УДК 378
СОСТАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Д.А. Коноплянский
Аннотация. В статье раскрывается сущность процесса создания дорожной карты реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза, определяются подходы к составлению дорожной карты и стадии её разработки. Предлагается схема и структура дорожной карты, даётся её обоснование. Выявлены стадии составления дорожной карты и определены критерии её построения. Статья предназначена для специалистов в области организации, планирования и прогнозирования педагогических процессов в высшей школе.
Ключевые слова: дорожная карта, выпускник вуза, конкурентоспособность, составление дорожной карты, этапы составления, схема и структура дорожной карты.
DRAWING UP A ROADMAP IMPLEMENTATION OF TEACHING STRATEGIES FORMATION OF COMPETITIVE HIGH SCHOOL GRADUATE
D. Konoplyansky
Abstract. The article reveals the essence of the process of creating a roadmap implementing the pedagogical strategy of formation of competitiveness of graduates of high school, determined approach to drawing up a road map and the stage of its development. The scheme and the structure of the road map is described, its justification is given. The stage of the road map and the criteria for its construction are identified. This article is intended for experts in the field of organization, planning and forecasting processes of teaching in higher education.
Keywords: road map, graduate of the university, competitiveness, drawing up a roadmap, stages of the scheme and the structure of the road map.
В системе образования России дорожная карта пока мало распространенный метод (инструмент) планирования и лишь только начинает использоваться, поскольку как таковые унифицированные методические подходы и алгоритмы составления дорожных карт еще не сформированы, структура и форма данного документа жестко не заданы, а весь процесс разработки дорожных карт отличается высокой степенью творчества [4, с. 65 - 66].
В нашем исследовании мы используем метод дорожной карты [2, с. 4 - 5] для формирования конкурентоспособности
выпускника вуза. Процесс создания «дорожной карты» реализации
педагогической стратегии формирования
конкурентоспособности выпускника вуза — это обусловленный социально-экономическим потребностями современного рынка труда
процесс стратегического планирования и прогнозирования с целью выяснения, выбора и разработки стратегии развития вуза для удовлетворения интересов студентов и
работодателей и достижения высокого уровня
сформированности конкурентоспособности выпускника вуза, а также наилучших показателей эффективности деятельности
высшего учебного заведения в долгосрочной
перспективе.
Наиболее значимым в процессе составления «дорожной карты» может быть следующее: эффективная расстановка
приоритетов; установка критериев
ответственности; определение четких критериев реализации «дорожной карты», позволяющих проверить её осуществимость на практике; проверка надлежащего уровня инициативности всех участников создания и реализации дорожной карты; подтверждение наличия явной связи между реализацией «дорожной карты» и эффективностью формирования конкурентоспособности
выпускника вуза [5, с. 4].
При разработке «дорожной карты» реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности
выпускника вуза мы использовали следующие основные аспекты деятельности: изучение
современного рынка труда и запросов работодателей; определение механизмов; подбор инновационных педагогических
технологий и инструментария; выявление организационно-педагогических условий; оценка уровня сформированности
конкурентоспособности выпускника вуза.
Наиболее распространенный способ визуального представления дорожной карты состоит в том, чтобы сгруппировать ее элементы по слоям [1, с. 102]. В ходе нашего исследования разрабатывалась
четырехуровневая схема дорожной карты,
которая применительно к реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза содержит четыре слоя: проблемы, цели и задачи, мероприятия, мониторинг результатов. В графическом варианте схема «дорожной карты» реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности
выпускника вуза нами представлена на рисунке 1.
Рисунок. 1. - Схема дорожной карты реализации педагогической стратегии формирования
конкурентоспособности выпускника вуза.
Работа по формированию конкурентных преимуществ студента-выпускника согласно «дорожной карте» в Томском государственном архитектурно-строительном университете и его филиалах в г. Ленинске-Кузнецком, Белове, Новокузнецке осуществляется в рамках инновационной образовательной программы, например: «Комплексная программа
непрерывной теоретической и практической подготовки студентов вузов, планирования их профессиональной карьеры и дальнейшего трудоустройства».
Особое значение в контексте планирования профессиональной карьеры и разработки модели успешного поведения студента-выпускника на рынке труда имеет система интенсивного введения в специальность студентов первого курса. И важную роль здесь должен играть разработанный нами учебный курс «Планирование и управление карьерой», который изучают студенты всех кафедр нашего университета в ходе первого семестра своего обучения.
В рамках данного учебного курса студенты, бывшие еще недавно школьниками, должны не только осознать специфику воспитательнообразовательного процесса в вузе, освоить технологии обучения и т.д., но и научиться ставить перед собой профессиональные цели, планировать пути из достижения, накапливать информацию об интересующем их работодателе (организации), осваивать правила
взаимодействия с потенциальным
работодателем, составления резюме и портфолио, а главное наладить систему организации личной (учебной, самостоятельной) деятельности.
Также видится целесообразным в первом квадрате матрицы «дорожной карты» (1 год/способности/практический аспект)
налаживать ориентацию студента на рыночные условия экономики, требования и потребности потенциальных работодателей. Не лишним будет ознакомление студентов с основами предпринимательской деятельности.
Главной специфической чертой такой подготовки первокурсников (в перспективе конкурентоспособных выпускников вуза) является теоретико-прикладная направленность процесса формирования конкурентоспособности молодого специалиста. К примеру, уже в течение первого семестра каждый студент готовит проект «Моя карьера», состоящий из компонентов: будущая профессиональная
деятельность, самоанализ личных качеств, перспективы.
Для подкрепления своего проекта и обеспечения процессов саморазвития и самосовершенствования студента (второй квадрат матрицы «дорожной карты») целесообразно проводить учебно-
ознакомительную практику, ориентированную на раскрытие основ технологии построения карьеры. В задачи такой практики может входить сбор информационных материалов о деятельности компаний, выступающих потенциальными работодателями, по возможности - их посещение и предоставление работодателю своего резюме с целью получения возможности посещать данную организацию в свободное от учебы время для более детального ознакомления со спецификой своей будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, студенты вуза получают первоначальное знакомство со сферой своей будущей деятельности, а также налаживают контакты с несколькими потенциальными работодателями, что, несомненно, важно как для прохождения студентом последующих практик, так и для его трудоустройства (с учетом
личностных и профессиональных интересов молодого специалиста) по окончании обучения в высшем учебном заведении.
Кроме того, важной составной частью «наполнения» авторской «дорожной карты» выступает организация и участие студентов начальных курсов в структурах студенческого самоуправления (совместная деятельность инициативных студентов), ориентированного на формирование у студентов таких качеств, как: аналитичность, критичность мышления, креативность, способность руководить и подчиняться, ответственность, инициативность, коммуникабельность, предприимчивость,
способность к импровизации, способность идти на риск.
Обращаясь к диагностическому компоненту «дорожной карты», обратим внимание, что диагностика исходных и конечных значений выступает лишь в качестве метода определения уровня развития заданных индикаторов (характеристик) конкурентоспособности
студента-выпускника вуза: уверенность в
собственных силах и умение презентовать себя, хорошо развитое чувство ответственности, ориентация на успех, профессиональная гибкость и прочее, что видится необходимым для успешного функционирования молодого специалиста на современном рынке труда, тогда как успешная реализация прочих позиций, в большей степени, носит практических характер.
В ходе разработки диагностического компонента «дорожной» карты реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза структурные составляющие
конкурентоспособности конкретизированы в комплексе определенных параметров, которые могут быть условно разделены на два блока:
1. показатели формирования предметных
знаний и умений выпускника (операциональнодеятельностный и информационно-
содержательный компоненты);
2. показатели личностного развития и
самосовершенствования студента
(эмоционально-волевой, мотивационно-
ценностный компоненты).
В соответствии с проведённым нами анализом различных походов к процессу создания «дорожной карты» [3], мы исходим из того, что «дорожная карта» реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособного выпускника вуза процессно-структурирована, т.е. должна основываться на процессном подходе и по своей компоновке быть системно-структурированной. С целью управления представленными четырьмя
уровнями и достижения основных исследовательских задач процесс создания «дорожной карты», в нашем понимании, должен проходить следующие стадии: подготовительная (предварительные действия); разработки (создание дорожной карты); реализации (выполнение, мониторинг и контроль основных мероприятий).
Чтобы оценить корректность построения дорожной карты в целом, нужно оценить состав каждого ее слоя на предмет соответствия двум критериям — необходимости и достаточности. Критерий необходимости означает, что каждое мероприятие должно быть необходимым для решения соответствующей задачи, т.е. карта не должна содержать «лишних» мероприятий,
целей, задач, показателей. Критерий достаточности подразумевает обеспеченность решения поставленной задачи (достижение цели) запланированным комплексом
мероприятий — если не в полном объеме, то хотя бы в существенной части. Таким образом, традиционные методы прогнозирования, основанные на выявлении наиболее вероятной траектории развития, все больше уступают место дорожной карте, которая ориентирована на коммуникацию, творческий потенциал и коллективный интеллект, согласованную координацию и ответственность за принимаемые решения, направленные на формирование будущего.
Литература:
1. Великанова Н.П., Карасёв О.И. Метод дорожных карт в стратегическом планировании развития образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5. - С. 95-105.
2. Гохберг Л.М. Будущее как стратегическая задача // Форсайт. - 2007. - № 1(1). - С. 4-5.
3. Лидин К.Л. Многообразие построения дорожных карт, 2006.
4. Трофимова Л.А. Инновационные подходы к
принятию управленческих решений: учебное
пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 78 с. - С. 65-66.
5. Phaal R. Technology Roadmapping. IET Management Key, University of Cambridge, UK. -2006. - № 26(1). - С. 2-19.
Сведения об авторе:
Коноплянский Дмитрий Алексеевич (г. Ленинск-Кузнецкий, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области, докторант Кемеровского государственного университета, e-mail: lktgasu@mail.ru
Data about the author:
D. Konoplyansky (Leninsk-Kuznetsky, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, head of Tomsk State University of Architecture and Building in Leninsk-Kuznetsk of Kemerovo region, doctoral student of Kemerovo State University, e-mail: lktgasu@mail.ru