Иваниенко В.В., Иваниенко К.В.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях углубления ры- развитие фондового рынка явля-ночных отношений в Украине ется важнейшим фактором акти-
визации предпринимательской деятельности, финансово-экономической безопасности субъектов хозяйствования и экономической безопасности государства в целом. Фондовый рынок - это достаточно новый вид предпринимательской деятельности в Украине. В последние время наблюдается повышение его роли в привлечении ресурсов в экономику, активизации предпринимательской деятельности посредством увеличения количества и видов операций на фондовом рынке Украины. Финансовый кризис, названный «банковским» и начавшийся в 2008 году, заострил проблему поиска альтернативных источников финансирования бизнеса. Особенно актуальна эта проблема для Украины, страны, в которой катастрофические последствия кризиса привели к росту кредитного процента, банкротству банков, усложнению условий получения кредита и даже временному мораторию на осуществление валютного кредитования [4]. Все это существенно осложнило доступ к традиционному виду источника финансирования - банковскому. Подобная ситуация вынуждает экономических агентов искать альтернативные источники привлечения ресурсов, одним из которых и является фондовый рынок Украины. Не являясь панацеей в нашем случае системного и структурного кризиса, он один из главных рычагов развития современной экономики. С другой сто-
роны, состояние фондового рынка можно считать одним из индикаторов состояния национальной экономики и экономической безопасности государства в целом. Все это определяет актуальность анализа фондового рынка и развития механизмов его управления.
Целью работы является оценка перспектив развития фондового рынка Украины в контексте развития мировой и отечественной экономики, углубления международных экономических отношений и обеспечения национальной и предпринимательской безопасности.
Основными задачами исследования являются: анализ интеграционных процессов развития отечественного фондового рынка; совершенствование механизмов управления фондовым рынком Украины.
Значительный рост украинского фондового рынка (увеличение приблизительно в 12 раз в 2011 г. по сравнению с 2001 годом) имеет огромное положительное значение, но это обусловлено, скорее, постсоветским периодом, характеризующимся массовой приватизацией и институциональным переходом к рыночной экономике. Как показывает график изменения индекса ПФТС (Первая фондовая торговая система), до 2008 года наблюдался постепенный его рост, но затем - резкий спад в 2008 году и постепенная нормализация в 2009 году (см. рис. 1).
После достижения предкризисных состояний в начале 2011 года индекс ПФТС снова опускается до кризисных значений к концу 2011 года. Таким образом,
Кризисное состояние фондового рынка Украины в 2008 г. обусловлено прежде всего следующими факторами: кризисное состояние экономики в целом как следствие общемирового кризиса (падение объемов ВВП Украины, убыточная работа предприятий и т.п.), несистемное реформирование экономики Украины (или отсутствие экономических реформ по отдельным направлениям), понижение рейтинга Украины всеми международными рейтинговыми агентствами, резкие колебания цен на нефть и драгоценные металлы.
Нельзя не отметить такую важную характеристику отечественного фондового рынка, как вовлечение Украины в глобальные финансовые процессы. Это подтверждается сравнительным анализом динамики показателей индексов ПФТС (Украина, рис. 1),
кризис, начавшийся в 2008 году, продолжается и сейчас [17]. Особый удар был нанесен металлургической, химической и электротехнической отраслям.
FTSE 100 Index (Financial Times Stock Exchange Index, Великобритания, рис. 2) и S&P (Standard & Poor's, США, рис. 2), который показывает совпадение динамики их развития за период с 2006 по 2010 год (рис. 3). Таким образом, можно сделать вывод об открытости украинской экономики, и как результат - отечественная экономика подвержена общемировым кризисам.
При очевидном росте открытости экономики Украины и вовлечении Украины в процессы глобализации наблюдается пассивность ее участия в первоначальном публичном предложении (IPO). При этом размещение акций предприятий Украины на торговых площадках производилось по предварительной договоренности с инвесторами. Ни одного размещения акций среди всех же-
1ндекс ПФТС
OJ со ■t ю СО со СП о
о о о о о о о о о т— т—
о о о о о о о о о о о
OJ OJ OJ CN CN CN OJ CN OJ OJ OJ
о о о о о о о о о о о
Т— Т—
о о о о о о о о о о о
т— т— т— т— т— т— т— т— т— т— Т—
Рис. 1. Тренд развития индекса ПФТС
лающих участников зафиксировано не было [14], что свидетельствует о низком уровне инвестиционной привлекательности отечественных ценных бумаг, неразвитости финансовых отношений в Украине и, как результат, низком
Анализ фондового рынка Украины показал, что значительный объем торговли ценными бумагами осуществляется вне организационно оформленного рынка (96% от общего объема торгов) [14]. И это притом, что в Украине в 2011 году насчитывается 10 организаторов торгов [9]. Это также является негативным фактом в деятельности фондового рынка Украины. Единый фондовый рынок позволит сформировать более конкурентную и значительно более организованную рыночную среду, в которой обеспечивается формирование более высоких уровней спроса и предложения на ценные бумаги и возможность определять реальную рыночную
уровне развития фондового рынка. В 2010 году всего 4 предприятия Украины приняли участие в IPO и привлекли 5 млн. долларов, что явно недостаточно с учетом высокого потенциала данного источника привлечения средств.
