Научная статья на тему 'Состав и структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в сети Интернет'

Состав и структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2144
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВЕБ-САЙТ / ОНЛАЙН ПРОДВИЖЕНИЕ / MARKETING COMMUNICATIONS / WEBSITE / ONLINE PROMOTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шурчкова Юлия Владимировна

Статья посвящена вопросу классификации инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций, осуществляемых компанией в сети Интернет. В качестве инструментов выделены: веб-сайт компании с возможностью реализации всего комплекса маркетинга, инструменты, способствующие и не способствующие привлечению посетителей на сайт. Для реализации задач онлайн продвижения, могут также использоваться офлайн методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE MARKETING COMMUNICATIONS IMPLEMENTED IN THE INTERNET

The article is devoted to the classification of complex tools of marketing communications realized by a company on the Internet. The company's website with the ability to realize the full marketing complex and the tools which are conducive and not conducive to attention getting to the site are marked as the instruments. Also the offline methods can be used as the goals realization of online promotions.

Текст научной работы на тему «Состав и структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в сети Интернет»

СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

УДК 339.138

Юлия Владимировна Шурчкова

К.э.н., доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности Воронежского Государственного университета

Тел.: 950-753-82-15,

Эл. почта: jshurchkova@mail.ru

Статья посвящена вопросу классификации инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций, осуществляемых компанией в сети Интернет. В качестве инструментов выделены: веб-сайт компании с возможностью реализации всего комплекса маркетинга, инструменты, способствующие и не способствующие привлечению посетителей на сайт. Для реализации задач онлайн продвижения, могут также использоваться офлайн методы.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, веб-сайт, онлайн продвижение.

Julia V. Shurchkova

Doctorate in Economics, Associated Professor, the Department of World Economy and Foreign Economic Activity Voronezh State University Те!.: 950-753-82-15, E-mail: jshurchkova@mail.ru

STRUCTURE OF THE MARKETING COMMUNICATIONS IMPLEMENTED IN THE INTERNET

The article is devoted to the classification of complex tools of marketing communications realized by a company on the Internet. The company's website with the ability to realize the full marketing complex and the tools which are conducive and not conducive to attention getting to the site are marked as the instruments. Also the offline methods can be used as the goals realization of online promotions.

Keywords: marketing communications, website, online promotion.

1. Введение

С появлением сети Интернет ускорился процесс поиска, генерации и передачи значимой для субъектов маркетинговой деятельности информации, который является основой формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций. Произошло смещение акцентов с производителей (отправителей информации) на потребителей (получателей), изменение ряда инструментов маркетинговых коммуникаций. На сегодняшний день имеет место недостаточная разработанность вопросов, связанных с теорией осуществления маркетинговой деятельности в сети Интернет. Основные теоретические аспекты, как правило, находят отражение только в зарубежной литературе, российскими же авторами наибольшее внимание уделяется узким прикладным вопросам по отдельным элементам продвижения.

2. Современное понимание роли сети Интернет в маркетинге

Маркетинговые коммуникации реализуются посредством различных инструментов, в состав которых включаются как основные - реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, связи с общественностью, личные продажи, так и смешанные - брендинг, спонсорская деятельность, мерчендайзинг, выставочно-яр-марочная деятельность, событийный маркетинг и др. Многообразие коммуникативных инструментов представлено в работах как зарубежных: Котлера Ф., Шим-па Т. А., Фила К., так и российских авторов: Багиева Г. Л., Тарасевича В.М., Романова А. А., Панько А.В. и пр.

В маркетинговой литературе распространенным является мнение относительно места и роли сети Интернет в процессе формировании и реализации комплекса маркетинговых коммуникаций. Ряд авторов относит его к одному из коммуникативных инструментов. Так, Смит П. Р., Тейлор Дж. (Smith P.R., Taylor J.) выделяют в качестве самостоятельного инструмента е-маркетинг - электронный маркетинг, включающий наравне с Интернетом мобильную среду и цифровое телевидение [1, с. 633-640]. Белч М.А., Белч Дж. Е. (Belch М.А., Belch G.E.) рассматривают интернет-маркетинг (или интерактивный маркетинг) как составную часть комплекса коммуникаций, в который также входят реклама, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, связи с общественностью, персональные продажи [2, с. 34]. Однако анализируя категорию интернет-маркетинга авторы подразделяют ее на рекламу в сети, персональные продажи, связи с общественностью и прямой маркетинг, осуществляемый при помощи электронной почты и организации электронной коммерции. [2, с. 496-501]

