УДК 37.048.45-053.6(470.23-25)
У. Ю. Ковалева
Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи
в Санкт-Петербурге
В статье представлен анализ профориентационной работы в Санкт-Петербурге, место и роль сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, рассмотрены условия для построения системы результативной профориентационной работы в Санкт-Петербурге. Отражена тенденция развития современного мира, оказывающая влияние на характер, направленность и темпы социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Представлены приоритетные направления инновационного развития в городе, различные виды и формы деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи, традиционные мероприятия для учащихся и их родителей, проводимых разными учреждениями Санкт-Петербурга. Выносится на обсуждение основная проблема в профориентационной работе со школьниками в Санкт-Петербурге - неупорядоченность развитой профориентационно значимой среды, связанная с отсутствием государственной координации профориентационной работы на региональном уровне и развитых механизмов многоуровневого межинституционального партнерства в профориентационной работе. Обозначены частные стороны обозначенной проблемы.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональный выбор, надпрофессиональные компетенции, дополнительное образование, профессиональное самоопределение, самоопределение молодежи.
Ulyana Yu. Kovaleva
Accompaniment of professional self-determination of children and youth in
St. Petersburg
The article presents an analysis of vocational guidance work in St. Petersburg, the place and role of accompanying the professional self-determination of children and youth, and the conditions for building a system of effective career guidance in St. Petersburg are considered. Reflects the trend of development of the modern world, influencing the nature, direction and pace of socio-economic development of St. Petersburg. The priority directions of innovation development in the city, various types and forms of activities to accompany the professional self-determination of children and youth, traditional activities for students and their parents, conducted by various institutions of St. Petersburg are presented. The main problem in vocational guidance work with schoolchildren in St. Petersburg is brought up for discussion -the disorder of a developed vocational guidance environment associated with the lack of state coordination of vocational guidance work at the regional level and developed mechanisms of multi-level inter-institutional partnership in vocational guidance. Designated private parties identified problems.
Key words: professional orientation, professional choice, supra-professional competence, additional education, professional self-determination, self-determinationyouth DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-120-125
Профессиональная ориентация представляет собой относительно самостоятельный социальный институт и обладает рядом специфических характеристик, среди которых: распределенность и многосубъектность; комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую
систему государственной кадровой политики. Это требует реализации особой политики в области сопровождения профессионального самоопределения. При этом нужно учитывать, что профессиональная ориентация носит региональный характер. Конечные благополуча-тели профориентационной деятельности - это обучающиеся в образовательных организациях и предприятия-работодатели, которые имеют четкую территориальную привязку. Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок; межрегиональная мобильность довольно невелика. Более того, в ряде случаев она выступает отрицательным фактором. Следовательно,
основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы должна осуществляться на региональном уровне управления.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе с изменением своей социально-трудовой роли (организация самозанятости).
Основная тенденция развития современного мира, оказывающая влияние на характер, направленность и темпы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, - это переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Формами проявления этой тенденции выступают:
• глобализация производств и интеграция мировых экономик;
• стремительное повышение динамики развития технологий и техники, повышение степени неопределенности будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности;
• информатизация и цифровизация производства и других сторон социально-экономический жизни;
• персонализация производства и потребления;
• увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций (soft skills) при сохранении значимости профессиональных компетенций (hard skills);
• дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности (фриланс, коворкинг, распределенные проектные команды и т. д.), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни;
• переход к «открытому обществу», основанному на внутреннем контроле, самостоятельности и ответственности каждого человека.
Все эти факторы значительно повышают требования к уровню профессиональной подготовленности работников и качеству самоопределения личности.
Одновременно с фактором развития профессиональной сферы все в большей степени возникает необходимость учета субъективных интересов конкретных работников, системы их взглядов, ценностных ориентаций и профес-
сионально-личностной мотивации. Актуальным является формирование и распространение «постиндустриального самоопределения», осуществляемые путем определения и освоения индивидуального набора профессиональных компетенций, исходя из личностных возможностей и потребностей человека и создания рабочего места «под себя» [1]. Профориентаци-онная деятельность призвана оптимизировать поиски баланса между интересами всех субъектов системы, уделяя особое внимание освоению личностью компетенции профессионального самоопределения.
Санкт-Петербург - второй по численности населения город России и четвертый в Европе -является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным и культурным центром. Экономика Санкт-Петербурга хорошо диверсифицирована, отличается многоотраслевым характером. По масштабам экономики среди субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург занимает четвертое место, уступая только Москве, Тюменской и Московской областям.
