УДК 37.0
Т. А. Степанова
Сопровождение внедрения стандартов нового поколения
В статье поднимается вопрос о внедрении новых стандартов образования. Рассматривается назначение новых стандартов, его особенностей, а также создание условий, необходимых для его реализации.
Ключевые слова: общее образование, стандарт, результаты, условия, универсальные учебные действия.
Т. А. Stepanova
Support of New Generation Standards Implementation
In the article the question on implementation of education new standards is raised. A purpose of new standards, their features, and also creation of the conditions necessary for its realization is considered.
Key words: general education, a standard, results, conditions, universal educational actions.
Сегодня все мы активно вовлечены в процесс обсуждения новых стандартов образования. Внедрение новых стандартов является одной из ключевых линий текущего этапа модернизации образования. Стандарты задают новые ценностные и содержательные ориентиры образованию. Они включают совокупность требований к структуре, условиям и самое главное - результатам реализации основной образовательной программы.
Сделать стандарт работающим - дело посильное, но непростое. Оно требует серьезной командной работы - осмысленных и согласованных действий всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, психологов, детей и родителей. Осмысленность и согласованность не приходят сами по себе, они требуют обсуждения, размышления, выработки совместных действий.
На сегодняшний день мы уже многое сделали в региональной системе образования для создания условий, обеспечивающих внедрение стандарта нового поколения. Вместе с тем у педагогов, психологов, специалистов, занимающихся повышением квалификации, а также родителей возникает много вопросов: зачем нужны новые стандарты? Чем новый стандарт общего образования отличается от действующего? Как должна измениться деятельность учителей, педагогов-психологов и других участников образовательного процесса? Как будет меняться система
оценки образовательных результатов? И многие другие.
Ответы на них важны для формирования нашего профессионального сообщества, интеграции усилий разных специалистов, образовательных учреждений и уровней образования. Все вместе мы должны понять, ради чего мы действуем, внедряя новые стандарты, какие цели ставим и каких результатов хотим достичь, какими ресурсами располагаем, с какими трудностями можем столкнуться, как будем измерять результаты?
Сегодня в Службе практической психологии образования Ярославской области работает 707 человек, что на 57 человек (почти +9 % !) больше по сравнению с прошлым отчетным периодом, когда численный состав включал 650 человек. Примечательно, что в течение прошедшего учебного года психологов стало больше в 14 муниципальных образованиях. Службу отличает стабильность (более 60 % специалистов имеют стаж работы свыше 3 лет) и высокий уровень квалификации - около половины специалистов службы имеют высшую и I квалификационную категории. Считаем, что приведенные данные свидетельствуют, прежде всего, о востребованности психологов при решении актуальных задач системы образования.
В последнее время проделана большая работа по определению содержания деятельности психолога, ее информационному и методическому оснащению. Разработанный «Комплект инфор-
© Степанова Т. А., 2012
мационно-методических материалов по обеспечению деятельности службы педагогов-психологов системы образования» удостоен в этом году премии Губернатора области за заслуги в области образования. Комплект включает рекомендации по определению содержания деятельности педагога-психолога, пакет психодиагностического инструментария, программ и технологий работы.
Психологи, работающие в системе регионального образования, - это большая сила, важный ресурс, который необходимо правильно использовать. И это особенно значимо при внедрении новых образовательных стандартов. Как отмечает Ирина Владимировна Дубровина - академик российской академии образования, - «В образовательных стандартах второго поколения психологическая составляющая является основой новых подходов к обучению и воспитанию детей. Впервые в документе такого уровня сформулирован запрос на психологическое сопровождение системы образования. Психологам необходимо учесть это, правильно сформулировать цели работы и определить в соответствии с ними направления своей деятельности».
Есть большая группа вопросов о целевом назначении и смыслах нового стандарта: Каково назначение нового стандарта? Кому и зачем он нужен?
Многие из современных образовательных документов появились при осмыслении направлений социально-экономического развития России. Переход к экономике развития, внедрение инновационных технологий требуют принципиально иных компетенций от человека. Меняющийся мир диктует свои требования к личности, стремящейся к благополучию и успеху. Сегодня недостаточно владеть предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, управлять собственной деятельностью, работать в команде. Важно отметить, что именно меняющиеся требования задают важную отправную точку для создания Стратегий развития образования многих европейских стран.
