УДК 330.43
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Ю. А. Бажанова
STATUS AND PROSPECTS OF ELECTRONIC COMMERCE
IN RUSSIA
Yu. A. Bazhanova
Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность обозначенной проблематики, ознакомление с ее теоретическими положениями и рассмотрение особенностей отдельных составляющих на практике дают возможность сделать прогнозы развития бизнеса в глобальной сети Интернет. Популярность электронной торговли в современном мире и ее перспективное развитие в качестве нового сектора мировой экономики послужили главными мотивами при выборе темы статьи. В настоящей работе анализируется круг ключевых проблем, связанный с электронной коммерцией, в частности с торговлей через Интернет. Цель данной работы - выявление особенностей функционирования интернет-торговли товарами в качестве новой формы рыночного хозяйствования. Материалы и методы. При написании работы в зависимости от особенностей решаемых задач использовались различные методы экономического исследования: абстрактно-логический (при постановке цели и задач исследования), сравнительный анализ (при анализе основных видов электронной торговли, а также определении основных тенденций развития интернет-торговли в России и странах мира), индуктивный и дедуктивный методы (при выявлении особенностей, преимуществ и недостатков электронной торговли). Результаты. В статье представлены результаты исследований, касающиеся электронной торговли в целом и электронной торговли в России. Рассмотрены состояние электронной торговли в РФ на данном этапе, динамика ее развития и дальнейшие перспективы. Также произведено сравнение электронного бизнеса России с другими странами. Выводы. В настоящее время электронная торговля становится все популярнее в связи со своими преимуществами. С каждым годом доля электронной торговли в мировой экономике увеличивается, а вместе с этим растет и положительный экономический эффект от ее использования. В России электронная торговля немного отстает от стран Запада, но все же с каждым годом ее распространение растет.
Ключевые слова: электронная торговля, Интернет, интернет-магазины, электронная коммерция.
Abstract. Background. The urgency of the problems indicated, to familiarize with its theoretical principles and peculiarities of the individual components in practice makes it possible to make forecasts for the development of business in the Internet. The popularity of e-commerce in the modern world and its future development as a new sector of the global economy were the main motives in selecting the theme of the article. In this paper we analyze the range of key issues associated with e-commerce, in particular, to trade via the Internet. The purpose of this work - the identification of the functioning of the Internet trade in goods as a new form of market economy. Materials and methods. When writing the work depending on the characteristics of tasks using different methods of economic research: Abstract logic (in setting goals and objectives of the study), Comparative analysis (the analysis of the main types of e-commerce, as well as identifying the main trends in the development of e-commerce in Russia and countries of the world), Inductive and deductive methods (in identifying the features, advantages and disadvantages of e-commerce).
Results. The article presents the results of research to electronic commerce in general and electronic commerce in Russia. The state of electronic commerce in the Russian Federation at this stage, the dynamics of its development and future prospects. Also made a comparison of electronic business between Russia and other countries. Conclusions. Currently, e-commerce is becoming more popular due to its advantages. Every year, the share of e-commerce in the global economy increases, and with it grows and positive economic effect from its use. In Russia, a little e-commerce lags behind Western countries, yet every year it increases the spread.
Key words: electronic commerce, Internet, Internet-shops, electronic commerce.
Человечество шагнуло на новую ступень развития, а это подразумевает под собой существенные изменения в тех областях, к которым причастен человек. Одним из таких изменений стало формирование и удачное развитие нового сектора мировой экономики - электронной коммерции.
Под термином «электронная коммерция» понимают осуществление различных операций и сделок с применением новейших информационных и коммуникационных технологий. Главными особенностями данного сектора являются высокая экономическая эффективность и глобальный характер применения. В данной работе электронная торговля рассмотрена как составляющая электронной коммерции.
Появление глобальной сети Интернет повлекло за собой существенные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в сфере осуществления коммерческой деятельности. С помощью использования новейших современных информационных технологий в бизнесе формируются новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это направление называется интернет-экономикой.
Электронная торговля сейчас активно развивается и становится частью электронной коммерции. Взаимодействие покупателей и продавцов на мировом рынке осуществляется в глобальной форме и означает свободное общение с представителями разных государств. Торговые площадки в Интернете соединяют продавцов и покупателей. Для того чтобы осуществить торговую операцию при помощи электронной торговли, нужно намного меньше затрат по сравнению с реальной встречей с покупателем. Что еще немаловажно, так это то, что электронная торговля осуществляется круглосуточно. Это означает, что можно осуществить сделку в любое время суток [1, с. 160].
