УДК 378.124 + 378.124.082
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРОЦЕДУР ДОЛЖНОСТНОГО ПОВЫШЕНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА
Т.Е. Исаева
Ростовский государственный университет путей сообщения
344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2 E-mail: isaeva.te@yandex.ru
В связи с созданием единого европейского образовательного пространства и повышением мобильности педагогических кадров проблема оценки профессиональной деятельности преподавателей высшей школы стала одной из ведущих для всех отечественных и зарубежных вузов. Установление соответствия между академическими титулами и должностями преподавателей, работающих в университетах России, Европы, Азии и США, всегда представлялось сложной задачей в связи с существованием разных требований, предъявляемых к ним в зависимости от статуса учебного заведения или его типа, а также различий в подходах к оценке деятельности педагогов. На основании компаративистского анализа удалось выделить несколько моделей академических званий и должностей преподавателей, которые сложились под воздействием исторических традиций, факторов политического влияния, а также восприятия широкой общественностью уровня престижности высшего образования в той или иной стране.
Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав университета, профессор, доцент, процедура должностного повышения, научно-исследовательская работа, хабилитация.
После подписания Российской Федерацией Болонского соглашения и вхождения в единое европейское образовательное пространство перед отечественными университетскими преподавателями открылись новые возможности по продолжению образования и трудоустройству в ведущих высших учебных заведениях мира. Однако имея представление о кадровой политике в системе отечественного высшего образования, а также обладая определенным опытом педагогической деятельности в наших университетах, они не всегда четко представляют, какие же требования предъявляются к их зарубежным коллегам и могут ли они сами претендовать на ту или иную должность [1; 2].
Если раньше соотнесение академических должностей и титулов обычно изучалось на примере сравнения двух стран, например России и США, то сегодня появилась необходимость исследования этого вопроса в глобальных масштабах [3]. Кроме того, практическая ценность изучения закономерностей и принципов должностного роста университетских педагогических кадров неизменно связана с не менее важной проблемой определения общих и национальных подходов к оценке профессиональной деятельности преподавателей. Эти два аспекта являются определяющими при проведении аккредитации высшего учебного заведения, определении его позиции в международных рейтингах, а также влияют на привлекательность учебного заведения для студентов, в том числе и иностранных [4].
Сразу следует отметить, что положение с соотнесением российских ученых степеней и ученых званий с зарубежными не так проста, как может показаться. Во-первых, как показывает проведенное нами исследование, в мировом образовательном
Татьяна Евгеньевна Исаева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Иностранные языки».
пространстве можно выделить несколько моделей классификации титулов и должностей, возникновение которых связано с давними традициями, историей становления систем высшего образования, политическими симпатиями того или иного государства и т. д.
Во-вторых, при определении кадровой политики каждый университет ориентируется на те приоритеты в национальной экономике, которые позволяют ему сохранять положение передового, инновационного учебного заведения, использующего наиболее прогрессивные технологии и формы образования. Это дает ему возможность оставаться конкурентоспособным среди других университетов за счет пополнения коллектива сотрудников наиболее выдающимися преподавателями.
Определив для себя в качестве целей исследования сопоставление академических титулов и должностей, используемых в разных странах мира и различающихся по совокупности требований к их обладателям, и установление соответствия между ними и принятыми в Российской Федерации учеными степенями и званиями, мы проанализировали большой объем информации, в основном состоящий из официальных сайтов ведущих зарубежных университетов и национальных органов образования, и получили следующие результаты.
В мировом образовательном пространстве сформировались несколько базовых систем академических титулов и должностей университетских преподавателей, которые оказали влияние на качественный состав педагогических кадров во всех вузах мира. Используя методы сравнительной педагогики, мы выделили следующие модели академических должностей и титулов (см. таблицу):
- модель 1 (Великобритания и большинство стран Британского содружества);
- модель 2 (США, Канада и некоторые другие страны);
- модель 3 (Россия, Беларусь и др.);
- модель 4 (Германия, Австрия, немецко-говорящая часть Швейцарии и др.);
- модель 5 (Франция и некоторые страны Африки).