Санкт-Петербург является одним из лидеров инновационного развития российской промышленности. В этих условиях целесообразно проводить превентивную подготовку трудовых ресурсов (опережающее обучение) в целях получения высококвалифицированных кадров с учетом стратегии развития экономики Санкт-Петербурга [2].
Санкт-Петербург имеет развитую сеть образовательных организаций, способную предоставлять все виды образовательных услуг (от общего до высшего и последипломного образования). В городе функционируют более 740 организаций общего образования, 180 организаций дополнительного образования детей, 85 профессиональных образовательных организаций и 70 вузов.
Уникальность Санкт-Петербурга для профессиональной самореализации личности заключается в его объемной и многогранной экономике. Он является крупным промышленным, научным, образовательным и культурным центром с хорошо развитой социальной и транспортной инфраструктурой. Благодаря его расположению, в городе развиты туристическая отрасль со сферой услуг, международные связи и торговля. Таким образом, объективное преимущество Санкт-Петербурга - наличие уникальной среды профессионального самоопределения, насыщенной большим количеством профориентационно значимых возможностей. Эта среда может быть представлена как два взаимодействующих контура:
1) внутренний контур - организации, непосредственно осуществляющие профориентацио-нную работу с обучающимися и реализующие программы, мероприятия, услуги по сопровождению профессионального самоопределения и другие виды профориентационных практик;
2) внешний контур - предприятия экономической и социальной сферы, учреждения науки и культуры, силовые структуры, многообразие и активное развитие которых предоставляет практически неограниченные возможности для знакомства обучающихся с современным миром труда и профессий.
Работа по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи осуществляется в Санкт-Петербурге с различными категориями обучающихся (воспитанники детских садов, школьники, студенты профессиональных образовательных организаций и вузов). При этом используются различные виды и формы деятельности, в том числе:
• районные и городские олимпиады, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали профессионального мастерства;
• профессиональные пробы на базах профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятий;
• индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального самоопределения;
• дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях, экскурсии в учебные заведения, на предприятия и в музеи, посвященные становлению и развитию отраслей экономики и профессий;
• опытно-экспериментальная работа на базах школ Приморского, Выборгского, Петроградского, Адмиралтейского, Колпинского, Московского районов города;
• профориентационная диагностика и психологическая поддержка населения в районных агентствах занятости и центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
• курсы повышения квалификации специалистов, занятых профориентационной работой, в учреждениях дополнительного профессионального образования;
• ярмарки профессий, временная занятость несовершеннолетних граждан (в возрасте от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время (как профессиональные пробы с целью привлечения к трудовой деятельности);
• интерактивные профориентационные программы для детей в возрасте от 1 года до 14 лет: развивающие занятия для малышей, групповые образовательные программы для школьников, необычные сценарии мероприя-
тий, праздников и шоу предлагает детский развлекательный центр «КидБург»;
• профессиональные пробы на базе Малой Октябрьской детской железной дороги, которая является центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов и т.д.
Школы города проводят множество традиционных мероприятий: классные часы, уроки-беседы, лекции; интерактивные занятия, тренинги, деловые игры; дни/недели/месячники профориентации; тематические родительские собрания; посещение ярмарок профессий и учебных заведений, дней открытых дверей в вузах и поу, предприятий. Проводятся занятия по программам предпрофильной подготовки, разработанные для учащихся 8-9-х классов: «Я и профессия», «Твоя профессиональная перспектива», «Основы выбора профессии», «Выбор профиля обучения».
В дополнительном образовании вопросами профориентации занимаются районные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Они проводят индивидуальные консультирования со школьниками, реализуют программы «Мир профессий» и «Мой выбор», а также «круглые столы», деловые игры, интерактивные занятия, тренинги. Широкая сеть учреждений дополнительного образования (дворцы и дома детского и юношеского творчества, центры внешкольного развития и др.) осуществляют профориетационную деятельность, проводя творческие, художественные, технические конкурсы в рамках представленных направлений дополнительного образования.
На базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее - Дворец учащейся молодежи) создан Центр содействия профессиональному самоопределению детей и молодежи, который является инициатором и организатором городских мероприятий профориентационной направленности и оказывает методическую помощь в их проведении различным образовательным организациям. На базе Дворца учащейся молодежи работают Музей истории профессионального образования с уникальной экспозицией, посвященной развитию профессионального образования в городе, и Региональный координационный центр союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в Санкт-Петербурге. Кроме того, Дворцу учащейся молодежи поручена объединяющая и координирующая роль в области сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в регионе.
