педагогические науки
Александрова Екатерина Александровна, Суменков Илья Алексеевич СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРАТОРОМ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ...
УДК 37.017.4
СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРАТОРОМ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
© 2017
Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методологии образования Суменков Илья Алексеевич, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, д. 83; e-mail: ilya-sumenkov@mail.ru)
Аннотация. Показана сущность педагогического сопровождения как перманентной готовности куратора адекватно реагировать на образовательные запросы студентов, включая их потребность в развитии гражданских и патриотических качеств. Перечислены основные варианты педагогического сопровождения в гражданско-патри-отическом воспитании: опека, забота, защита, наставничество, помощь, поддержка, собственно сопровождение. Раскрыты ключевые функции и задачи куратора, связанные с формированием гражданских и патриотических качеств студентов: создание комфортных условий для личностного роста, включение студентов в социально-значимую деятельность, оказание им необходимой консультативной, информационной, психолого-педагогической поддержки. Представлен краткий анализ деятельности куратора по педагогическому сопровождению гражданско-патриотического воспитания студентов на четырех этапах: диагностическом, проектировочном, формирующем, рефлексивном. Сделан вывод о том, что оптимально организованное педагогическое сопровождение не только позволяет студентам предотвращать возможные трудности в самовоспитании гражданских и патриотических качеств, но и поддерживает перманентную готовность куратора участвовать в данном процессе.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, направления гражданско-патриотического воспитания, педагогическое сопровождение, тактики педагогического сопровождения, институт кураторства, куратор студенческой группы, функции куратора, этапы гражданско-патриотического воспитания.
TUTOR'S SUPPORT OF THE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2017
Aleksandrova Ekaterina Aleksandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department
of the Methodology of Education Sumenkov Ilya Alekseevich, senior teacher of the Department of Sports Disciplines of the Institute of Physical Culture and Sport Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: ilya-sumenkov@mail.ru)
Abstract. The essence of pedagogical support is shown as of a permanent tutor's readiness to adequately respond to the educational needs of students, including their need to develop qualities of a citizen and of a patriot. The main variants of pedagogical support in civil-patriotic education are enumerated. They are custody, care, protection, supervision, help, and support. The key functions and tasks of a tutor in a students' group are revealed. They are: providing comfortable conditions for personal self-development, participating in socially-approved activities, arranging for necessary consulting, informational, psychological, pedagogical assistance and support. A brief analysis of the tutor's activity in civil-patriotic education is presented. For stages of this process are described: diagnostic, projecting, forming, reflexive. The conclusion is drawn that pedagogical support being organized in the optimal way lets students prevent possible difficulties that accompany the process of self-education as a citizen and patriot. It also maintains permanent readiness of the tutor to participate in this process.
Keywords: Civil-patriotic education, directions of civil-patriotic education, pedagogical support, tactics of pedagogical support, institute of tutorship, tutor of a students' group, functions of a tutor, stages of the civil-patriotic education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Граж-данско-патриотическое воспитание в последние годы является одним из приоритетных направлений молодежной политики в России. Ряд нормативных документов определяет сущность и основные направления граждан-ско-патриотической работы с молодёжью, в том числе со студентами вузов. На федеральном уровне действует Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, Программа развития образования на 2016-2020 годы, Распоряжение Правительства об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. На региональном уровне, например, в Саратовской области, вопросы гражданско-патри-отического воспитания регламентирует Постановление областного правительства о развитии образования в Саратовской области до 2020 года. В образовательных организациях разрабатывают соответствующее содержание программ и концепций воспитательной работы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Различные аспекты воспитания гражданственности и патриотизма неоднократно становились предметами научных исследований. Например, в работе Н.А. Сиволобовой и Е.П. Котловой гражданско-патри-отическое воспитание представлено как организация и
управление деятельностью по овладению опытом демократических отношений. Авторы структурируют эту деятельность как формирование сознания личности, ее эмоциональной сферы и поведения. Гражданское сознание определено как убежденность в справедливости демократического устройства, эмоциональная сфера нуждается в сформированном чувстве ответственности, чести и достоинства, гражданское поведение подразумевает формирование социальной активности [1]. В работах М.В. Шакуровой разрешается вопрос о формировании гражданской идентичности личности как результате образования, на социо- культурном и личностном уровнях. [2]. В трудах А.Н. Махинина также много внимания уделяется анализу феномена российской гражданской идентичности в среде студенческой молодежи. Причем автор доказывает, что достижение студентами такой идентичности и обладание гражданскими ценностями про-блематизируется наличием противоречий именно в современной социокультурной реальности [3]. Некоторые исследователи анализируют общие теоретические вопросы воспитания гражданственности и патриотизма [1; 4]. Другие разрабатывают прикладные аспекты в русле названной проблематики. Например, З.В. Медведева доказывает эффективность этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов [5]. И.А. Железовская и Т.Л. Тарасова показывают возможности волонтерской
деятельности в гражданско-патриотическом воспитании [6]. Вопросы патриотического воспитания глубоко изучены и представлены в работах С.Н. Филипченко [7] и других исследователей [8-13].
