УДК 314.02
СОСТОЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, РЫНКА ТРУДА И ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
STATE OF DEMOGRAPHIC SITUATION, LABOR MARKET AND INFRASTRUCTURE AS INDICATORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREA
Н.С. Студенникова, старший научный сотрудник
N.S. Studennikova, Senior Research Fellow
М.Г. Полухина, научный сотрудник
M.G. Polukhina, Researcher
Орловский государственный аграрный университет
Orel State Agrarian University
В статье проанализированы демографическая ситуация Орловского, Покровского, Сосковского районов Орловской области и обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры. На основе оценки демографического и социально-экономического потенциала предложены первоочередные мероприятия по стабилизации и улучшению экономической ситуации.
The paper analyzes the demographic situation of the Orlovsky, Pokrovsky, Soskovsky regions of the Orel region and the population provision of social infrastructure objects. Based on the assessment of the demographic and socio-economic potential the priority actions for the stabilization and improvement of the economic situation are proposed.
Ключевые слова: экономика, сельские территории, устойчивое развитие, мониторинг, критерии оценки, демографическая ситуация, рынок труда, социальная инфраструктура
Keywords:: economy, rural areas, sustainable development, monitoring, evaluation criteria, demographic situation, labor market, social infrastructure
Проблемам развития сельских территорий в настоящее время уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях государственного управления исходя из их основной роли в обеспечении постоянного и достаточного снабжения населения городских территорий продовольствием, сельского хозяйства и других отраслей экономики трудовыми ресурсами, в создании условий для отдыха и восстановления здоровья городского и сельского населения, поддержания экологического равновесия на территории страны, в охране культурных ландшафтов, содержания национальных и природных парков, заповедников и заказников [3]. Устойчивое развитие сельских территорий отнесено к приоритетам первого уровня в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо-
зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, одним из основных направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий являются демографическая политика и создание условий для переселения в сельскую местность [4]. Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий (УРСТ) Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается разработка органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ УРСТ, которые могут осуществляться на уровне субъек-
тов Российской Федерации, районов или сельских поселений. Разработка региональных и муниципальных программ УРСТ должна базироваться на исследовании состояния и тенденций экономического, социального и демографического развития [5]. С этой целью было проведено исследование состояния и тенденций развития демографической ситуации и социальной инфраструктуры в трех районах Орловской области, которые значительно различаются по своему социально-экономическому и территориаль-
В агропромышленном комплексе осуществляют производственную деятельность 30 предприятий различных организационно-правовых форм, 80 крестьянских (фермерских) хозяйств и 15 индивидуальных предпринимателей с площадью сельскохозяйственных угодий 10,5 тыс. га, 20,2 тысячи личных подворий граждан с площадью сельскохозяйственных угодий 13 тыс. га. В сельскохозяйственном производстве занято 2,9 тысяч человек, что составляет 20% от среднесписочной численности трудоспособного населения занятого в экономике района. Более 75 % расходов бюджета района направлено на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику. По программе газификации за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 12 км газовых сетей, в том числе 2,5 км за счет средств областного бюджета [6].
Покровский район занимает территорию 1411 кв. км, что составляет 5,8% территории Орловской области. Район занимает 4 место по площади среди других территорий области. Плотность населения значительно ниже, чем в Орловском районе, но выше, чем в Сосковском и составляет 10,5 человек на 1 кв. км. Через посе-
ному положению. Орловский район расположен в радиусе 35-45 км вокруг областного центра. Территория района в пределах установленных административных границ составляет 1701,4 кв. километров (таблица 1). Орловский район является самым густонаселенным, плотность населения которого составляет 39,6 человек на 1 кв. км. В состав района входит территория 16 сельских поселений, в которых расположены 263 населенных пункта с численностью населения от 3 до 3 тыс. человек.
лок Покровское проходит автомагистраль федерального значения Орел - Тамбов. Расстояние до г. Орла - 75 км. В настоящее время в районе насчитывается одно городское и 13 сельских поселений, 164 населенных пункта. В структуре производства района преобладает агропромышленный комплекс [7].
