23.09.2010; st.27 Ustava municipal'nogo obrazovaniya «Zav'yalovskij rajon» ot 16.06.2005 N 232 (red. ot 30.08.2017) // Prigorodnye vesti. N 61. 06.08.2005.
6. Uvarov A.A. O razgranichenii i optimizacii kompetencii municipal'nyh organov vlasti // Zurnal rossijskogo prava. 2001. №1. S.44.
7. Fedotov M.A. EHvolyuciya zakonodatel'noj bazy mestnogo samoupravleniya // Mestnoe pravo. 2005. № 5-6. S.46.
8. Sm.: «Polozhenie o publichnyh slushaniyah» utv. resheniem Novocheboksarskogo gorodskogo Sobraniya deputatov CHR ot 15.11.2005 N S 3-1 (red. ot 30.03.2017) // Grani. N 301-302. 19.11.2005; «Polozhenie o skhodah grazhdan i starostah v gorodskom poselenii Ryazanovskij» utv. resheniem Soveta deputatov gorodskogo poseleniya Ryazanovskij gor'evskogo municipal'nogo rajona MO ot 10.08.2006 N 5/8 (red. ot 17.07.2009) // EHlektronno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus region» versiya na 10.11.17 g.; «Gorodskoe polozhenie o poryadke organizacii i provedeniya publichnyh slushanij na territorii gorodskogo okruga - gorod Volzhskij Volgogradskoj oblasti» utv. resheniem Sobraniya deputatov gorodskogo okruga - gorod Volzhskij ot 22.12.2006 g. N 88-VGD (red. ot 05.04.2012) // Volzhskaya pravda. N 209, 28.12.2006.
9. Sm.: st. 74 Ustava goroda Novosibirska ot 27.06.2007 N 616 (red. ot 14.02.2017) // Byulleten' organov gorodskogo samoupravleniya Novosibirska. N 58. 15.08.2007. s. 3; st.13 Ustava municipal'nogo obrazovaniya «gorod Tula» ot 09.02.1997 (red. ot 24.05.2017) // Tula vechernyaya. N 57. 27.03.1997; st.11 Ustava municipal'nogo obrazovaniya «goroda CHeboksary - stolicy CHuvashskoj Respubliki» ot 30.11.2005 N 40 (red. ot 25.04.2017) // CHeboksarskie novosti. N 255-260. 31.12.2005.
10. Sm.: st.27 Ustava municipal'nogo obrazovaniya «gorod Orenburg» ot 28.04.2015 N 1015 (red. ot 13.10.2016) // Vechernij Orenburg. N 11a. 13.05.2015; st. 29 Ustava goroda-geroya Volgograda ot 29.06.2005 N 20/362 (red. ot 24.05.2017) // Volgogradskaya gazeta. N 7. 09.03.2006; st.10, 31 Ustava municipal'nogo obrazovaniya «gorod Krasnodar» ot 21.04.2011 N 11 p.6 (red. ot 22.06.2017. // Krasnodarskie izvestiya. N 89. 09.06.2011.
11. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 N 21-FZ (red. ot 05.12.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 09.03.2015. N 10. st. 1391.
12. Pylin S.V. Municipal'nyj kontrol': problemy i puti pravovogo obespecheniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2006. № 11. S.32-36.
ЗАНИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА - кандидат юридических наук, профессор, кафедра административной деятельности ОВД Воронежского института МВД РФ ([email protected])
ZININA, TATIANA M. - Ph.D. in Law, Professor, Department of the administrative activity of the interior bodies, Voronezh Institute of MI RF
УДК 343.357
АХУНОВ Д.Р.
СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В АЛЬМЕТЬЕВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности, агломерация, криминологическая характеристика преступлений, криминологические показатели преступлений.
В статье на основе анализа статистических данных о преступлениях коррупционной направленности, зарегистрированных в Альметьевской агломерации Республики Татарстан, раскрываются основные показатели исследуемых преступлений. Показано, что преступления коррупционной направленности в регионе имеют тенденцию к снижению. При этом в структуре преступлений коррупционной направленности преобладают преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и преступления против собственности.
