СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Вера Евгеньевна Андреева, аспирант,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
(РГПУ им А.И. Герцена), г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены материалы исследований, посвященных разработке методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых способностей в художественной гимнастике. Предложена методика тренировки с использованием прыжковых упражнений с внешними отягощениями и упражнений с растягиванием упругих предметов.
Ключевые слова: сопряженное развитие, гибкость, скоростно-силовые способности, базовая подготовка, внешние отягощения, растягивание упругих предметов.
COMBINED DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY AND SPEED-STRENGTH ABILITIES DURING BASIC TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS
Vera Eugenievna Andreeva, the post graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
Article presents the results of study related to the combined development of flexibility and speed-strength abilities in rhythmic gymnastics. Authors offer the methodology combining jumping exercises with external resistance equipment and exercises with pulling out the elastic items.
Key words: combined development, flexibility, speed-strength abilities, basic training, external resistance items, and elastic items pulling out.
ВВЕДЕНИЕ
В художественной гимнастике, являющейся одним из самых «молодых» по возрасту начала занятий видов спорта, развитие и совершенствование гибкости и скоростно-силовых качеств имеют свою специфику и требуют пристального внимания по двум основным причинам.
Первая заключается в том, что в ряде работ теоретики и практики спорта констатировали наличие отрицательного взаимовлияния между силовыми качествами и гибкостью [2, 7]. Другие авторы, однако, не поддерживают эту точку зрения [6, 8]. Аналогичные и зачастую противоречивые выводы приводятся в других работах относительно взаимовлияния быстроты и гибкости [4, 5], особенно, если в процессе развития быстроты имеет место элемент силовой тренировки [1].
Вторая причина заключается в том, что скоростно-силовые качества и гибкость имеют перекрывающиеся сенситивные периоды, т.е. возрастные периоды, в которых происходит наиболее эффективное развитие данного качества [3]. Это отчетливо видно в возрасте, соответствующем этапу базовой подготовки в художественной гимнастике. Сочетание этих причин приводит к достаточно сложной ситуации, когда два, а то и три частично противодействующих качества необходимо развивать одновременно.
В связи с изложенным, сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости, когда упражнения носят скоростно-силовой характер и при этом требуют максимального или околомаксимального проявления гибкости, представляется наиболее предпочтительным, с точки зрения требований соревновательной деятельности, но одновременно наименее разработанным как в теоретическом, так и в практическом смысле вариантом развития скоростно-силовых качеств и гибкости, вообще, и в художественной гимнастике, в частности.
Целью настоящих исследований являлась разработка методики сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В исследованиях участвовали 20 гимнасток (по 10 в контрольной и экспериментальной группах) в возрасте 9 - 11 лет со стажем занятий 2 - 4 года, представших юношеские сборные команды двух штатов Малайзии - Перак и Нэгери Сембилан. Педагогический эксперимент длился 9 недель.
В качестве тестовых упражнений гимнастки выполняли 3 разновидности прыжков на тензоплатформе: выпрыгивание вверх с места (ВВМ), выпрыгивание вверх с места со взмахом рук (ВВМсВР), пятикратное выпрыгивание вверх с места (ВВМ5). Также измерялясь максимальная амплитуда сгибания, отведения и разгибания бедра назад с опорой и без опоры о гимнастическую стенку.
Всего регистрировалось более 30 характеристик, из которых анализировались: антропометрических характеристик - 2; характеристик гибкости - 6 (гравитационный гониометр Leighton Flexometer), характеристик прыгучести - 8 (тензоплатформа KISTLER Quattro Jump© с программным обеспечением Quattro Jump© Version 1.08 Copyright© 2002).
Материалы, полученные в ходе исследований, обрабатывались методами математической статистики.
Гимнастки контрольной группы тренировались по традиционной методике последовательно-параллельного развития гибкости и скоростно-силовых способностей. Гимнастки экспериментальной группы тренировались по специально разработанной программе тренировки, включавшей в себя использование упражнений с отягощениями в виде мешочков с песком (2 х 450 гр.) и упражнений с растягиванием упругих предметов (резиновые бинты с усилием растягивания 4 кг). Программа тренировки обеспечивала сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и гибкости с использованием разработанных нами комплексов упражнений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Экспериментальная тренировка привела к существенному и достоверному улучшению в большинстве показателей максимальной амплитуды движений в тазобедренном суставе. Наибольший прирост (p<0.001) отмечен в максимальной амплитуде сгибания бедра без опоры о гимнастическую стенку - 31.3° или 26.7% в сравнении с исходным тестированием. Прирост показателя в тесте с опорой о гимнастическую стенку составил 18.6° или 13.83%.
Также весьма существенный и достоверный (0<0.001) прирост отмечен в амплитуде разгибания бедра назад. С опорой о гимнастическую стенку показатель возрос на 19.9° или на 16.78%, тогда как без опоры о гимнастическую стенку показатель улучшился на 15.8° или на 14.94%.
Показатели отведения бедра как с опорой о гимнастическую стенку, так и без нее в результате экспериментальной тренировки достоверно не улучшились (p>0.05), хотя имела место тенденция к улучшению амплитуды отведения бедра без опоры о гимнастическую стенку.