Сосковский район занимает территорию в 611 кв. км, что составляет 2,5% территории Орловской области. По площади район среди других территорий области занимает предпоследнее место. Все население проживает в сельской местности. Плотность населения одна из самых низких в области и составляет 9,8 человека на 1 кв.км. В районе семь сельских поселений, 82 сельских населенных пункта. Более 29 % населения Сосковского района не обеспечено регулярным автобусным сообщением с административным центром, а 100 % автомобильных дорог общего пользования местного значения не отвечают нормативным требованиям. Сосков-ский район является отстающим по удельному весу прибыльных сельскохозяйственных организаций и имеет наихудшие значения по доле фактически используемых сельскохозяйственных
Таблица 1- Общая характеристика сельских районов Орловской области по данным 2011 года
Сельские районы Площадь территории, кв. км Удельный вес района в общей территории области (%) Численность сельского населения, чел. Плотность на-селе-ния, чел./км2 Число сельских поселений, ед. Число сель-ских населенных пунктов, ед.
Орловский 1701,4 6,9 68050 39,9 16 264
Покровский 1411 5,8 11868 10,5 13 164
Сосковский 611,6 2,5 5982 9,8 7 82
угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий [8].
Исследование состояния демографической ситуации и развития социальной инфраструктуры в этих районах проводилось за пятилетний период времени с использованием данных социальной статистики в рамках Федерального плана статистических работ, показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления и расчетных данных, полученных на основе имеющейся информации. Оценка показателей состояния демографической ситуации и инфраструктуры проводилась по критериям, представленным в документах Правительства РФ и феде-
Таблица 2 - Темпы роста (убыли) населения сел
ральных органов исполнительной власти РФ и в социальных нормативах и нормах [9-10].
Одним из основных показателей состояния демографической ситуации является темп роста (убыли) населения. В течение 5 лет исследований рост сельского населения регистрировался только в Орловском районе, при этом темпы убыли населения в 2011 году, скорректированные по итогам всероссийской переписи населения 2010 года, оказались значительно выше ожидаемых значений (таблица 2). Наибольшие темпы убыли населения зарегистрированы в Сосковском районе. В Покровском районе в 2011 году также зарегистрирована значительная убыль населения, которая связана со значительным оттоком сельского населения из района. их муниципальных районов Орловской области
2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Орловская область 98,9 99,1 99,2 99,7 93,4
Орловский район 99,9 100,1 100,5 101,3 100,5
Покровский район 98,9 98,4 98,4 98,8 86,9
Сосковский район 99,4 99,5 98,1 98,1 80,8
Наиболее неблагоприятная возрастная структура населения зарегистрирована также в Сосковском районе, в котором почти треть населения составляют граждане в возрасте старше трудоспособного. Во всех наблюдаемых районах велика доля людей старшего поколения и мала доля детей и подростков.
Наиболее приближена к оптимальному уровню суммарная демографическая нагрузка на трудоспособное население лицами моложе и старше трудоспособного возраста в Орловском районе (рисунок 2).
Рисунок 2 - Сравнение демографической нагрузки на трудоспособное население в районах Орловской области
По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года был рассчитан медианный возраст сельского населения районов. Самым старым оказалось население Сосковского района, причем возраст женщин был на 6,1 лет выше, чем у мужчин, что связано с большей продолжительностью жизни женщин (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение доли мужчин и женщин по возрасту и районам
Медианный возраст сельского населения Орловский район Покровский район Сосковский район
В среднем по району, в т.ч. 40,5 44,6 46,7
мужчин 37,6 41,6 43,7
женщин 43,7 47,6 49,4
Во всех районах за счет превышения смертности над рождаемостью наблюдается естественная убыль населения. Тем не менее, в Орловском районе прослеживается устойчивая тенденция снижения уровня смертности и возрастания уровня рождаемости, в отличие от По-
кровского района, в котором сохраняется стабильно высокий уровень смертности и низкий уровень рождаемости и Сосковского района, в котором наблюдается возрастание уровня смертности и стабильно низкий уровень рождаемости (рисунок 3).