Ряд подобных примеров может быть продолжен.
Формирование целей статьи (постановка задания). Определение гражданско-патриотического воспитания одним из приоритетных направлений молодежной политики в России актуализирует поиск эффективных способов организации данного процесса. В вузе таким способом, наряду с использованием потенциала учебных дисциплин, является работа куратора студенческой группы. Несмотря на то, что роль куратора, его функции в воспитательной системе вуза периодически обсуждаются в научных работах, его участие в воспитании гражданственности и патриотизма студентов исследована недостаточно [14-17]. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие диссертационных исследований обозначенной проблематики. В статье предпринята попытка проанализировать возможности куратора участвовать в гражданско-патриотическом воспитании студентов, в частности, в психолого-педагогическом сопровождении данного процесса.
Изложение основного материала исследования. Прежде всего, рассмотрим роль куратора в студенческой группе, его ключевые функции и решаемые им задачи, но прежде сделаем небольшое отступление, чтобы определиться с терминологией.
В научной литературе, посвященной анализу воспитательной работы в системе профессионального образования, понятия куратор и тьютор часто являются взаимозаменяемыми [18]. С другой стороны, некоторые исследователи считают отождествление данных терминов недопустимым, поскольку функции куратора и тьютора принципиально различны. Так Н.Г. Перевозчикова, Ж.В. Смирнова, А.В. Трутанова определили, что куратор как представитель интересов деканата осуществляет информативные, организационные, контролирующие функции. Тьютор, напротив, выражает интересы студента и содействует процессу индивидуализации его образования [19]. Мы считаем, что при всей значимости решаемых тьютором задач организационная и, прежде всего, финансовая сторона введения дополнительной штатной единицы в структуру профессорско-преподавательского состава не позволит вузам иметь освобожденных от аудиторной работы преподавателей. С другой стороны, в большинстве вузов, вероятно, сможет быть решена задача переподготовки кураторов, повышению их квалификации.
О.С. Кульбах и Е.Р. Зинкевич считают, что основная цель куратора в вузе (и института кураторства как такового) состоит в консолидации всех субъектов образовательной системы для решения задач профессионально-личностного развития студентов [20]. Из этого определения следует, что в своей повседневной деятельности кураторы решают задачи самореализации студентов, в разных направлениях воспитательной деятельности, в том числе в гражданско-патриотическом воспитании. О роли куратора в процессе оптимизации качества жизни студентов говорит в своих исследованиях Е.А. Богачева [21].
Наше внимание привлекла работа О.В. Гришаева и М.В. Щербакова о профессиональной роли куратора. Авторы с сожалением констатируют частое формальное отношение к этому виду деятельности, делают вывод о необходимом повышении заинтересованность кураторов в высокопрофессиональном выполнении своих функций и предлагают основным критерием успешной работы куратора считать ее продуктивность. В соответствии с этим критерием они охарактеризовали пять уровней профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы:
- непродуктивный (куратор не проявляет инициативы и заинтересованности), 236
- малопродуктивный (куратору не хватает знаний и опыта для понимания потребностей студентов),
- среднепродуктивный (куратор имеет некоторый опыт, но его знания отрывочны и не систематизированы),
- продуктивный (куратор обладает необходимыми знаниями и опытом, но не выходит за рамки своих формальных обязанностей),
- высокопродуктивный (складывающиеся в профессиональной деятельности ситуации куратор рассматривает не только как задачу для развития студентов, но и как мотив для саморазвития) [22].