Шимп Т. А. (Shimp T. A.) проводит анализ онлайн рекламы как самостоятельного коммуникативного инструмента [3]. Ульяновский А. В., рассматривая ком -муникации формирования продаж и коммуникации корпоративного имиджа, к первой группе относит интернет-рекламу, ко второй - веб-сайт и его продвижение, электронные форматы для неформальных мнений и вирусного маркетинга. [4, с.8-11] Блайт Дж. (Blythe J.) анализирует комплекс маркетинговых коммуникаций и взаимосвязи его элементов, выделяя интернет-маркетинг в качестве отдельной составляющей коммуникативного микса, в котором реализуются функции аналогичные рекламным. [5, с. 43]

Тем не менее, являясь цифровой средой, сеть Интернет предоставляет возможности реализации всех инструментов коммуникаций, которые используют компании в офлайн среде. В частности, Смит П.Р., Зук З. (Smith P. R., Zook Z.) осуществляют анализ онлайн и офлайн рекламы, связей с общественностью, спонсорства, стимулирования сбыта, прямого маркетинга и выставок, выделяя как самостоятельный инструмент веб-сайт и социальные медиа. [6, с. 135] Волошин К. утверждает, что «классический комплекс маркетинговых коммуникаций включает в себя пять основных способов: реклама, стимулирование сбыта, общественные связи, личная продажа и прямой маркетинг». Все они применяются в Интернете. [ 7] Вирин Ф.Ю. также наряду с рекламой в сети Интернет, проводит анализ связей с общественностью, размещение рекламы в играх, вирусный маркетинг как вид маркетинга, построенного на саморазвивающейся коммуникации, основным каналом распространения которого являются блоги, социальные сети, интернет-сообщества. [8]

№6, 2011

6

Пелшмакер П., Гинс М. (Ректаскег Р., веиеш М.) указывают, что мультимедийные возможности и цифровая среда формируют условия для размещения в сети рекламы, используя контент, графику, видео, аудио информацию, организации онлайн семинаров, распространения электронных купонов, реализации брендинга посредством сайта, спонсорства и т.д. «Всегда любой коммуникативный инструмент имеет онлайн-аналог». [9, с. 236] Таким образом, комплекс продвижения в сети включает традиционные элементы (реклама, связи с общественностью, прямой маркетинг, продвижение сбыта), которые приобретают новые черты и особенности; возникают и развиваются новые виды продвижения.

3. Комплекс маркетинговых интернет-коммуникаций

В целом весь спектр инструментов осуществления маркетинговых коммуникаций в сети Интернет, на наш взгляд, можно разделить на следующие виды:

• собственно веб-сайт компании или портал, который по своей сути является электронной площадкой с возможностью реализации всего комплекса инструментов маркетинговых коммуникаций;

• инструменты, способствующие увеличению количества посетителей сайта и трафика;

• инструменты, основной целью ко -торых не является привлечение посетителей на сайт компании.

Базовым отличием сайта от других способов распространения информации является следующий факт: традиционно пользователи занимаются поиском сайта целенаправленно. Характерно, что основной проблемой при построении коммуникации, как на рынке промышленных товаров, так и на потребительском рынке является разборчивость текста сайта. В целом сайт компании может выполнять не только рекламные функции. Его использование традиционно связано с организацией взаимоотношений со средствами массовой информации, партнерами и поставщиками, с осуществление поддержки пользователей, предоставлением дополнительной информации, выступать в качестве торговой площадки или выступать в качестве посредника при заключении сделки. Наряду с вебсайтом многоцелевую направленность имеет и электронная почта, которая в зависимости от характера (входящая или исходящая) кроме рекламной может

выполнять функции осуществления двухсторонней коммуникации с потребителем. Однако в отличие от сайта, электронная почта имеет большую конфиденциальность.

На рис. 1 представлена структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в Интернете.