цену (исключая диктат со стороны одного продавца или покупателя). Централизованная модель фондового рынка является общепринятой европейской практикой [17].
Кроме того, распределение биржевых контрактов среди организаторов торгов характеризуется значительной диспропорцией (рис. 3).
Диспропорции являются негативной составляющей фондового рынка Украины, в котором многие биржи занимают очень малую долю по суммам контрактов с ценными бумагами, что ставит под сомнение их необходимость. Кроме того, такая диспропорция усложняет учет и контроль выполнения операций по всем биржевым контрактам.
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
CN со ю СО со СП о
о о о о о о о о о т— т—
о о о о о о о о о о о
OJ OJ OJ OJ OJ OJ OJ OJ OJ OJ OJ
о о о о о о сз сз сз сз сз
OJ OJ OJ OJ ы OJ Ы Ы OJ OJ OJ
о о о о о о о о о о о
FTSE100, Великобритания
S&P, США
Рис. 2. Динамика мировых и украинских фондовых индикаторов за 2001-2011 годы (по данным [2, 3])
о
□ УФБ
□ КМФБ
□ ПФТС
□ УМВБ
□ 1ННЕКС
□ ПФБ
□ УМФБ
□ ПЕРСПЕКТИВА
□ ССФБ
□ УБ
Рис. 3. Структура выполнения биржевых контрактов с ценными бумагами по организаторам торгов за январь-август 2011 года (по данным [9])
На фондовом рынке Украины также наблюдается угроза поглощения украинского фондового рынка более развитыми иностранными рынками. По сути, этот процесс только получает развитие, однако необходимо активно им управлять на начальной стадии, чтобы не потерять независимый внутренний рынок.
Украинский фондовый рынок во многом зависит от иностранного капитала (порядка 70% в 2009 г.) [1]. Действующее в Украине ОАО «Украинская биржа» основано российским капиталом, составляющим в нем 49%, однако оно уже имеет почти треть всех договоров купли-продажи ценных бумаг в Украине. Если подобные тенденции буду расти и дальше, собственную независимую финансовую инфраструктуру фондового рынка Украина может потерять.
Украинский фондовый рынок характеризуется узкой базой финансовых инструментов, что, в свою очередь, ограничивает возможности инвесторов относительно диверсификации инвестиционных портфелей. Финансовые инструменты, которые находятся в обращении на организованных торгах, представлены преимущественно акциями (45,64% от общего объема торгов) и корпоративными облигациями (30,8%) [14]. На фондовом рынке Украины практически отсутствуют производные финансовые инструменты (опцион, фьючерс, форвард, операции РЕПО). Очевидно, необходимо активно использовать производные финансовые инструменты, к примеру, операции РЕПО -сделка покупки (продажи) ценной бумаги обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее опреде-
ленной цене. Иначе соглашение РЕПО может рассматриваться как краткосрочный заем под залог ценных бумаг, чаще всего краткосрочных долговых бумаг денежного рынка. Они являются специфической формой краткосрочного кредита и финансовым инструментом, который позволяет значительно повысить общую рыночную ликвидность фондового рынка. Именно это свойство является стимулом увлечения интереса к фондовому рынку, а не постоянное подорожание или стремительный, непрогнозированный рост цен фондового рынка, после которого может начаться спад, что благоприятствует абсолютно спекулятивным сделкам на рынке. Это связано с несовершенной законодательной базой регулирования таких финансовых инструментов на фондовом рынке Украины, излишней его «зарегулиро-ванностью».
Основные операции украинских организаторов торгов Украины имеют спекулятивный характер, то есть абсолютное преобладание спекулятивного, основанного на динамике котировки, стимула инвестирования в корпоративные бумаги над инвестиционным стимулом. Предположение о преобладании спекулятивности операций на фондовом рынке Украины также подтверждается их краткосрочностью, поэтому индексы украинских бирж имеют скорее завышенный показатель [17]. Собственники ценных бумаг не рас-
сматривают фондовый рынок как значимый источник привлечения инвестиционных ресурсов, поэтому нарушается непосредственная связь фондового рынка и реального сектора экономики Украины.
Фондовый рынок Украины характеризуется несовершенной законодательной базой. Фондовые биржи Украины по законодательству не являются коммерческими организациями [8], что соответствует мировой практике. К примеру, одну из самых влиятельных бирж в мире, Нью-Йоркскую, признали некоммерческой корпорацией еще в 1975 году. При этом законодательство промышленно развитых стран является менее «зарегулированым» и одновременно более жестким в плане санкций за нарушение норм деятельности биржи, что повышает безопасность их экономических систем.