В условиях кризисного развития процессов воспроизводства населения большую роль в формировании численности населения районов играет миграция. Тенденция миграционного прироста сохраняется только в Орловском районе (таблица 3). Число прибывших на территорию района с 2007 года увеличилось в 1,9 раза.
В Покровском районе в 2011 году зарегистрирован большой миграционный отток населения, который по сравнению с 2007 годом вырос почти в 15 раз. Высоким оказался в 2011 году отток населения и из Сосковского района.
-К |АВДк МО Ci 1 и т Ъ,9 Я- -■
Ь 20,3 J 1.0 ■1.D —■— /
1U 15,7 15,2 14,3 13.8 /
9.5 10,0 9,9 10,9 9," 9,5 10,6 10,3 9 1 11." 9.4
6,5 ".1
(Гг 08г. 09г. Юг 11т 07г. 08г 09г. Юг 11г 07г 08г 09г. Юг: Иг
Рисунок 3 - Динамика показателей воспроизводства сельского населения районов
Брачность находится в тесной связи с естественным воспроизводством населения и поэтому выступает как важный фактор рождаемости.
Состояние брачно-семейных отношений в Орловском районе нельзя назвать благополучным, так как наблюдается снижение коэффици-
ента брачности и возрастание коэффициента разводимости. В 2011 году в Орловском районе каждый второй брак распадался.
В Покровском районе показатели брач-ности и разводимости изменялись волнообразно, при этом количество браков в 1,5 - 2,3 раза превышало количество разводов.
В Сосковском районе до 2011 года наблюдались самые низкие показатели брачности, которые всего в 1,8 - 1,1 раза превосходили показатели разводимости.
Численность работников, непосредственно занятых в экономике Орловского района значительно увеличилась в 2011 году и насчитывала 31022 человека, что составило 45,6% от общей численности населения района. За исследуемый период времени численность занятого населения увеличилась на 9,0%. В 2011 году по сравнению с предыдущим годом, численность признанных безработных сократилась на 9,5% (таблица 5).
В районе проживает 20943 пенсионера, из них более 30% заняты в экономике района.
Уровень общей безработицы в % к экономически активному населению в районе низкий и в 2011 г. составил 4,5%, что на 3,2% лучше нормативного для этого года значения.
Из общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, доля трудоустроенных граждан в 2011 году составила 82,0%.
В Покровском районе за последние пять лет численность работников, занятых в экономике района сократилась на 9,5%, уровень занятости населения снизился на 0,5%. Наблюдается возрастание уровня общей безработицы. Доля трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в государственные службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, за весь период наблюдений сократилась на 50,2% и составила в 2011 году всего 15,4% от общего числа обратившихся граждан.
В Сосковском районе численность работников, занятых в экономике на 1 января 2011 года сократилась по сравнению с 2007 годом на четверть, а уровень экономической активности населения на 1,0%.
Таблица 3 - Динамика коэффициента миграции в районах Орловской области
Районы Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Орловский 9,0 7,95 9,37 15,55 16,83
Покровский -1,2 -2,9 0,7 -7,2 -17,8
Сосков-ский 0,3 -12,9
В таблице 4 приведена сравнительная характеристика состояния демографической си-
туации в трех сельских районах области.