Как известно, первоначально система титулов и рангов возникла в университетах Великобритании, затем была перенесена в британские колонии и другие страны Европы и Азии, а спустя несколько столетий - в США. Однако в последние годы прослеживается тенденция перехода многих университетов на американскую модель академических должностей (в том числе и на территории Великобритании), что обусловлено ростом политического и экономического влияния США в мире [5].
Основное деление должностей преподавателей в англоязычных странах (модели 1 и 2) происходит по принципу tenure-track positions и non-tenure positions, что в самом приблизительном виде можно представить как различие между штатными должностями и внештатными. Дело в том, что в России штатным сотрудником университета может стать преподаватель, занимающий любую должность, при условии успешного прохождения процедуры конкурсного отбора и подписания трудового договора с администрацией вуза. В англоязычных же университетах статус tenure получают только специалисты высшего разряда, имеющие ученую степень доктора наук (PhD), обладающие значительными достижениями в научно-исследовательской работе, ведущие подготовку докторантов и занимающиеся активной административной и социальной работой [6].
Заветный для каждого иностранного преподавателя особый статус tenure предоставляет ему привилегированное положение и право бессрочно трудиться в данном вузе до момента выхода на заслуженный отдых, при условии, что он не совершит какого-либо особо серьезного правонарушения. С другой стороны, предоставляя этот статус, университеты решают свои кадровые вопросы,
«привязывая» наиболее талантливых и многообещающих ученых к работе в своих стенах [7].
Титулы и звания профессорско-преподавательского состава в ведущих странах мира
Статус Ученая Функции Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5
степень (Великобритания, страны Британского содружества) (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) (Россия) (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) (Франция, Алжир, некоторые страны Африки)
Tenure (статус бессрочного PhD (доктор Гарантированный бессрочный статус до + Не существует Нет Не существует (преподаватели
контракта) наук) выхода на пенсию, академическая свобода высказываний и критики руководства (в некоторых университетах «Заслуженный профессор»), доктор наук работают по контракту)
Должности, PhD Разряд, Именные Distinguished Нет Professeur des
предпо лагающие включение в (доктор наук) предполагающий надбавку к зарплате за должности профессора professor / endowed universities, Directeurs
штат или выдающиеся заслуги chair d'études
получение Заведование кафедрой Full Professor Профессор / Professor (W2) Professeur des
бессрочного доцент universities
контракта (1-й или исключительный разряд)
Обучение Professor / Professor / Профессор, Professor Professeur des
магистрантов и бакалавров, активная Reader full Professor доктор наук ordinarius, ordentlicher/ universities
научно- Außerordentlicher
исследовательская Professor
деятельность,
значительные
публикации,
административные функции
Продолжение таблицы
Статус Ученая Функции Модель 1 щель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5
степень (Великобритания страны Британского содружества) НА, Канада, Иран, Сингапур и др.) (Россия) (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) (Франция, Алжир, некоторые страны Африки)
Должности, PhD Обучение Senior Lecturer Associate Доцент, Junior- Maître
предпо лагающие включение в (доктор наук) магистрантов и бакалавров, Professor (6-10 лет, кандидат наук Professor / Privatdozent de conferences после
штат или получение участие в но точный срок не установлен) прохождения Habilitation
бессрочного исследовательско Lecturer Assistant Профессор, Privatdozent Maître
контракта й работе Professor (6-8 лет, принцип "вверх или уходи") доцент de conferences
Руководство Emeritus Professor Нет Emeritus Нет
докторантами в (профессор в отставке - после выхода professor
течение пяти лет на пенсию)
после выхода на
пенсию
Магистр Проведение занятий на уровне бакалавриата Assistant Lecturer Assistant Professor Старший преподаватель (обычно диплом специалиста, может иметь ученую степень кандидата наук) Нет
Ассистент / преподаватель (бакалавр, магистр, специалист)
Продолжение таблицы
Статус Ученая степень Функции Модель 1 (Великобритания, страны Британского содружества) Модель 2 (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) Модель 3 (Россия) Модель 4 (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) Модель 5 (Франция, Алжир, некоторые страны Африки)