Полагаем, что наличие подобного диагностического инструмента дает возможность кураторам, особенно начинающим, более четко представить требуемый для эффективного решения образовательных задач уровень осуществления профессиональных функций.
На основе анализа приведенных выше источников мы считаем, что в работе куратора по гражданско-па-триотическому воспитанию студентов целесообразно выделить четыре этапа, на которых решаемые задачи варьируются в зависимости от целей: диагностический, проектировочный, формирующий, рефлексивный. Кратко представим содержание деятельности куратора по педагогическому сопровождению гражданско-патри-отического воспитания на каждом из этапов.
Основная цель диагностического этапа - мониторинг сформированности гражданских и патриотических качеств у студентов. Эта цель достигается в процессе наблюдения за студентами и при проведении анкетирования. Могут применяться доказавшие свою надежность опросники, или на их основе может быть разработана анкета, максимально соответствующая конкретным задачам гражданско-патриотического воспитания. В частности, была составлена авторская анкета для оценки степени сформированности аксиологической, когнитивной и деятельностной составляющей гражданско-патриоти-ческого воспитания студентов для социально-политического, историко-краеведческого, духовно-нравственного и военно-спортивного направлений гражданско-па-триотического воспитания.
Целью проектировочного этапа является планирование содержания гражданско-патриотического воспитания на основе проведенной диагностики. Особенностью разрабатываемого нами подхода к организации деятельности куратора студенческой группы является формирующий характер диагностики. Анкетирование дает куратору основание для глубокой индивидуализации воспитательной работы: при недостаточном развитии у студентов аксиологической составляющей гражданско-патриотического воспитания планируются мероприятия мотивирующего характера: проведение встреч с выдающимися земляками, ветеранами, просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов граждан-ско-патриотической направленности, обсуждение прецедентов, проектная деятельность и т.д. Потребность развития когнитивной составляющей обусловливает планирование посещения выставок, экскурсий, участия в конференциях и семинарах соответствующей тематики. Недостаток у студентов опыта практической деятельности стимулирует их участие в различных благотворительных акциях, социальных проектах, памятных мероприятиях, работе поисковых отрядов. На этом же этапе определяются формы работы: общегрупповая, в малых подгруппах, индивидуальная, самостоятельная и т.д.
Е.Ю. Дмитриева и Л.А. Полуянова утверждают, что выполнение куратором своих функций, в том числе, организация мероприятий гражданско-патриотической направленности, формирование духовно-нравственных ценностей, будет более эффективным, если куратор будет стремиться включать студентов в социально-значимую деятельность [23]. Весьма важны в этом ключе работы В.В. Серикова, определившего пять ситуаций, Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Александрова Екатерина Александровна, Суменков Илья Алексеевич СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРАТОРОМ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ...
через которые человеку необходимо пройти, чтобы его ценности, опыт приобрели патриотическую направленность:
1) открытие самого себя (формирование интереса к себе, понимание своих сил, потенциала),
2) принятие нового смысла деятельности (ориентация на образец поведения значимого человека),
3) самопреодоление (сознательное изменение стереотипов деятельности),
4) переживание и преодоление своих ошибок (рефлексия своего опыта, появление стремления работать над собой),
5) планирование будущего [24].
Считаем, что последовательное прохождение студентами данных ситуаций может оптимизировать процесс гражданско-патриотического воспитания, поэтому важно разработать траекторию формирования гражданских и патриотических качеств с учетом логики перехода между названными ситуациями.
Целью формирующего этапа является непосредственное проведение запланированных ранее мероприятий. Э.Н. Маковская раскрыла содержание практической деятельности куратора по воспитанию гражданских качеств студентов. Основными направлениями этой деятельности она считает формирование соответствующего мировоззрения, культуры, гражданской позиции, стимулирование потребности студентов к самосовершенствованию, развитие их социальной активности. Адекватными формами и средствами называются проведение тематических встреч, дискуссий, обсуждение художественных и документальных фильмов соответствующей тематики, участие в работе военно-патриотических клубов и поисковых отрядов и др. [25].
