Проблемы демографии
СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ -ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ*
А.М. ИЛЫШЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ»
Л.Л. ПАВЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и права ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) осуществляет первую ступень процесса формирования индивидуума. В ДОУ сочетаются воспитание, уход, образование, присмотр и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет [1]. Работа ДОУ закладывает основы интеллектуального, духовного и нравственного потенциала ребенка на многие годы вперед. Социальная политика государства на среднесрочную перспективу, сформулированная Президентом России В. В. Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, определяется следующими двумя словами: сбережение нации!
В настоящее время ожидается принятие ряда действенных законов, соответствующих постановлений Правительства РФ и Указов Президента РФ, которые должны быть направлены на правовое урегулирование многочисленных вопросов, связанных с возрождением российской нации (то есть с реализацией стратегии более полного включения человеческой репродукции в реальный сектор национальной экономики1). В связи с этим нужно обратить
* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит».
1 Репродукция социальная — это процесс воспроизводства человеческого индивидуума с целью реализации в социуме всех его способностей и талантов. Репродукция экономическая представляет собой расширенное воспроизводство человеческого капитала с целью его накопления и производительного использования в системе рыночного хозяйства [2].
особое внимание на наболевшую проблему — организацию дошкольного воспитания и образования российских детей (будущих интеллектуальных трудовых ресурсов нашего общества) в дошкольных образовательных учреждениях.
Наверное, ни для кого не секрет, что «садич-ный бизнес» перешел все границы дозволенного. Как показывают опросы молодых родителей в городах Урало-Сибирского региона (Екатеринбург, Челябинск, Омск, Тюмень, Сургут), размер «входной» платы за детский сад, даже при наличии путевки из департамента образования и науки, составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб. с одного ребенка, не возбраняется здесь и натуральная форма оплаты. Наблюдаются грубейшие нарушения санитарной гигиены в дошкольных образовательных учреждениях, среди которых:
1. превышение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.4.1.1249-03 в части предельной наполняемости групп. Согласно СанПиН предельная наполняемость (численность) групп должна составлять:
а) для ясельного возраста:
— от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
— от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
— при наличии в группе детей двух возрастов (от двух месяцев до трех лет) — 8 человек;
б) для дошкольного возраста:
— для детей 3-7 лет — не более 20 человек (оптимальная 15 человек);
— в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) — не более 10 человек;
— при наличии в группе детей любых двух возрастов (3-7 лет) — не более 20 человек (оптимальная 15 человек).
Реалии же крупных городов Урало-Сибирского региона показывают, что численность детей в группах ясельного возраста составляет более 20 человек (почти двукратное превышение норм предельной наполняемости), а в группах дошкольного возраста более 30 человек, т. е. превышение оптимальной величины предельной наполняемости в два-три раза;
2. игровые группы сумбурно оборудуются спальными местами, игровой зоной и столовой, что грубо противоречит п. п. 2.2.10 СанПиН. По нормативам групповая ячейка должна включать в себя такие самостоятельные помещения, как раздевальная, групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная, которые имеют площадь:
— раздевальная (приемная) — не менее 18 м2;
— групповая (игровая) — не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м2);
— буфетная — не менее 3,8 м2;
— спальня — не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольников — не менее 2,0 м2). Для детей ясельного возраста до 1 года рекомендуется два спальных помещения.
Однако опросы, проведенные в 2006 г. авторами и их коллегами из других городов Урала и Сибири, показали наличие многочисленных отклонений от нормативов, во-первых, по набору вышеперечисленных самостоятельных помещений, во-вторых, по их общей площади, а также удельной площади, приходящейся на одного ребенка.
Президент России В. В. Путин на VIII съезде Российского союза ректоров в Москве в который раз упомянул в своей речи о повышающейся самостоятельности учебных заведений. На наш взгляд, учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, которые предоставляют разнообразные научно-образовательные услуги, конечно же, могут «самофинансироваться», то есть привлекать дополнительные финансовые источники (средства предприятий и родителей) для осуществления уставной деятельности за счет предоставления платных образовательных услуг.
Вместе с тем для ДОУ такая форма финансирования представляется неприемлемой. Финансирование детских садов должно осуществляться за счет
средств бюджетов РФ (регионального, местного) и официально установленной родительской платы. Но несмотря на это, многие регионы России уже становятся участниками всеобщего преобразования организационно-правовой формы детских садов. Так, например, администрация города Тюмени, начиная с 2005 г., трансформировала все муниципальные детские дошкольные образовательные учреждения в Автономные некоммерческие образовательные организации дошкольного образования. Напомним заинтересованному читателю, что некоммерческим учреждением согласно ст. 120 ГК РФ признается такая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных либо иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.
