Библиографический список
1. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности. М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2008. 120 с.
2. Евтушенков В.П. Инновации и инвестиции: две стороны одной медали // Россия в глобальной политике. 2010. № 6.
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. 2005. №12.
4. Основные направления бюджетной политики на 2012— 2014 гг. [Электронный ресурс] // http://www.minfin.ru/common /img/uploaded/library/2011/07/0NBP_2012-2014.doc (дата обращения: 15.02.2012)
5. Парфентьева И. Расходы на инновации выросли вдвое [Электронный ресурс] //
http://www.kommersant.ru/doc/1788202 (дата обращения: 15.02.2012)
6. Российский статистический ежегодник 2011. [Электронный ресурс] //
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publ ishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078 (дата обращения: 17.02.2012)
7. Россия в цифрах 2011. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publ ishing/catalog/statisticCollections/doc_1135075100641 (дата обращения: 17.02.2012)
8. Русские инновации 2011 [Электронный ресурс] // http://www.vedomosti.ru/research/getfile/856/%C8%ED%ED%E E%E2%E0%F6%E8%E8.indd.pdf (дата обращения: 16.02.2012)
9. Стратегия «Инновационная Россия 2020». [Электронный ресурс] //
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=12 3444 (дата обращения: 16.02.2012)
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru
УДК 339 186
СОСТОЯНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Л
Д.И.Батуева1
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в.
Приведены результаты исследования состояния и механизма регулирования системы государственных закупок в Республике Бурятия. Были исследованы материалы, приведенные на официальном сайте Республиканского агентства по государственным закупкам, по способам проводимых процедур. Установлено, что выбранные процедуры (открытый аукцион, аукцион в электронной форме), являясь перспективными процедурами, все же имеют свои недостатки и это наглядно показала практика правоприменения. Также в работе поэтапно представлен процесс государственной закупочной деятельности. Ил. 3. Табл. 4. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: государственные закупки; торги; аукцион; закупочные процедуры; госзаказ; объявление торгов; размещение заказов.
STATE AND THE CONTROL MECHANISM FOR THE SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE REGION: ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC BURYATIA D.I. Batueva
East-Siberian State Technological University, 40 в, Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013.
The article reports the results of studying the state and the control mechanism of the system of public procurement in the Buryat Republic. The author investigated the materials listed on the official website of the Republican Agency on public procurement, on methods to carry out the procedures. It is determined that the chosen procedures (open auction, electronic auction), being promising ones, still have some drawbacks and the practice of law enforcement showed it clearly. The article also presents the process of public procurement stage by stage. 3 figures. 4 tables. 2 sources.
Key words: public procurement; bidding; auction; procurement procedures; government order; invitation to tender; order placement.
Во время проведения в России экономических реформ конца 90-х годов прошлого столетия государство провозгласило принцип конкурсного размещения заказов. Свое отражение данный принцип нашел в Указе Президента РФ от 08.04.1997г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», с которого и начала формироваться система государственного заказа.
Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственных ведомств, организаций и учреждений для осуществления государственных функций, выступают в качестве одного из важных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочном периоде и обеспечения притока инвестиций в приоритетные ее отрасли.
Увеличение объемов госзаказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимули-
1Батуева Дина Игоревна, аспирант, тел.: 89085916586, e-mail: [email protected] Batueva Dina, Postgraduate, tel.: 89085916586, e-mail: [email protected]
рования национальных производителей и регулирования структуры отраслевой и региональной экономики. Закупки товаров, работ и услуг в сфере государственного управления составляют весьма значимую часть бюджетных расходов государства - в среднем 15-30% от ВВП. Учитывая, что в данной сфере сосредоточены значительные финансовые средства, принятие Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) было крайне важно и своевременно. Закон детально регламентирует действия сторон при закупках для государственных и муниципальных нужд от момента принятия решения о размещении заказа до заключения контракта.
Прошло шесть лет с момента вступления в силу Закона о размещении заказов. Это была одна из наиболее радикальных реформ второй половины 2000-х годов, затронувшая массу экономических агентов. Итоги проведенных тогда преобразований трудно оценить однозначно.
