Научная статья на тему 'СОПРЯЖЕННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ'

СОПРЯЖЕННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ БОРЦЫ / ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / СОПРЯЖЕННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротюк А. Т., Пешкова Н. В.

Цель исследования - обосновать применение сопряженных подвижных игр в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели применен теоретический анализ научных и нормативных источников, а также использован метод анкетирования. В опросе приняли участие 20 тренеров-преподавателей по греко-римской борьбе, имеющих стаж тренерской деятельности более 5 лет - 55,0%. 95% респондентов являются мастерами спорта по борьбе. Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показало, что перспективность применения сопряженных подвижных игр в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе достаточно высокая. Это обусловлено с одной стороны, возможностью их совершенствования взаимодействуя с партнером (партнерами) в игровой ситуации, что позволяет, в том числе, поддерживать интерес к тренировкам у детей, с другой - развитием физических качеств, необходимых борцам для достижения спортивного результата. Однако, востребованность развивающего потенциала сопряженных подвижных игр тренерами-преподавателями недостаточная, что требует актуализации и дальнейшей разработки технологии применения специализированных игр в учебно-тренировочном процессе борцов греко-римского стиля на начальном этапе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротюк А. Т., Пешкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СONJUGATED OUTDOOR GAMES IN TEACHING YOUNG ATHLETES TECHNIQUES IN GRECO-ROMAN WRESTLING

Objective of the study was to substantiate the use of conjugate outdoor games in teaching young athletes techniques in Greco-Roman wrestling. Methods and structure of the study. To achieve this goal, a theoretical analysis of scientific and regulatory sources was applied, as well as a questionnaire method was used. The survey involved 20 Greco-Roman wrestling coaches with more than 5 years of coaching experience - 55.0%. 95% of respondents are masters of sports in wrestling. Results and conclusions. The conducted research has shown that the prospects for the use of conjugated outdoor games in teaching young athletes the techniques in Greco-Roman wrestling are quite high. This is due, on the one hand, to the possibility of their improvement by interacting with a partner (partners) in a game situation, which allows, among other things, to maintain interest in training in children, on the other hand, the development of physical qualities necessary for wrestlers to achieve a sports result. However, the demand for the developing potential of conjugate outdoor games by coaches and teachers is insufficient, which requires updating and further development of the technology for using specialized games in the educational and training process of Greco-Roman style wrestlers at the initial stage of training.

Текст научной работы на тему «СОПРЯЖЕННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ»

Сопряженные подвижные игры в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе

УДК/UDC 796.85

Аспирант А.Т. Кротюк1

Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1

Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования - обосновать применение сопряженных подвижных игр в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели применен теоретический анализ научных и нормативных источников, а также использован метод анкетирования. В опросе приняли участие 20 тренеров-преподавателей по греко-римской борьбе, имеющих стаж тренерской деятельности более 5 лет - 55,0%. 95% респондентов являются мастерами спорта по борьбе.

Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показало, что перспективность применения сопряженных подвижных игр в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе достаточно высокая. Это обусловлено с одной стороны, возможностью их совершенствования взаимодействуя с партнером (партнерами) в игровой ситуации, что позволяет, в том числе, поддерживать интерес к тренировкам у детей, с другой - развитием физических качеств, необходимых борцам для достижения спортивного результата. Однако, востребованность развивающего потенциала сопряженных подвижных игр тренерами-преподавателями недостаточная, что требует актуализации и дальнейшей разработки технологии применения специализированных игр в учебно-тренировочном процессе борцов греко-римского стиля на начальном этапе подготовки.

Ключевые слова: юные борцы, греко-римская борьба, технические приемы, сопряженные подвижные игры.

OONJUGATED OUTDOOR GAMES IN TEACHING YOUNG ATHLETES TECHNIQUES IN GRECO-ROMAN WRESTLING

Postgraduate student A.T. Krotyuk1

Dr. Hab., Associate Professor N.V. Peshkova1

1Surgut State University, Surgut

Abstract

Objective of the study was to substantiate the use of conjugate outdoor games in teaching young athletes techniques in Greco-Roman wrestling. Methods and structure of the study. To achieve this goal, a theoretical analysis of scientific and regulatory sources was applied, as well as a questionnaire method was used. The survey involved 20 Greco-Roman wrestling coaches with more than 5 years of coaching experience - 55.0%. 95% of respondents are masters of sports in wrestling.