Ю.Н. Рюмина исследовала деятельность куратора по организации социально-педагогического сопровождения добровольческой деятельности студентов. Содержание этой деятельности она представила как комплекс целенаправленных педагогических действий, ориентирующих студентов на волонтерскую деятельность, прогнозирующих возможные связанные с ней трудности, содействующих их предупреждению и преодолению [26]. Поскольку стимулирование активной социальной позиции, желания приобретать опыт практического участия (в том числе в качестве волонтеров) в мероприятиях гражданско-политической направленности является важной составляющей содержания граж-данско-патриотического воспитания, считаем возможным распространение рекомендаций по подготовке к волонтерской деятельности на гражданско-патриотиче-ское воспитание студентов в целом.
Функции куратора по сопровождению процесса гражданско-патриотического воспитания состоят в определении оптимальных техник педагогического сопровождения и их практической реализации в зависимости от образовательных запросов студентов. Если студент не может самостоятельно выявить, какие личностные сферы требуют особого развития для формирования гражданский и патриотических качеств; если он затрудняется в разработке программы саморазвития, нуждается в психолого-педагогической, информационной, консультативной или иной помощи, куратор выбирает такие виды педагогического сопровождения, как опека, забота, защита. Опека как тип педагогической деятельности применяется в случае, когда студент не в состоянии ориентироваться в проблемной ситуации. Забота предполагает постоянное отслеживание поведения и деятельности. Защита связана с ограждением интересов обучающихся. Названные тактики объединены доминированием активности куратора и пассивным поведением студентов. Очевидным преобладанием активности куратора отличается и тактика наставничества, при которой роль педагога близка к «истине в последней инстанции». Если потребность студентов в явном присутствии куратора как организатора и координатора гражданско-патриоти-
ческого воспитания не велика, актуальны тактики помощи, поддержки и собственно сопровождения. Помощь применяется, когда студент сталкивается с некоторыми затруднениями, но в целом справиться с проблемной ситуацией самостоятельно. Поддержка предполагает создание атмосферы, когда студент знает и чувствует, что у него есть на кого опереться. Сопровождение связано как с уменьшением степени присутствия куратора в процессе гражданско-патриотического воспитания, так и с возрастанием готовности студентов самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации [27-30].
Основная цель куратора на рефлексивном этапе -соотнести полученные результат сопровождения граж-данско-патриотического воспитания с предполагаемым результатом и определить направления дальнейшей работы. Б.Р. Мандель определил ряд условных критериев эффективности воспитательной работы куратора. К ним относятся систематический мониторинг профессионально-личностного развития студентов, индивидуализация профессионального образования по его результатам, включение студентов в социально значимую деятельность, видение студентами перспектив личностного и профессионального роста и некоторые другие [31].
Если воспитательная работа проводилась с исследовательской целью, на данном этапе целесообразно повторить диагностику сформированности у студентов гражданских и патриотических качеств. На наш взгляд, оптимальным результатом можно считать ситуацию, при которой студенты мотивированы для продолжения работы по развитию патриотизма и гражданственности, обладают необходимыми знаниями в данной области (и намерением их углублять), имеют опыт практической участия в мероприятиях гражданско-патриотиче-ской направленности, и не нуждаются в дальнейшем участии куратора в этой работе. Согласимся с мнением О.С. Кульбах и Е.Р. Зинкевич, которые заключили, что основной целью куратора в воспитательной системе вуза является постепенный переход от целенаправленного воспитания к самовоспитанию [20].