Несомненно, позитивным результатом реформы является то, что госзакупки состоялись как институт. До 2005 года в данной сфере действовали лишь декларативные нормативные акты. Благодаря Закону о размещении заказов в России возникла система норм государственного регулирования госзакупок - вместе с механизмами санкций за нарушение этих норм.
Правоприменительная практика показала необходимость корректировки Закона о размещении заказов. За время его действия изменения вносились около 22 раз, и все же реформирование сферы закупок еще не завершено. Как раз практика правоприменения в течение 2006-2010 годов, во многих случаях противоречивая по своим последствиям, дает основание сегодня ставить вопрос о том, как сделать регулирование госзакупок более эффективным и как обеспечить переход всей системы госзакупок на новый этап развития.
К числу основных целей, стоящих перед системой размещения заказов, относятся:
- необходимость повысить эффективность размещения заказов,
- сделать участие в нем доступным для широких предпринимательских кругов,
- выработать методику определения эффективности госзакупок,
- сократить базу для злоупотреблений и коррупции.
Закупочная деятельность и размещение заказов -это важнейшие государственные функции. По тому, насколько государство справляется с этими задачами, можно судить об эффективности его работы в целом.
Действующее законодательство и сложившаяся практика, к сожалению, пока не позволяют в полной мере достичь основной цели - обеспечить своевременную закупку качественных товаров, работ и услуг по оптимальной цене. Сегодня размещение заказов для государственных и муниципальных нужд стало неотъемлемой частью управления экономикой страны как на федеральном, так и на региональном уровнях.
То, что характерно для системы государственных закупок в целом, характерно и для его регионального уровня. Чтобы проследить основные тенденции, присущие этому сектору экономики, мы проанализировали рынок госзакупок в Республике Бурятия.
Для анализа были взяты данные за 2008-2010гг., размещенные на официальном сайте Республиканского агентства по госзакупкам Республики Бурятия www.burzakup.ru, которое является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия [1].
Полученные данные представлены в табл. 1 и 2.
Анализируя приведенные таблицы, можно сделать вывод о том, что количество планируемых закупок в денежном выражении с 2008г. по 2010 г. держится на стабильном уровне в 11 500 млн рублей. Между тем, количество осваиваемых средств, выделяемых на государственные закупки, постоянно увеличивается. Так, если в 2008г. начальная цена по состоявшимся торгам составила 323 млн руб., в 2009г.- 6 486,3 млн руб., в 2010г. эта цифра составила 9 725,5 млн руб. Эти цифры говорят о том, что государственный заказчик стал эффективнее осваивать выделяемые денежные средства на государственные закупки.
Таблица 1
Типы размещения госзаказа по количеству процедур (шт.)_
Тип размещения заказа 2008 2009 2010
Объявленные Завершенные Объявленные Завершенные Объявленные Завершенные
Открытый конкурс 399 235 265 236 233 191
Открытый аукцион 970 904 782 750 1119 884
Аукцион в электронной форме 243 221 426 420 199 197
Запросы котировок 2402 2340 3137 3037 3225 3025
Закупка у единственного поставщика — --- — --- — —
Всего 4014 3700 4610 4443 4776 4297
Таблица 2
Типы размещения госзаказа в денежном выражении (тыс.руб.)_
Тип размещения заказа 2008 2009 2010
Начальная цена контрактов Нач. цена по состоявшимся торгам Предложенная (заключенная) цена Экономия бюджетных средств Начальная цена контрактов Нач. цена по состоявшимся торгам Предложенная (заключенная) цена Экономия бюджетных средств Начальная цена контрактов Нач. цена по состоявшимся торгам Предложенная (заключенная) цена Экономия бюджетных средств
Открытый конкурс 1 511 832, 4 0 0 0 2 749 777, 2 1 678 709,9 1 315 721,96 362 987,97 505 010,2 422 853,1 372 199,4 50 653,7
Открытый аукцион 8 932 006,7 164 899,8 148 845,5 16 054,3 7 007 194, 4 4 341 251,1 3 790 230,6 551 020,5 10 082 007,5 8 440 473,1 8 141 157,7 299 315,5
Аукцион в электронной форме 273 805,8 157 967,2 135 156,7 22 810,5 581 726,4 466 093,8 399 452,2 66 641,6 314 053,0 246 975,0 219 749,1 27 226,0
Запросы котировок 718 118, 2 0 0 0 1 122 101,5 245,0 240,0 5,0 811 313,0 615 217,5 490 695,8 124 521,7
Закупка у единственного поставщика ---- ---- ---- ---- ---- ----
Всего 11 435 763 322 867 284 002,2 38 864,8 11 460 799,5 6 486 299, 8 5 505 644,8 980 655,0 11 712 383,8 9 725 518,7 9 223 802,0 501 716,7
Что касается самих типов размещения заказа, так путем запроса котировок в 2009г. объявлено было 3137 торгов, они составили 68,04% процедур и 67,5% в 2010г. Соответственно, разница 0,5%, что является не столь существенным изменением и сопоставимо с открытым конкурсом. Денежное выражение запроса котировок 9,77% от общей суммы процедур и в 2010г. - 6,8%, следовательно, разница 3%. В этом секторе изменения оказались не столь значительными, как при размещении заказов путем проведения открытого конкурса, но, тем не менее, тенденция уменьшения как количественных, так и денежных показателей прослеживается.