Украинский фондовый рынок характеризуется слабым развитием системы гарантирования прав акционеров. Подобное явление проявляется в рейдерстве, незаконных захватах предприятий, давлении на акционеров, подкупе менеджеров и т.п., что повышает риски эмиссии и размещения на рынке ценных бумаг, инвестиций в бизнес. Обеспечение экономической безопасности фондового рынка для субъектов хозяйствования является важнейшей составляющей программы развития фондового рынка.
В Украине наблюдается низкая реальная прибыльность ценных бумаг. Выплата дивидендов является скорее нетипичным явлением для Украины, так как прибыль идет в первую очередь на реинвестирование [17]. С одной стороны, компания повышает собственный источник формирования денежных средств, но подобное явление, конечно, снижает стимулы у инвесторов и является нарушением важнейшего постулата рыночной экономики - личного интереса. Обеспечение равновесия между стремлением развивать свой бизнес за счет привлеченных на фондовом рынке средств и увеличением финансовых стимулов инвесторам является признаком совершенных экономических отношений на нем.
Отрицательным явлением, снижающим экономическую безопасность на фондовом рынке и влияющим на развитие фондового рынка Украины, можно считать публикацию малого количества информации украинскими предприятиями (особенно акционерными компаниями, которые в данном контексте наиболее важны) о своей деятельности. К тому же доступная информация - недостаточного качества, что вынуждает инвесторов действовать в состоянии крайней неопределенности, а значит, нарушается их финансово-экономическая безопасность. Подобное явление многократно усложняет принятие обоснованных управленческих реше-
ний инвесторами, что снижает привлекательность использования фондового рынка как источника привлечения средств.
Анализ состояния и динамики развития фондового рынка Украины делает очевидным то обстоятельство, что вопрос его системного реформирования и нового подхода к регулированию является актуальной проблемой, требующей своего решения. Это утверждение подтверждается тем фактом, что фондовый рынок Украины характеризуется рядом и других негативных тенденций: низкой ликвидностью фондового рынка, его высокой зависимостью от внешних площадок, внешней «зарегулированностью», плохой технической оснащенностью и слабой информированностью инвесторов и граждан о фондовом рынке. Граждане имеют возможность вложить свои средства в институты совместного инвестирования - компании по управлению активами и паевые инвестиционные фонды, - но мало кто из них знает об этой возможности, а после кризиса многие инвесторы серьезно опасаются вкладывать свои деньги в акции и другие ценные бумаги.
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии системной программы развития фондового рынка Украины. С точки зрения авторов комплексная программа развития фондового рынка должна основываться на системном подходе:
- разработка концепции развития фондового рынка, построение эффективного механизма ее реализации, совершенствование существующей нормативной базы регулирования фондового рынка и ее дальнейшее развитие и оптимизация;
- концентрация ресурсов в первую очередь для развития инфраструктуры фондового рынка;
- обеспечение внутреннего и внешнего мониторинга за финансовой устойчивостью и финансово-экономической безопасностью фондового рынка (за входом на рынок через процедуру листинга, регистрацией ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
- совершенствование норм и правил функционирования фондового рынка, системы государственного надзора за их соблюдением и применением санкций за их нарушение;
- создание информационной базы данных о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов, развитие информационно-коммуникативных технологий;
- обеспечение экономической безопасности фондового рынка;
- создание системы защиты инвесторов от потерь (включая государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денеж-
но-кредитного, валютного, налогового);
- регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;
- расширение практики арбитражных решений в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;
- создание эффективного налогообложения операций на фондовом рынке.
Программа развития фондового рынка Украины должна стать составной частью программы по обеспечению ее экономической безопасности в целом и условием финансово-экономической безопасности субъектов хозяйствования.
Одним из важнейших мероприятий по активизации предпринимательской деятельности на фондовом рынке и повышению ее безопасности можно считать создание единой украинской фондовой биржи, что упростит контроль и позволит более эффективно ввести систему показателей мониторинга и оценки состояния фондового рынка. Данное предложение связано с попыткой решения проблемы чрезмерного количества бирж и значительных диспропорций в объеме операций, которые на них происходят. При существовании единой биржи намного проще собирать и предоставлять
полную, своевременную и достоверную информацию, которая является основой принятия решений инвесторами и которая способна повысить привлекательность фондового рынка Украины.
Необходимо быстрыми темпами развивать техническую и программную оснащенность фондового рынка Украины. Учитывая возможности вычислительных средств, необходимо организовать максимально эффективный и без-
опасный информационно-
коммуникационный ресурс фондового рынка и обеспечить его постоянное обновление в реальном режиме времени.
Кроме того, необходимо уменьшить зависимость фондового рынка Украины от внешних площадок и развивать информированность граждан о фондовом рынке Украины с целью привлечения их средств в институты совместного инвестирования.