Различные дипломы Временная замена штатного сотрудника Visiting Professor Visiting Professor, Visiting Associate Professor, Visiting Lecturer Внутреннее замещение Vertretungsprofessor, Gastprofessoren Внутреннее замещение
Должности, не предпо лагающие получения бессрочного контракта Различные дипломы Исследовательская работа на условиях полной занятости, не ведет занятия со студентами; университет не выплачивает зарплату Professor или professorial fellow, Reader, Senior research fellow, Research fellow / Research associate Research Assistant Professor, Research Associate Professor, (full) Research Professor Научный сотрудник, старший научный сотрудник Wissenschaftlicher Mitarbeiter, C1 Chargé de recherches, Directeur de recherches
Степень доктора наук не требуется Проведение практических занятий в узкоспециализиро ванной сфере Lecturer / Assistant Lecturer Collegiate Professor / Professor of Practice Attaché temporaire d'enseignement et de recherché, Doctorant contractuel
Обучение бакалавров и/или вводные занятия Lecturer / Senior Lecturer / Teaching
без участия в научной работе Professor
Магистр Обучение бакалавров без участия в научной работе Instructor Лаборант / документовед (диплом бакалавра или специалиста)
Окончание таблицы
Статус Ученая степень Функции Модель 1 (Великобритания, страны Британского содружества) Модель 2 (США, Канада, Иран, Сингапур и др.) Модель 3 (Россия) Модель 4 (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, немецкая часть Швейцарии) Модель 5 (Франция, Алжир, некоторые страны Африки)
Приглашенные специалисты Степень доктора наук не требуется Специалисты на условиях почасовой оплаты, владеющие информацией о современном производстве и инновационных технологиях Senior Lecturer / Lecturer Adjunct Instructor Старший преподаватель или доцент (ученая степень приветствуется , хотя необязательна) Lehrbeauftragter Professeur des universités associé, Maître de conférences associé
Adjunct Professor, Adjunct Lecturer
Студенты-преподаватели В процессе получения степени магистра Роль помощника другого преподавателя при проведении игровых форм работы, лабораторных занятий и др. Demonstrator, Seminar leader, Associate lecturer, Graduate teaching assistant, Sessional lecturer Teaching Assistant (TA) Ассистент или лаборант - может проводить практические и лабораторные занятия Studentische Hilfskraft (TdL) Нет
Graduate Student Instructor (GSI)
Могут вести целые курсы Teaching Fellow (TF)
В англоговорящих странах карьерный рост преподавателя зависит от внутренней политики университета и комплекса разработанных в нем требований к претендентам на должности, а также от степени престижности самого вуза и даже такого фактора, как расположение университета на территории страны [8].
Во многих же странах Западной Европы (модели 4 и 5) превалируют государственные университеты, в которых регулирование процедур должностного назначения происходит на основе единых федеральных требований [9]. Например, в Германии преподаватель, уже защитивший две диссертационные работы (магистерскую и докторскую), стремясь получить высокую штатную должность в вузе, приступает к особой процедуре Habilitation (хабилитации), которая заключается в подготовке еще одной научно-квалификационной работы и прохождении педагогической стажировки в течение нескольких лет [10].
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Основным различием в должностном положении российских и зарубежных преподавателей является то, что наши соотечественники удостаиваются ученых званий доцента или профессора, присваиваемых Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации (ВАК РФ), пожизненно. Наличие определенного ученого звания является одним из определяющих факторов при избрании на соответствующую штатную должность в университете на срок, оговариваемый в трудовом договоре. Однако у наших иностранных коллег право занимать ту или иную должность определяется законами конкретного университета и достаточно сложной системой должностного продвижения. Каждый зарубежный преподаватель стремится заключить с администрацией вуза бессрочный контракт, который предоставляет ему право не только стать штатным сотрудником, но и пользоваться рядом привилегий, например гарантированной возможностью продолжать педагогическую деятельность до выхода на пенсию. Однако в случае перехода на работу в другой университет преподаватель теряет все свои привилегии и может надеяться на получение должности, аналогичной имевшейся, только если будут отмечены его выдающиеся заслуги.