Содержание п. 4 Распоряжения Администрации г. Тюмени от 10.02.2006г. №132-рк «Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на содержание детей дошкольного возраста в организациях, оказывающих услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста» вступает в явное противоречие с ранее принятым на федеральном уровне национальным проектом в области образования. В этом распоряжении даны следующие рекомендации руководителям детских садов: «...использовать привлеченные в соответствии с законодательством РФ дополнительные финансовые средства в форме добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц на материально-техническое обеспечение деятельности организаций». Вместе с тем, например, Федеральный министр по делам семьи Германии Урсула фон дер Ляйен утверждает, что средняя квота родительского финансирования системы детских дошкольных учреждений Германии составляет только 18 % [3], [4].
В связи с ситуацией, которая сложилась в системе ДОУ нашей страны, где количество этих учреждений сократилось за 1994-2006 гг. с 78,3 до 46,5 тыс., или в 1,7 раза [5, с. 123], вызывает большие сомнения, что стимулирующие рождаемость мероприятия, названные Президентом России в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, среди которых: увеличение пособий, выплата «базового материнского капитала» при рождении второго ребенка, возмещение части расходов по оплате услуг детских дошкольных образовательных учреждений — принесут ожидаемые (и столь необходимые нашей стране) положительные результаты в многосложном процессе воспроизводства челове-
ческих ресурсов. Проблему оживления репродукционного процесса не решить только повышением единовременных и текущих пособий, нужны соответствующие образовательные, воспитательные и медицинские условия для формирования высококачественного человеческого капитала России.
Постараемся, следуя известной заповеди древних («Sine ira et studio», т. е. «Без гнева и пристрастия») вскрыть причины коррупции, вымогательства и взяточничества в учреждениях детского дошкольного образования.
Уровень государственного (муниципального) финансирования учреждений дошкольного образования предельно низок. По мнению директоров Автономных некоммерческих образовательных организаций дошкольного образования г. Тюмени, объемы бюджетного финансирования с трудом покрывают лишь фонд оплаты труда и коммунальные расходы автономных учреждений, а финансирование других расходов (ремонт, материально-техническое обеспечение и пр.) осуществляется путем унизительного выпрашивания («вымогательства») необходимых средств у родителей.
Нормативы финансового (бюджетного) обеспечения расходов на содержание одного ребенка дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях и организациях г. Тюмени, преобразованных из муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные
некоммерческие образовательные организации дошкольного образования, которые оказывают услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста, на 2006 г. составляют следующие величины (табл. 1).
Отпускаемые на содержание одного ребенка из муниципального бюджета средства составляют примерно только четвертую часть потребности в них.
Здания дошкольных образовательных учреждений находятся в аварийном (ветхом) состоянии. Нужны экстренные меры по организации строительства новых детских садов, требуются реконструкция, перевооружение и ремонт (капитальный, текущий) существующих дошкольных образовательных учреждений. Наблюдаемый в настоящее время дисбаланс между объемами ввода нового жилья по Тюменской области и строительством объектов социальной инфраструктуры (в частности, детских дошкольных учреждений) огромен. Об этом свидетельствуют показатели динамики мест в детских садах, размеры ввода в действие дошкольных образовательных учреждений в городах и районах юга Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (табл. 2, 3) и показатели ввода в действие жилья (табл. 4).
Статистические данные табл. 2 иллюстрируют ежегодное снижение числа детских садов в Тюменской области. Так, число детских садов в
Таблица 1
Нормативы финансового обеспечения расходов на содержание одного ребенка дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях г. Тюмени [6]
№ п/п Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях Норматив обеспечения одного ребенка
руб. в год руб. в месяц
1 от 30 до 50 человек 28 350,00 2 362,50
2 от 51 до 100 человек 21 000,00 1 750,00
3 от 101 до 160 человек 17 500,00 1 458,33
4 от 161 до 215 человек 16 000,00 1 333,33
5 свыше 215 человек 14 500,00 1 208,33
6 с туберкулезной интоксикацией 45 000,00 3 750,00
7 детей-инвалидов 34 000,00 2 833,33
8 детей с отклонениями в развитии, находящихся 34 000,00 2 833,33
в коррекционных организациях
Таблица 2
Число дошкольных образовательных учреждений Тюменской области (на начало года, единиц)
Регион Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Тюменская область, всего 1 138 1 138 1 126 1 109 1 093
Тюменская область (без автономных округов) 497 498 489 480 469
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 434 433 432 426 420
Ямало-Ненецкий автономный округ 207 207 205 203 204
Примечание: данные по распоряжению администрации города Тюмени [7, с. 12-14].
Таблица 3
Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений в городах и районах Тюменской области [6] (мест)
Населенный пункт Ввод в действие новых мест ДОУ (по годам)
2000 2001 2002 2003 2004 2005
• Тюменская область 340 240 105 495 485 *
• Тюменская область без автономных округов - 120 - - - *
• г. Тюмень - - - - - *
• г. Ишим - 120 - - - *
• Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 280 120 55 355 485 *
города: *
• Ханты-Мансийск - - - - 255 *
• Сургут - - - 260 - *
районы: *
• Березовский - - 55 50 120 *
• Нижневартовский - - - 45 - *
• Октябрьский - 120 - - - *
• Кондинский - - - - 40 *
• Сургутский 280 - - - - *
• Ханты-Мансийский - - - - 70 *
• Ямало-Ненецкий автономный округ 60 - 50 140 - *
• г. Губкинский - - - - - *
районы: *
• Приуральский 10 - - 140 - *
• Тазовский 50 - - - - *
• Шурышкарский - - 50 - - *
* Примечание: нет данных.
2005 г. по сравнению с 2001 г. уменьшилось в целом по области на 45 единиц. В Ханты-Мансийском автономном округе уменьшение числа детских дошкольных образовательных учреждений в 2005 г. по сравнению с 2001 г. составляет 28 единиц. В Ямало-Ненецком автономном округе уменьшение количества детских садов незначительно и составляет всего 3 единицы. Сокращение числа детских садов на юге Тюменской области в 2005 г. по сравнению с 2001 г. составило 28 единиц. Ежегодное сокращение числа ДОУ в области можно объяснить спадом рождаемости в области за ряд лет, что повлекло за собой недозагрузку ДОУ и, как следствие этого — объединение имеющихся ДОУ и продажу муниципалитетами «лишних» зданий ДОУ.
Среднее число мест в стандартном детском образовательном учреждении составляет примерно 200 единиц. Таким образом, согласно данным табл. 3, среднее число ввода мест ДОУ на территории всей Тюменской области в период с 2000 по 2004 гг составляет 333 единицы ((340+240+105+495+485) /5), или 1,66 детских сада в год, что, безусловно, недостаточно. Это обусловлено тем обстоятельством, что наблюдаемый в настоящее время прирост населения на юге и в автономных округах области требует обеспеченности детскими образовательными учреждениями. Подтверждением острой нехватки
дошкольных образовательных учреждений служат и «тысячные» очереди за путевками в детский сад в управлениях ДОУ городов и по Тюменской области в целом.
Строительный «бум», наблюдаемый за ряд последних лет в области, однобок, так как хаотично (точечно) возводятся только жилые дома и торгово-развлекательные комплексы. Зададим же вопрос строительному бизнес-сообществу: «Почему не строятся детские сады, так необходимые населению Тюмени, Сургута, Ханты-Мансийска и других городов?». Ответ будет очень прост: «Нет заказчиков-застройщиков на возведение таких объектов!».
Какой же возможный выход из этой ситуации? Прежде всего, необходимо точно диагностировать положение дел. Состояние детского дошкольного образования конкретно взятого города рекомендуется оценивать с помощью комплексной рейтинговой оценки ДОУ (КРОДОУ). Представим рекомендуемые показатели, включаемые в комплексную рейтинговую оценку:
1. У.ф.о
ДОУ
^ бюд.фин. + ^ род.платы
ЧД
где У. ф. оДОУ — уровень финансового обеспечения ДОУ;
Таблица 4
Ввод в действие квартир по регионам Тюменской области [6]
Регионы области Число построенных и введенных в действие квартир в 2000—2004гг.
2000 2001 2002 2003 2004
единиц в % к итогу единиц в % к итогу единиц в % к итогу единиц в % к итогу единиц в % к итогу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Тюменская область, всего 13017 100 18118 100 19014 100 16239 100 19353 100
Ханты-Мансийский АО - Югра 5486 42,14 11050 61,00 10652 56,02 8617 53,07 10788 55,75
Ямало-Ненецкий АО 1448 11,12 1617 8,92 2741 14,42 1871 11,52 2435 12,58
Тюменская область (без АО) 6083 46,74 5451 30,08 5621 29,56 5751 35,41 6130 31,67
£бюд.фин. - сумма бюджетного финансирования;
£ род.платы - сумма официальной родительской платы;
ЧД — численность детей ДОУ.