Сейчас электронная торговля в зарубежных странах развивается полным ходом. Иностранные продавцы и покупатели с удовольствием заключают торговые сделки друг с другом. Больше всего электронная торговля популярна в странах Европы и в США [2].
Самые ходовые товары, приобретаемые посредством интернет-магазинов, -это смартфоны, одежда, обувь. На данный момент очень быстрыми темпами развиваются интернет-магазины игрушек, мебели, косметики [3].
В 2013 г. 43 % населения Европы совершали покупки с помощью электронной торговли. Больше всего электронная торговля популярна в таких странах, как Швеция, Великобритания, Германия, Франция. Меньше всего пользовались услугами интернет-магазинов жители Италии, Болгарии, Румынии.
Говоря об электронной торговле в России, можно сказать, что данный тип торговли в нашей стране ничем не отличается от электронной торговли в других странах. С каждым годом процент электронной торговли увеличива-
ется по сравнению с предыдущим приблизительно на 25-30 %. Рост этой отрасли экономики во много раз опережает темп роста общей экономики страны, а именно в 10 раз. По статистике за 2013 г., ВВП РФ возрос на 3,5 %, а электронная торговля увеличилась на 28 %.
Электронная торговля в нашей стране стала заметна только в последние годы, раньше электронная сфера составляла менее 1 % от общего товарооборота. К 2011 г. доля продаж посредством сети Интернет возросла до 1,5 %, позже - в 2012 г. - она составила 2,2 %, к 2014 г. доля увеличилась до 4,5 %.
Данные показатели отражают реальное положение дел. Но на самом деле российская электронная торговля пока не в состоянии конкурировать с интернет-торговлей других стран на мировой арене. Россия имеет обширную географическую территорию и большую аудиторию онлайн-пользователей. Тем не менее доля глобального рынка электронной торговли составляет 2,2 %. В 2012 г. население России потратило 13 млрд долл. в сети Интернет, в это же время потребители всего мира в процессе электронной коммерции потратили около 1 трлн долл. По некоторым мнениям, отставание России от США по данному направлению оценивается в 7 лет. Но результаты опроса, проведенного российским агентством «Эксперт РА», показывают, что страна имеет хорошие перспективы развития электронной торговли. Выяснилось, что около 89 % российских предпринимателей либо уже осуществили финансирование развития компьютерных технологий, либо собираются сделать это в ближайшем будущем. Такое положение дел свидетельствует о том, что сегодня лишь единицы предпринимателей сомневаются в удачной перспективе развития электронной торговли.
По мнению экспертов агентства передовых информационных технологий, объем интернет-продаж в РФ будет увеличиваться. Это увеличение они связывают со вступлением РФ в ВТО [4].
Самыми популярными товарами, приобретаемыми через Интернет, в России являются мобильные телефоны. Далее по популярности идут ПК и комплектующие, мелкая бытовая техника, одежда, обувь, косметика [3].
Можно с уверенностью сказать, что по мере роста популярности электронной торговли количество интернет-покупателей будет также увеличиваться. Сегодня в России уже 22 млн человек успели воспользоваться интернет-магазинами.
Следует отметить, что количество продаж в регионах меньше, и связано это со сложностью и дороговизной доставки. Именно доставка сегодня является одним из самых слабых звеньев электронной коммерции, и об этом говорят практически все владельцы таких предприятий. Существенного роста количества интернет-магазинов в регионах ожидать пока не стоит. Разумеется, это не касается региональных филиалов крупных магазинов. Есть ниши, которые заняты достаточно крупными компаниями, работающими на рынке интернет-торговли много лет. Скорее всего, будут созданы специализированные подразделения действующих магазинов, ориентированные на обслуживание заказов, поступающих из регионов.
Пока рынок интернет-коммерции открыт для новых участников. Ситуация в России благоприятна для развития такой торговли. Во-первых, сформировалось необходимое количество потенциальных клиентов интернет-
магазинов. Считается, что электронная коммерция начинает бурно развиваться, когда число интернет-пользователей превышает 10 % населения страны. Россия этот порог уже перешагнула.
Интернет-торговля в России сейчас находится «на двойной волне», так как возрастает количество пользователей Интернета и, следовательно, число клиентов интернет-магазинов среди них. Но все же конкуренция между продавцами рынка не очень велика. На Западе же количество интернет-магазинов исчисляется тысячами, и конкуренция среди них очень высокая.