По закупкам у единственного поставщика официальный сайт госзакупок РБ не предоставляет данных, так как заказчик проводит эту процедуру напрямую с поставщиком.
Путем проведения открытого конкурса в 2009г. было объявлено 265 процедур, что составило 5,75% от общего количества (4610). В 2010г. эта цифра составила 233 процедуры, или 4,88%. Следовательно, заказчик сократил размещение заказов путем проведения открытых конкурсов на 1 %. В денежном же выражении это выглядит как 24,35% от суммы, на которую были объявлены торги в 2009г., и 4,3 % в 2010г. Разница составила 20%. Таким образом, если количество процедур уменьшилось всего на 1 %, а денежное содержание на 20%, значит суммы, на которые объявлялись торги путем проведения открытого конкурса, уменьшились значительно.
Открытый конкурс по популярности среди заказчиков занимает важное место при выборе процедуры, по которой будут проходить закупки. Так как у заказчика появляется возможность выбирать победителем того участника, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер, а не наиболее низкую цену исполнения контракта, как при аукционе. Но и аукцион, и конкурс по временным и трансакционным затратам, конечно, проигрывают запросу котировок, размещению заказа у единственного поставщика. Бо-
лее дешевые и быстрые процедуры размещения заказа ограничены суммами, на которые может быть размещен заказ этими способами.
Для целей нашей работы при проведении анализа мы объединили открытый аукцион и аукцион в электронной форме, и они представлены ниже как аукцион. Итак, 26,2% аукционов в 2009г. и 27,6% в 2010г. Количество процедур увеличилось на 1,4 %. Что же касается денежного выражения, то здесь разница составила 22,6%, так как в 2009г. было объявлено 66,3% торгов путем проведения аукциона, а в 2010г. - 88,9%. Из этого видно, что те 20%, на которые уменьшился открытый конкурс, перешли к аукциону.
Итак, цель увеличить объемы аукционных закупок была достигнута в 2010г. Но как видно из таблиц, внутри самого аукциона проведение электронного аукциона уменьшилось с 426 в 2009г. до 199 в 2010г. В процентном соотношении электронный аукцион потерял в 2010г. 5%, так как его показатели в 2009г. составили 9,2%, а в 2010г. - 4,2%. Полученный результат сопоставим с разницей, на которую увеличился открытый аукцион, а открытый аукцион составил 782 процедуры в 2009г. и 1119 в 2010г., то есть вырос с 17% до 23,4%, значит, увеличился на 6,4%.
Так отчего проведение электронных аукционов не нашло пока должного отклика как среди заказчиков, так и среди поставщиков? Действующее законодательство практически не учитывает специфику региональных и муниципальных заказов. Зачастую суммы закупок для нужд регионов и муниципалитетов настолько малы, что не представляют интереса для игроков (участников) на федеральных электронных площадках. За эти заказы охотнее бы взялся малый бизнес, однако его участие в торгах на федеральных площадках сопряжено с дополнительными организационными и финансовыми затратами.
Это может быть и низкая компьютерная и закупочная грамотность поставщиков и заказчиков, отсутствие их активности в ситуации перехода от «ручного» режима управления закупками на электронный. Поскольку низкая стартовая конкуренция сравнима с низкой
конкуренцией на выходе (разница в пределах 5-10 %), что незначительно сказывается на результате, можно предположить, что ключевая проблема в проведении электронных аукционов пока не в «жестком» поведении заказчика, а в отсутствии активности поставщиков. Причина этого явления может быть в несоответствии объявляемых заказчиком цен ситуации на рынке, в замораживании активности субъектов малого предпринимательства, которые не могут «заморозить» оборотные средства в качестве обеспечения заявки на счете электронной площадки, которая не несет ответственности за сбои в своей работе [2].
Одним из самостоятельных результатов проведенного нами мониторинга является выделение наиболее часто закупаемых товаров, работ и услуг в Республике. Нами было выделено 11 таких групп. Официальный сайт Республиканского агентства по госзакупкам РБ предлагает классификацию, состоящую из 32 групп. Мы укрупнили предложенные группы в связи с их смежностью и в целях повышения наглядности материала.
Итак: 1 группу составили продукты питания, 2 -транспортные средства, 3 - ГСМ, куда также вошло топливо, 4 - строительный подряд и ПИР (проектно-изыскательские работы), эта группа объединила в себе строительные работы, строительные материалы, проектно-изыскательские работы и научно-исследовательские работы, 5 - медикаменты и медо-борудование (медоборудование, лекарственные средства и изделия медицинского назначения), 6 - ЭВМ и оргтехника (компьютерная техника и программные средства), 7 - оборудование (оборудование и ремонт оборудования и техническое обслуживание), 8 - услуги непроизводственной сферы и связи: сюда вошли услуги информационные, образовательные, транспортные, ЖКХ, охраны, питания, связи, социальной сферы, страхования, услуги, связанные с недвижимостью, 9 - полиграфия и книги (книгоиздательская и печатная продукция, канцелярские товары), 10 - мебель, 11- прочее.
Самую большую часть лотов - 56,1% составил строительный подряд и ПИР. 15,74% составил пункт прочие (товары, работы, услуги), 10, 95% - медикаменты и медицинское оборудование.
Из приведенных табл. 3, 4 и рис.1, 2 видно, что аукцион в электронной форме в 2010г. в общем объеме закупок и аукциона в частности не занял основных, сильных позиций, как среди заказчиков, так и среди поставщиков. Что нам принесет анализ 2011г.? Именно сегодня стоит вопрос о координальных изменениях в системе госзаказа.
Что она затронет в первую очередь? Вот как процесс закупочной деятельности выглядел изначально в Федеральном законе от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Как показано на рис.3, процесс государственной закупочной деятельности состоит из шести этапов. Выделение данных этапов носит достаточно формальный характер, так как все они между собой очень тесно взаимосвязаны.
Таблица3
Группы закупок, размещенных путем проведения
отк рытого аукциона
Группы закупок Открытый аукцион (руб.) % % от Аукциона
Продукты 280 726 381,87 2,78 2,72
Транспортные средства 203 783 722,00 2,02 1,97
ГСМ 211 481 434,44 2,1 2,05
Строительный подряд и ПИР 5 798 141 890,33 57,51 56,1
Медикаменты и медоборудование 1 131 473 755,80 11,22 10,95
ЭВМ и оргтехника 33 663 454,00 0,33 0,33
Оборудование 253 669 138,58 2,52 2,45
Услуги непроизводственной сферы и связи 492 645 140,61 4,89 4,77
Полиграфия и книги 16 874 367,40 0,17 0,16
Мебель 32 310 984,20 0,32 0,31
Прочие 1 626 727 234,57 16,14 15,74
Итого 10 081 497 503,80 100 97,54
60
50
40
30
20
10
■ ■ ■
Ряд1
ПН
123456789 10 11
Рис. 1. Группы закупок, размещенных путем проведения открытого аукциона
Первый этап - это выявление потребности в товарах, работах или услугах, то есть определение тех нужд, удовлетворение которых необходимо для осуществления своих функций и полномочий государственными, муниципальными заказчиками. Все потребности, как правило, выявляются в ходе работы /исполнения своих обязанностей получателями, распорядителями бюджетных средств. Основной целью при проведении закупочной кампании, если ее сформулировать в наиболее общем виде, является обеспечение заданного результата (приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества) с наименьшими затратами. Для этого покупатель должен найти поставщика, который в состоянии предложить ему минимальную цену за продаваемые ресурсы. На поиск такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводи-
0
мые в рамках организации и проведения закупочной кампании. В случае необходимости, кроме основного требования - минимальной цены, задаются и некоторые ограничения, определяющие дополнительные требования покупателя к поставляемому товару и характеру самой поставки. Они могут включать требования к качеству продукции, срокам поставки, формам и срокам платежей и т.п.
1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
Федерации, орган местного самоуправления, созданный для осуществления функций по размещению заказов для государственных или муниципальных за-
Таблица4
Группы закупок, размещенных путем проведения электронного аукциона
1.1,
Ряд1
I I I I I I I I I I I
123456789 10 11 Рис.2. Группы закупок, размещенных путем проведения электронного аукциона
На втором этапе при формировании заказа происходит формулирование технического задания, составление сметы и соответственно определение начальной цены контракта. Этим занимается как сам бюджетный распорядитель или уполномоченный на то орган - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской
Группы закупок Электронный аукцион (руб.) % % от аукциона
Продукты 32 021 312,20 12,61 0,31
Транспортные средства 6 661 000,00 2,62 0,06
ГСМ 33 386 614,59 13,15 0,32
Строительный подряд и ПИР 11 426 322,00 4,50 0,11
Медикаменты и медоборудование 142 530 149,58 56,12 1,38
ЭВМ и оргтехника 4 997 918,00 1,97 0,05
Оборудование 2 409 411,52 0,95 0,02
Услуги непроизводственной сферы и связи 10 354 100,00 4,08 0,10
Полиграфия и книги 1 804 815,00 0,71 0,02
Мебель 980 800,00 0,39 0,01
Прочие 7 412 392,60 2,92 0,07
Итого 253 984 835,49 100,00 2,46
казчиков. Уполномоченный орган не обладает полномочиями по подписанию государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му-
Рис.3. Процесс государственной закупочной деятельности
ниципальных нужд. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги заказчик, уполномоченный орган, создает конкурсную, аукционную или котировочную комиссию. Заказчик, уполномоченный орган, вправе создать единую комиссию.
Выбор процедуры, по которой будет происходить закупка и ее подготовка. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. В случае если начальная цена контракта не превышает 1 млн рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети «Интернет».
Конкурс, аукцион могут быть открытыми и закрытыми. Закрытый конкурс, аукцион проводятся исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Размещение заказа у единственного поставщика -способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Данный способ размещения заказа осуществляется в случаях, указанных в статье 55 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Заключается договор энергоснабжения, или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, выполняются работы по мо-
билизационной подготовке в Российской Федерации. Представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе или котировочная заявка, только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона, участвовал только один участник аукциона и др.[3].
Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах.
Четвертый этап государственной закупочной деятельности заключается в проведении выбранной процедуры и заключении контракта. Под государственным или муниципальным договором понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Пятый этап непосредственно исполнение контракта. Этой стадии присущи следующие особенности: невозможность адаптации контракта к изменению внешних условий, поставка товара ненадлежащего качества при формальном выполнении требований технического задания, срыв сроков поставки и другие. Эти проблемы не являются характерной чертой государственной закупочной деятельности, они присущи большинству сделок, но так как эти сделки заключаются для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, это накладывает на них определенный отпечаток. Что будет рассмотрено в нашей работе далее.
Шестую стадию мы назвали определение результатов. На этой стадии государственный заказчик подводит итоги проведенной работы. Здесь происходит внесение исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков, в случае если тот ненадлежащим образом исполнил контракт,- расторжение контракта. Реальная экономия бюджетных средств, полнота удовлетворения государственных, муниципальных нужд.
