УДК 311
JEL 030
DOI 10.26425/1816-4277-2019-5-151-158
Хабиб Марина Далхатовна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация e-mail: marina-khabib@mail. ru
Теплякова Марина Юрьевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация e-mail: teplyakova-marina@yandex. ru
Краснов Евгений Владимирович
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Khabib Marina
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Teplyakova Marina
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia
e-mail: teplyakova-marina@yandex. ru
Krasnov Evgenii
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Темой статьи являются значимость и особенности финансирования науки в Российской Федерации. Представлены результаты сравнения макроэкономических показателей финансирования науки в разных странах. Рассмотрена система показателей, применяемая в российской статистической практике. Выполнен анализ источников финансирования по секторам науки. Особое внимание уделено изучению внутренних затрат на исследования и разработки в разрезе различных группировок: по формам собственности, видам экономической деятельности, видам затрат, направлениям развития науки, техники и технологий, социально-экономическим целям, направлениям развития экономики и направлениям исследовательской деятельности.
Ключевые слова: наука, научные исследования и разработки, источники финансирования, система показателей, международные сопоставления.
Цитирование: Хабиб М.Д., Теплякова М.Ю., Краснов Е.В. Состояние финансирования научных исследований в Российской Федерации на современном этапе//Вестник университета. 2019. № 5. С. 151-158.
THE STATUS OF RESEARCH FUNDING IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE MODERN STAGE
Abstract. The topic of the article is the importance and features of science financing in the Russian Federation. The results of a comparison of macroeconomic indicators of science financing in different countries have been presented. The system of indicators used in the Russian statistical practice has been considered. The sources of funding for the sectors of science have been analyzed. Particular attention has been paid to the study of domestic research and development costs in the context of various groups: by ownership, by economic activity, by type of expenditure, by areas of science, technique and technology, by socio-economic goals, areas of economic development and research areas .
Keywords: science, research and development, funding sources, scorecards, international comparisons
For citation: Khabib M.D., Teplyakova M.Yu., Krasnov E.V. The status of research funding in the Russian Federation at the modern stage (2019) Vestnik universiteta, I. 5, pp. 151-158. doi: 10.26425/1816-42772019-5-151-158
Состояние финансирования науки в любом государстве определяет его научный потенциал и эффективность проводимой на государственном уровне научно-технической политики. Научные исследования и разработки формируют потенциал, обеспечивающий устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Следовательно, вопросы финансирования научных исследований и разработок должны быть приоритетными на государственном уровне.
В настоящее время государственная политика Российской Федерации (далее - РФ) в научной сфере закреплена в ряде Федеральных законов и Указов Президента, а именно: «О науке и государственной научно-технической политике», «О доктрине развития российской науки» и др. [1; 2]. В них определены и сформулированы основные цели, задачи и принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики.
Исследование финансирования науки предполагает рассмотрение ее информационных источников и анализ данных, опубликованных в открытом доступе. В России практическое изучение развития научных исследований и разработок началось с 1991 г. В настоящее время в соответствии с Методологией Росстата в составе источников финансирования исследований и разработок рассматриваются: средства бюджета; средства
© Хабиб М.Д., Теплякова М.Ю., Краснов Е.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
внебюджетных фондов; средства иностранных источников; средства организаций государственного сектора; средства организаций предпринимательского сектора; средства организаций сектора высшего образования; средства частных некоммерческих организаций; собственные средства организаций.
В большинстве стран мира государственное финансирование научных исследований является основным инструментом развития научного сектора. Однако для экономически развитых стран характерна тенденция финансирования научных исследований и разработок из средств предпринимательского сектора. Так, в 2016 г. в Германии соотношение финансирования из государственного бюджета и сектора предпринимательства составляло 27,9 % и 65,6 %, во Франции - 34,8 % и 54,0 %, в Финляндии - 28,9 % и 54,8 % соответственно.
У науки РФ средства государственного бюджета всегда были главным источником финансирования как в советский, так и в постсоветский периоды. Причем за 2000-2016 гг. их удельный вес с 54,8 % вырос до 68,2 %, в то же время доля финансирования из средств предпринимательского сектора не превышала весь период 30 %.
С 2000 г. ассигнования на гражданскую науку в РФ из средств федерального бюджета в действующих ценах постоянно увеличивались, и к 2015 г. их объем составил 439 392,8 млн руб., что превысило уровень 2000 г. в 25,3 раза. В среднем ежегодно прирост ассигнований составлял 28,2 %. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что последствия последнего мирового финансового кризиса отразились и на динамике данного показателя в абсолютном выражении: в 2017 г. их объем составил 377 882,2 млн руб., то есть на 3,3 % меньше, чем в 2015 г.
В период с 2000 г. по 2017 г. объем государственных расходов на гражданскую науку вырос в 21,7 раз; в том числе на фундаментальные исследования - в 14,2 раз, а на прикладные научные исследования -в 28,4 раза. Начиная с 2000 г. в составе расходов на гражданскую науку выявлена тенденция роста доли расходов на прикладные исследования с 52,8 % до 69,0 %, что свидетельствует о заинтересованности государства в техническом и технологическом обновлении экономики. В то же время доля бюджетных расходов на фундаментальные исследования снизилась с 47,2 % 31,0 % в 2017 г., что противоречит основному принципу государственной научно-технической политики об обеспечении приоритетного государственного финансирования фундаментальных исследований.
Фундаментальные исследования по своей сути не имеют коммерческой направленности и государство эти исследования должно всесторонне поддерживать. Такой подход закреплен в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [1]. В нем в качестве основных принципов государственной научно-технической политики определена «гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований» и закреплено, что «основным источником финансирования фундаментальных научных исследований являются средства федерального бюджета и средства фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности».
Значительные объемы бюджетных вливаний в науку с достаточно высокой интенсивностью не в полной мере отражают картину ее финансирования. Поэтому для более полного анализа применяется доля расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета к расходам федерального бюджета и к объему валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
За 2000-2017 гг. в РФ объем бюджетных ассигнований на науку в процентах к расходам государственного бюджета вырос с 1,69 % до 2,3 %, а в процентах к ВВП - с 0,24 % до 0,41 %. Однако эти цифры несопоставимы с объемом государственных расходов на науку в 1991 г., которые составляли 1 % к ВВП и 3,9 % к расходной части бюджета. Можно сказать, что уровень государственного финансирования науки в России еще не восстановлен до уровня 1991 г. Данное обстоятельство указывает на недостаточность финансирования российской науки, несмотря на то, что «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» одним из основных макроэкономических индикаторов определены «расходы на научные исследования и разработки, которые к 2020 году они должны составить 3 % ВВП» [3].
В официальной статистике при международных сопоставлениях рассматриваются внутренние затраты на исследования и разработки, рассчитанные в долларах США по паритету покупательной способности национальных валют, а также их соотношение в процентах с объемом ВВП и в расчете на душу населения. Показатель объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в расчете на душу населения недостаточно целесообразен в статистике финансирования науки, лучше этот показатель рассчитывать в расчете на одного исследователя, но это невозможно из-за отсутствия единой международной методики сбора данных о численности научных кадров.
Положительная динамика роста внутренних затрат на исследования и разработки в РФ в 2000-2016 гг. в 3,7 раз, к сожалению, не привела ее к уровню этого показателя экономически развитых стран. Объемы внутренних затрат на исследования и разработки в 2016 г. превышали российские: в США — в 12,8 раз, в Японии -в 4,2 раза, в Германии - в 3 раза, а в Китае - в 11,3 раза (табл. 1).
Таблица 1
Внутренние затраты на исследования и разработки в России в сравнении
с зарубежными странами
Страна Всего, млрд долл. США* В % к ВВП В расчете на душу населения, долл. США
2000 г. 2005 г. 2016 г. 2000 г. 2005 г. 2016 г. 2000 г. 2005 г. 2016 г.
Россия 10,7 18,1 39,9 1,05 1,07 1,10 71,6 126,2 271,8
США 269,5 328,1 511,1 2,62 2,51 2,74 954,4 1109,3 1569,2
Финляндия 4,4 5,6 6,5 3,35 3,48 2,75 848,5 1077,2 1581,8
Япония 98,7 128,7 168,6 3,00 3,31 3,14 778,0 1007,0 1327,9
Германия 52,4 64,3 118,5 2,47 2,51 2,94 637,7 779,4 1441,3
Франция 33,0 39,2 62,2 2,15 2,11 2,25 543,4 641,1 960,8
Великобритания 27,9 34,1 47,2 1,79 1,70 1,69 473,1 566,1 722,4
Китай 27,0 85,7 451,2 0,90 1,32 2,12 21,3 65,5 327,2
* В расчете по паритету покупательной способности национальных валют Источник: [12]
Данная статистика говорит о постоянном увеличении в этих странах объемов научных исследований и разработок и их стремлении в увеличении своего научного потенциала. Особенно наглядно это видно на примере Китая его объем внутренних затрат на исследования и разработки за 2000-2016 гг. вырос в 16,7 раз.
Объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП в России в рассматриваемый период оставался на уровне чуть более 1,0 %, однако в расчете на душу населения объем внутренних затрат вырос в 3,8 раз, в то же время по сравнению с ведущими зарубежными странами у РФ эти показатели значительно ниже (табл. 2).
Таблица 2
Распределение финансирования исследований и разработок по секторам науки в 2016 г.
Источники
Получатели средства государства, % средства предпринимательского сектора, % иностранные источники, % прочие источники, %
Государственный сектор 40,9 10,4 40,5 6,3
Предпринимательский сектор 50,8 80,4 54,6 3,1
Сектор высшего образования 8,2 9,0 4,6 87,1
Сектор некоммерческих организаций 0,1 0,2 0,3 3,4
Источник: [7]
В связи с институциональными изменениями в экономике страны появились и другие источники финансирования научных исследований и разработок, выполняемых как организациями и учреждениями государственного сектора и высшей школы, так и структурами предпринимательского сектора и некоммерческими организациями. О таком изменении ситуации свидетельствует тот факт, что в середине 1990-х гг. на долю внебюджетных источников приходилось менее трети объема финансирования, а например, по данным
за 2016 г. — уже более половины. Такие изменения указывают на возросшую степень адаптации направленности научных исследований к современным условиям экономики и рынка [9].
В этой связи определенный интерес представляет анализ распределения источников и направлений финансирования исследований и разработок в РФ по секторам науки. Представленное в таблице 2 распределение финансовых средств по секторам науки в 2016 г. указывает, что наибольшая доля средств из всех источников направляется в предпринимательский сектор.
Соотношение состава источников финансирования обусловили появление ряда проблем. В частности, касающихся обеспечения их прозрачности и направленности по научным и исследовательским организациям. Кроме того, встает вопрос сравнительной оценки эффективности затрат в различных секторах науки, особенно если это затраты направлены на фундаментальные исследования [11].
Участие государства в финансировании научной деятельности в РФ происходит в нескольких формах: в качестве так называемого базового (финансирование по смете), программного и в форме грантов [8]. Причем в последние годы предпочтение было отдано финансированию через федеральные целевые программы и гранты.
В настоящее время реализуется около 50 федеральных целевых программ (далее — ФЦП), на которые было направлено порядка 30 % от общего объема ассигнований. Из них 95,7 % — приходится на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы», ориентированную на мероприятия по совершенствованию сектора исследований и разработок с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности в области прикладных исследований. Для достижения поставленных целей данной программой предусмотрено 239 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 202,2 млрд руб. [5].
В 2014 г. Правительством был пересмотрен существующий механизм финансирования «фундаментальных и поисковых научных исследований преимущественно за счет грантов» [4].
Объемы финансирования по грантам в РФ за 2010-2017 гг. увеличились в 3,1 раза и составили 22 597,5 млн руб., а объемы конкурсного (программного) финансирования соответственно в 1,4 раза (71 388,7 млн руб.). Следует отметить, что в 2014 г. объем финансирования научных исследований и разработок по грантам составлял 40 083 млн руб., а объем конкурсного (программного) финансирования — 94 464,3 млн руб., превышая соответствующие направления финансирования 2010 г. соответственно в 5,5 раз и 1,9 раз. Однако в 2015 г. объемы финансирования науки в данных направлениях снизились почти в два раза и в 2016 г. и 2017 г. они практически не изменялись. Удельный вес финансирования по грантам и конкурсного (программного) в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки еще остается незначительным. В 2017 г. он составил 2,2 % и 7,0 % соответственно.
Помимо финансирования из бюджета в настоящее время в РФ получила развитие относительно новая форма финансирования научных исследований с помощью предоставления налоговых льгот, которая также может составить значительные финансовые ресурсы для развития научной деятельности в России [6; 10].
В официальных статистических публикациях внутренние затраты на науку в РФ представлены в разрезе следующих группировок: «по видам экономической деятельности, по видам затрат, по направления развития науки, техники и технологий, по социально-экономическим целям, направлениям развития экономики и направлениям исследовательской деятельности» [12]. Это позволяет получить более полную картину финансирования научной деятельности в России.
Общий объем внутренних затрат на исследования и разработки организаций всех форм собственности за период с 2000 г. по 2017 г. в фактически действующих ценах неуклонно рос и к 2017 г. абсолютный прирост составил 942 455,3 млн руб., то есть их объем вырос более чем в 13 раз, что в среднем ежегодном исчислении составило 55 438,5 млн руб.
В динамике 2000-2017 гг. внутренних затрат на исследования и разработки наблюдается максимальный прирост их объема у организаций, имеющих государственную форму собственности. Он составил в абсолютном выражении 497 642,0 млн руб., что в среднем ежегодном исчислении составляет 29 273,1 млн руб. Причем основной рост наблюдался у организаций федеральной собственности, внутренние затраты на исследования и разработки которых составили в 2000 г. 55 150,4 млн руб., а в 2017 г. - 543 888,7 млн руб., то есть рост почти в 10 раз.
Существенное финансирование исследований и разработок наблюдается в организациях смешанной формы собственности. В 16 раз вырос объем внутренних затрат у организаций данной организационно-правовой
формы и составил к 2017 г. 204 497,9 млн руб. Аналогичная динамика внутренних затрат наблюдается по организациям частной формы собственности. Внутренние расходы на науку по этим организация за аналогичный период выросли в 36,6 раз.
Также в последние годы отмечена тенденция роста внутренних затрат на исследования и разработки и по организациям совместной российской и иностранной формы собственности. Они выросли в 2017 г. по сравнению с 2000 г. в 3,3 раза и составили 7 630,4 млн руб.
В соответствии с Указом Президента РФ «О доктрине развития российской науки» «для реализации важнейших стратегических задач развития экономики страны были созданы государственные корпорации, призванные обеспечить выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции» [2]. Внутренние затраты на науку организаций этой организационно-правовой формы в 2017 г. составили 60 722,7 млн руб., то есть по сравнению с началом их финансирования наблюдается рост более чем в 23 раза.
В качестве положительного сдвига также необходимо отметить устойчивый рост доли расходов в общем объеме внутренних затрат в организациях частной формы собственности с 6,5 % в 2000 г. до 17,8 % в 2017 г., а также увеличение доли в расходах на исследования и разработки государственных корпораций с 0,5 % в 2010 г. до 6,0 % в 2017 г.
Анализ динамики внутренних затрат на исследования и разработки в разрезе видов экономической деятельности был выполнен за 2000-2016 гг. Данные 2017 г. не рассматривались, так как в этот год была введена новая классификация видов экономической деятельности (ОКВЭД 2). Результаты проведенного анализа показали, что в ряде видов экономической деятельности, таких как: «строительство», «гостиницы и рестораны», «оптовая и розничная торговля»; «ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» финансирование научных исследований и разработок практически отсутствовало, а в организациях связанных с добычей природных ресурсов наблюдается снижение более чем в 20 раз [12].
Исследование динамики внутренних затрат на научные исследования по их характеру и видам выявило опережающий рост капитальных затрат по сравнению с текущими затратами, а также существенные сдвиги в увеличении их удельного веса в общем объеме внутренних затрат на 3,1 %-ный пункт в период с 2000 г. по 2017 г., что говорит о проведении мероприятий в данный период по развитию материально-технической базы науки.
При анализе структуры внутренних затрат по видам и изучении ее динамики было установлено, что статья затрат «оплата труда» имеет максимальный удельный вес в общем объеме внутренних затрат, при чем анализируемый период показал тенденцию его роста с 37,6 % в 2000 г. до 46,1 % в 2017 г. В то же время наблюдается снижение удельного веса по статье отчислений в фонды социального страхования (на 2,1 %-ных пункта) и по статье «другие материальные затраты на оборудование» ( на 4 %-ных пункта) [7; 12].
Анализ структуры внутренних затрат на науку по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий и их источникам в 2017 г. показал, что на научные исследования в сфере «энергоэффективности, энергосбережения, ядерной энергетики» приходилось 55,2 %, а на изучение «науки о жизни» — 72,1 %. В то же время на предпринимательский сектор по данным направлениям приходилось соответственно 23,1 % и 5,4 % средств на научные исследования. Следует отметить также существенное финансирование исследований предпринимательского сектора в этом году по направлению «рациональное природопользование».
Анализ внутренних затрат на исследования и разработки в РФ по приоритетным направлениям в 2017 г. показал, что большая часть средств по всем источникам направлялась на исследование и разработки транспортных и космических систем — 243140,5 млн. руб., что составляет 33,8 % от общего объема внутренних затрат. Из них средства федерального бюджета составили 59,6 %, организаций предпринимательского сектора - 14,1 %, средства организаций государственного сектора - 9,7 %.
Анализ структуры внутренних затрат по видам исследовательских работ за исследуемый период продемонстрировал снижение доли расходов на разработки - с 70,2 % в 2000 г. до 67,0 % в 2017 г., и незначительное увеличение доли расходов на прикладные и фундаментальные исследования соответственно на 1,8 п. п. и 1,5 п. п.
С 2010 г. в официальных статистических публикациях представляется структура распределения внутренних затрат на исследования и разработки в РФ по социально-экономическим целям. В результате ее анализа за 2010-2017 гг. выявлено, что «развитие экономики и поддержание ее конкурентоспособности» является приоритетным направлением. Удельный вес средств данного направления вырос с 35,0 %
в 2010 г. до 39,8 % в 2017 г. [12]. Наблюдается неуклонное снижение доли внутренних затрат на исследования и разработки, направляемые на общее развитие науки с 19,9 % в 2010 г. до 13,7 % в 2017 г., а на такие социально-экономические цели как: социальные, использование и исследование Земли и атмосферы, а также использование космоса в мирных целях в течение всего периода было израсходовано от четырех до пяти процентов всех внутренних затрат (рис. 1).
1 - развитие экономики; 2 - другие цели; 3 - общее развитие науки; 4 - социальные цели; 5 - использование космоса в мирных целях; б - исследование и использование Земли и атмосферы
Источник: [7]
Рис. 1. Структура внутренних затрат по социально-экономическим целям
Таким образом, анализ состояния финансирования научной деятельности в РФ в 2000-2017 гг. привел к следующим выводам и позволил выявить следующие проблемы:
- наблюдается устойчивая положительная динамика финансирования научной деятельности в РФ из средств государственного бюджета (за 17 лет рост более чем в 20 раз в ценах соответствующих лет), однако объем этих средств пока еще несопоставим с объемами государственного финансирования науки РФ в начале 90-х гг. XX в., если его рассматривать по удельному весу в объеме ВВП и расходов государственного бюджета.
- по источникам финансирования научных исследований в РФ государство продолжает оставаться превалирующим источником (более 60 %), в то же время наблюдается снижение доли финансирования науки из средств предпринимательского сектора и других источников;
- в структуре государственного финансирования научных исследований наблюдается тенденция снижения финансирования фундаментальных исследований и разработок;
- наблюдается существенный рост государственного финансирования научных исследований в форме грантов и через федеральные целевые программы, однако в общем объеме внутренних затрат на исследования их удельный вес еще значителен;
- в расчете на душу населения и в процентах к ВВП в динамике внутренних затрат на исследования в 2000-2017 гг. наблюдается устойчивая положительная динамика. Однако Россия еще существенно отстает по этим показателям от развитых стран;
- изучение внутренних затрат на исследования в разрезе видов экономической деятельности выявил отсутствие финансирования научных исследований и разработок в ряде видов экономической деятельности;
- в структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки выявлен положительный сдвиг в сторону роста капитальных затрат;
- в распределении внутренних затрат по социально-экономическим целям было установлено, что максимальный удельный вес внутренних затрат у цели «развитие экономики и поддержание ее конкурентоспособности», в то же время наблюдается устойчивый процесс снижения внимания финансирования к развитию науки, а такие цели, как: социальные, исследование земли, мирное использование космоса в 2000-2017 гг. имели незначительный процент финансирования (4-5 %) по сравнению с остальными направлениями.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 28.02.2019).
2. Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 (ред. от 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 28.02.2019).
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изм. и доп.)//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 25.02.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 (ред. от 29.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 28.02.2019).
5. Распоряжение Правительства РФ от 02.05.2013 № 736-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 годы»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons (дата обращения: 28.02.2019).
6. Долгих, Е. А., Першина, Т. А. Затраты на научные исследования как фактор повышения инновационной активности в региональном аспекте//Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Материалы и доклады. Под общей редакцией Н. А. Садовниковой. 2017. С. 394-397.
7. «Индикаторы науки: 2018»: Статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 320 c.
8. Медведева, Н. Б. Статистическое изучение влияния финансирования науки на уровень инновационного развития экономики Российской Федерации//Вестник университета. 2015. № 8. С. 191-197.
9. Миндели, Л. Э., Черных, С. И. Финансирование фундаментальных исследований в России: современные реалии и формирование прогнозных оценок//Проблемы образования. 2016. № 3. C. 111-122.
10. Наука и образование в современной России: монография / Башина, О. Э., Федосеев, А. И., Мамаева, Н. В., Давлетши-на, Л. А., Першина, Т. А. и др. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2017. 151 c.
11. Пипия, Л. К. Фундаментальные исследования в современной России / Роль фундаментальной науки в обеспечении финансово-экономической безопасности современной России: Материалы XVII Международной межвузовской научно-практической конференции «Виттевские чтения - 2016». М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0». 2016. С. 5-32.
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 28.02.2019).
References
1. Federal'nyi zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ (red. ot 23.05.2016) "O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017)" [Federal law dated on 23 August 1996 No. 127-FL "About science and state science and technology policy"] (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017 g.). SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "Con-sultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 28.02.2019).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 13.06.1996 № 884 (red. ot 23.02.2006) "O doktrine razvitiya rossiiskoi nauki" [Decree of the President of the Russian Federation dated on 23 Febrary 2006 No. 884 "About the doctrine of the development of Russian science " (ed. from 23.02.2006)]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons (accessed 28.02.2019).
BecmuuK yuueepcumema № 5, 2019
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda" (s izm. i dop.) [Order of the Government of the Russian Federation dated on 17 November 2008 (ed. from 28.09.2018) "About the Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020"] (s izm. i dop.). SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 25.02.2019).
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 301 (red. ot 29.03.2018) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiis-koi Federatsii "Razvitie nauki i tekhnologii" na 2013-2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation dated on 15 April 2014 No. 301 (ed. from 29.03.2018) "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of science and technology" for 2013-2020". SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 28.02.2019).
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.05.2013 № 736-r "Ob utverzhdenii Kontseptsii federal'noi tselevoi programmy "Issle-dovaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo kompleksa Rossii" na 20142020 gody". [Order of the Government of the Russian Federation dated on 2 May 2013 "On approval of the Concept of the Federal Target Program Research and Developments on Priority Areas of Development of Russian Scientific and Technological Complex"] SPS "Konsul'tantPlyus" [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons (accessed 28.02.2019).
6. Dolgikh E. A., Pershina T. A. Zatraty na nauchnye issledovaniya kak faktor povysheniya innovatsionnoi aktivnosti v regional'nom aspekte [Research costs as a factor of increasing innovation activity in the regional aspect], Vestnik kafedry statistiki Rossiis-kogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova, Materialy i doklady. Pod obshchei redaktsiei N. A. Sadovnikovoi [Bulletin of the Department of statistics of the Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, papers and reports. Under the General editorship of N. Ah. Sadovnikova], 2017, pp. 394-397.
7. Gorodnikova N. V, Gokhberg L. M., Ditkovskii K. A. et al. "Indikatory nauki: 2018". Statisticheskii sbornik [Indicators of Science. 2018. Statistical Collection]; Naz. Issled. Un-t "Viscshaya shkola economiki". M.: NRY HSE, 2018. 320 p.
8. Medvedeva N. B. Statisticheskoe izuchenie vliyaniya finansirovaniya nauki na uroven' innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossiiskoi Federatsii, Vestnik universiteta, 2015, I. 8, pp. 191-197.
9. Mindeli L. E., Chernykh S. I. Finansirovanie fundamental'nikh issledovanii v Rossii: sovremennye realii i formirovanie prog-noznykh otsenok [Financing of Basic Research in Russia: Modern realities and Formation of Predictive Estimates], Problemy obrazovania [Educationproblems], 2016, I. 3, pp. 111-122.
10. Bashina O. E., Fedoseev A. I., Mamaeva N. V., Davletshina L. A., Pershina T. A. et al. Nauka i obrazovanie v sovremennoi Rossii: monografiya [Science and Education in Modern Russia: monograph]. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo Gumanitarnogo universiteta, 2017. 151 p.
11. Pipiya L. K. Fundamental'nye issledovaniya v sovremennoi Rossii, Rol' fundamental'noi nauki v obespechenii finansovo-eko-nomicheskoi bezopasnosti sovremennoi Rossii: Materialy XVII Mezhdunarodnoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii "Vittevskie chteniya - 2016" [Fundamental Research in Modern Russia the Role of Fundamental Science in Ensuring Financial and Economic Security of Modern Russia. Proceedings of the XVII International Interuniversity Scientific-Practical Conference "VittevskieReadings"]. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsia "Dashkov i K", 2016, pp. 5-32.
12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federalstate statistics service]. Available at: www.gks.ru (accessed 28.02.2019).