_£ НФА
2. У.м.о
ДОУ
ЧД
где У.м.оДОу — уровень материального обеспечения ДОУ;
£ НФА — сумма нефинансовых активов согласно данным бухгалтерского баланса ДОУ, т. е.:
£ НФА _ ОС+НПА + МЗ + ВНФА,
где ОС — стоимость основных средств;
НПА — стоимость непроизведенных активов; МЗ — стоимость материальных запасов; ВНФА — стоимость вложений в нефинансовые активы.
3. У.о.НМА
ДОУ
£ НМА
ЧД
где У.о. НМАДОУ — уровень обеспечения нематери-
альными активами ДОУ;
£ НМА - стоимость нематериальных акти-
вов.
4. У.о. ОУ
К,
ДОУ
ЧД
где У.о. ОУдоу—уровень обеспечения образовательными услугами ДОУ;
КУСЛУГ — количество предоставляемых ДОУ образовательных услуг.
5. Год ввода в эксплуатацию ДОУ.
6. Периодичность проведения капитального (текущего) ремонта в ДОУ (данный показатель оценивается числом проведенных ремонтов в ДОУ).
7. Благоустройство территории ДОУ (данный показатель может оцениваться по пятибалльной шкале).
8. Режим работы ДОУ (данный показатель оценивается по пятибалльной шкале, а максимальное количество баллов присваивается ДОУ, которое работает до 19.00 — 20.00 часов).
9. Наличие штатных медицинских работников.
В табл. 5 нами представлен общий макет расчетов сводной КРО
ДОУ
Таблица 5
Сводная комплексная рейтинговая оценка ДОУ города
№ п/п Показатель ДОУ № 1 ДОУ№ 2 ДОУ№ 3 ДОУ№ 4 ДОУ№ п
1 Уровень финансового обеспечения ДОУ
2 Уровень материального обеспечения ДОУ
3 Уровень обеспечения нематериальными активами ДОУ
4 Уровень обеспечения образовательными услугами ДОУ
5 Год ввода в эксплуатацию ДОУ
6 Благоустройство территории ДОУ
7 Режим работы ДОУ
8 Наличие штатных медицинских работников
Сумма £1 £2 £3 £4 £п
Рейтинг (Я) Я1 Я3 Я4 Я п
Представленные в виде рекомендаций показатели комплексной рейтинговой оценки ДОУ не носят исчерпывающий характер, при более детальном анализе целесообразно введение дополнительных показателей, характеризующих деятельность ДОУ.
К таким дополнительным показателям можно отнести:
1) число случаев заболевания воспитанников в отчетном году;
2) образовательный уровень педагогических работников ДОУ;
3) наличие групп кратковременного пребывания детей;
4) платные образовательные услуги ДОУ;
5) площадь помещений образовательного учреждения.
Анализ совокупности основных и дополнительных показателей комплексной рейтинговой оценки состояния ДОУ дает возможность ранжировать данные учреждения, например, в порядке убывания значения этой итоговой оценки. Затем определяются реальные возможности выполнения ремонтно-строительных работ в плановом периоде (объемы финансирования инвестиционной деятельности, наличие строительных мощностей и др.). Наконец, из ранжированного ряда распределения ДОУ, начиная снизу, отбирается такое количество этих учреждений, для текущего и капитального ремонта, реконструкции и модернизации которых у города достаточно средств и мощностей. При этом определенная часть ресурсов направляется на новое строительство (особенно в районах массового жилищного строительства).
В заключение считаем необходимым подчеркнуть: национальные проекты и программы выполняют в конечном итоге люди. И от гражданской позиции всех россиян зависит, удастся ли нам преодолеть популяционный кризис. В противном случае, увы, нация обречена на постепенное вымирание...
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 № 179, от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49).
2. Илышев А. М., Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: Монография. — М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2005. — 368 с.
3. Новый закон призван повысить рождаемость в Германии. http://emigration. russie. ru/news/1/10987_1.html.
4. Фаж Т. Канцлер Германии озабочена демографией / Газета «Заграница», №5/316, 2006.
5. Россия в цифрах. 2006: Крат. Стат. Сб. /Росстат - М., 2006. - 462 с.
6. Строительство в Тюменской области (20002004): Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2005. - 268 с.
7. Распоряжение администрация города Тюмени от 10 февраля 2006 г. № 132-рк «Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на содержание детей дошкольного возраста в организациях, оказывающих услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста».
8. Распоряжение администрации города Тюмени от 27 января 2006 г. № 69-рк «Об установлении норматива финансовых затрат на оказание услуг дошкольного образования на 2006 год».
9. Образование в Тюменской области (2001/20022005/2006 учебные годы): Стат. сб. в 2 томах. Т. I. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2006. - 247с.