До недавнего времени государственные закупки в Российской Федерации использовались органами власти для проведения лишь одного типа экономической политики - экономии бюджетных средств. Однако последние изменения в нормативно-правовом регулировании, необходимость в модернизации экономики выявили необходимость в коренном изменении в подходе государства к тому, как и на что тратятся государственные средства, как осуществляется контроль за расходами, а также, какими инструментами влияния на экономику органы власти обладают, используют государственные закупки.
Изменение (совершенствование, преобразование) данной схемы возможно путем соединения функций уполномоченного органа и специализированной организации, расширения их полномочий и ответственности (составление профессионалами сметной документации, конкурсной документации), а также нет необходимости в процедурах, которые нежизнеспособны, не применяются на практике, как закупки на товарных биржах.
Системное совершенствование законодательства в этой сфере должно проходить по нескольким направлениям.
Во-первых, это создание системы определения справедливой цены товара, работы или услуги. При этом при осуществлении госзакупок мы не можем ставить во главу угла только снижение цены. Наша задача - закупить наилучший товар у лучшего поставщика. Экономию бюджетных средств в ущерб качеству и срокам поставки или выполнения работ нельзя рассматривать в качестве положительного эффекта.
Во-вторых, это повышение ответственности заказчика за достигнутый результат. Сегодня все сосредоточились исключительно на процедурах. Выполнены
все процедуры - значит, все в порядке. А ведь главное внимание должно быть уделено именно результату закупочной деятельности. Для этого мы должны предоставить большие возможности заказчику, а именно: определять способы закупки, устанавливать дополнительные требования и спрашивать с подрядчика за достигнутый результат.
Сами же процедуры размещения заказа необходимо совершенствовать. Следует предусмотреть многообразие форм закупок и требований к участникам размещения заказа, в том числе квалификационных, с учетом специфики закупаемых товаров, работ или услуг.
Библиографический список
1. www.burzakup.ru ных нужд: ФЗ РФ от 21.07.2005г. №94-ФЗ //СПС «Консуль-
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение тант-Плюс» работ, оказание услуг для государственных и муниципаль-
УДК 629.113.001
БРЭНДИНГ КАК СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ
Л _ о
Л.А.Воронина1, Ю.И.Новикова2
1Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. 2Южный институт менеджмента, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 216.
Проведен анализ синтетических маркетинговых коммуникаций торговых компаний, интеграция понятий «торговая марка», «брэндинг», их влияние на узнаваемость продукта и формирование упаковки, а также ее влияние на покупательское предпочтение и конкурентоспособность компании на рынке. Анализируется деятельность торговых компаний на предмет сравнения параметров упаковки для групп потребителей: новичков и приверженцев, а также приведены основные характеристики упаковки как конкурентоспособного показателя при позиционировании на рынке, а также привлечения потребителей. Выявлены преимущественные свойства упаковки, которые приведут к узнаваемости брэнда и позволят завоевать рынок. Табл. 2. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: брэнд; брэндинг; синтетические маркетинговые коммуникации; торговая марка; фирменный стиль; торговые компании.
BRANDING AS A SYNTHETIC TOOL OF THE MARKETING STRATEGY OF TRADING COMPANIES L.A.Voronina, Yu.I. Novikova
Kuban State University,
149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040.
Southern Institute of Management,
216 Stavropolsskaya St., Krasnodar, 350040.
The authors carried out the analysis of synthetic marketing communications of trading companies, the integration of the concepts of trade mark and branding, their influence on the product awareness and packaging development, as well as its effect on consumer's preferences and competitiveness of the company in the market. The activity of trading companies is analyzed in order to compare the parameters of packaging for consumer groups: beginners and supporters. Moreover the basic characteristics of packaging as a competitive parameter in positioning in the market and attracting customers are given. The advantageous properties of packaging are revealed. The last will lead to brand awareness and enable to win the market. 2 tables. 11 sources.
Key words: brand; branding; synthetic marketing communications; trade mark; corporate style; trading companies.
1 Воронина Людмила Анфимовна, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и предпринимательства, e-mail: [email protected]
Voronina Lyudmila, Doctor of Economics, Professor of the Department of World Economy and Business, e-mail: [email protected]
2Новикова Юлия Игоревна, аспирант, тел.: 79883864220, e-mail: [email protected] Novikova Yuliya, Postgraduate, tel.: 79883864220, e-mail: [email protected]