Ко второй группе инструментов следует отнести:

1. Рекламные инструменты. Диапазон видов онлайн рекламы все время расширяется, а число ее типов возрастает; постоянно появляются новые рекламные идеи. С точки зрения маркетинговых коммуникаций Интернет открывает широкие возможности к ос-

новным инструментам которого относятся: веб-сайт; баннерную рекламу; рекламу в электронной почте (e-mail); рекламу в системе электронной коммерции; размещение ссылок на различных ресурсах; рекламу в поисковых системах (контекстная реклама). Проводя анализ интернет-рекламы, Алашкин П. осуществляет ее условное деление на стандартную в виде базовых предложений для клиентов рекламных компаний, и нестандартную, индивидуализированную с учетом требований заказчика. [10]

Рекламные инструменты во все свеем многообразии включают баннер-ную, контекстную рекламу, рекламу с

Инструменты маркетинговых коммуникаций в сети Интернет

Сайт компании. предоставляющий возможность реализации всего комплекса ком-j.jyHHKa ций

Инструменты, увеличивающие количество посетителей сайта

Реклама

РИ-инстр^'менты

Стимулирование сбыта

Прямой маркетинг

Инструменты, основной целью которых не является привлечение посетителей на сайт компа-

Прсведения он-лайн переговоров

Формы запросов, анкеты

Справочные страницы с контактной информацией

Рис. 1. Инструменты маркетинговых коммуникаций, реализуемые в сети

Интернет

Таблица 1. Формы распространения рекламы в сети Интернет

Форма рекламы Место размещения

Баннеры баннерообменные сети, тематические форумы, информационные, развлекательные сайты, электронные версии печатных изданий, теле и радиоканалов социальные сети, партнерские сети, со-брендинг

Рекламные ссылки форумы, информационные, тематические и развлекательные сайты, социальные сети, ^-потоки, блоги, электронные версии печатных изданий, теле и радиоканалов

Видео и аудиоролики форумы, информационные, тематические и развлекательные порталы и сайты, социальные сети, ^-потоки, блоги, электронные версии печатных изданий, теле и радиоканалов, бесплатные площадки для размещения видео

Контекстная реклама поисковые системы, партнерские сайты

Поисковая оптимизация поисковые системы

Всплывающие pop-up окна форумы, информационные, тематические и развлекательные порталы и сайты

Рекламные письма электронная почта

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2011

использованием электронной почты, регистрацию сайта в Web-каталогах и поисковых системах для реализации целей поисковой оптимизации по ключевым фразам и целевым аудиториям, рекламу с использованием служб телеконференций и досок объявлений, форумов, партнерских программ, всплывающие pop-up окна, видеообъявления, размещение информации в социальных сетях и на тематических сайтах, блогах, рекламу в PSS-потоках и пр. Многообразие форм рекламы в сети Интернет представлено в таблице 1.

Контекстная реклама представляет собой платное интерактивное и неличное коммерческое обращение, осуществляемое посредством электронных средств массовой информации и отвечающее текущим запросам и интересам потребителя. Это текстовые объявления, которые пользователь видит на страницах поисковых систем в крупных отраслевых ресурсах при выдаче результатов поискового запроса.

Баннерная реклама основана на использовании текстовых и графических элементов в качестве основного носителя. Она остается наиболее распространенной формой рекламы в сети и может быть использована для создания и увеличения степени осведомленности и признания марки. Изначально бан-неры составляли подавляющее большинство рекламы в сети, но ряд исследований показал их сомнительную эффективность, что привело к снижению использования этого вида рекламы. Как отмечают Белч М.А. и Белч Дж. Е. процент отклика составляет не более 1 % [2, с. 496] Однако по нению Алашкина П. исторически сложилось так, что бан-неры стали основным рекламным инструментом и скорее всего очень долгое время таковыми и останутся [10, с. 19] Для размещения баннеров могут использоваться как баннерообменные сети, так и партнерские сети (affiliate network), которые имеют одинаковые цели - использовать графические или текстовые рекламные ссылки, размещаемые на многих сайтах для генерации трафика. Анализ методов и видов партнерского маркетинга в сети проводится в работе Голдшмитда С. (Goldschmidt S.), Янгагена С. (Junghagen S.), Харриса У (Harris U.), которые отмечают, что в самом простом виде партнерская сеть состоит из одного рекламодателя и нескольких филиалов (affiliates, партнеров) [11, с. 47]. По мнению Чаффи Д., сайты компаний с бо-

лее высокими показателями ценности бренда, как правило, избегают сделок с партнерскими сетями, которые могут снижать ценности тщательно культивируемого бренда. Только сайты небольших или средних компаний, целью ко -торых не является формирование и долгосрочное развитие бренда (в первую очередь высокой ценовой категории) будут получать реальную отдачу от партнерской схемы. [12]

К категории рекламных инструментов также следует отнести так называемый со-брендинг - соглашение между двумя или более компаниями, которые обязуются размещать на своих сайтах баннеры и логотипы друг друга, ссылки на сайты. Этот метод аналогичен спонсорству, по мнению Д. Чаффи, и может использоваться для достижения эффекта синергии при продвижении двух и более компаний. Со-брендинг является инструментом более длительно используемым, нежели простое размещение баннеров.

