УДК 625.089
DOI: 10.18097/1994-0866-2015-0-4а-74-77
СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ М-55 «БАЙКАЛ» НА УЧАСТКЕ г. СЛЮДЯНКА — г. УЛАН-УДЭ
© Балык Ольга Вадимовна
аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: olenka1489@inbox.ru
В статье рассматриваются эксплуатационное состояние федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал», ее технический уровень, а также наиболее важные и проблемные участки, реконструкция которых необходима для обеспечения удобства и безопасности движения. Ключевые слова: автомобильная дорога, реконструкция, эксплуатационное состояние, безопасность.
THE STATE OF THE FEDERAL HIGHWAY M-55 « BAIKAL» ON THE SECTION FROM SLUDYANKA TO ULAN-UDE
Olga V. Balyk
Resеarch Assistant, East Siberian State University of Technology and Management 40V Kluchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia E-mail: olenka1489@inbox.ru
The article deals with operational status of the federal highway M-55 «Baikal», its technical level, as well as the most important and problematic areas, the reconstruction of which is necessary to ensure comfort and traffic safety.
Keywords: highway, reconstruction, operational status, safety.
Федеральная автомобильная дорога М-55 «Байкал» (Иркутск — Улан-Удэ) является важнейшей транспортной артерией республики и проходит вдоль южного побережья оз. Байкал по наиболее освоенной территории, принимая на себя основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров как внутри республики, так и обеспечивая связь с соседними регионами. Степень ее загруженности наибольшая, в то же время участок трассы вдоль побережья является самым опасным и уязвимым в Байкальском регионе. В первую очередь это связано с рельефом пролегания автодороги. Дорога имеет протяженность 1 113 км, проходит по сильнопересеченной местности, зажата в узком коридоре между отрогами горного хр. Хамар-Дабан с одной стороны и оз. Байкал с другой. На всем протяжении наблюдается ряд аварийно-опасных участков дороги, требующих особого внимания водителя: с крутыми затяжными спусками и подъемами (34, 40, 52, 55, 243, 670 1029, 1081 км); с крутыми негабаритными поворотами (15, 29, 41, 52, 105, 276, 347, 498, 703 км); с закрытой горизонтальной и вертикальной видимостью (100, 400, 1055 км) [1].
Дорога имеет две полосы движения с усовершенствованным облегченным асфальтобетонным покрытием, встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием. Ширина проезжей части от 7,1 до 9,18 м, ширина земляного полотна от 8,73 до 11,70 м. Расчетная скорость движения — 90 км/ч, имеются многочисленные протяженные участки с ограничениями скорости, в основном 40 и 50 км/ч. Имеется 296 мостов с грузоподъемностью 60 и более тонн. Расчетная интенсивность движения — 6 500 автомобилей в сутки, при этом на участке автодороги, проходящей по г. Слюдянка, наблюдается до 15 000 автомобилей в сутки [2]. Ежемесячная интенсивность автомобильного движения на участке г. Слюдянка приведена в табл. 1.
На всем протяжении участка Слюдянка (110 км) — Улан-Удэ (447 км) автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии. Она не отвечает требованиям нормативных документов для дорог существующей III категории и присвоенной перспективной II [3]. Асфальтобетонное покрытие проезжей части автодороги на всем протяжении представлено сеткой продольных и поперечных трещин, залитых битумом, наблюдаются выбоины, выкрашивание и скол кромок. На кривых участках резко ухудшаются транспортно-эксплуатационные качества дороги: происходит значительное снижение скорости движения из-за недостаточной видимости, создается повышенная аварийность, что связано с резким различием скоростей движения автотранспорта на кривых и прилегающих к ним прямых участках [4]. На сегодняшний день назрела острая необходимость исправления
плана трассы М-55 «Байкал» и устранения извилистости дороги, создающей опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Таблица 1
Ежемесячная интенсивность автомобильного движения на 108 км (г. Слюдянка) автодороги М-55 «Байкал» в оба направления за 2013 г.
