4. Егоров Ю.Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. III Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 1995. - С. 101-103.
5. Краевский В. В. Дидактические основания определения содержания учебника / В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника: Просвещение. - М., 1980. - Вып. 8. - С. 34-39.
6. Кузьмина Н. В. Понятие "Педагогическая система" и критерии ее оценки: (Методы систем. Пед. исследования) / Н. В. Кузьмина; Высшая щкола.- М., 1980.- С. 618.
7. Матрусов И.С. Некоторые пути совершенствования содержания общего среднего образования: Перспективы развития содержания общего среднего образования / И.С. Матрусов В.С. Леднев : НИИ содержания и методов обучения.-М.,1974.- Вып.1. - С. 3-28.
60. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии, 2000. - №2. - С. 43-52.
9. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. / Под ред. А.В. Петровского, Н.Н. Нечаева. - М.: Педагогика, 1987.
10. Салтоковская Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе, 2007. - №7. - С. 7-11.
11. Hobbs R. Expanding the Concept of Literacy // Kubey R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. - New Brunswick, London, 1997. - PP. 169-170.
Валиахметова И. Д. магистрант 2 года обучения ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Россия, г. Уфа
СОСТОЯНИЕ ГОСАППАРАТА РОССИИ ПРИ ИМПЕРАТРИЦЕ
ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ Аннотация: статья посвящена времени правления российской императрицы Елизаветы Петровны. Рассматриваются идеи и задачи, которые ставила перед собой императрица при управлении страной.
Ключевые слова: Россия, XVIII век, Елизавета Петровна, госаппарат, политика, управление.
Идея о преемственности «начал Петра» Елизаветой сочеталась с двумя концепциями.
Во-первых, с приходом к власти Елизаветы осуществляется политическая канонизация Петра Великого. Его личность и дела расценивались однозначно - как ниспосланное небом благо для России.
Во-вторых, пропагандой Елизаветы оформляется крайне негативная оценка периода истории России от смерти Екатерины I и до восшествия на престол Елизаветы. Эти 14 лет расценивались как время мрака, упадка страны
[1, с.74]. Этим утверждениям не мешало даже, например, то, что в стране за эти самые годы выпуск чугуна и железа вырос в 2 раза.
Первейшую задачу Елизавета видела в восстановлении государственных институтов и законодательства в том виде, в котором они были при Петре I. В Указе от 12 ноября 1741 года - центральном указе реставрационного характера категорическим образом предписывалось все указы и постановления Петра «наикрепчайше содержать и по них неотменно поступать во всех правительствах государства нашего». Императрица в глубоком представлении перед делами великого отца своего представляла себе его работу над государственным строительством настолько совершенной, что одного последовательного и добросовестного проведения в жизнь его узаконений достаточно для понятия благоденствия в государстве. Дело правительства его дочери - дело реставрации, а не творчества [1, с.78].
Елизавета искренне желала вернуться назад к порядкам Петра, хотя в управлении государством не было определенной программы, а его идеи не всегда соблюдались и не развивались. Но одновременно с реставрационными усилиями, однозначно обреченными на провал, Елизавета и ее сподвижники внесли в государственное устройство принципиально новые черты. В отличие от режима Анны Иоанновны, Елизавета пошла по пути рассредоточения власти. На первый взгляд это напоминало Петровскую коллегиальность, но дело обстояло сложнее. В основе петровской коллегиальности лежало желание, не сколько демократизировать управление, сколько надежда создать еще один способ тотального контроля подданных. Практика Петра не давала в его отсутствие сосредоточиться слишком большой власти в одних руках.
Елизаветинская коллегиальность была несколько иного рода. При дворе было образовано «министерское и генералитетское собрание», которое занималось главным образом внешними делами. Указом от 12 декабря 1741 года явился именной указ, в котором императрица повелела, чтоб правительствующий сенат имел прежнюю свою власть как при Петре Великом; повелевала все указы и регламенты Петра Великого наикрепчайше содержать и по них неотменно поступать [4, с.142]. Фактически же, Сенат имел гораздо больше полномочий, нежели при Петре. Елизаветинский Сенат не только обладал законодательной властью и являлся высшей судебной инстанцией, но и назначал губернаторов и всю высшую провинциальную администрацию, то есть в значительной мере контролировал страну.
Постоянные заявления о верности правительства Елизаветы «началам» Петра служили, прежде всего, целям упрочнения власти императрицы. Наиболее выпукло «верность» Елизаветы принципам политики Петра показывает ее отношении к любимому детищу Петра - военно-морскому флоту. Так, если в 1733 году на Балтике Россия имела 37 линейных кораблей и 15 фрегатов, то в 1757 году число кораблей сократилось до 27, а фрегатов до 8, причем состояние их было удручающе. Эскадры годами не выходили в моря, и первая же морская кампания в Семилетнюю войну показала почти
полную непригодность флота, который больше боялся свежего ветра, чем неприятеля; корабли теряли прогнивший рангоут, давали течь, тонули.
Практика довольно скоро показала, что реставрировать прошлое, а также жить по его законам, невозможно. Елизавета под влиянием очевидной необходимости была вынуждена согласится с доводами П.И. Шувалова и признать, что «нравы и обычаи изменяются в течение времени, почему необходимо перемена в законах» [1, а79]. Несомненно неудачу «реставрационной» политики Елизаветы предопределило то, что она следовала не по духу, а по букве законодательства Петра, слепо копируя его систему правления. Это неизбежно лишало ее политику динамизма, так необходимого в то время.
В первые годы царствования Елизаветы Петровны то и дело открывались новые заговоры, которые открывались по двум причинам: из-за преувеличенного страха перед восстановлением Браунгшвейской династии, и из-за интриг лиц, приближенных к Елизавете и борющихся за власть.
Чтобы упрочнить престол за собой и за потомством своего отца, Елизавета поспешила возвратить в Петербург своего племянника Карла-Петра Ульриха - сына Анны Петровна и герцога Голштинского. 7 ноября 1742 года он был провозглашен наследником престола. Перед тем он принял православие с именем Петра Федоровича; было приказано к его имени добавлять: внук Петра Великого [3, а159].
Первое время по вступлении на престол Елизавета сама принимала деятельное участие в государственных делах. Благоговея перед памятью отца, она хотела править страной в духе его традиций. Однако ее энтузиазма хватило ненадолго, почти всецело уйдя в придворную жизнь, с ее весельем и интригами, передала управление государством в руки своих фаворитов. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международные отношения тогдашней Европы, и понять дипломатические хитросплетения своего канцлера Бестужева-Рюмина. Но в своих внутренних покоях она создала себе особое политическое окружение из приживалок и рассказчиц, сплетниц, где премьером была Мавра Егоровна Шувалова. Предметами занятий этого кабинета были сплетни, россказни, наушничества, всякие каверзы и травля придворных друг против друга, доставлявшая Елизавете великое удовольствие. Все дела Елизавете подавались через какую-то Елизавету Ивановну, которую так и звали министром иностранных дел [2, ^314].
Не имея блестящих способностей, образования, опытности и привычки к делам правительственным, Елизавета не могла иметь самостоятельных мнений и взглядов, исключая тех случаев, когда она руководствовалась чувством [4, а167].
Использованные источники:
1. Анисимов Е.В.. В борьбе за власть. Страницы политической истории
XVIII века. М. 1988 г.
2. Ключевский О.. Курс русской истории. Часть IV. М. 1989 г.
3. Мячин А.Н.. Мир русской истории. М. 1997 г.
4. Соловьев С.М.. История России с древнейших времен. книга XII. М.
1963 г.
Волков А.А., д.т.н. профессор Силка Д.Н., д.э.н. профессор Лебедев К.А., д.э.н.
доцент
Московский государственный строительный университет КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ЖИЗНИ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Установлено, что в высокотехнологическом информационном обществе качество образования является ключевым аргументом в обеспечении такого уровня жизненной и профессиональной компетентности человека, который бы удовлетворял потребности развития, а также нужды общества и государства в социально активных гражданах и высококвалифицированных специалистах.
Ключевые слова: качество, образование, инновации, программа, проблема, развитие.
Качественное образование рассматривается в наше время как один из основных индикаторов качества жизни, инструмент социального и культурного согласия и экономического роста [1, 3]. Не случайно среди характеристик так называемого индекса развития человеческого потенциала, по которому Программа развития ООН сравнивает уровень социального и экономического развития стран, показатель образовательной деятельности, является одним из трех основных индикаторов (благосостояние, образование и здоровье) в интегрированной оценке качества человеческой жизни.
Проблему качества образования справедливо связывают с развитием информационного общества, в котором опережающее развитие общественного интеллекта и системы образования становятся решающим фактором человечества прогресса. Информация в этих условиях приобретает наибольшую ценность я является стратегическим продуктом государств.
Поэтому в высокотехнологическом информационном обществе качество образования является ключевым аргументом в обеспечении такого уровня жизненной и профессиональной компетентности человека, который бы удовлетворял потребности развития, а также нужды общества и государства в социально активных гражданах и высококвалифицированных специалистах.