Ряд зарубежных авторов к категории рекламных интернет-инструментов относит спонсорство, которое может быть регулярным, когда компания выступает спонсором раздела сайта, или содержательным, когда спонсор не только осуществляет оплату в обмен на публикацию названия организации или бренда, но участвует в обеспечении самого содержания (контента). [2, с. 496; 12, с. 418] Поскольку спонсорство является комплексным инструментом, содержащим в себе элементы как рекламы, так и связей с общественностью, однозначно отнесение его только к рекламным или исключительно к инструментам связей с общественностью представляется весьма спорным.

2. Инструменты, связанные со стимулированием сбыта включают: предоставление скидок при покупке через сайт, возможность возврата определенного процента от суммы покупки в виде банковского чека при осуществлении перехода на сайт компании через сайты-посредники (http://www.ebates.com, http://www.mrrebates.com и т.д.), заказ бесплатных образцов товара, каталогов, купоны на скидки в магазинах, которые необходимо распечатать и предъявить при покупке (так называемые printable coupons). Купоны на значительные скидки (50 % и более) могут распространяться также и за определенную плату.

Поскольку Интернет является современным средством массовой инфор-

мации, то, как и любое другое такое средство, он может участвовать во всех типах кампаний продвижения продаж, начиная от проводимых конкурсов до сбора электронных купонов за каждый визит. Проведение игр и конкурсов онлайн также является одним из способов привлечения внимания к компании, ее товарам и веб-сайту. Из всего многообразия инструментов по стимулированию сбыта, в сети в основном представлены инструменты, направленные на стимулирование конечных покупателей, а не партнеров или торгового персонала.

3. Инструменты связей с общественностью, которые подразумевают использование спонсорства известных интернет-ресурсов, публикацию пресс-релизов или проблемных статей на отраслевых ресурсах, на сайтах информационных агентств. Использование сети позволяет выстраивать двухстороннюю связь с лидерами мнений, средствами массовой информации, сокращает время доведения информации до целевых аудиторий, что особенно важно в условиях возникновения кризисных ситуаций. Текстовые, фотографические и видеоновости могут распространяться через сеть и электронную почту редакторов новостей. Хольц Ш. (Ио^ 8Ие1) отмечает, что индустрия связей с общественностью активно адаптируется к возможностям и требованиям сети, при этом возникает ряд дополнительных возможностей: 1) развитие связей со средствами массовой информации, 2) возможность предоставления распространения информации, и 3) развитие позитивных отношений посредством электронной почты. [13, с. 52]

Связи с общественностью в Интернете имеют ряд специфических характеристик: возможность осуществления самопубликации, воздействие на целевую аудиторию сразу по нескольким каналам. Так, все чаще наличие ссылок на Интернет-источник в традиционных СМИ становится признаком информированности и компетентности источника [13, с. 166]. В качестве канала распространения информации также используются неформальные коммуникации. В качестве основных различий между связям с общественностью, осуществляемыми в традиционных средствах массовой информации, и проводимыми в Интернете, выделяются следующие: 1) более ограниченные возможности по привлечению внимания в связи с коротким временем экспозиции;

№6, 2011

2) возможность для создания внутренних ссылок, которые предоставляют средствам массовой информации мгновенный доступ к дополнительным источникам информации по данному вопросу; 3) возможность предоставлять гораздо более существенную информацию.

4. Инструменты прямого маркетинга могут включать: прямые рассылки по электронной почте по предварительной подписке, использование служб быстрого обмена сообщениями (ICQ, AIM и др.), электронные магазины, торговые площадки. Электронная почта является одним из наиболее распространенных методов общения в сети и имеет ряд преимуществ: подотчетность, низкая стоимость, достижение целевой аудитории и возможность личного контакта и персонифицированного обращения. Планирование мероприятий с использованием электронной почты следует осуществлять в двух направлениях: входящем (обработка запросов, заказов) и исходящем (письма, высылаемые клиентам компании). В отличие от сайта электронная почта представляет собой пример выталкивающего (push) инструмента маркетинговых коммуникаций.