Results and conclusions. The conducted research has shown that the prospects for the use of conjugated outdoor games in teaching young athletes the techniques in Greco-Roman wrestling are quite high. This is due, on the one hand, to the possibility of their improvement by interacting with a partner (partners) in a game situation, which allows, among other things, to maintain interest in training in children, on the other hand, the development of physical qualities necessary for wrestlers to achieve a sports result. However, the demand for the developing potential of conjugate outdoor games by coaches and teachers is insufficient, which requires updating and further development of the technology for using specialized games in the educational and training process of Greco-Roman style wrestlers at the initial stage of training.

Keywords: young wrestlers, Greco-Roman wrestling, techniques, conjugated outdoor games.

Введение. Общепризнано, что результативность соревновательной деятельности борца зависит не только от физической подготовленности спортсмена, во многом она определяется разнообразием применяемых в схватке с соперником технических приемов, позволяющих реализовы-вать различные тактические решения во время поединка. В связи с этим значимость технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе повышается с каждым годом, при этом особое значение имеет начальный этап, когда закладываются основы большинства технических приемов, используемых борцом [1, 4].

Построение многолетнего тренировочного процесса в греко-римской борьбе, как и по другим видам спорта, основывается на федеральном стандарте спортивной подготовки (далее - стандарт), который с 2023 года претерпел изменения, в частности, возраст для зачисления на этап начальной подготовки снизился с десяти до семи лет.

Согласно стандарта, одной из задач, стоящих перед тренерами-преподавателями в работе с юными борцами (в нашем случае - греко-римская борьба), является формирование двигательных умений и навыков, т.е. технических приемов, характерных для конкретного вида борьбы.

В документе также обозначено, что на этапе начальной подготовки первого и второго года обучения для детей, не достигших девятилетнего возраста, не допускается применение спаррингов, поединков или схваток между обучающимися, однако, уже достигнув указанного возраста, юные спортсмены должны активно включиться в соревновательную деятельность, предусматривающую именно контактное взаимодействие с соперником.

Таким образом, эффективное первоначальное освоение техники греко-римской борьбы связано с решением нескольких вопросов:

- как более эффективно обучить основам техники борьбы с учетом возрастных особенностей детей и требований стандарта;

- как сохранить контингент занимающихся контактным видом спорта, когда в учебно-тренировочном процессе не допускается применение спаррингов, поединков или схваток между обучающимися.

В связи с этим актуальным становится поиск средств и методов обучения техническим приемам юных борцов, которые позволят, не нарушая требований стандарта, подготовить спортсменов к переходу на последующий этап подготовки, где участие в соревновательной дея-

тельности является обязательной составляющей тренировочного процесса борца.

Цель исследования - обосновать применение сопряженных подвижных игр в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели применялся теоретический анализ научных и нормативных источников, а также использовался метод анкетирования, который был реализован в онлайн-формате на платформе Google Формы. Всего в опросе приняли участие 20 тренеров-преподавателей по греко-римской борьбе (из них имеют стаж тренерской деятельности более 5 лет - 55,0%, 95% опрошенных являются мастерами спорта по борьбе).

Результаты исследования и их обсуждение. Техника борьбы - это действия, которыми борец добивается победы или преимущества над своим противником применением приема или контрприема в соответствии с правилами соревнований [1]. А. А. Тащиян, А. Г. Кочубей акцентируют внимание на том, то спортивный поединок в единоборствах всегда представляет собой разрешение спортсменами ситуаций конфликтного взаимодействия, т.е. последовательно проводимых схваток. Важно, что на борцовском ковре присутствуют два спортсмена, действия которых направлены друг против друга [6].

Для разрешения имеющегося противоречия в подготовке юных борцов: с одной стороны требования стандарта, с другой - необходимость организации взаимодействия между спортсменами предлагается использование сопряженных подвижных игр, в содержание которых включаются элементарные технические приемы (касания, теснения и др.), а сюжет позволяет развивать необходимые борцу физические качества и личностные характеристики [3, 5].

По мнению А. А. Сытник, именно игры позволяют формировать не только общую готовность юных спортсменов к дальнейшему освоению технических приемов, но и предупреждать утомление и потерю интереса к занятиям [5].

Мы считаем, что применение сопряженных подвижных игр на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе, в том числе, может способствовать созданию ситуаций соперничества, присущих соревновательной деятельности, что будет способствовать в дальнейшем при переходе на последующий этап подготовки более уверенно взаимодействовать с соперником на бойцовском ковре [2].