Таблица 8 - Сравнительная характеристика состояния демографической ситуации в районах
Орловской области
№ п/п Показатели Нормативные значения Орловский район Покровский район Сосковский район
1 Темпы роста численности населения < 100% 101,6 87,6 81,9
2 Индекс демографической старости >12 22,3 24,1 31,1
3 Доля населения в возрасте моложе трудоспособного < 20% 14,4 16,4 13,9
4 Доля населения в возрасте старше трудоспособного >15% 22,3 24,1 31,1
5 Доля населения в трудоспособном возрасте < 65% 62,5 55,5 55,0
6 Суммарная демографическая нагрузка на трудоспособное население лицами нетрудоспособного возраста '/г, или 500/1000 588/ 1000 791,3/ 1000 818,8/ 1000
7 Коэффициент миграционного прироста >0 20,2 -26,3 -12,9
8 Коэффициент рождаемости >12,6 13,0 9,6 11,7
9 Коэффициент смертности < 13,5 14,3 20,6 25,9
10 Уровень общей безработицы 7,4% 4,5% 6,2% 6,0%
Относительно благополучным можно признать состояние и тенденции развития демографической ситуации и рынка труда только в Орловском районе.
Развитие муниципальных образований невозможно без обеспечения населения основными объектами социальной инфраструктуры. Одним из ключевых показателей, характеризующих перспективы развития любого муниципального образования является обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями. Причем, для сельских муниципальных образований нормативом обеспеченности является уровень равный 40 % [2]. Соотношений фактической обеспеченности муниципального образования нормативному значению показывает обеспечение дошкольников местами в дошкольных учреждениях.
Обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях анализируемых районов представлена на рис.4.
Обеспеченность Орловского и Сосков-ского районов местами в дошкольных учреждениях превышает минимальное нормативное значение (40 мест на 100 детей), т.е. они полно-
стью удовлетворяют потребности населения в данной области. Покровский же район не выполняет социальной нормы, так в 2010-2012 годах обеспеченность стала ниже нормативной.
Рисунок 4 - Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных общеобразовательных учреждениях и ее прогноз
Анализ тенденций показывает, что обеспеченность детей Сосковского района местами в дошкольных учреждениях уменьшается, а Покровского района, в последние годы имеет резко выраженную тенденцию несоответствия нормативу обеспеченности детей в возрасте 1 -6 лет местами в дошкольных общеобразовательных
учреждениях. Орловский район имеет положительные тенденции на протяжении всего периода мониторинга, в 2011 году система дошкольного образования района увеличилась на 3 детских сада.
Что касается общего школьного образования то, следует указать, что согласно Конституции РФ 100% жителей школьного возраста должны иметь возможность получения среднего образования [1].
Первостепенное значение дня населения имеет медицинское облуживание. Без обеспечения муниципальных образований объектами здравоохранения невозможно социального развития никакого поселения. Обеспеченность населения районов койко-местами, медицинским персоналом и врачами представлена на рис. 5, 6.
Обеспеченность населения муниципальных образований больничными койко-местами, в расчете на 10 тыс. населения, можно проследить на рисунке 5, из которого следует, что ни один из представленных районов не соответствует утвержденному нормативу, который составляет 134,7 больничных койки в расчете на 10 тыс. населения.
SÏ 160
= 140
120
7 Mill
¿
>х so
2 60
Е 40
Ê 20
Ï
b 0
о
R = о.воз
__ —^ 1)1,1 R;-0.440
-----
' У R--ÜJI34
200S
2009
2010
2011
—•—Орловский район —■—Сосковскпв район
—*—Покровский район —-—Норматив
-Линейная (Орловский район) — ■ Л1 щепная (Орловский район)
----Линейная(Сосковсышрайон) --—-Линейная (Покровскийрайон)
Рисунок 5 - Число больничных коек в расчете на 10 тыс. населения и его прогноз.
В "О
Р 60
I ™
л 4(1
? 30
В 20 i.
Z 10
__je__- ___А--- -----
* -—» T" у-2,3 ;+<51,96
----
л- . 1х + 1,63 -=тиот "
*-------Ь
V = -0.3 х+20.33
К = 0.185
2007
2008
2009
2010
2011
—♦— Орловой й район —■— С о сковскпв район —А—Покровский район Норматив ----Линейная(Орловскийрайон) ----Линейная(Со сковскив район) ----Линейная (Покровский район)
Рисунок 6 - Обеспеченность населения врачами всех специальностей в расчете на 10 тыс. населения и её прогноз.
