но и хорошо представлять оптимальные способы передачи этих знаний и умений ученикам (при этом осуществляя не только обучение, но также воспитание студентов). В
СПО же примерно 70% преподавателей не имеют педагогического образования [14, с.110], что значительно снижает эффективность их работы. Повышение эффективности здесь возможно путём организации специальных курсов, организации своеобразного наставничества, помощи со стороны имеющих педагогическое образование тем, кто такого образования не имеет.
Таблица 1 — Основные группы преподавателей системы СПО
Группа преподавателей Образование
Педагоги, преподаватели «общих» дисциплин (русский язык и литература, история, естественные дисциплины и прочее). Преимущественно высшее педагогическое образование
Преподаватели специальных дисциплин в теоретическом аспекте Преимущественно высшее образование по специальностям «инженер», «технолог» и т. п. (нет педагогического образования)
Руководители практических занятий в мастерских, учебных лабораториях и т. п. («мастера»). Преимущественно рабочие достаточно высокой квалификации (категории), часто не имеют высшего образования.
Далее характерны наиболее значимые проблемы преподавателей «общих» дисциплин в СПО. Можно отметить, что учебная нагрузка у этих преподавателей часто недостаточна, потому многие из них работают по совместительству [15, с.54].
Достаточно распространены и варианты, когда педагоги осуществляют преподавание по дисциплинам, которые не соответствуют их образованию (например, преподаватель физики помимо основного предмета преподаёт также историю). Часто присутствует халатное отношение к преподаванию дисциплин, связанное с отсутствием контроля над результатами обучения со стороны государства (отсутствие ЕГЭ). Педагоги редко занимаются научными исследованиями в своих сферах, не вовлекают в исследовательскую деятельность студентов.
Для повышения эффективности кадрового потенциала, необходимы мероприятия по двум направлениям:
- контроль качества знаний (обязательные экзамены по «общим» дисциплинам);
- повышение уровня заработной платы (сегодня она в большинстве субъектов не более 80% от средней по региону, и преподаватели вынуждены работать на 2 ставки (36 часов), работать по совместительству [8]). Финансовая мотивация способствовала бы привлечению в СПО аспирантов, кандидатов наук, что содействовало бы развитию исследовательской деятельности студентов.
Далее рассмотрим специфику деятельности преподавателей теоретического аспекта - специальных дисциплин. Стоит заметить, что они часто осведомлены об инновациях в своей отрасли, но при этом не имеют представления о практическом аспекте деятельности (не осваивали рабочую специальность на практике). Это порождает расхождения между теорией и практикой преподавания. Часто данная группа преподавателей руководит практикой студентов на предприятиях. На деле же это сводится к договорённости образовательного учреждения с предприятием, после чего преподаватель иногда даже не посещает практические занятия, не осуществляет практической поддержки студентов. В результате теоретические познания студентов никак не связываются с приобретёнными практическими умениями и навыками. Способы повышения эффективности, применимые в данной ситуации — это получение специалистами — теоретиками хотя бы минимальных практических навыков в рамках рабочих профессий (дополнительное обучение), а также передача сопровождения студентов в период практики «мастерам» - третьей группе преподавателей.
Спектр проблем «мастеров», снижающий эффективность СПО, пожалуй, наиболее обширен по сравнению
Nikishina Antonina Lvovna, Cesareva Elena Mikhailovna economic
THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT ... sceinces
с двумя рассмотренными выше категориями преподавателей. Начнём с «внешней» проблемы: часто в мастерских оборудование является сильно устаревшим (иногда
— 1960-70-х гг. [16, c.64]). Соответственно, практические навыки, полученные при работе на нём, в основном только занимают время студентов. Сами же преподаватели — практики порой не стремятся к оснащению учебного заведения новым оборудованием. Стоит заметить, что многие «мастера» достаточно традиционны в методах и приёмах обучения, не стремятся использовать инновации в преподавательской деятельности, что снижает эффективность обучения. Основная проблема связана с самим фактом наличия «мастеров» в системе СПО. Практическое обучение в нашей системе образования было наиболее распространено в начальном профессиональном образовании.
После его ликвидации как ступени образования федеральным законом «Об образовании в РФ» [17; 2б] значительная часть учебных заведений данного типа была ликвидирована. Для СПО же в основном характерно внедрение учебной практики только на третьем году обучения (за 1-1,5 года до окончания обучения), а постоянные практические занятия присутствуют далеко не во всех учебных заведениях этого типа. Кроме того, возраст «мастеров» в значительной части случаев
— более 50 лет, что в отношении кадрового потенциала — серьёзная проблема. Молодые же специалисты редко встречаются в этой сфере (их заработная плата в качестве рабочего высокой квалификации будет гораздо выше, чем у преподавателя).
Повышение эффективности кадрового потенциала данной группы преподавателей было бы возможным при переоборудовании мастерских, внедрении обязательной практики по специальности для всех лет обучения в СПО, финансовой мотивации для привлечения молодых специалистов. К сожалению, финансирование СПО сегодня крайне ограничено, что во многом связано с переводом большинства СПО на финансирование из региональных бюджетов (многие регионы являются убыточными).
Рассматривая кадровый потенциал СПО по трём основным категориям преподавателей, мы можем отметить, что проблемы с кадрами в данной сфере значительны, во многом связаны с недостаточным финансированием СПО. Однако совершенствование кадрового потенциала учреждений среднего профессионального образования как в целом по стране, так и на уровне конкретной организации возможно при грамотной организации подбора персонала и управлении им.
