Состояние и перспективы
развития агропромышленного рынка России
А.А.Михалев
Минсельхоз РФ
Given are general characteristics of state of agro-industrial market of Russian Federation, namely: grain husbandry, animal industry, market of sugar etc. Shown are priority directions on the sphere of agro-industrial complex and main tasks, which are facing the workers of this industry.
В последние годы в развитии агропромышленного комплекса России произошли определенные позитивные изменения. С 1999 г. сельское хозяйство вышло на положительную динамику роста. В целом за 1999-2003 гг. рост общего объема валовой сельхозпродукции во всех категориях хозяйств составил более 24 %, а продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - около 44 %.
Несмотря на крайне неблагоприятные условия, сложившиеся в ряде регионов страны в 2003 г., удалось сохранить многие положительные тенденции в развитии АПК. Рост валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, как и в предыдущем году, составил 1,5 %. При этом производство продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 10,7 %, в личных хозяйствах населения - на 4,7 %, а в сельскохозяйственных предприятиях сократилось на 3,9 %.
Зерновое хозяйство - основа российского агропромышленного комплекса. Зерновые культуры выращивают почти на 45 млн га, что составляет свыше половины всех посевных площадей страны. На долю зерна приходится более одной трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть всех кормов в животноводстве. Рентабельность производства зерновых культур во многом определяет финансовое благополучие сельскохозяйственных предприятий.
Производство зерна - фактор продовольственной безопасности государства, поскольку от стабильности ситуации на зерновом рынке зависит стабильность снабжения населения хлебом и продуктами переработки зерна, а также мясом, молоком, другой животноводческой продукцией.
Валовой сбор зерна после доработки в 2003 г. составил 67,2 млн т, что
соответствует среднегодовым значениям за последние 8 лет.
В целях стабилизации зернового рынка, а также предотвращения неконтролируемого роста цен на зерно, муку и хлебобулочные изделия Правительство РФ приняло решение о проведении в 2004 г. государственных товарных интервенций зерна путем его реализации из запасов федерального фонда в объеме 1,56 млн т организациям мукомольно-крупяной промышленности.
Интервенции продлятся в течение периода, необходимого для стабилизации положения на зерновом рынке и сглаживания ценовых колебаний в снабжении населения страны хлебом и хлебобулочными изделиями.
В целом можно отметить, что в результате проведения интервенций был приобретен позитивный опыт использования биржевых механизмов для регулирования рынка зерна, обеспечен прямой доступ сельскохозяйственных производителей на внутренний рынок, сформирован зерновой фонд, который может стать основой для дальнейших шагов по регулированию зернового рынка, а также может быть использован как гарантийный фонд для развития биржевой торговли и внедрения новых биржевых инструментов в интересах производителей и участников внутреннего рынка зерна.
На стабилизацию ситуации на рынке направлено введение экспортных пошлин на зерно, призванных обеспечить сокращение его экспорта.
В настоящее время сформировались все предпосылки и все необходимые элементы для решения важной задачи -переходу от эффективных разовых акций к разработке и использованию мер комплексного государственного регулирования на рынке. Это позволит в будущем осуществлять целенаправленное государственное регулирование на основе гибких, встроенных в рынок инструментов, таких как закупочные и товарные интервенции с использованием биржевых механизмов. Результатом должны стать снижение рисков товаропроизводителей, большая предсказуемость рыночной конъюнктуры, надежные котировки цен.
В 2003 г. животноводство страны получило дальнейшее развитие. По
сравнению с 2002 г. возросло производство мяса и яиц. Реализация скота и птицы на убой в живой массе во всех категориях хозяйств за 2003 г. составила 7,7 млн т, что на 4,7 % выше уровня предыдущего года. Валовое производство молока достигло 33,3 млн т.
Характерно, что увеличение объемов производства мяса в ряде регионов обеспечивается в основном за счет повышения среднесуточных привесов скота и птицы, восстановления и эффективного использования мощностей крупных животноводческих комплексов, птицефабрик и др.
В 2003 г. продолжалось сокращение поголовья крупного рогатого скота и, в том числе, коров.
В увеличении ресурсов поголовья и производства мяса важную роль играют уровень воспроизводства стада, сохранность животных. В целом по сельхозпредприятиям страны несколько ухудшилось воспроизводство и сохранность крупного рогатого скота, свиней и овец.
За счет повышения продуктивности в птицеводстве продолжился рост производства яиц.
Поддержка племенного дела со стороны государства позволила не только сохранить, но и укрепить племенную базу животноводства, улучшить показатели работы многих племенных заводов и репродукторов. В настоящее время в России функционирует более 2800 племенных заводов и репродукторов, способных полностью обеспечить потребности отечественного животноводства в высококачественном племенном молодняке.
В целях поддержки отечественного животноводства действует режим квот на мясо. Введение в 2003 г. тарифного квотирования ввоза мяса в текущем году привело к сокращению объемов его импорта. Наиболее значительно снизились импортные поставки мяса птицы (на 17,1 %), менее -говядины и свинины (на 8,9 %).
Ценовая ситуация на мясном рынке в первой половине 2003 г. в значительной степени определялась более высоким по сравнению с 2002 г. уровнем запасов мяса на начало года, образовавшихся в результате опережающего роста предложения мяса (за счет увеличения собственного производства и поставок по импорту) относительно спроса. Это обусловило стабильность цен на рынке. Во второй половине 2003 г. из-за ограничения поставок по импорту и роста цен на фуражное зерно и комбикорма ускорилось повышение цен на мясном рынке.
В 2004 г. ожидается увеличение реализации скота и птицы на 2 % по сравнению с 2003 г., производство молока и яиц останется на том же уровне.
ECONOMICS AND MANAGEMENT
В 2003 г. рост производства молока во многих регионах был обеспечен в основном за счет существенного повышения продуктивности дойного стада. Средний надой по стране от одной коровы в сельхозпредприятиях достиг 2997 кг, что на 174 кг больше уровня 2002 г., в 24 регионах средний надой превысил 3000 кг.
Мировой и российский рынки сахара в 2003 г. развивались в условиях превышения предложения над спросом, что оказало существенное влияние на снижение цен.
Тенденция сокращения внутреннего производства сахара сохранялась, что связано с уменьшением поставок импортного сырья. В 2003 г. было произведено 5,8 млн т сахара-песка, т. е. на 5 % меньше, чем в 2002 г.
В то же время выросло производство свекловичного сахара. Хороший урожай позволил увеличить поступление на заводы свеклы, в результате чего выработка сахара из нее увеличилась на 17 %, составив 1,9 млн т.
Практика применения механизма тарифного квотирования в качестве формы регулирования импорта сахара-сырца в 2001-2003 гг. оказала в целом позитивное воздействие на состояние сахарного рынка и свекловодческого комплекса России.
Вместе с тем определенные недостатки такой формы регулирования импорта сахара-сырца потребовали использования другого механизма регулирования импорта - ввозной таможенной пошлины, автоматически устанавливаемой в зависимости от уровня мировых биржевых цен на сахар-сырец.
Применяемая в 2004 г. форма регулирования - абсолютно прозрачный механизм, одинаково распространяющийся на всех участников рынка вне зависимости от формы собственности, характера деятельности и оборота. Кроме того, он соответствует требованиям ВТО и полностью отвечает интересам свеклосахарного комплекса, так как гарантирует высокую цену на белый сахар.
С 1 января 2004 г. ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец ежемесячно фиксируется в зависимости от изменения биржевых цен. При цене не более 100 долл. США за 1 т пошлина составляет 270 долл., при цене не менее 198,5 долл. за 1 т - 140 долл. США.
Рост доходов населения в последние 5 лет обусловливает увеличение потребления продуктов питания. Так, потребление мяса возросло с 45 до 50 кг на душу населения в год, молока - с 215 до 220, овощей - с 83 до 91 кг.
Отмечается повышение оборота розничной торговли продоволь-
ствием. В последние 4 года его темпы превышали 7 %.
Индекс физического объема пищевой промышленной продукции в 2003 г. составил 105,1 %, в том числе по мясной -109,5 %, молочной - 103,9 %.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности особое внимание уделяют улучшению качества и расширению ассортимента, увеличению выпуска продукции с высокой пищевой и биологической ценностью, наращиванию объемов производства продукции в расфасованном и готовом к употреблению виде с применением улучшенных тароупаковочных материалов.
В 2003 г. мяса и субпродуктов произведено 1608 тыс. т (110 % к 2002 г.), колбасных изделий - 1617 тыс. т (110 %).
Перерабатывающими предприятиями цельномолочной продукции выработано 8139 тыс. т (105 % к 2002 г.), сыров жирных - 335 тыс. т (106 %).
Увеличивается доля импорта в потреблении продовольствия. В стоимостном выражении импорт продовольственных товаров в 2003 г. составил 11,2 млрд долл. США, что на 10 % больше уровня 2002 г.
В свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию на первый план выходит задача повышения конкурентоспособности отечественного АПК при его интеграции в мировую экономику. Эта проблема комплексная, требует совершенствования и обеспечения системности государственной поддержки отечественного агропромышленного комплекса. Необходимо решить проблемы, имеющие системный характер и негативно влияющие на развитие всего АПК, в частности, это относится к неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики.
За годы проведения реформ в России экономические условия хозяйствования в агропромышленном комплексе существенно ухудшились, что обусловлено воздействием двух факторов:
опережающим ростом цен на материальные ресурсы и услуги (электроэнергия, топливно-смазочные материалы, транспортные услуги);
сдерживанием роста цен на сельскохозяйственную продукцию, а также на продукты ее переработки, в том числе путем административных ограничений.
Таким образом, образовался значительный разрыв между ценами реализации продукции АПК и потребляемыми в АПК ресурсами (ценовые диспропорции).
Разница в темпах изменения цен сохраняется. Так, цена реализации про-
дукции сельского хозяйства за последние 3 года возросла в 1,4 раза, а на электроэнергию, потребляемую в сельском хозяйстве, - в 3, на дизельное топливо и газ - в 2,2, на бензин - в 2, на железнодорожные перевозки (в среднем) - в 2,7 раза. Результатом стало снижение прибыли сельскохозяйственных предприятий, что привело к сокращению объемов производства продукции, инвестиций в агропромышленный комплекс, ухудшению уровня жизни на селе.
В сельской местности сохраняется высокий уровень безработицы (11 %). Оплата труда селян в прошлом году составила 38 % среднего уровня по стране.
Как правило, решение основных проблем российского сельского хозяйства увязывается с увеличением объемов прямой финансовой поддержки в основном за счет субсидирования производителей продукции. Высокая конкуренция на внешних рынках с сельхозпроизводителями из развитых стран требует увеличения расходов на финансирование государством развития отечественного АПК.
Но в то же время необходимо отметить, что сегодня в стране не используется ряд рыночных инструментов, без которых сельхозтоваропроизводители в развитых странах уже не мыслят своей деятельности. В этот перечень входят складские свидетельства, биржевые котировки, страховые полисы, экспортные субсидии, что является элементами инфраструктуры рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия.
Сегодня очевидно, что инфраструктура российского агропродо-вольственного рынка должна быть пересмотрена с целью повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции и продовольствия на мировом рынке. Она должна способствовать повышению эффективности государственной поддержки АПК, установлению устойчивых связей между производителями и потребителями сельхозпродукции и продовольствия, обеспечить необходимые потоки достоверной информации о ситуации на рынке, и прежде всего -ценовой.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, одобренного Правительством РФ, за период 2003-2006 гг. по сравнению с 2002 г. необходимо обеспечить рост валовой продукции сельского хозяйства на 12-13,5 %, а продукции пищевой промышленности - на 21-24 %. Среднегодовые темпы роста должны составить 3-3,4 и 5,2-6 % соответственно.
Первоочередная задача в настоящее
время - создание необходимой основы для выполнения намеченной на 2004 г. программы по производству сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Правительством одним из главных приоритетных направлений в сфере АПК определены стабилизация и дальнейшее развитие зернового хозяйства с целью обеспечить рост валового сбора зерна, увеличить сборы фуражного зерна для нужд животноводства, стабилизации поголовья скота и птицы и повышения объемов производства молока, мяса, яиц, закрепить позиции России на мировом рынке как экспортера зерна и увеличить экспортный потенциал.
Поставлена задача: с учетом ожидаемого сохранения озимых культур расширить общие посевные площади зерновых по сравнению с 2003 г., как минимум, на 2,5 млн га, довести валовой сбор зерна до 75-80 млн т, обеспечить производство других сельскохозяйственных культур на уровне не ниже прошлого года.
Особое внимание уделяется выращиванию зернобобовых культур, кукурузы на зерно. Возможности для этого
есть. Активизируется работа по внедрению в производство новых интенсивных ресурсосберегающих, высокоточных и почвозащитных технологий, высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, более полному использованию мелиорированных земель, которых имеется более 9 млн га, в том числе орошаемых - 4,4 млн га.
В области мелиорации предусматривается в первую очередь реконструкция и ремонт оросительных и осушительных систем, выполнение проти-воэрозионных, агрохимических мероприятий.
Одной из приоритетных задач определено развитие животноводства, стабилизация численности поголовья скота.
В комплексе проводимых мер большое значение придается совершенствованию финансовой, кредитной, налоговой и страховой политики в сельском хозяйстве, укреплению финансового состояния товаропроизводителей.
Факторы, способствующие стабилизации в АПК:
• изменение бюджетной политики в части упразднения неэффективных до-
таций и субсидий и увеличения финансирования по таким направлениям, как элитное семеноводство и племенное дело;
• увеличение объемов субсидирования процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным (инвестиционным) кредитам и расходов по страхованию урожая;
• рост объемов финансирования отраслевой науки;
• реализация Федеральных целевых программ «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села до 2010 года»;
• увеличение поставок техники по лизингу;
• проведение мероприятий по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей.
В настоящее время завершается разработка проекта Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором впервые за годы реформ предусматриваются меры по решению проблем АПК. В этом законе намечен комплекс взаимоувязанных мер, определяющих политику устойчивого развития АПК на ближайшую перспективу.
Общество с ограниченной ответственностью
БИО БЭК, г. Москва
Предлагает пищевую добавку НИЗИН - по свойствам и качеству аналогичен датскому СНЮвШ и английскому Ш8АРШ1Ч. Применяется при производстве консервов, плавленых сыров, молочных продуктов. Стоимость - 320$/кг.
Разработано и произведено в России. Тел./факс: (095)264-18-24, 264-16-55, 264-94-81.