Если же оптимальный результат у отдельных студентов не достигнут, куратор, в рамках педагогического сопровождения, пересматривает ранее определенную траекторию формирования гражданских и патриотических качеств и вносит коррективы в применяемые техники педагогического сопровождения. Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что выбор тактик педагогического сопровождения, предполагающих более очевидное присутствие куратора в проводимой работе (забота, наставничество, помощь) позволяет быстрее добиться положительного результата. Однако в отдаленной перспективе весьма вероятен возврат на исходный уровень. Поэтому мы считаем важным продолжение сопровождения куратором гражданско-патриотического воспитания студентов до стойкого формирования у них аксиологической и когнитивной составляющей патриотизма и гражданственности и как минимум появления мотивации на участие в практической деятельности соответствующей направленности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный теоретический анализ источников по вопросам организации гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе, а также роли куратора в воспитательном процессе позволяет сделать вывод о том, что суть педагогического сопровождения гражданско-патриотического воспитания студентов состоит в постоянной готовности куратора адекватно реагировать на запросы студентов об оказании информационной, консультативной, психологической и иной помощи и поддержки. Поэтому педагогическое сопровождение следует понимать как особую тактику деятельности куратора, направленную на создание для студентов комфортных психологических условий личностного роста как гражданина и патриота, на создание возможностей для моделирования стратегий
соответствующего поведения. Оно также предполагает непрерывное наблюдение за студентами и рефлексивное обсуждение полученного ими опыта. Считаем, что перспективными направлениями дальнейшего исследования участия куратора в гражданско-патриотическом воспитании студентов могут стать разработка критериев эффективности деятельности куратора, определение условий оптимизации гражданско-патриотического воспитания, создание практических рекомендаций для кураторов, разработка программы повышения их квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сиволобова Н.А. Котлова Е.П. Гражданско-пат-риотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. 2014. № 1. С. 63-67.
2. Шакурова М.В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С.44.
3. Махинин А.Н. Актуализация политики формирования гражданской идентичности в студенческой среде // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 3. С. 52-57.
4. Техти В.Л. Основные направления патриотического воспитания в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 117-119.
5. Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии гражданско-патриотического воспитания будущих педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1. С.149-153.
6. Железовская, И.А., Тарасова, Т.Л. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности / И.Я. Железовская, Т.Л. Тарасова // Научные исследования в образовании. 2011. № 12. С. 16-20.
7. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т.11. № 4. С.106-109.
8. Верещагина Н.И. Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 154-159.
9. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.
10. Зоря Ю.Н. Структура и содержание модели использования информационнокоммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 14-17.
11. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С. 87-90.
12. Лыкова Т.Р. Программа формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 105-111.
13. Степаненко Н.А., Мантрова М.С. Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 250-253.
14. Каневская И.Ю., Материкина М.В. Куратор вуза в XXI: вопросы, проблемы и пути их решения // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе. - Саратов, 2014. - С. 124-127.
15. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. 238
Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.
16. Бабаев Д.Б., Божонов З.С. Куратор - основной наставник студентов вуза // Известия вузов Кыргызстана. 2015. - № 10. С. 135-138.
17. Якушкина М.С. Роль куратора в становлении субъектной позиции школьников и студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2007. № 4. С. 285-294.
18. Насонова Н.А., Соколов Д.А., Кварацхелия А.Г., Лопатина Л.А., Ильичева В.Н., Шевченко А.А. Тьютор-ство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 93-95.
19. Перевозчикова Н.Г., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2017. Т.6. № 3 (20). С. 182-184.
20. Кульбах O.C., Зинкевич Е.Р. Институт кураторства в воспитательной системе вуза // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. Педагогические науки. - 2011. - № 1-1. - С.127-131.
21. Богачева Е.А. Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С.228-230.
22. Гришаев О.В., Щербакова М.В. Профессиональная роль куратора // Аккредитация в образовании: Информационно-аналитический журнал. - 07.07.2009. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/professionalnaja_rol_kura-tora.html (дата обращения 20.11.2017)
23. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 1 (18). С. 70-72.
24. Сериков В.В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: Условия становления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). С. 22-26.
25. Маковская Э.Н. Работа куратора по гражданско-политическому воспитанию студентов // Крымский научный вестник. 2015. № 6. С.211-217.
26. Рюмина Ю.Н. Организация социально-педагогического сопровождения добровольческой деятельности студентов вуза // Волонтер. 2015. № 4 (16). С.44-55.
27. Александрова Е.А., Богачева Е.А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 4. С. 397-405.
28. Терпелюк С.И. Основные факторы формирования у будущих учителей начальных классов патриотических ценностей средствами литературы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 78-80.
29. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 2. С. 222-232.
30. Крылова Е.Л. Патриотизм как ведущая идея воспитания российской молодежи в современном социуме // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 195199.
31. Мандель Б.Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика // Аlma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 3. С. 45-51.
Статья поступила в редакцию 23.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)