Значимым фактором совершенствования кадрового потенциала в СПО могла бы стать финансовая мотивация, однако для значительной части регионов это невозможно в связи с дефицитом бюджета. Эффективными способами совершенствования кадрового потенциала могло бы стать обучение тех преподавателей, кто не имеет педагогического образования, хотя бы прикладной педагогике, привлечение преподавателей теоретических специальных дисциплин к изучению практических механизмов современного производства (возможно дополнительное обучение на ведущих производствах региона). Особая работа с преподавателями СПО должна проводиться в Центрах дополнительного образования с учётом специфики разных типов СПО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жуков Г.Н. Кадровый потенциал системы среднего профессионального образования [Текст]/ Г.Н. Жуков // Вестник УМО по ППО. - 2015. - №2 (49). - С.47-59.
2. Найденова Н.Н. Кадры решают всё? [Текст]/ Н.Н. Найденова // Проблемы современного образования. -2013. - №2. - С.176-185.
3. Журавлёва Л.В. Эффективность образования: опыт Европы и США [Текст]/ Л.В. Журавлёва. - Вестник образования. - 2016. - №7. - С. 291-299.
4. Наливайко Н.В. Глобальные и региональные 106
тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) [Текст]: моногр. / Н.В. Наливайко, отв. ред. В.В. Целищев. - Новосибирск: ИСО РАН, 2010. - 298 с.
5. Петрусевич А.А., Джамбулова Ш.Ж. Современные вызовы развитию образования [Текст]/ А.А. Петрусевич, Ш.Ж. Джамбулова // Омский научный вестник. - 2015. -№2 (136). - С.114-117.
6. Черноскутова И.А., Захарченко М.Ю. О модернизации обеспечения системы среднего профессионального образования педагогическими кадрами [Текст]/ И.А. Черноскутова, М.Ю. Захарченко /Возможности получения необходимых квалификаций в течение трудовой деятельности. Сборник статей. - М.: Изд-во МГПУ, 2016. - С.255-258.
7. Кривошеев В.Ф. Проблемы роста качества Среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса [Электронный ресурс]/ В.Ф. Кривошеев. - М., 2016 //Режим доступа: http:// www.edu.meks-info.ru.
8. Леденёва И.Н. Повышение качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: диссертация ...канд. эконом.наук / И.Н. Леденёва. - Саратов, 2010. - 222 с. // Режим доступа:http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/ povyshenie-kachestva-podgotovki-kadrov-v-sisteme-srednego-professionalnogo.html
9. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. Автореферат дисс. докт. пед. наук/ Т.М. Резер. - Екатеринбург, 2007 //Режим доступа:http://disus.m/r-pedagogika/285427-1-teoriya-tehnologiya-podgotovki-mediko-pedagogicheskih-kadrov-srednem-professionalnom-obrazovanii.php
10. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования [Текст]: практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сат-дыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ.ред. А.Н. Лейбовича. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 256 с.
11. Герун Е. Доля выпускников, собирающихся после школы поступать в вузы, падает с каждым годом / Е. Герун //Режим доступа: https://www. metronews.ru/novosti/russia/reviews/dolya-vypusknikov-sobirayuschihsya-posle-shkoly-postupat-v-vuzy-padaet-s-kazhdym-godom-1123617/
12. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) [Электронный ресурс]. Бюллетень о сфере образования. - март 2017 г. - №11 // Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/12464.pdf
13. Данилова Т.Н. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин учреждений среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Дисс. ... кандидата педагогических наук / Т.Н. Данилова. - М., 2010. - 233 с. //Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/povyshenie-professionalno-pedagogicheskoj-kompetentnosti-prepodavatelej.html
14. Ларченко И.Н. Концептуальные подходы к развитию кадрового потенциала в системе начального и среднего профессионального образования [Текст]/ И.Н. Ларченко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №6 (16). - С.109-112.
15. Комаров К.Б., Демкина Е.В. Содержание и результаты экспериментальной апробации модели развития кадрового потенциала образовательной организации [Текст]/ К.Б. Комаров, Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - Выпуск 4 (188). -С.46-55.
16. Профессиональное образование: методология, технологии, практика [Текст]: сборник научных статей / Под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
«Цицеро», 2016. - Выпуск 9. - 212 с.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
18. Леденёва И.Н. Качество подготовки кадров в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]// И.Н. Леденёва //Режим доступа: http://kachestvo-podgotovki-kadrov-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.pdf
19. Всяких Ю.В., Строкова, А.Р. Управление развитием кадрового потенциала в организации [Текст]/ Ю.В. Всяких, А.Р. Строкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 12-2. - С. 31-33.
20. Родионов А.В. Усовершенствование системы управления кадровым и образовательным потенциалом региона на основе процессного подхода // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 95-97.
21. Иванова Т.Н. Оценка персоналом эффективности корпоративного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 143-149.
22. Денисов М.В., Сергеев А.В. Многоуровневая подготовка кадров в системе среднего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 75-80.
23. Щербакова О.Ю. Кадровый потенциал в контексте социально-экономической характеристики региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 112-114.
24. Ковальчук Е.С. Кадровые стандарты педагогических лидеров в школах стран западной Европы // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 39-44.
25. Ваниева В.Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практико-ориентированной системы подготовки педагогических кадров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 24-26.
26. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/д.
Статья поступила в редакцию 28.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017
Никишина Антонина Львовна, Кесарева Елена Михайловна СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ...