УДК: 796(094)
СОСТОЯНИЕ
и перспектива развития физической культуры и спорта в современном образовании Российской Федерации
Кандидат педагогических наук, профессор, директор Стерлитамакского института физической культуры (филиал УралГУФК) М.Б. Мусакаев Кандидат исторических наук О.В. Лисаченко Стерлитамакский техникум физической культуры!, Стерлитамак
£ л а
■о с
га
^
О (U ■С
Н
STATE AND PERSPECTIVE OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN MODERN EDUCATION IN RUSSIA M.B. Musakaev, professor, Ph.D., director of Sterlitamak institute of physical culture (branch of UralSUphC) O.V. Lisachenko, Ph.D. Sterlitamak technical college of physical culture, Sterlitamak Key words: physical culture, sport, education, legal base. Life is changing so rapidly, that sometimes society fails to keep pace of the rush times. Changes are taking place in science and technology and it the social environment itself. In such a situation it is important for the eternal human values, like spiritual and physical health, following man all his routine life long, to be inviolable. Such life phenomena as physical culture and sport are moving into first places in formation of the next generation. The mission of these phenomena is determined in the federal law «On physical culture and sport in the Russian Federation»: physical culture is a part of culture, representing a combination of values, standards and knowledge, generated and used by society for physical and intellectual development of human abilities, to improve his motor activity and form healthy way of life, social adaptation via physical development. Education, from kindergarten to university, takes a special place in the system of citizen's formation, where a member of society, the national future, is being formed. The modern educational process must reflect all the events and phenomena taking place in the country. The purpose of the study was to analyze the state and perspectives of development of physical culture and sport in the modern educational system in Russia. Development of physical culture and sport in modern education in Russia is intended to settle the acute strategical nation-wide problems. Physical culture and sport should become the core in formation of the modern Russian community from preschool to university education.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, образование, нормативное равовая база.
Стремительно меняется жизнь, общество порой не успевает за стремительным бегом времени, перемены происходят не только в науке и технике, но и в самой социальной среде. В такой обстановке важно, чтобы незыблемыми оставались вечные человеческие ценности - здоровье духовное и физическое, которые сопровождают человека в повседневной жизни на всем ее протяжении. На первые места в формировании нового поколения выходят такие явления жизни общества, как физическая культура и спорт.
О предназначении этих явлений говорится и в определениях в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития; спорт -сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [1].
Особое место в системе становления гражданина занимает образование, от детского сада до вуза, где происходит формирование мировоззрения члена общества, будущее нации. Современный образовательный процесс обязательно должен отражать все происходящие в стране явления и события.
Цель исследования - проанализировать состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в современной системе образования Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение. Вопросы развития физической культуры и спорта в современ-
ной России, к сожалению, не всегда находят понимание в среде педагогического сообщества, кроме специалистов в этой области. Важность развития физической культуры и спорта для обучающейся молодёжи отражена во множестве документов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, часто встречается в выступлениях первых лиц государства.
Российская Федерация не просто становится страной, которая проводит крупнейшие мировые форумы десятилетия, но главное - с успехом показывает всему миру роль физической культуры и спорта в формировании национальной идеи, заключающейся в культе здоровья, воспитания чувства гордости и поднятия престижа страны на международной арене.
Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания её авторитета в спорте: Чемпионата мира по лёгкой атлетике в Москве 2013 г., XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, Чемпионата мира по водным видам спорта 2014 г. в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, Чемпионата мира по футболу 2018 г.
Особо пристальное внимание к развитию физической культуры и спорта наблюдается в сфере образования. Примером могут послужить новые нормативно-правовые акты в этой области.
Одним из последних таких нормативных актов стал принятый в конце 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Он охватывает все категории молодого поколения, начиная с дошкольного возраста и до студентов вузов, что позволяет иметь стройную систему и преемственность в физическом развитии, а также в спортивной подготовке с самого раннего возраста.
Наиболее показательными статьями в Законе, касающимися физической культуры и спорта, являются статьи 27, 28, 34, 41, 43.
Рассмотрим их содержание: (ст. 27) - «Структура образовательной организации»: образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (... спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, ...);
ст. 28 - «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»: «создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
ст. 34 - «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования»: «Обучающимся предоставляются академические права на . развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях» и « . поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной . деятельности»;
ст. 41 - «Охрана здоровья обучающихся»: . «Охрана здоровья обучающихся включает в себя: ... 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом»;
ст. 43 - «Обязанности и ответственность обучающихся»: «Обучающиеся обязаны: заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию ...».
Результатом действий нормативно-правовых актов в образовательном процессе, касающихся физической культуры и спорта, может стать: снижение общей заболеваемости среди молодёжи, повышение процента годных по состоянию здоровья к службе в рядах Российской армии, а в перспективе - повышение работоспособности и средней продолжительности жизни. Немаловажным является и престиж страны на международных спортивных соревнованиях.
Необходимо добиться понимания руководителями и специалистами, отвечающими за воспитательный процесс в образовательных организациях, важности физической культуры и спорта в учебно-воспитательном процессе.
Несмотря на различные мероприятия физкультурно-спортивного направления, проводимые в образовательных организациях, отношение к физической культуре и спорту порой остаётся формальным, «ради галочки».
Физическая культура и спорт - явление, которое пронизывает многие дисциплины, преподаваемые на всех ступенях образования. Особо выделим гуманитарное направление.
Учителя-предметники из педагогического сообщества, не в полной мере осознают роль и значение физической культуры и спорта в современном образовании и воспитании. Победы наших спортсменов порой весомее, чем успехи на военном и дипломатическом фронтах.
На примерах известных личностей из спорта можно и нужно строить воспитательный процесс в так называемом инклюзивном образовании, доказывая тем самым, что люди с ограниченными физическими возможностями могут найти себя в спорте, заниматься физическими упражнениями, участвовать в различных соревнованиях, вершиной которых являются Паралимпийские и Сурдлим-пийские игры.
Создание «безбарьерной» среды для людей с ограниченными физическими возможностями - также направление образовательного процесса и условий занятий физической культурой и спортом.
Продолжается создание и совершенствование нормативной базы в области физической культуры и спорта на государственном уровне.
Так, Правительство Российской Федерации распоряжением № 402-р от 20 марта 2013 г. утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». В ней поставлены конкретные задачи для всех органов исполнительной власти в решении задач в области развития физической культуры и спорта.
№ 12 • 2013 Декабрь | йесетЬег
£ л а
■о с га
О (U ■С
I—
В реализации программы не осталось в стороне и ведомство образования. Министерство образования и науки России планирует разработать для учащихся так называемый «Паспорт школьника». В него планируется вписывать творческие, образовательные, а также спортивные достижения детей. В новый документ будут вноситься показатели комплекса нормативов «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Обучающийся будет обладать определенными данными, которые впоследствии позволят ему воспроизвести историю своего успеха в форме своеобразного порт-фолио, где помимо его достижений в учебе, творчестве, общественной деятельности будут отражены спортивные успехи.
Заслуживает внимания идея создания системы ГТО, которая должна распространиться на все возрасты. При этом она должна остаться добровольной.
13 марта 2013 г. на совещании по развитию детско-юношеского спорта Президент России В. В. Путин предложил воссоздать в России систему ГТО СССР и учитывать сдачу нормативов при поступлении в вузы.
Президент отметил, что, несмотря на большие усилия по продвижению ценностей здорового образа жизни, ситуация с массовым, особенно детским спортом все еще кардинально не изменилась. В качестве одного из вариантов решения проблемы было предложено воссоздать в России физкультурный комплекс ГТО в современном формате, а сдачу нормативов учитывать при поступлении в вузы. Глава государства поручил Минобрнауки и Минспорту вплотную заняться этим вопросом.
Министр спорта России Виталий Мутко сообщил, что комплекс нормативов, аналогичный существовавшему в советское время ГТО, планируется ввести на федеральном уровне к 2016 г. Он отметил, что над этим Минспорт будет работать вместе с Минобрнауки, и пообещал учесть советский опыт и подготовить продуманные нормативы. В Минобрнауки заявили, что показатели ГТО будут влиять на поступление выпускников школ в вузы. Планируется, что результаты будут добавлением к числу баллов, набранных на ЕГЭ.
Глава государства предложил предусмотреть меры поощрения и ответственности руководителей образовательных учреждений за физическую подготовленность учащихся. В частности, предложено учитывать работу по физподготовке учащихся при оценке эффективности учебных заведений.
В. В. Путин также поставил задачу оснастить в ближайшие годы каждое учебное заведение современным спортивным залом. По его словам, сейчас только 83 % школ имеют такие залы, из них 42 °% нуждаются в усовершенствовании и реконструкции.
Кроме того, президент поручил правительству разработать меры стимулирования для бизнеса, который занимается поддержкой детского спорта и физкультуры, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3].
Развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях тесно связано с важной для общества областью обороны страны.
Министр обороны Сергей Шойгу в 2013 г. заявил, что уровень физической подготовленности в Российской армии остается недостаточным.
По данным Министерства обороны, за последнее время в области физической подготовки в Российской армии и на флоте проделана достаточно большая работа - увеличена продолжительность занятий, создана система подбора и расстановки соответствующих специалистов, введены должности инструкторов по физподготовке, а также предусмотрена надбавка за высокий уровень физической подготовленности.
«Однако, несмотря на принимаемые меры, ее уровень остается недостаточным. В первую очередь это обусловлено слабым физическим развитием призывников и морально устаревшей инфраструктурой для занятий спортом», - заявил министр обороны.
В целом спортивные чиновники, олимпийцы и просто учителя физкультуры могут сдержанно порадоваться. На сегодняшний момент россияне гораздо выше оценивают общую ситуацию в сфере физкультуры и спорта, чем 7 лет назад. Число тех, кто ставит физкультуре и спорту в России уверенный плюс, стало ощутимо больше. В 2006 г. таких респондентов было 42 %, сейчас их число превратилось в уверенное большинство - 59 %%. Наиболее оптимистично настроены молодые россияне (70 %% в этой возрастной группе). При этом намного меньше стало тех, кому ситуация в сфере массового спорта кажется плохой: было 44 %о, сейчас лишь 30 %%.
Одним из последних шагов государства по поддержке образования в областе физической культуры и спорта стало открытие Российского международного олимпийского университета (РМОУ) в сентябре 2013 г. в Сочи.
На его открытии Президент России В. В. Путин заявил, что университет будет открыт для всех, кто разделяет идеалы спорта и здорового образа жизни. Он также отметил, что у России есть большие и серьезные планы в области спорта и физической культуры и это - один из приоритетов социальной политики. Одной из задач является привлечение людей, особенно молодежи, к регулярным занятиям спортом [4].
Вывод. Развитие физической культуры и спорта в современном образовании Российской Федерации направлено на решение важнейших стратегических государственных задач. От дошкольного до вузовского образования физическая культура и спорт должны стать главным столпом по формированию современного российского общества.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3)»
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
3. http://sterlegrad.ru/russia/public
4. http://olympic.ru/news/
References
1. Federal law of the Russian Federation "On physical culture and sport in the Russian Federation" (dated December, 4 2007 № 329-FL)" (In Russian)
2. Federal law "On education in the Russian Federation" (dated December, 29 2012 № 273-FL) (In Russian)
3. http://sterlegrad.ru/russia/public (In Russian)
4. http://olympic.ru/news/ (In Russian)
Информация для связи с автором:
lov_oleg@mail.ru
Поступила в редакцию 26.09.2013 г.