Фарби Э. Д. выделяет использование возможностей сети для осуществления бизнес-коммуникаций, среди которых выделяется: размещение и подтверждение заказов на покупку, контроль состояния товарных запасов, пересылка счетов и т.д. [14, с. 157]. Сеть также обладает возможностью каталогизации информации и управления потоками информации.

По мнению Попова А. [15, с. 229] привлечение посетителей на сайт любыми способами ведет к тому, что они не становятся постоянными посетителями, читателями или покупателями, а «коэффициент конвертации посетителей в потребителей стремиться к нулю». Каким бы образом посетители не привлекались на сайт, результат имеет краткосрочный характер и поток посетителей после окончания кампании иссякает. Одним из инструментов, позволяющих нивелировать этот эффект, является контент сайта, его наполнение, которое должно с одной стороны быть динамическим, с другой - заинтересовать целевую аудиторию.

Характерно, что для реализации задач онлайн продвижения, могут использоваться офлайн методы, т.е. традиционные средства массовой инфор-

мации, когда тем или иным способом обозначается наличие веб-сайта компании. Компании, которые только присутствуют в сети, но не осуществляют там какой-либо деятельности, зачастую упоминают название сайта в печатных или телевизионных рекламных материалах, при проведение специальных мероприятий, при осуществлении взаимодействия со средствами массовой информации в рамках деятельности по связям с общественностью, используют в фирменной символике. В таком случае офлайн продвижение сайта является случайным, а не преднамеренной. Основной же целью преднамеренного продвижения сайта кампании является увеличение количества посетителей. Таким образом, возникает необходимость разделения всех методов осуществления маркетинговых коммуникаций, проводимых традиционными способами без использования сети, на два основных типа в зависимости от воздействия на количество посетителей сайта: преднамеренные и непреднамеренные.

Третья специфическая группа связана с использованием интернет-технологий для проведения онлайн переговоров посредством обмена почтовыми сообщениями, осуществления видеозвонков, обмена быстрыми сообщениями через ICQ и т.д. Также к данной группе возможно отнесение инструментов, с помощью которых осуществляется отслеживание обратной связи: формы запросов, анкеты, проведение маркетинговых исследование. Представительство компании в сети Интернет не всегда сопровождается созданием сайта как такового. Так, размещение некоторых видов интернет-рекламы, размещение в рейтингах и тематических списках подразумевает наличие только одной типовой страницы с исключительно контактной информацией: наименованием компании, направлением деятельности, адресом, телефоном. Как правило, информация на таких типовых страницах сопровождается интерактивной картой, позволяющей понять схему проезда к офису компании.

4. Заключение

Основные преимущества и выгоды Интернет предоставляет как для крупных корпораций, так и средних и мелких компаний. Однако маркетинговые коммуникации будут более эффективными, если онлайн продвижение комбинируется с офлайн продвижением. Весь спектр инструментов маркетинго-

вых коммуникации, осуществляемых в сети Интернет, можно условно разделить на 3 основных типа, каждый из которых может эффективно решать те или иные коммуникативные задачи компа -нии. К типам маркетинговых коммуникаций следует отнести: собственно вебсайт компании, инструменты, увеличивающие количество посетителей сайта и инструменты, основной целью которых не является привлечение посетителей на сайт.

Литература

1. Смит П. Коммуникации стратегического маркетинга / П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

- 415 с.

2. Belch М.А., Belch G.E. Advertising and Promotion : An Integrated Marketing communications Perspective, New York : McGrow Hill, 2003 - 320 p.

3. Shimp T. A. Advertising Promotion, and Other Aspects of Integrated Marketing Communications. - Cengage Learning, 2008. - 668 p.

4. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов мил-лениума. - М.: Эксмо, 2008. - 425 с.

5. Blythe J. Essentials of marketing communications. - Pearson Education, 2006. - 350 p.

6. Smith P. R., Zook Z. Marketing Communications: An Integrated Approach. - Kogan Page Publishers, 2011.

- 510 p.

7. Волошин К. Маркетинговые ком -муникации в интернете. Особенности интернет-маркетинга // Надежные программы, 2003. - №11. - С. 45-51

8. Вирин Ф.Ю. Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов. - М.: Эксмо, 2010. - 160 с.

9. Pelsmasker P. Marketing Communications: A European Perspective / P. De Pelsmasker, M. Geuens, J. Bergh. -Prentice Hall, 2007. - 600 p.