Проведенный опрос тренеров-преподавателей подтвердил необходимость актуализации вопроса применения сопряженных подвижных игр в работе с юными борцами. Так, если относительно физической готовности только 15,0% респондентов считают, что проблем

40 о Да, практически у всех

юных спортсменов

I Нет, никакой проблемы не вижу

Да, но встречается редко, отдельные случаи

15,0

Рис. 1. Мнение тренеров о наличии проблемы физической готовности борцов групп начальной подготовки к спаррингам с партнерами при переходе на учебно-тренировочный этап

■ Да, практически у всех юных спортсменов

Нет, никакой проблемы не вижу

Да, но встречается редко, отдельные случаи

10,0

Рис. 2. Мнение тренеров о наличии проблемы психологической готовности борцов групп начальной подготовки к спаррингам с партнерами при переходе на учебно-тренировочный этап

5,0

■ Положительно, применяю на практике

Положительно, но применяю в практике редко

Положительно, но не применяю в своей практике

Отрицательно, не применяю на практике

Рис. 3. Мнение тренеров-преподавателей относительно применения сопряженных подвижных игр в технической подготовке юных борцов

при переходе на последующий этап подготовки у юных спортсменов нет (рис. 1), то по психологической 50,0% тренеров отмечают, что большинство обучающихся не готовы к спаррингам с партнерами, а значит, и к соревновательной деятельности в целом (рис. 2).

Также тренерам-преподавателям было предложено ответить на вопрос, как они относятся к применению сопряженных подвижных игр на этапе начальной подготовки для закрепления и совершенствования технико-тактических действий юных спортсменов (рис. 3).

На основании полученных результатов можно сделать заключение, что большинство опрошенных (95,0%) положительно относятся к использованию сопряженных подвижных игр, однако 50,0% их применяют редко или вообще не включают в учебно-тренировочный процесс юных спортсменов.

Возможно, это связано с недостаточной проработкой и систематизацией содержания, сюжетов, правил предлагаемых в методической литературе специальных игр для борцов.

Выводы. Изменения требований стандарта в многолетней подготовке борцов повлекли за собой необходимость поиска новых эффективных средств и методов тренировки, которые позволят решать поставленные цели и задачи не только для конкретного этапа подготовки, но и создавать «задел» для последующего успешного движения спортсмена к достижению результатов.

Потенциал сопряженных подвижных игр в обучении юных спортсменов техническим приемам в греко-римской борьбе достаточно высок, однако результаты анкетирования тренеров-преподавателей показали, что он реализуется недостаточно. В связи с этим требуется дальнейшая разработка технологии применения специализированных игр в учебно-тренировочном процессе борцов на начальном этапе подготовки, актуализация использования данного метода в обучении техническим приемам юных спортсменов.

Литература

1. Бойченко С. Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / С. Д. Бойченко. - Минск, 1993. - 70 с.

2. Ефимова А. И. Применение метода сопряженного воздействия в тренировочном процессе юных спортсменов в различных видах спорта / А.И. Ефимова, Н.В. Пешкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 2023. - № 2. - С. 64-66.

3. Кузнецов А.С. О целесообразности использования игр с элементами единоборств на этапе начальной подготовки в греко-римской борьбе / А.С. Кузнецов, Б. А. Подливаев, С.А. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.

- 2020. - № 15/2. - С. 47-54.

4. Соломахин О.Б. Повышение надежности атакующих технических действий в греко-римской борьбе на начальном этапе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. Б. Соломахин. - Малаховка, 2002. - 23 с.

5. Сытник А.А. Использование игрового метода при обучении техническим действиям в группах начальной подготовки по греко-римской борьбе / А.А. Сытник // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2012. - № 25-2. - С. 213-218.

6. Тащиян А.А. Тактика греко-римской борьбы: теория конфликтной деятельности / А.А. Тащиян, А.Г. Кочубей // Юристъ-Правоведъ. - 2011. - № 3. - С. 25-30.

References

1. Boychenko S.D. Teoreticheskiye i metodicheskiye osnovy spet-sializirovannoy podgotovki v yedinoborstvakh na etape nachal-noy sportivnoy spetsializatsii [Theoretical and methodological foundations of specialized training in martial arts at the stage of initial sports specialization]. Doct. diss. abstract (Hab.). Minsk, 1993. 70 p.