AKHUNOV, D.R.
STATUS, DYNAMICS, STRUCTURE, THE SPECIAL WEIGHT OF CORRUPTION CRIMES DIRECTION IN THE ALMETYEVSKAYA AGLOMERATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Keywords: corruption, corruption crime, agglomeration, criminological characteristics of crimes, criminological indicators of crimes.
In the article, based on the analysis of statistical data on crimes of corruption directed at Almetyevsk agglomeration of the Republic of Tatarstan, the main indicators of the crimes investigated are disclosed. It is shown that corruption crimes in the region tend to decrease. At the same time, in the structure of corruption crimes, crimes against state power, interests of public service and service in local government bodies and crimes against property prevail.
На территории Республики Татарстан экономически и географически сформировались три агломерации: Казанская, Камская и Альметьевская, получившие нормативное закрепление на региональном уровне [1, ст. 521]. В соответствие с принятым 17 июня 2015 г. Законом Республики Татарстан № 40-ЗРТ, утвердившим Стратегию социально-экономического развития до 2030 года, нашло законодательное закрепление определение агломерации, под которой понимается компактное скопление населенных пунктов,
объединенных интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, дающими экономическую и социальную выгоду за счет снижения издержек от концентрации производств и других экономических объектов [2, с.295-296].
Альметьевская агломерация является третьей по величине - наименьшей в регионе. Она расположена в юго-восточной части республики. Общая численность населения в ней составляет более 300 тыс. чел., плотность населения - 71 чел./га [3, с. 151]. Агломерация является полицентрической, представлена рядом населенных пунктов - ядер: городами Альметьевск, Лениногорск и Бугульма. Кроме того, в структуру агломерации включены населенные пункты одноименных муниципальных районов: Альметьевского Лениногорского и Бугульминского. Альметьевская агломерация имеет искусственное происхождение. Она оформилась в связи с открытием в регионе в 1947-1948 гг. крупного нефтяного месторождения и последующим развитием сопутствующей нефтедобыче и нефтепереработке промышленности. Впрочем, и в настоящее время ее формирование не закончено [4, с. 137].
Обработка и анализ статистических данных о зарегистрированных в Альметьевской агломерации преступлениях коррупционной направленности за период с 2010 по 2016 год, истребованных из Информационного центра МВД по Республике Татарстан, позволяют представить состояние, динамику, структуру и удельный вес исследуемых преступлений в данной агломерации следующим образом. Состояние преступлений коррупционной направленности в 2016 году характеризуется сравнительно небольшим числом зарегистрированных преступлений, выявлено всего 77 преступления. Среднеарифметический показатель состояния в исследуемом периоде составляет около 100 преступлений. Всего за исследуемый период было зарегистрировано 699 таких фактов.
Динамика состояния преступлений коррупционной направленности в исследуемом периоде имеет тенденцию к снижению (таблица 1, график 1).
Таблица 1
Динамика преступлений коррупционной направленности в Альметьевской
агломерации Республики Татарстан за период 2010-2016 гг.
Период 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество зарегистрированных преступлений 133 80 123 94 79 113 77
Динамика преступлений коррупционной направленности
60
40 -
20 -
0 -
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год —с—Количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности
График 1. Динамика преступлений коррупционной направленности в Альметьевской агломерации за период 2010-2016 гг.
За весь исследуемый период отмечается абсолютное снижение зарегистрированных преступлений, которое составило -56 преступлений (снижение в 1,72 раза). С 2015 по 2016 год абсолютное снижение -36 преступлений (снижение в 1,46 раза). Абсолютный рост зарегистрирован с 2011 года по 2012 г., он составил 43 преступления (повышение в 1,53 раза). Темп снижения преступлений рассматриваемой направленности в период 2015-2016 гг. составляет 57,9%, темп прироста -42,1%. Темп роста преступлений в период с 2011 года по 2012 год составляет 153,75%, темп прироста 53,75%.