Месяц Легковые Грузовые Автобусы Всего:
< 5 т 5-12 т 12-20 т > 20 т
январь 228969 75346 9246 2689 2192 4534 322976
февраль 192059 62285 8885 2519 2189 4960 272897
март 262413 75087 10729 3465 3146 6997 361837
апрель 259787 71254 11679 3727 3408 6495 356350
май 285567 73399 11339 3442 3103 6817 383667
июнь 281048 79275 13483 4159 3220 9593 390778
июль 297780 88078 14980 5301 2996 10269 419404
август 145147 35546 8204 2847 1558 5067 198369
сентябрь 186335 42694 8747 3364 1873 5612 248625
октябрь 290075 76400 12059 4019 3774 6910 393237
ноябрь 203806 51929 7420 2670 2466 4600 272891
декабрь 239240 80752 11206 3589 3010 6961 344758
Всего 2872226 812045 127977 41791 32935 78815 3965789
Среднее 239352 67670 10665 3483 2745 6568 330482
% 72,43 20,48 3,23 1,05 0,83 1,99 100,00
Для улучшения состояния автодороги мы предлагаем выполнение следующих основных пунктов:
- расширение дорожного полотна для обеспечения бесперебойного движения транспорта и перевозки опасных грузов;
- исправление недостатков технического состояния существующей дороги, так как размеры фактической загрузки ее движением не позволяют достигнуть цели обеспечения безопасного движения только за счет ремонтных работ и реконструкции в пределах существующей полосы отвода;
- доведение технического состояния до требуемых параметров возможно за счет нового строительства дороги на обходах г. Слюдянка, г. Бабушкин и реконструкции участков автомобильной дороги с целью улучшения плана трассы и продольного профиля.
а) реконструкция автомобильной дороги М-55 «Байкал» на участке 104-111 км, обход г. Слюдянка
Рассматриваемый участок дороги проходит по центральной части г. Слюдянка, по геометрическим параметрам в основном соответствует IV категории, выявлены ненормируемые радиусы закругления от 80 до 130 м, длина кривых которых составляет 0,257 км. Транзитное движение в пределах города Слюдянка создает трудности для движения автотранспорта. Существующая интенсивность движения на данном участке — 14 098 автомобилей в сутки. Участок дороги, проходящий по г. Слю-дянка, является узким местом, так как значительная часть данной дороги имеет высокую степень износа и исчерпала свою пропускную способность [1].
Строительство обхода г. Слюдянка повлечет за собой увеличение средней транспортной скорости движения автотранспорта, снижение времени перевозки грузов и пассажиров. Кроме того, ожидается уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий, а также улучшение экологической обстановки и комфортности жизни людей.
б) строительство обхода г. Бабушкин на автомобильной дороге М-55 «Байкал» на участке 276-280 км
Город Бабушкин находится в узком коридоре между озером Байкал и горными массивами, где расположены автомобильная и железная дорога с ее коммуникациями, высоковольтная линия электропередач, кабели связи, поэтому важно выбрать оптимальный вариант местоположения новой трассы. Отсутствие кюветов и малая высота насыпи на участках с неблагоприятными геологическими условиями приводят к образованию пучин. Фактический модуль упругости дорожной одежды —
0,28-0,29, что не соответствует нормативному значению — 0,32 на всем протяжении участка [3]. Перспективный маршрут обхода города Бабушкин показан нижней линией на рис. 1.
Рис. 1. Маршрут обхода г. Бабушкин
Из вышеизложенного следует, что данный участок дороги не обеспечивает необходимый уровень удобства и безопасности движения на дороге федерального значения. Обход г. Бабушкин рассматривается нами как один из ключевых объектов строительства в составе комплексного развития транспортной сети на территории Республики Бурятия. Транзитный транспорт, проходящий через г. Бабушкин, затрудняет движение городского транспорта, создает шумовое воздействие на население города и существенно влияет на экологическую обстановку. Строительство обхода обеспечило бы непрерывное движение междугородных и межрегиональных грузо- и пассажирских перевозок, а также сыграло бы огромное значение для развития не только города, но и всего региона, прилегающего к Южному Байкалу.
в) реконструкция путепровода через железную дорогу на 334 км автомобильной дороги М-55 «Байкал»
Путепровод через железную дорогу на 334 км построен в 1973 г. Имеет габарит по ширине 10 м, что не соответствует участку автомобильной дороги II категории дорог общего пользования, для которой данный габарит должен быть 11,5 м. Продольный двускатный уклон на путепроводе составляет от 0 до 0,6 %, что не соответствует требованиям СНиП [3].
Безопасность движения снижена из-за имеющихся дефектов:
- в результате просадки конусов под переходными плитами сопряжений образовались пустоты. Вследствие чего плиты висят в воздухе, грунт насыпи осыпается на ригели и опорные части;
- покрытие проезжей части на путепроводе и на подходах пронизано микротрещинами;
- комбинированное барьерное ограждение проезжей части на путепроводе выполнено в виде 8-образной балки, установленной без компенсаторов на стойках. Стойки, в свою очередь, расположены на бетонном парапете в составе накладного тротуарного блока. Высота ограждения 0,75 м, ширина 0,23 м, частота шага стоек не соответствует требованиям ГОСТ Р 52607-2006 [4].
На снижение долговечности сооружения влияют следующие факторы:
- имеются разрушения гидроизоляции швов балок пролетных строений, выщелачивание со сталактитами на нижней поверхности плиты балок пролетных строений, протечки и потеки по фасадам балок;
- водоотвод с путепровода обеспечен недостаточно. Вода с проезжей части сбегает на сопряжение насыпи с путепроводом, вызывая значительные размывы грунта насыпи, так как водосборных сооружений на откосах у путепровода нет.
г) Реконструкция автомобильной дороги М-55 «Байкал» на участке 397-417 км
На данном участке автомобильной дороги имеется недопустимое сочетание элементов плана и продольного профиля дороги. Имеются разрушения дорожной одежды, а именно на участке 398-400 км происходит подмыв автомобильной дороги рекой Селенга. Ширина проезжей части с
укрепительной кромкой минимальная, ширина обочины и ширина земляного полотна не соответствуют СНиП на всем протяжении участка. Из-за малой высоты насыпи на участках с неблагоприятными геологическими условиями образуются пучины. Кюветы присутствуют не везде, где это предусмотрено нормами. Требуемый модуль упругости дорожной одежды не соответствует нормативному значению на всем протяжении участка [3].
Исправление имеющихся недостатков технического состояния дороги и доведение ее до требуемых параметров возможно только за счет реконструкции, которая заключается в следующем:
- усиление существующего покрытия с доведением прочности до требуемого модуля упругости;
- расширение существующей дорожной одежды до проектных параметров;
- устройство новой дорожной одежды на участках исправления плана и профиля;
- мосты подлежат капитальному ремонту и реконструкции с увеличением габаритов.
Реконструкция вышеперечисленных участков приведет к:
- экономии на эксплуатационных затратах пользователей автодорогами, исходя из скорости передвижения по рассматриваемому участку;
- сокращению числа дорожно-транспортных происшествий в связи с улучшением условий проезда и доведением технических параметров участков дороги до нормативных;
- сокращению времени поездок вследствие увеличения скорости передвижения.
Таким образом, развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, а именно реконструкция и усовершенствование наиболее значимых и загруженных участков автомобильных дорог, способствует социально-экономическому развитию республики, повышению эффективности и конкурентоспособности других отраслей экономики (за счет снижения транспортных издержек), росту предпринимательской активности, непосредственно влияющей на качество жизни населения.
Литература
1. Пояснительная записка к проектной документации «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-55 "Байкал"».
2. Балык О. В. Анализ чрезвычайных ситуаций в Бурятии, связанных с дорожно-транспортными происшествиями // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 4(1). Биология. География. — 2014.
3. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования / Росавтодор. — 2004.
4. Справочная энциклопедия дорожника. Т. II. Ремонт и содержание автомобильных дорог / под ред. А. П. Васильева. — М., 2004.
References
1. Poyasnitel'naya zapiska k proektnoj dokumentacii «Stroitel'stvo i rekonstrukciya uchastkov avtomobil'noj dorogi M-55 «Bajkal».
2. Balyk O.V. Analiz chrezvychajnyh situacij v Buryatii, svyazannyh s dorozhno-transportnymi proisshestviyami. Vestnik BGU, Vypusk 4(1)/2014: Biologiya. Geografiya, 2014.
3. Metodicheskie rekomendacii po remontu i soderzhaniyu avtomobil'nyh dorog obshchego pol'zovaniya, Rosavtodor, 2004 g.
4. Spravochnaya ehnciklopediya dorozhnika. Tom II. Remont i soderzhanie avtomobil'nyh dorog. Pod redakciej Vasil'eva A.P. M.: 2004 g.