Низкий уровень компьютеризации не дает возможности России повторить динамику развития западных стран, в то время как объемы электронных сделок увеличивались с каждым годом во много раз. Также стоит отметить, что темпы развития данного сектора электронного бизнеса в России достаточно сильно зависят от темпов развития экономики в целом. Но несмотря на это, данный вид бизнеса имеет весьма хорошие перспективы и будет особенно быстро развиваться в крупных, развитых, хорошо компьютеризированных и охваченных сетью Интернет городах России [5].
Сейчас рынок электронной торговли открыт в России для новых участников. Ситуация в РФ благоприятствует развитию электронной торговли. Уже сформировалось достаточно большое количество потенциальных продавцов и покупателей интернет-магазинов.
Эксперты считают, что роль электронного бизнеса в российской экономике все еще незначительна. Россияне боятся платить через сеть, плохо организована почтовая доставка, медленным продолжает оставаться Интернет. Решение этих проблем и внедрение современных технологий обеспечат рынку многократный рост.
За прошедшие несколько лет онлайн-ритейл в России существенно вырос, но его доля остается низкой. По данным компании Morgan Stanley, к 2016 г. объем рынка электронной коммерции в России достигнет 36 млрд долл., а к 2020 г. - 72 млрд долл. Такое развитие обеспечит рост числа интернет-пользователей и обладателей банковских карт. Российские компании воспринимают отставание от зарубежных как перспективу развития и прикладывают к расширению этого канала продаж всевозможные усилия, в том числе модернизируют старые и автоматизируют новые бизнес-процессы.
Итак, электронная торговля во всем мире стремительно набирает обороты. Так как она имеет множество достоинств, ее доля в мировой экономике увеличивается, и вместе с тем растет положительный экономический эффект от ее использования [6]. В Европе и США торговля через Интернет очень распространена и популярна. В РФ немного другая ситуация: электронная торговля развивается, но все же объем товарооборота значительно отстает от других стран. Но сейчас в России есть все условия для того, чтобы электронная торговля развивалась, становилась популярной в стране и приносила хорошую прибыль.
Электронная торговля, несмотря на относительно недолгий срок своего существования, уже сумела завоевать признание как среди могущественных компаний, так и рядовых покупателей во всем мире. Глобальный характер и простота осуществления операций позволяют фирмам, частным лицам и государствам вступать во взаимодействие друг с другом на специализирован-
ных интернет-площадках с целью совершения взаимовыгодной сделки купли-продажи.
В зависимости от вида взаимодействия субъектов выделяют четыре основных направления электронной торговли:
- бизнес - потребитель (как правило, розничная торговля, при которой покупатель является конечным потребителем продукта);
- бизнес - бизнес (торговля, осуществляемая между предприятиями);
- потребитель - потребитель (электронная торговля, осуществляемая между двумя физическими лицами);
- бизнес - государство, государство - бизнес (модели взаимодействия в процессе электронной торговли, где одним из субъектов выступает государство; оно может выполнять как роль продавца, так и роль покупателя).
Глобальная сеть Интернет сделала электронную торговлю доступной для всех. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была доступна только крупным компаниям, то использование Интернета позволяет в настоящее время вступить в ряды интернет-продавцов и небольшим фирмам. Интернет-магазин дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный бизнес формирует новый канал для сбыта - виртуальный, во много раз сокращающий издержки по сравнению с традиционной торговлей. Интернет-бизнес имеет множество преимуществ как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.
Список литературы
1. Смирнов, С. Н. Электронный бизнес : учеб. для вузов / С. Н. Смирнов. - М., 2006. -250 с.
2. Салатов, Н. В. Электронная коммерция: изучение актуальных направлений решения современных проблем коммерческой деятельности посредством ведения предпринимательской деятельности в интернет-пространстве / Н. В. Салатов. -URL: http://socionet.ru/publication.xml?h=spz:citis:infkar:02201151147&type=paper
3. Самые популярные товары в Интернете. - URL: http://predprinimatel.ru/practice/all/ samie_popylyarnie_tovari_v_internete
4. Вступление в ВТО и электронная коммерция. - URL: http://voprosik.net/vstuplenie-v-vto-i-elektronnaya-kommerciya/
5. Статистика пользователей интернета в мире. - URL: http://www.bizhit.ru/ index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404
6. В2В - бизнес для бизнеса, или как сделать свой бизнес успешным. - URL: http://business2business.ru/buy-sell/292-v2v-biznes-dlya-biznesa-ili-kak-sdelat-svoj.html
Бажанова Юлия Альбертовна Bazhanova Yuliya Al'bertovna
студентка, student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК 330.43 Бажанова, Ю. А.
Состояние и перспективы развития электронной торговли в России /
Ю. А. Бажанова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 3 (15). - С. 13-17.