Коэффициент преступлений коррупционной направленности в Альметьевской агломерации соответственно данным о численности ее населения - 337 тыс. чел. [5, с. 151], рассчитывается следующим образом:
79 х 100 000
К =-= 23,44
337 000
Коэффициент преступлений коррупционной направленности в Альметьевской агломерации составляет ~ 23 преступления на 100 000 населения.
Структура преступлений коррупционной направленности в исследуемый период представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура преступности коррупционной направленности в Альметьевской агломерации Республики Татарстан за период 2010-2016 гг.
' " Период Структура " "———_ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
против собственности 59,39% 20% 43,90% 48,93% 68,35% 48,67% 53,24%
против интересов службы в коммерческих и иных организациях 6% 8,75% 4,06% 8,51% — 3,53% 1,29%
против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 34,58% 71,25% 52,03% 42,55% 31,65% 47,78% 45,45%
Из представленной таблицы следует, что в исследуемом периоде наибольший удельный вес в структуре преступности коррупционной направленности агломерации занимают два вида посягательств: против собственности (от 20% до 68,35%) и против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (от 31,65% до 71,25%). Наименьший удельный вес занимают преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (до 8,75%). В отличие от иных агломераций Республики Татарстан в структуре Альметьевской агломерации отсутствуют преступления против правосудия и против установленного порядка осуществления экономической деятельности. По сравнению с двумя другими агломерациями, в данной отмечается больший удельный вес преступлений против собственности по отношению к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Удельный вес (С) преступлений коррупционной направленности Альметьевской агломерации в объеме всех преступлений коррупционной направленности Республики Татарстан представлен в таблице 3:
Таблица 3.
Удельный вес преступлений коррупционной направленности в Альметьевской агломерации в общем числе преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Республике Татарстан за период 2010-2016 гг.
Отчетный Число Общее число
период преступлений преступлений Удельный вес
коррупционной коррупционной преступлений
направленности в направленности в коррупционной
Альметьевской Республики направленности, %
агломерации Татарстан
2010 г. 133 914 14,55%
2011 г. 80 684 11,69%
2012 г. 123 1 120 10,98%
2013 г. 94 1 311 7,17%
2014 г. 79 911 8,67%
2015 г. 113 1 237 9,13%
2016 г. 77 1 387 5,55%
Как следует из представленных в таблице данных, в период 2010-2016 гг. удельный вес преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Альметьевской агломерации, в общем объеме преступлений коррупционной направленности Республики Татарстан сравнительно значителен. Его крайние показатели в рассматриваемый период варьируются от 5,55% (в 2016 г.) до 14,55% (в 2010 г.), среднее значение - 9,67%. Изменение динамики удельного веса в целом носит отрицательный характер.
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сформулировать следующие особенности проявлений преступлений коррупционной направленности в Альметьевской агломерации: Уровень преступлений коррупционной направленности в Альметьевской агломерации как наименьшей из указанных сравнительно ниже (среднеарифметический показатель состояния 100 преступлений, всего зарегистрировано 699 преступлений, коэффициент преступности на 100 000 населения - 23; в Камской - среднеарифметический показатель состояния 365 преступлений, всего зарегистрировано 1 683 преступления, коэффициент преступности на 100 000 населения - 28; в Казанской - среднеарифметический показатель состояния около 535 преступлений, всего зарегистрировано 3 752 преступления, коэффициент преступности на 100 000 населения - 31). Динамика преступлений коррупционной направленности нестабильна, однако в целом снижается (в 1,72 раза).
В структуре преступлений коррупционной направленности преобладают преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и преступления против собственности.
Удельный вес преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Альметьевской агломерации, в общем числе таковых Республики Татарстан значителен (до 14,55%) с отрицательной динамикой.
Литература и источники: 1. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2015, № 6 (II часть).
References and Sources
1. Strategiya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda, prilozhenie № 3: Zakon Respubliki Tatarstan ot 17 iyunya 2015 goda № 40-ZRT // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Tatarstana, 2015. № 6 (II chast').
АХУНОВ ДЕНИС РОБЕРТОВИЧ - преподаватель Казанского юридического института МВД России
AKHUNOV, DENIS R. - educator at Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation