~94 7 4 (16) 2009 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
З.Ж. АПТИКАЛИКОВА,
аспирант Академии юриспруденции «Эдшет» Каспийского общественного университета, ТОО «Центр правовых исследований»
СОСТАВ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели, занимаясь теми или иными видами деятельности, не ставят себе цели создать объект права «предприятие». Используя имущество, внесенное в качестве вклада или приобретая новые вещи, заключая договоры, принимая на себя обязательства, они направляет свои усилия на получение большей прибыли от своей деятельности. Образование предприятия начинает происходить с момента начала деятельности субъекта, в зависимости от хода деятельности, его имущественный состав может расширяться или сокращаться, экономическая отдача может возрастать или снижаться, что в конечном счете влияет и на стоимость предприятия.
Гражданское законодательство РК при конструировании правовой модели предприятия как объекта права пошло по германскому пути, включив в состав предприятия не только материальные элементы, но и нематериальные элементы имущества. В состав предприятия, в соответствии с п. 2 ст. 119 Гражданского кодекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором. Анализ данной нормы ГК РК показывает, что предприятие, как имущественный комплекс, предполагает разнообразный и свободный состав имущественного комплекса, наличие одних и отсутствие других элементов, различное их сочетание. Конкретизация состава предприятия (количественного и качественного) определяется производственно-хозяйственным назначением, предметом деятельности и занимаемым в системе экономических отношений местом.
Нельзя не согласиться с исследователями, определяющими, что состав имущественного комплекса, его экономические и правовые границы наиболее четко и ярко проявляются (и обязаны
проявиться) в момент отчуждения предприятия, перехода права собственности или иного вещного права от одного лица к другому1. В.В. Розен-берг отмечает, что сущность предприятия прежде всего постигается в момент перехода его к новому собственнику. Приобретателю предоставляется возможность так же и в таких же условиях эксплуатировать предприятие, как это делал до него предшественник. Поэтому необходимыми принадлежностями предприятия, составляющими его сущность, являются элементы, нужные для его дальнейшего экономически выгодного эксплуатирования2. Соответственно, можно сделать вывод, что состав имущественного комплекса, а именно, отнесение или не отнесение того или иного имущества (вещи или права) к предприятию определяется исключительно сторонами, прежде всего собственником предприятия, поэтому определение элементов состава предприятия имеет важное значение не только для теоретического осмысления сущности предприятия, но и имеет важное практическое значение, поскольку этим определяются особенности правового режима имущества, которое признается элементами состава предприятия.
В составе имущественного комплекса выделяются материальные и нематериальные элементы. Выделение материальных и нематериальных элементов в составе предприятия обусловлено следующими причинами: во-первых, для этих элементов, как неодинаковых по природе объектов, действует различный правовой режим; во-вторых, данные элементы защищаются различными правовыми способами: вещно-правовыми и обязательственными исками, исками о запрете недобросовестной конкуренции и т.д.; в-третьих, при отчуждении имущества названные элементы подлежат самостоятельной диффиренцированной оценке и подчинены неодинаковому порядку перехода к новому собственнику3.
Материальный элемент предприятия представляется в виде вещей. В философском понимании вещью именуется отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.
1 Большая Советская Энциклопедия. М., 1971. - Т. 5. - С. 5-6.
2 Степанов С.А. Имущественныге комплексыг в российском гражданском праве. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - С. 99.
3 Розенберг В.В. Торговое имя, фирма и торгово-промыгшленное предприятие // Вестник финансов, промыгшленности и торговли. - 1913. - №19. - С. 284-285.
Гражданское право и гражданский процесс
п>п
Определенность вещи задается ее структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками, ее телесностью1. Понятие «вещь» в цивилистической литературе является дискуссионным. Концептуально понятие вещи как объекта гражданских прав различается в двух подходах к ее определению. Первая позиция основывается на признании вещами, или вернее, распространении правового режима вещей на другие объекты гражданских прав. Прежде всего, это относится к имущественным правам, выраженным в ценных бумагах. Вторая позиция является традиционной для континентальной правовой системы. В этом случае вещами признаются не любые, а только материальные или телесные предметы, что представляется нам, как и большинству цивилистов Казахстана и России, более правильной.
Так, к материальным элементам имущественного комплекса в форме предприятия мы относим земельные участки, здания, сооружения, иные объекты недвижимости (горные отводы, шахты, леса, воздушные суда и т.д.), оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, деньги (касса) и т.п. Количество вещей, необходимое для образования имущественного комплекса, определяется индивидуально для каждого предприятия. Имущественный комплекс предприятия может иметь как десятки, тысячи вещей, так и вовсе не иметь «вещественных доказательств» своего существования, поскольку, как справедливо отмечает И. Гу-маров, все имущество предприятия могут составлять лишь имущественные права2. Хотя нельзя не отметить, что в нынешних имущественных комплексах в форме предприятия структурообразующими, главнейшими элементами являются вещи, которые длительное время неоднократно или постоянно в неизменной форме используются в производстве, т.е. те вещи, без существования которых невозможно достижение целей предпринимательской деятельности. К этим вещам, в зависимости от вида деятельности, можно отнести земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы и т.д.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В зависимости от сферы, в которой действует предприятие, материальный элемент может занимать значительное место в составе имущества предприятия. В составе имущества предприятия вещи могут быть движимыми и недвижимыми, могут подразделяться на потребляемые и непотребляемые. В некоторых случаях имеет значение деление вещей на неделимые и делимые, так например, по сделкам о передаче имущества не только предприятия в целом, но и его части.
Составляющей частью имущественного комплекса предприятия признаются и нематериальные элементы. К нематериальным элементам предприятия считаем правильным отнести: имущественные права и обязанности, выражающиеся соответственно в праве требования по обязательствам или обязанности удовлетворить требование кредитора (в том числе кредиторскую и дебиторскую задолженность), исключительные права на результаты творческой деятельности (патентные, авторские права и т.д.), исключительные права (фирменное наименование, торговые знаки и др.).
Под имущественными правами понимаются, в частности, права требования собственника предприятия к должникам, связанные с уплатой ими денежных сумм, выполнением работ и оказанием услуг, права пользования обособленными природными объектами: земельными участками и другими природными ресурсами. Так, например, собственником предприятия - производителем макаронных изделий был заключен договор на рекламу (трансляция по телевидению), который не был исполнен, или исполнен частично, соответственно, при продаже данного предприятия стороны могут включить в состав имущественного комплекса предприятия указанное имущественное право.
Имущественными обязанностями являются обязанности собственника предприятия по уплате денежных сумм, передаче товара, выполнению работ, оказанию услуг.
Вопрос о переходе требований и долгов, связанных с деятельностью предприятия, в законодательстве западных стран решается по-разному. В ФРГ, если предприятие после продажи продолжает действовать под старой фирмой, то к новому владельцу переходят обязательства, связанные с деятельностью предприятия до продажи, при условии, что иное не было оговорено в соглашении между продавцом и покупателями3. В США комплексное отчуждение, т.е. продажа всей или большей части товарно-материальных ценностей предприятия, выходящая за рамки обычного ведения дел, не влечет за собой перехода прав и долгов, связанных с деятельностью предприятия к покупателю4.
В состав предприятия не включаются обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей. При совершении сделки в отношении предприятия обязательства по уплате налогов, возникших до момента ее совершения, сохраняются за налогоплательщиком-собственником предприятия.
К нематериальным элементам в составе пред-
1 Гражданское и торговое право зарубежных капиталистических стран /Под ред. Е.А. Васильева. - М., 1993. - С. 113.
2 Гумаров И. Понятие вещи в современном гражданском праве России //Хозяйство и право. - 2000. - №3. - С. 79-80.
3 Германское право. Часть 11. Торговое уложение и другие законыы / Пер.с нем. - М.: Международным центр финансово-экономического развития, 1996. - С. 24.
4 Единообразным торговым кодекс США. - М.: Международным центр финансово-экономического развития, 1996. - С. 272.
~96 7 Ns 4 (16) 2009 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
приятия можем отнести и исключительные права на объекты промышленной собственности и авторские права. В зависимости от сферы деятельности предприятия, в его состав могут входить различные объекты авторского права: литературные произведения, программы для ЭВМ, драматические произведения, произведения архитектуры и пр. Автор может передать свои исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом любому заинтересованному лиц, в том числе собственнику предприятия, например, издателю передаются права на книгу. Таким образом, права на произведение входят в состав предприятия. Если объект авторских прав может быть создан по заказу, в этом случае произведение, созданное в соответствии с условиями договора, передается заказ-чику1.
Важной составной частью предприятия являются права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, и услуги. В казахстанском законодательстве, в частности, ст. ст. 38, 1020 ГК РК, фирменное наименование определено как наименование юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте. Как справедливо отмечает И.В. Амирханова, законодатель не всегда последователен в таком определении. Согласно п. 1 ст. 1023 ГК РК, отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица и отчуждения последнего его в целом. Такая законодательная двойственность в отношении фирменного наименования юридического лица не допустима, данное противоречие может быть устранено только путем внесения соответствующих поправок и в понятие «предприятие» (ст. 119 ГК РК), и в норму о правилах отчуждения права на фирменное наименование (ст.1023 ГК РК), либо путем изменения самого понятия «фирменное наименование», используемого в связи с юридическими лицами2.
В составе предприятия выделяются такие обозначения, индивидуализирующие предприятие, как товарный знак и знак обслуживания. К товарным знакам и знакам обслуживания. Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 N 456-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» относит обозначение, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц. Товарный знак выполняет ряд фун-
кций, основными из них являются:
1) функция идентификации, которая обеспечивает выделение товара из числа себе подобных и указывает на источник его происхождения;
2) функция рекламы. Отрекламированный товар, выделенный из числа подобных товаров при помощи товарного знака, пользуется спросом у потребителей, способствует привлечению клиентов к предприятию;
3) охранительная функция. Она гарантирует, что никто, кроме владельца зарегистрированного товарного знака, не вправе пользоваться данным обозначением под страхом применения к нарушителю санкций3.
Действующее казахстанское законодательство о товарных знаках предусматривает возможность свободной передачи права на товарный знак, т.е. возможность его купли-продажи или предоставления лицензии на его использование, без обязательного полного или частичного отчуждения предприятия, которое использует этот знак. Приобретая товарный знак в составе предприятия, покупатель предприятия приобретает возможность производить и реализовывать товар под уже известным именем, что способствует сохранению клиентуры.
Иногда стоимость некоторых товарных знаков оценивается гораздо выше, чем стоимость предприятия в целом. Например, стоимость товарного знака «Кока-Кола» оценивается в 36 млрд. дол., «Нескафе» - 12 млрд. дол., «Кодак» - 10 млрд. дол4.
Особыми нематериальными элементами предприятия должны быть признаны фактическое его положение на рынке, сложившиеся деловые связи и приобретенная репутация, составляющие «шансы» предприятия. Шансы входят в актив предприятия и влияют на сбыт товаров сложившейся клиентуре. Как отмечал П.П. Цитович, шансы создают такую доходность, которая может превышать и нередко далеко превышает проценты с капитала, помещенного в предприятие 5. Чтобы оценить значение шансов, достаточно сравнить два предприятия. Допустим, одному и тому же лицу принадлежит два магазина. В обоих магазинах продается один и тот же ассортимент товаров, но первый находится в густонаселенном районе города, он был приобретен у опытного предпринимателя, в нем сохранился прежний персонал. Второй магазин находится на окраине города, он новый, персонал, работающий в нем, также новый. Ясно, что стоимость первого магазина будет выше, чем второго, даже если оборудование во втором магазине будет новее. Как мы
1 Правовая охрана интеллектуальной собственности. Учебное пособие /Под общ. ред. В.Н. Дементьева. - М.: НИЦПРИС, 1995. - С. 183-184.
2 Амирханова И.В. Предприятие, предпринимательское дело как объекты гражданских прав // Вестник КазГУ. Сер юрид. 2000. - № 2(15). - С. 25.
3 Адуев А.Н. Правовое регулирование торговыгх знаков. - М., 1972. - С. 5.
4 Караваев А.А. Использование товарныгх знаков // ЭКО. -1995. - №°10. - С. 162.
5 Цитович П.П. Очерки по теории торгового права. - СПб., 1901. - С. 18.
Гражданское право и гражданский процесс
ПЛ
видим из данного примера, на доходность предприятия в большей степени влияет не столько материальные элементы, сколько нематериальные элементы предприятия.
В праве развитых стран в состав имущественного комплекса в форме предприятия включают такие объекты, как клиентелла, право на возобновление найма недвижимости и др. Полагаем, что в составе имущественного комплекса предприятия клиентелла занимает, в зависимости от деятельности предприятия, достаточно важное место. К примеру, продается частная клиника, швейных цех и т.п. Материальный элемент - это мебель, оборудование, сырье. Но главная ценность - клиентура, т.е. потребители услуг, производимой продукции и т.д. Поэтому часто предприятие как имущественный комплекс, так называемое предприятие «на ходу», стоит дороже, чем совокупная «балансовая» стоимость его наличного имущества.
Деловая репутация коммерческой организации (предпринимателя) - это оценка профессиональных качеств. Складывается она на протяжении определенного времени. Хорошая репутация, как и реклама, привлекает клиентов, партнеров, что прямо влияет на прибыль коммерческой организации. Современное казахстанское законодательство вообще не определяет понятия «шансы предприятия», не регулирует и даже называет в качестве элемента в составе предприятия «клиентел-лу». На положение и состояние предприятия «на ходу» большое влияние оказывают именно эти нематериальные элементы в составе предприятия, поэтому эти понятия должны определяться в законодательстве.
Проанализировав и изучив состав такого особого объекта гражданских прав как имущественный комплекс в форме предприятия, мы приходим к следующему заключению. Состав предприятия, как имущественного комплекса, определяется в зависимости от его производственно-хозяйственного назначения, предмета деятельности и занимаемого в системе экономических отношений места. На наш взгляд, в составе предприятия как имущественного комплекса можно выделить материальный и нематериальный элементы. К материальным элементам мы относим вещи, а именно земельные участки, здания, сооружения, иные объекты недвижимости (горные отводы, шахты, леса, воздушные суда и т.д.), оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, деньги (касса) и т.п. К нематериальным элементам следует отнести имущественные права и обязанности, выражающиеся, соответственно, в праве требования по обязательствам или обязанности удовлетворить требование кредитора (в том числе кредиторскую и дебиторскую задолженность), исключительные права на результаты творческой деятельности (патентные, авторские права и т.д.), исключительные права (фирменное наименование, торговые знаки и др.).
Полагаем также целесообразным включение в состав предприятия, как имущественного комплекса, таких элементов как «клиентелла», «шансы предприятия», определив соответствующие понятия в законодательстве. Кроме того, считаем, что необходимо устранить двойственность в отношении фирменного наименования юридического лица путем изменения самого понятия «фирменное наименование».
Бул жумыста К,азацстан Республикасыныц зацнамасы бойынша кэсторынныц мулттЫ кешен реттдег1 курамы ашылып керсетЫген. Автор мулжтж кешен реттдег1 кэсторынныц курамында мултпщ материалдъщ жэне материалдык емес элементтерт жттеп, сипатта-ган.
В данной работе раскрывается и описывается состав предприятия как имущественного комплекса по законодательству Республики Казахстан. Автор разграничивает и характеризует в составе предприятия как имущественного комплекса материальные и нематериальные элементы имущества.
In this study, it reveals and describes the structure of organization as property complex on the legislatives of the Republic of Kazakhstan. The author is distinguished and characterized in the structure of organization as property complexes like material and non-material elements of property.