Традиционная тренировка также положительно повлияла на некоторые характеристики гибкости. Отмечен достоверный, хоть и незначительный, прирост максимальной амплитуда сгибания бедра с опорой о гимнастическую стенку - 3,1°, или 2.2% в контрольной группе (p<0.05); и без опоры о гимнастическую стенку - 2.0°, или 1.46%, соответственно. Схожая тенденция имела место и в разгибании бедра назад как с опорой о гимнастическую стенку, так и без нее. Амплитуда с опорой улучшилась на 8.8° или 9.12%, без опоры амплитуда возросла на 7.9° (9.07% по сравнению с исходным).
Преимущества экспериментальной перед традиционной тренировкой, однако, были явно выраженными (табл. 1).
Таблица 1
Преимущества экспериментальной тренировки над традиционной по показателям амплитуды движений в тазобедренном суставе
Показатель максимальной амплитуды Преимущество Достоверность (р)
(°) (%)
Сгибания бедра с опорой о гимнастическую стенку (ГС) 12.7 8.29 0.047
Сгибания бедра без опоры о ГС 29.1 24.4 0.000
Отведения бедра с опорой о ГС 8.2 5.37 0.281 (нд)
Отведения бедра без опоры о ГС 15.6 11.64 0.049
Разгибания бедра назад с опорой о ГС 12.4 11.68 0.022
Разгибания бедра назад без опоры о ГС 11.00 11.58 0.034
За исключением максимальной амплитуды отведения бедра с опорой о гимнастическую стенку, все показатели амплитуды движений в тазобедренном суставе после экспериментальной тренировки были явно выше аналогичных показателей после традиционной тренировки.
Положительные изменения произошли и с показателями прыгучести. Экспериментальная тренировка привела к достоверному (р<0.05) повышению высоты выпрыгивания вверх с места на 3.73 см (11.8% по сравнению с исходным тестированием). Она не привела, однако, к достоверным изменениям мощности в этом тестовом упражнении.
Высота выпрыгивания вверх с места со взмахом рук достоверно (р<0.01) возросла на 2.59 см (7.9% прироста). Возросла также и мощность при выпрыгивании на 1.54 Вт/кг веса тела - 4.6% прироста по сравнению с исходным тестированием. Наибольший прирост в этом тестовом упражнении отмечен в величине мгновенного усилия при выпрыгивании. Прирост составил в среднем по группе 0.19 у.е., что равносильно 16.4% прироста по сравнению с исходным тестированием.
Экспериментальная тренировка положительно повлияла и на показатели прыгучести в пятикратном выпрыгивании вверх с места. Средняя высота выпрыгивания повысилась на 3.09 см (10.47% прироста), а средняя мощность выпрыгивания увеличилась на 3 Вт/кг веса тела, что составило 13.09% прироста по сравнению с исходным тестированием.
Определенные положительные изменения прыгучести вызвала и традиционная тренировка. У гимнасток контрольной группы был отмечен достоверный (р<0.05) прирост высоты выпрыгивания вверх с места на 3.56см, или 10.59% по сравнению с исходным тестированием.
Другим показателем прыгучести, достоверно (р<0.05), хотя и незначительно, возросшим в результате традиционной тренировки, оказалась высота выпрыгивания вверх с места со взмахом рук. Остальные показатели прыгучести во всех тестовых упражнениях положительным изменениям в результате традиционной тренировки подвержены не были. Более того, при выполнении пятикратного выпрыгивания вверх с места было отмечено достоверное (р<0.05) снижение мощности при выпрыгивании на
0.57 Вт/кг веса тела по сравнению с исходным тестированием. Преимущество экспериментальной перед традиционной тренировкой было очевидным и достаточно выраженным (табл. 2).
Оно было отмечено в высоте выпрыгивания вверх с места со взмахом рук, мгновенном усилии при выпрыгивании с места со взмахом рук, средней высоте выпрыгивания вверх с места в пятикратном прыжке и в средней мощности выпрыгивания вверх с места в пятикратном прыжке.
Таблица 2
Преимущества экспериментальной тренировки над традиционной ___________________по показателям прыгучести___________________________
Показатели в тестовых упражнениях Преимущество Достоверность (р)
(еи) (%)
Выпрыгивание вверх с места
Высота выпрыгивания (см) 1.76 4.97 0.370 (не дост.)
Мощность при выпрыгивании (Вт/кг) 0.38 2.05 0.710 (не дост.)
Выпрыгивание вверх с места со взмахом рук
Высота выпрыгивания, (см) 2.55 7.24 0.037
Мгновенное усилие при выпрыгивании, (у.е) 0.19 14.07 0.047
Мощность при выпрыгивании, (Вт/кг) 0.12 0.5 0.894 (не дост.)
Эффект предварительного растягивания мышц,(%) 1.32 Нр 0.503 (не дост.)
Выпрыгивании вверх с места в пятикратном прыжке
Средняя высота выпрыгивания (см) 2.61 8.01 0.048
Средняя мощность выпрыгивания (Вт/кг) 3.84 14.8 0.050
.(еи) - Единицы измерения; Нр - не рассчитывается.