В 2018 г. создано Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга. На его базе создается городская информационная система «Навигатор профессий», что обеспечит возможность быстро и просто получать рекомендации о выборе образовательной организации (дополнительного, среднего профессионального и высшего образования), а в последующем - места работы.
Профориентационную работу с обучающимися в Санкт-Петербурге проводят, в том числе, Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» и районные агентства занятости населения, подведомственные Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге реализуется специальная программа «Студенческий бизнес-инкубатор». Целью программы является развитие кадрового потенциала субъектов малого предпринимательства путем создания условий для реализации бизнес-проектов, разработанных студентами, с целью вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Функционируют про-фориентационные площадки: Бизнес-инкубатор для будущих Рокфеллеров при частной школе «Взмах» (лекции, проекты, факультативы); Бизнес-инкубатор СПбГЭУ - универсальная площадка для создания и развития своего бизнеса, инкубатор открытого типа, является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Бизнес-инкубатор «Политехнический» - структурное подразделение Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (далее -СПбПУ) - взаимодействует с начинающими предпринимателями, стартаперами, разработчиками, малыми инновационными предприятиями всех вузов СПбПУ и его партнеров для коммерциализации их разработок и содействует превращению бизнес-идей в работающий бизнес.
В Санкт-Петербурге создаются кванториумы, где дети и молодежь смогут заниматься техническим творчеством и осваивать новые технологии.
Санкт-Петербург - инициатор вступления России в международное движение WorldSkills -использует инструменты конкурсов профессионального мастерства «Молодые профессионалы», «WorldSkills Russia» и «Абилимпикс», «WorldSkills Russia Juniors». Среди студентов среднего профессионального образования проходят традиционные конкурсы профессионального мастерства: «Лучший по профессии», «Студент года», «Шаг в профессию».
На базах организаций основного, дополнительного и профессионального образования, на-
ходящихся в ведении Комитета по образованию, работают районные и городские центры (кабинеты) профориентации.
Кроме того, профориентационную работу с обучающимися в Санкт-Петербурге проводят:
• организации дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования, находящиеся в ведении Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга;
• Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» и районные агентства (центры) занятости населения, подчиненные Комитету по труду и занятости;
• структурные подразделения вузов и профессиональных образовательных организаций города, находящихся в ведомстве Комитета по науке и высшей школе;
• Государственное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи „Вектор", подведомственное Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
• коммерческие структуры («Бюро профориентации», «АРТ-личность», «Атлас Таланта», филиал Московского центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и др.);
• крупные предприятия экономической сферы, реализующие собственные профориен-тационные программы для школьников и студентов.
Методическое сопровождение профо-риентационной работы осуществляют Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Автономная некоммерческая образовательная организация «Академия дополнительного профессионального образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международная академия современного профессионального образования», информационно-методические центры при районных отделах образования.
С начала 2010-х гг. вопросам развития про-фориентационной работы с детьми и молодежью в Санкт-Петербурге уделялось внимание в ряде региональных стратегических документов, а именно в государственных программах Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» и «Развитие образования в Санкт-Петербурге».
Однако вплоть до настоящего времени в Санкт-Петербурге не была сформирована база руководящих концептуальных, нормативно-правовых и организационно-распорядительных
документов, целенаправленно посвященных формированию и развитию системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
Разнообразие и разное ведомственное подчинение организаций ведет к тому, что при всей интенсивности и активности деятельности в целом она не имеет комплексного системного скоординированного характера. Таким образом, основная проблема в профориентационной работе со школьниками в Санкт-Петербурге - неупорядоченность развитой профориентационно значимой среды, связанная с отсутствием государственной координации профориентационной работы на региональном уровне и развитых механизмов многоуровневого межинституционального партнерства в профориентационной работе. Частными сторонами обозначенной проблемы выступают следующие:
1. недостаточное соответствие содержания профориентационной работы с детьми и молодежью в структуре актуальных и перспективных кадровых потребностей региональной экономики;
2. использование взаимоисключающих подходов в профориентационной работе со школьниками со стороны различных заинтересованных субъектов (образовательные организации различных типов; агентства занятости; специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги; частные профконсультанты; работодатели), нередко имеющих противоречивые интересы и разные традиции работы;
3. несогласованность в действиях государственных организаций, ведущих профориента-ционную работу со школьниками и имеющих различное ведомственное подчинение (отсутствие единого плана работы, неупорядоченность и дублирование мероприятий);
4. бессистемность работы с обучающимися на различных ступенях образования, отсутствие непрерывности и преемственности в процессе профессионального самоопределения;
5. слабая включенность предприятий-работодателей в профориентационную работу со школьниками;
6. различное качество реализуемых про-фориентационных программ, мероприятий и оказываемых услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; во многих случаях используются устаревшие подходы, содержание, формы и методики; заметен избыток информирующих и дефицит практико-ориентированных форм; в ряде случаев работа ведется формально; на недостаточном уровне ведется работа с родителями обучающихся в
контексте подготовки к профессиональному выбору детей и молодежи;
7. разрозненность информационного про-фориентационного значимого пространства, в том числе отсутствие общедоступной информации о качестве и результативности профориентационной работы в регионе, районах, муниципальных образованиях [3].