2. Efimova A.I., Peshkova N.V. Primeneniye metoda sopryazhen-nogo vozdeystviya v trenirovochnom protsesse yunykh sports-menov v razlichnykh vidakh sporta [Application of the method of conjugated influence in the training process of young athletes in various sports]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovani-ye, trenirovka. 2023. No. 2. pp. 64-66.

3. Kuznetsov A.S., Podlivaev B.A., Kuznetsov S.A. O tselesoo-braznosti ispolzovaniya igr s elementami yedinoborstv na etape nachalnoy podgotovki v greko-rimskoy borbe [On the expediency of using games with elements of martial arts at the stage of initial training in Greco-Roman wrestling]. Pedagogiko-psik-hologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2020. No. 15/2. pp. 47-54.

4. Solomakhin O.B. Povysheniye nadezhnosti atakuyushchikh tekhnicheskikh deystviy v greko-rimskoy borbe na nachalnom etape obucheniya [Improving the reliability of attacking technical actions in Greco-Roman wrestling at the initial stage of training]. PhD diss. abstract. Malakhovka, 2002. 23 p.

5. Sytnik A.A. Ispolzovaniye igrovogo metoda pri obuchenii tekh-nicheskim deystviyam v gruppakh nachalnoy podgotovki po greko-rimskoy borbe [The use of the game method in teaching technical actions in groups of initial training in Greco-Roman wrestling]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2012. No. 25-2. pp. 213-218.

6. Tashchiyan A.A., Kochubey A.G. Taktika greko-rimskoy borby: teo-riya konfliktnoy deyatelnosti [Greco-Roman wrestling tactics: the theory of conflict activity]. Yurist-Pravoved. 2011. No. 3. pp. 25-30.

В Информация для связи с автором:

Поступила в редакцию 16.06.2023 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

ИНФОРМАЦИОННО-СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

УДМ^С 796.015

Кандидат медицинских наук, доцент Л.А. Симонян1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Митусова1

Тосударственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Московская область

Ключевые слова: студенты, физическая активность, программные приложения, фитнес-трекер, здоровое питание.

Введение. Современная спортивная практика показывает, что использование информационных технологий в тренировочном процессе помогает каждому занимающемуся моделировать техники выполнения сложнокоординационных двигательных действий, что позволяет внести существенные коррективы в тренировочный процесс, а также подобрать средства для оценки функциональных возможностей занимающихся [1].

Цель исследования - проанализировать информационные технологии, применяемые студенческой молодежью на занятиях по элективной дисциплине «Оздоровительные виды гимнастики».

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Государственного социально-гуманитарного университета г. Коломны в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту «Оздоровительные виды гимнастики». Среди студенток (46 девушек в возрасте от 18 до 20 лет) был проведен опрос о предпочитаемых ими технологиях информационно-спортивной индустрии, применяемых на занятиях. Также интерес представляло мнение девушек о наиболее эффективных видах информационных технологий.

Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее эффективными в практическом использовании студенты назвали сайты: MuscleWiki, который позволяет подобрать разнообразные упражнения в таких видах спортивной деятельности, как йога, стретчинг, штанга, TRX-петли - в

зависимости от интересующей группы мышц сайт выдает варианты тренировки; MuscleMotion, выступающий большой базой знаний для желающих заниматься фитнесом, вмещающий мультимедиаматериалы актуального дизайна.

Удобными инструментами самоконтроля во время тренировок, по мнению студенток, являются фитнес-трекер, смарт-часы, которые предоставляют широкий спектр возможностей оценки двигательной активности, функциональное состояние организма, составить план тренировок, осуществлять мониторинг жизненно важных показателей их носителя. Наряду с фитнес-трекера-ми большинство студенток предпочитает использовать смарт-приложения с рекомендациями по здоровому питанию, например, MyFitnessPal, Yazio, Calory.

Вывод. Сфера использования информационных технологий в физкультурно-спортивной деятельности постоянно расширяется, что требует от занимающихся знаний как в области поддержания физической активности и здорового образа жизни, так умений ориентироваться в огромном пространстве прикладных информационных технологий.

Литература

1. Спиридонова М.А. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте / М.А. Спиридонова, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: матер. VII междунар. науч.-практ. конф., 28 февраля 2018 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ, 2018. - С. 537-542.

И Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 20.06.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.