ВЫВОДЫ
1. Экспериментальная тренировка, построенная на использовании разработанных комплексов упражнений, привела к существенным и достоверным изменениям в большинстве показателей максимальной амплитуды движений в тазобедренном суставе.
2. За исключением максимальной амплитуды отведения бедра с опорой о гимнастическую стенку, где прирост оказался ниже уровня достоверности (p=0.281), все остальные показатели амплитуды движений в тазобедренном суставе после экспериментальной тренировки имели явное преимущество перед аналогичными показателями, достигнутыми в результате традиционной тренировки.
3. Разработанная экспериментальная методика тренировки привела к существенному улучшению показателей прыгучести у юных гимнасток во всех тестовых упражнениях.
4. Традиционная тренировка оказала положительное влияние на высоту выпрыгивания вверх с места и высоту выпрыгивания вверх с места со взмахом рук (p<0.05) у гимнасток контрольной группы. По всем остальным показателям, включая высоту выпрыгивания вверх с места со взмахом рук, преимущество экспериментальной тренировки над традиционной было очевидным и явно выраженным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джанян, Ш.Н. Сопряженное совершенствование силы и гибкости борцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Джанян Ш.Н. - М., 1980. - 22 с.
2. Кобяков, Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста / Ю.П. Кобяков. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 64 с.
3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания ; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ.культуры) : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. : ил.
4. Савенкова, Е.К. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменок в некоторых видах гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Савенкова Е.К. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2005. - 24 с. : ил.
5. Франциско, Л. Л. Методика воспитания силовых способностей и гибкости в каратэ-до // Юбилейный сб. науч. тр. молодых ученых и студ. РГАФК. - М., 1998. - С. 203-204.
6. Hebbelinck, M. Flexibility // The Olympic book of sports medicine / A. Dirix, H.G. Knuttgen, K. Tittel (Eds.). - Oxford : Blackwell Scientific, 1988. - Р. 213-217.
7. Holcomb, W. Improved Stretching with Proprioceptive Neuromuscular Facilita-
tion // Strength and Conditioning Journal. - 2000. - Vol. 22, № 1. - Р. 59-61.
8. Physiological alterations consequent to circuit weight training / Wilmore J., Purr R.B., Girandola R.N., Ward P., Vodak, PA., Pipes T.V., Romerom G.P., Leslie P. // Medicine and Science in Sports. - 1978. - № 10 (2). - Р. 79-84.
Контактная информация: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПРОТИВ
ЦЕЛЛЮЛИТА
Александр Владимирович Барабанов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Более чем у 85% женского населения есть целлюлит, который является заболеванием, угрожающим красоте женской фигуры, когда начинают накапливаться запасы подкожной жировой клетчатки. Целлюлит также вызывает негативные психоэмоциональные расстройства.
В статье представлены четыре метода лечения целлюлита. Собраны четыре группы женщин для проведения рандомального исследования. Получены результаты, вследствие которых был выявлен наилучший метод лечения целлюлита.
Ключевые слова: целлюлит, электростимуляция, вакуумный массаж, диета, физкультура, лечение, профилактика, жир, кожа, мышцы.
CHARACTERISTICS AND ANALYSIS OF PREVENTION MEASURES AGAINST
CELULLLITE
Alexander Vladimirovich Barabanov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
More than 85% of women suffer from cellulite during their lifespan. In this paper, we compared four methods of cellulite treatment. Forty women were randomly divided into four groups that, during one year, received different combination of treatment procedures. The most effective combination of treatment procedures was found.
Key words: cellulite, electro stimulation, vacuum massage, diet, physical training, treatment, prophylactics, fat, skin, muscles.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие cellulite впервые появилось в США в 1973 г. после того, как владелица крупного нью-йоркского салона красоты Николь Ронсар опубликовала в журнале Vogue статью под названием «Целлюлит». Целлюлит (липогиноидная дистрофия) -распространенная косметологическая проблема. Развитие его связано с гормональными изменениями. Важную роль в формировании целлюлита играют наследственность, сосудистые заболевания, особенности питания, малоподвижный образ жизни, психоэмоциональные переживания и стрессы. Развитию целлюлита способствуют наследственная предрасположенность, гормональный дисбаланс, пониженная функция щитовидной железы, нарушенная деятельность поджелудочной железы и другие факторы. В настоящее время проблему целлюлита можно успешно решить. По мнению целого ряда авторов, использование антицеллюлитных кремов обеспечивает кратковременный эффект и психологический комфорт, однако глобально не решает данную проблему. Массаж также практически не решает никаких проблем. Самыми опасными методами борьбы с целлюлитом, по мнению автора, являются инструментальная и медикаментозная. Пищевые добавки и мочегонные средства не противостоят целлюлиту, а изменяют биохимические структуры. Радикальный же метод избавления от целлюлита, липосакция, избавляет не от целлюлита, а от излишков жировых отложений и несет ряд осложнений и возможных проблем. Лимфодренажные процедуры не показа-