Оценивая честно ситуацию в образовании, можно привести результаты последних исследований TIMSS и PISA. Они показали, что российские школьники, на высоком уровне овладевая предметными знаниями и умениями, показывают низкий уровень в использовании этих умений при решении практических задач, задач с нестандартными условиями.
Это и есть ответ на вопрос - достижение намеченных в новом стандарте результатов, прежде всего, надо нашим детям; это необходимо, чтобы быть успешными в решении различных задач и быть востребованными в меняющемся мире. Вторая часть ответа - такие компетенции нужны, чтобы сделать сильной нашу область и Россию. Именно наши выпускники, мотивированные на саморазвитие, умеющие размышлять, решать различные задачи, ставить и достигать цели, будут разрабатывать и реализовывать новые проекты в области приоритетных кластеров развития.
Если понимаешь зачем, то можно найти ответ на вопрос как. Хорошо осознавая значимость этой простой фразы, считаю важным обратить внимание на необходимость проведения разъяснительной работы по этому и другим вопросам для всех участников образовательного процесса. Психологи, работающие в образовании, могут оказать здесь неоценимую помощь, проводя беседы и другие формы мотивированного воздействия с родителями, детьми, педагогами.
Каковы ключевые особенности нового стандарта?
Новый стандарт от ныне действующего отличает не только структура, но и методология. В его основе системно-деятельностный подход. Ключевым системообразующим моментом нового стандарта является принципиально новое представление об образовательных результатах. Он ориентирует нас не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты традиционно понятны каждому учителю. Они представляют собой освоение знаний по конкретным предметным областям.
Более сложными для понимания оказались метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты представляют собой освоенные учащимися на базе учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, мотивы познавательной деятельности, социальные качества, гражданская идентичность. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Вот, что говорят об этом сами педагоги:
«Новые стандарты несут с собой новый результат. Если раньше мы работали над развитием умений и навыков, то теперь для нас главное - развитие личности ребенка. Важно научить ребенка учиться. Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания, направляя, давая ему выходы».
Изменение целевой парадигмы образования от усвоения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться в контексте решения жизненных задач порождает необходимость формирования активной роли обучающихся в учебном процессе, их ориентацию (и ориентацию педагогов) на сотрудничество, использование новых, в т. ч. проектных, форм организации обучения.
Заложить основы такой работы, способствовать ее дальнейшему развитию невозможно без участия психологов. Психолог помогает выстроить образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понять его внутренний мир, личностное пространство, индивидуально-психологические особенности.
Чтобы научить ученика учиться, важно обратиться к пониманию психологии учебной деятельности.
Что должно измениться в организации учебной деятельности для достижения образовательных результатов?
К важным отличительным особенностям нового стандарта, отражающим его инноваци-онность, можно отнести два следующих момента:
- новую систему организации образовательного процесса посредством выработки новой структуры учебного плана, внедрения здоровьес-берегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды;
- усиление роли воспитания в системе образования.
Ориентация на достижение конечных результатов реализации образовательной программы определяет новые требования к структуре и условиям реализации образовательной программы.
В структуре основной образовательной программы школы появляется ряд новых программ.
В частности, это программа формирования универсальных учебных действий, которая подразумевает обобщенные способы действий, помогающие широкой ориентации учащихся в раз-
личных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов.
Принципиально новым документом является Программа воспитания и социализации учащихся как составная часть образовательной программы основного общего образования. Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, концептуальной значимости является одним из важнейших документов. Она открывает направление гражданско-
патриотической деятельности.
Важной частью основной образовательной программы является компонент внеурочной деятельности. Объем времени, отводимого на этот компонент, составляет в среднем до 10 часов в неделю в каждом классе. Содержание деятельности планируется с учетом пожеланий детей и родителей, к работе активно привлекаются педагоги дополнительного образования. Школой формируется сеть социальных партнеров (культура, спорт, здравоохранение), возможности которых можно использовать для достижения образовательных результатов.
В новых стандартах определено также соотношение инвариантной части учебного плана и части, выбираемой участниками образовательного процесса по ступеням обучения. Это принципиально новый подход.
Учебный план выстраивается школой самостоятельно и состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет около 65 %. В старшей школе соотношение иное: инвариантная часть составляет около 35 %, а вариативная - 65 %.