10. Алашкин П. Все о рекламе и продвижении в Интернете. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 220 с.

11. Goldschmidt S. Strategic affiliate marketing / Simon Goldschmidt, Sven Junghagen, Uri Harris. - Edward Elgar Publishing, 2004. - 200 p.

12. Chaffey D. Internet marketing: strategy, implementation and practice / D. Chaffey, F. Ellis-Chadwick, R. Mayer, K. Johnston. - Pearson Education, 2009. -710 p.

13. Holtz Sh. Public relations on the Net : winning strategies to inform and influence the media, the investment

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2011

9

community, the government, the public, and more. - AMACOM Div American Mgmt Assn, 2002. - 450 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фарби Э. Д. Как создать успешную рекламу; пер. с англ. под ред. H. Н. Пашской. - СПб. : Издательский дом «Нева», 2003. - 256 с.

15. Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. - М. : Манн, Иванов, Фербер, 200S. - 327 с.

16. Коротков А.В., Смелов П.А., Карманов М.В., Игнатов И.В. Статистическое обеспечение маркетинговых исследований. Монография // М.: -МЭСИ, 2011

17. Смелов П. А. Егорова Е.А., Карманов М.В. Методологические вопросы мониторинга и прикладного анализа развития рекламного бизнеса. Монография // М.: - МЭСИ, 2010

References

1. Smith, P. «Communikacii strate-gicheskogo marketinga» (Strategic Marketing Communications) / P. Smith, K. Barry, A. Pulford. - Moscow: UNITY-DANA, 2001. - 415.

2. Belch, М.А., Belch, G.E. Advertising and Promotion : An Integrated Marketing communications Perspective, New York : McGrow Hill, 2003 - 320 p.

3. Shimp, T. A. Advertising Promotion, and Other Aspects of Integrated Market-

ing Communications. - Cengage Learning, 2008. - 668 p.

4. Ulyanovsky, A.V «Marketingovye commynikacii. 28 instrumentov milleniu-ma» (Marketing communications. 28 tools millennium). - Moscow: Penguin Books, 2008. - 425.

5. Blythe, J. Essentials of marketing communications. - Pearson Education, 2006. - 350 p.

6. Smith, P. R., Zook Z. Marketing Communications: An Integrated Approach. - Kogan Page Publishers, 2011. -510 p.

7. Voloshin, K. «Marketingovye commynikacii v Internet. Osobennosti internet marketinga» (Marketing Communications on the Internet. Features of Internet Marketing) // Safe Program, 2003. - № 11. - S. 45-51

8. Virin, F.Yu. «Internet marketing: pol-ny sbornik practicheskih instrumentov» (Internet Marketing: a complete collection of practical tools). - Moscow: Penguin Books, 2010. - 160.

9. Pelsmasker P. Marketing Communications: A European Perspective / P. De Pelsmasker, M. Geuens, J. Bergh. - Prentice Hall, 2007. - 600 p.

10. Alashkin, P. «Vse o reklame i prod-vizhenii v internete» (All of the advertising and promotion on the Internet). - Moscow: Alpina Business Books, 2009. - 220.

11. Goldschmidt S. Strategic affiliate marketing / Simon Goldschmidt, Sven Junghagen, Uri Harris. - Edward Elgar Publishing, 2004. - 200 p.

12. Chaffey D. Internet marketing: strategy, implementation and practice / Dave Chaffey, Fiona Ellis-Chadwick, Richard Mayer, Kevin Johnston. - Pearson Education, 2009. - 710 p.

13. Holtz Sh. Public relations on the Net : winning strategies to inform and influence the media, the investment community, the government, the public, and more. - AMACOM Div American Mgmt Assn, 2002. - 450 p.

14. Farby, E.D. «Kak sozdat uspesh-nu reklamu» (How to create successful advertising Math). from English. ed. NN Pashskoy. - SPb. Publishing House «Neva», 2003. - 256.

15. Popov, A. «Blogi. Novaya sfera vkiyaniya» (Blogs. A new sphere of influence). - M. Mann, Ivanov and Ferber, 2008.

- 327.

16. Korotkov A.V., Smelov P.A., Kar-manov M.V, Ignatov I.V. Statistical support marketing research. monograph // M.:

- MESI, 2011

17. Karmanov M.V, Smelov P.A., Egor-ova E.A. Methodological issues of monitoring and analysis application development of the advertising business. monograph // M.: - MESI,2010

№6, 2011Д 120| ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.