2. Существующая в академических кругах практика установления соответствий между учеными званиями и титулами профессорско-преподавательского состава разных стран может рассматриваться как приблизительная, так как преподаватели начинают свою деятельность, имея разные ученые степени, и период, который отводится им для демонстрации своих педагогических талантов и умений заниматься научно-исследовательской работой, в совокупности позволяющих претендовать на более высокую должность, также отличается [11]. Кроме того для некоторых должностей установлены несколько разрядов или уровней, поэтому иногда соответствие может быть установлено только для отдельных категорий. Например, если Lecturer только недавно был принят на работу в британский университет, то его профессиональные обязанности и академический статус соответствуют американской должности Аssistant professor, однако в британских вузах имеется большое число Lecturers и особенно их более старших коллег Senior lecturers, которые имеют богатый педагогический опыт и определенные научные достижения. В этом случае их должностное положение более соответствует титулу Аssociate professor в США [8].
3. Для установления соответствия между отдельными должностями следует принимать во внимание степень укомплектованности педагогического состава университетов кадрами высшей квалификации, сложность процедур кадрового продвижения, привлечение неостепененных преподавателей к педагогической деятельности, стремление увязать процесс обучения с современным производством и другие факторы.
Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы в совершенствовании кадровой политики отечественных вузов и приведении в
соответствие критериев, используемых в оценке деятельности российских преподавателей, с мировыми тенденциями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы / М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004.
2. Исаева Т.Е. Компетенции субъектов университетского образования. Проблемы формирования и оценивания компетенций в информационном образовательном пространстве: Монография // Palmarium Academic Publishing, Deutschland, 2013. - 247 с.
3. Юревич М.А. Методики оценки педагогических кадров в высшей школе в Европе, США и Австралии // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 104-115.
4. Юревич М.А. Зарубежная практика профессиональной деятельности преподавателей системы высшего профессионального образования // Наука. Инновации. Образование. -М., 2012. - Вып. 12. - С. 115-121.
5. Schedule A. Salaries and Casual Rates. Academic Staff Agreement 2010. University of Western Australia. http://www.hr.uwa.edu.au [Дата доступа 03.05.2015].
6. Shamos Michael I. Handbook of Faculty Titles. - Carnegie Mellon University.
7. Illinois Institute of Technology Faculty Handbook. Illinois Institute of Technology. http://www.iit.edu/faculty_handbook/ [Дата доступа 03.05.2015].
8. Use of the Title Associate Professor. Handbook of University Policies and Procedures at The University of Queensland // uq.edu.au. [Дата доступа 03.05.2015].
9. Walter Ruegg. A History of the University in Europe. Cambridge U.P., 2011, 185 p.
10. Was ist die W-Besoldung? // www.w-besoldung.net [Дата доступа 03.05.2015].
11. Ким И.Н. Практика формирования состава и профессиональных компетенций преподавателей вуза за рубежом // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - С. 134-143.
Поступила в редакцию 05.05.2015; в окончательном варианте 20.05.2015
UDC 378.124 + 378.124.082
MATCHING OF UNIVERSITY FACULTY'S POSITIONS AND PROMOTION PROCEDURES IN THE LEADING COUNTRIES OF THE WORLD
T.E. Isaeva
Rostov State Transport University
2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Sq., Rostov-on-Don, 344038 E-mail: isaeva.te@yandex.ru
Due to the creation of the unified European educational area and an increase of the teachers' mobility the problem of the professional activity of the university professors has become one of the most acute for Russian and foreign educational institutions. Matching of academic titles and positions of the teachers who work in the universities of Russia, Europe, Asia and the USA has always been a complicated task due to the availability of various requirements that were claimed to them, basing on the status of the university and its type as well as differences in the approaches to the teacher's activity estimation. After making a comparative analysis we succeeded in defining of several models of academic titles and university teachers' positions that appeared under the influence of historical traditions, political factors as well as community's perception of the prestigiousness of the higher education in this or that country. Key words: university faculty, professor, associate professor, promotion procedure, scientific research, habilitation.