Обеспеченность населения врачами всех специальностей в расчете на 10 тыс. населения отражена на рисунке 6. Покровский и Сосков-ский районы полностью соответствуют установленному нормативу, показатели Орловского района значительно меньше утвержденного норматива, который составляет 41 врача на 10 тыс. населения.
Рисунок 7 - Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в расчете на 10 тыс. населения и её прогноз.
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в расчете на 10 тыс. населения представлена на рисунке 7, из которого следует, что ни один из представленных районов не соответствует утвержденному нормативу, который составляет 114,3 единиц среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения.
Таким образом, в анализируемых районах отмечается низкий уровень обслуживания в системе здравоохранения. Множество существующих проблем, усугубляют положение, а именно: высокая текучесть квалифицированных медицинских кадров; высокий процент населения старше трудоспособного возраста, требующего большего внимания со стороны здравоохранения; отсутствие твердого дорожного покрытия между населенными пунктами с целью доставки жителей для оказания медицинской помощи в стационаре; фельдшерско-акушерские пункты в муниципальных образованиях, участковые больницы не располагают собственным автотранспортом; удаленность аптечных предприятий от населения.
Одним из важнейших критериев, удерживающих молодежи на селе является развитие социальной инфраструктуры. Одним из ключе-
№1/2013
вых показателей является обеспеченность муниципальных образований спортивными объектами. Сеть физкультурно-спортивных объектов представляет собой систему, состоящую из трех основных подсистем: сооружения в местах приложения труда; сооружения в различных видах общественного обслуживания (в детских учреждениях, учебных заведениях, культурно-просветительских учреждениях, учреждениях отдыха и др.), сооружения так называемой сети общего пользования.
Ежегодно сокращается число социально-культурных объектов: сельских библиотек, клубов, домов культуры и других досуговых учреждений. Это сокращение легко объясняется снижением численности жителей, однако отсутствие мест досуга в муниципальных образованиях оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию на селе, усиливая урбанизацию.
Как видно из оценки существующей демографической ситуации Орловского, Сосков-ского, Покровского районов Орловской области, для их развития необходимо применять кардинальные меры. Снижение численности населения на фоне его старения, сопровождающееся медленным развитием социальной инфраструктуры, негативно сказывается на экономической ситуации районов. В этой связи необходимо создать условия для привлечения на постоянное место жительства молодежи, способствовать притоку мигрантов, улучшить условия жизнедеятельности населения района.
Активная инвестиционная деятельность, развитие агропромышленной отрасли, реализация национальных проектов, программ газификации, строительства жилья на селе, объектов социального назначения, расширение сферы услуг будут способствовать организации новых рабочих мест, естественному закреплению и обновлению кадров и улучшению демографической ситуации в районах. Также устойчивому развитию сельских территорий будет способствовать: развитие социальной инфраструктуры, расширение сети детских досуговых и дошколь-
Студенникова Н.С. - e-mail: [email protected] Полухина М.Г. - e-mail: [email protected]
ных образовательных учреждений; улучшение работы сферы здравоохранения; строительство новых спортивных объектов. Адекватная социально-экономическая политика как на уровне районов, так и на уровне региона в целом позволит стабилизировать демографическую ситуацию на селе и даст основу для развития реального сектора экономики через развитие кадрового потенциала.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. № 1063-р
3. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2005. С. 229.
4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р
5. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. Изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 112 с.
6. Сайт Орловского района Орловской области URL: http://adminorel.57ru.ru/econom.php
7. Сайт Покровского района Орловской области. - URL: http://www.adminpokrov.57ru.ru
8. Сайт Сосковского района Орловской области URL: http://www.bankgorodov.ru/region/
9. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31.01.2013), приложение 2.
10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ как субъекта бюджетного планирования на 2012 год и на период до 2014 года - URL: http://www.rosmintrud.ru/ ministry/budget
Статья поступила в редакцию: 11.03.2013