Очевидна и значима роль психолога в разработке образовательной программы. Психолог образовательного учреждения может внести свой вклад в определение целей, содержания программы духовно-нравственного развития, программ отдельных учебных предметов, программы формирования культуры здорового образа жизни, определение способов достижения запланированных результатов. В такой работе он выступает в первую очередь как специалист, способный видеть целое и создавать психолого-педагогические условия реализации образовательной программы.
Реализация нового стандарта невозможна без изменения условий. Как изменится облик школы?
Облик каждой школы изменится, и для этого есть определенные предпосылки.
В июле 2011 г. Указом Губернатора области утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2011 г.
В учебных учреждениях создаются современные условия для реализации новых образовательных стандартов. В текущем году в 646 кабинетах школ области для первоклассников поставлены комплекты современного учебного оборудования, включающие: рабочее место учителя (компьютер, документ, камеру), интерактивную доску, программное обеспечение. Современные комплекты оборудования будут поставлены в пять школ области, выполняющих функции ресурсно-методических центров для всех учителей начальных классов области.
В Ярославской области 16 школ, реализующих программы профильного обучения по физике и химии, получат современное оборудование для организации учебного процесса. Для 25 школ из всех муниципальных образований области будут приобретены комплекты современного спортивного оборудования. На базе этих школ планируется проведение массовых мероприятий для школьников. В 2012 г. этот комплекс мер будет продолжен.
Важным условием для повышения качества образования является информатизация системы образования. В настоящее время к сети Интернет имеют доступ 100 % общеобразовательных школ, что дает педагогам большие возможности использования цифровых образовательных ресурсов, получения дополнительных источников информации как при подготовке к урокам, так и непосредственно в учебном процессе.
Рассуждая об условиях реализации образовательной деятельности, важно говорить не только о материальной базе, но и о создании особой образовательной среды. Сегодня система образования как ведущий институт социализации личности делает ставку на создание комфортной, безопасной, развивающей, воспитывающей среды. Эти черты должны быть свойственны организационной культуре любого образовательного учреждения, в формировании которой значимая роль принадлежит школьному психологу. Результаты исследований, проведенных специалистами Центра оценки и контроля качества образования, убедительно свидетельствуют о том, что достижение образовательных результатов напрямую зависит от качества организационной
культуры образовательного учреждения. Нельзя не признать, что общество и мир меняются, современное информационное пространство активно «замещает» многие некогда незыблемые ценности: непосредственное человеческое общение, умение сопереживать, уважать других, умение быть терпимым, понимающим, готовым к конструктивному диалогу с любым собеседником и пр. То, в какой мере эти ценности будут реализованы в учебной и в других видах образовательной деятельности - внеклассная, внеурочная, внешкольная, - зависит не только от педагогов и руководителей образовательного учреждения, но и от деятельности психолога. Таким образом, здесь мы говорим о необходимости формирования культуры, которая способствует развитию системы ценностей гражданского общества, ценностей свободной и зрелой личности.
Следующая группа вопросов связана с оценкой результатов: В чем заключается особенность системы оценки результатов? Что и как будет оцениваться? Как будут оцениваться личностные результаты образования?
К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников, относятся предметные и метапредмет-ные результаты.
Личностные результаты не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников. Анализ личностных результатов образовательной деятельности проводится в ходе неперсонифициро-ванных мониторинговых исследований.
В настоящее время в области ведется также разработка инструментария для анализа личностных результатов. Разработаны показатели, ведется апробация методики мониторинга, позволяющего выявить следующие личностные результаты: мотивация к обучению и познанию, уважение ценностей семьи и общества, ценностно-смысловые установки, способность к самоорганизации и целеполаганию, сформированность гражданской позиции, навыки коммуникации и сотрудничества. В вычленении указанных характеристик в образовательной деятельности, подборе для них адекватных показателей важная роль принадлежит именно психологам.
Важнейшим является вопрос об изменении позиции учителя: какой она должна быть, чтобы можно было добиться планируемых результатов?
Для ответа на данный вопрос обратимся к мнениям самих учителей, приступивших к реа-
лизации новых стандартов. Вот некоторые из них:
- «Самое главное, что заложено в новом стандарте, - изменение самого учителя. Умение понимать ребенка, давать ему возможность высказаться на уроке, доказать свое мнение, вести диалог».
- «Переход ко вторым стандартам тяжело проходит личностно. Важна не столько теоретическая подготовка, нужно перестроить самого себя, свое отношение».
- «Меняется не отношение к ребенку, оно остается прежним, меняется отношение к формам обучения, характеру взаимодействия, оценке результатов. Нужны новые ориентиры, способы, критерии, чтобы каждый ребенок мог продвигаться в своем темпе. Тогда повышается мотивация и результаты».
- «То, что происходит, мне нравится - дети меняются. Этот «мир деятельности» позволяет детям начать самостоятельно учиться. Учитель здесь дирижер или помощник, иногда фея».
Приведенные высказывания убедительно отвечают на поставленный вопрос. Учитель - это центральная фигура в реализации стандарта. От его позиции и выбора педагогических средств зависит то, как будет учиться ребенок. Один из известных экспертов в области образования Майкл Барбер сказал: «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель».
Именно поэтому мы уделяем большое внимание подготовке кадров. Большую работу для решения данной задачи ведет Институт развития образования.
И еще один важный для нас сегодня вопрос: В чем роль педагога-психолога при реализации новых стандартов?
В процессе размышления над другими вопросами, связанными с внедрением новых стандартов, мы уже останавливались на роли психолога в их решении.
Отвечая на данный вопрос, обратимся также к мнениям учителей. Какую помощь они ожидают получить от психолога?
- «Понимание стандарта требует от учителя восполнения психологических знаний. Я давно работаю в школе, но все равно возникают проблемы с пониманием смысла некоторых понятий: самоопределение, смыслообразование, це-леполагание и др. Без помощи психолога на это уходит много времени».
- «Нужно психологическое просвещение родителей и учителей. Прежде всего, психолог должен выйти на коллектив и предложить провести семинары».
- «Хотелось бы со стороны психолога помощи в работе с родителями. Не все родители да и педагоги понимают, чего хотят от них, от ребенка, разницу между первым и вторым стандартами. Может быть, даже нужно проиграть ситуации на родительском собрании, чтобы стало понятно, что сегодня ожидается от ребенка. Родитель станет союзником, если поймет, что сегодня мы хотим «научить ребенка самостоятельно заваривать чай», в противовес «мама принесет». Хочется найти новые формы взаимодействия с родителями».
- «Нужно создавать рекомендации психолога для родителей. Считают себя специалистами, а как действовать со своим ребенком, не всегда понимают - приходят в школу и разводят руками. Может, создать сайт? Родители задают вопрос и получают ответ».
- «Нужны рекомендации психолога. Чтобы можно было открыть книгу и прочитать от А до Я, как в рамках новых стандартов лучше взаимодействовать с детьми разного возраста, как организовать учебную деятельность, найти индивидуальный подход, как не доводить ситуацию до конфликта на уроке, как сделать родителей союзниками, особенно из неблагополучных семей и др.».
- «Учебные действия мы уже умеем отслеживать, а вот с личностными результатами сложнее - как их отслеживать, как по ним работать? Здесь нужна помощь психолога».
- «Хотелось, чтобы психологи предложили курс адаптации ребенка в первые месяцы обучения. Чтобы психолог пришел и посмотрел на него взглядом, не моим учительским - какой ребенок исключен из общения, какой еще что-то. Предложил бы игры, тренинги или поработал сам в период острой адаптации».
- «Психолог помогает найти подходы к детям, выработать стратегию и тактику педагогической деятельности. В этом году обращалась к психологу, чтобы посмотреть адаптацию первоклассников. Были даны рекомендации по классу в целом и по каждому ребенку».
Обобщая, можно сказать, что деятельность педагога-психолога и всей службы практической психологии при внедрении новых стандартов предполагает оказание непосредственной помощи различным участникам образовательного
процесса, участие в разработке образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, выборе стратегии и методов педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, проведении мониторинга личностных и метапредметных результатов.
В заключении считаем важным отметить, что педагог-психолог является членом большого
коллектива специалистов образовательного учреждения. Хотелось бы, чтобы это была команда единомышленников. Будут ли это усилия «одиночки», либо мощный командный ресурс - во многом зависит от руководителя образовательного учреждения, учителя и самого педагога-психолога, его понимания ситуации и готовности включиться в работу.