Вторая значимая проблема состоит в нацеленности большей части реализуемых профо-риентационных мероприятий на привлечение молодежи к профессиям, актуально востребованных экономикой города, при этом недостаточно решаются задачи подготовки растущего человека к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и к более широко понимаемому профессиональному самоопределению как построению и освоению образовательной и карьерной траектории.
В качестве основных дефицитов условий, необходимых для построения системы результативной профориентационной работы в Санкт-Петербурге, могут быть обозначены:
• отсутствие единого научно-методического подхода к организации профориентаци-онной деятельности на региональном уровне, что задерживает развитие инновационных форм и содержания профориентационной работы с детьми и молодежью, адекватных запросам динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;
• недостаточная подготовленность специалистов, ответственных за решение профо-риентационных задач в образовательных организациях, к работе на основе современных подходов, технологий и форм работы, а также недостаток самих специалистов такого рода;
• отсутствие системно организованной профессиональной ориентации, специфичной для каждой нозологической группы обучающихся с образовательными потребностями, а также межведомственной службы сопровождения молодых людей с ограниченной трудоспособностью на период завершения ими профессионального образования и перехода к самостоятельной трудовой деятельности, их трудоустройства и закрепления на рабочем месте;
• распределение функций профориентационной деятельности по различным должностям работников системы образования, для которых эта работа носит характер дополнительной нагрузки, зачастую неоплачиваемой, что приводит к перегруженности, размыванию ответственности и низкой мотивации сотрудников;
• недостаток ресурсных центров профориентационной работы, других специально обо-
рудованных площадок (мастерских, полигонов, лабораторий и пр.) для проведения практико-ориентированных профориентационных занятий с обучающимися различного возраста;
• не выстроены модели профориентацион-ной работы на уровне района, муниципального образования;
• отсутствуют инструменты экспертизы качества профориентационных мероприятий, программ, услуг [3].
На настоящем этапе основной вектор развития профориентационной работы с обучающимися в Санкт-Петербурге: от обеспечения доступности профориентационных услуг, практик и программ - к повышению их качества, педагогической и социально-экономической результативности.
Таким образом, развитие региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи - один из важнейших механизмов, призванных обеспечить повышение качества трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и экономический рост региона. Необходима концепция, которая будет являться стратегическим документом по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, обеспечивающей оптимальное использование образовательно-производственных и других профориентационно значимых ресурсов региона на основе механизмов государственной (региональной) координации межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия.
Список литературы
1. Блинов В. И., Сергеев И. С. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр проф. образования и систем квалификаций, Федерал. ин-т развития образования. Москва, 2015. 48 с.
2. О государственной программе Санкт-Петербурга «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге»: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496. URL: https://www. gov.spb.ru/gov/gos-programmy-spb/ (дата обращения: 04.07.2029).
3. Сергеев И. С. Межинституциональное партнерство - базовый механизм организации профориентационной работы в регионе // Платформа-навигатор: развитие карьеры: науч.-метод. журн. 2018. № 4. С. 16-23.
References
1. Blinov V. I., Sergeev I. S. and others. The concept of support for professional self-determination of students in the context of continuity of education / Center prof. education and qualifications systems, Federal. education development univ. Moscow, 2015. 48 (in Russ.).
2. On the state program of Saint-Petersburg «Economic development and knowledge economy in Saint-Petersburg»: resolution of Government of Saint-Petersburg dated 23.06.2014 № 496 (accessed: July 4. 2019) (in Russ.).
3. Sergeev S. I. Inter-institutional partnership - the basic mechanism for organizing career guidance in the region. Navigator Platform: Career Development: sci.-method. j. 2018. 4. 16-23 (in Russ.).