Анкетирование показало, что от 1 до 3 способов прекращения обязательств применяют 53% обследованных субъектов, от 4 до 6 — 32%, от 7 до 9 — 3%, а все рассматриваемые способы не применяет ни один из них. Максимальное количество способов прекращения обязательств использует ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Около 30% потребителей энергии в Хабаровском крае и Еврейской автономной области регулярно нарушают сроки оплаты потребленной энергии. В 2006 г. к 4% потребителей тепловой энергии и 33% электрической применялась такая санкция, как прекращение энергоснабжения. Несмотря на действенность подобного метода взыскания долгов, используется он в исключительных случаях.
Проведенное исследование выявило, что в целом складывается положительная
тенденция к минимизации использования неденежных форм прекращения обязательств. Однако эффективность применения форм исполнения и способов прекращения обязательств зависит от того, насколько полно используются все формы, предусмотренные законодательством. Многовариантность их применения позволяет привлекать к взаимодействию как субъектов, способных в текущий момент расплатиться денежными средствами, так и тех, которые обладают потенциалом, но испытывают временные трудности и не могут погасить обязательства надлежащим способом.
Примечания
1 Хабаровский край в 2005 году: стат. ежегодник / Хабаровскстат. Хабаровск, 2006. С. 257.
2 Там же. С. 260.
С.Я. ПЛОТНИКОВА
Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ И ВНУТРЕННИХ РЕГИОНОВ РФ
Россия занимает первое место в мире по протяженности государственных границ (60,9 тыс. км). Приграничные регионы России играют особую роль в обеспечении ее экономической безопасности и развитии международного сотрудничества.
Понятие «приграничный регион» подразумевает, что данная территория испытывает существенное влияние близости государственной границы. Целесообразно рассматривать три уровня приграничья. Макроуровень — это все субъекты РФ, имеющие прямой выход к государственной границе (таблица). Мезоуровень — это административные районы в составе субъектов РФ, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Микроуровень — это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.
В настоящее время из 86 субъектов Российской Федерации 50 являются приграничными или приморскими. Их общая
территория — 17 096,5 тыс. км2 (83% всей территории России).
Население приграничных регионов на начало 2006 г. — 71,8 млн человек (около 49,5% населения России). Такое соотношение численности населения приграничных и внутренних регионов РФ (49,5:50,5) наблюдается в течение 2000-2006 гг.
Проводя сопоставление в динамике уровня экономического развития рассматриваемых групп регионов РФ, следует выделить показатели:
- валовой региональный продукт (ВРП), в том числе в расчете на душу населения;
- объем инвестиций в основной капитал, в том числе в расчете на душу населения, а также объем иностранных инвестиций в экономику;
- объем внешнеторгового оборота;
- показатели международной миграции.
Показатели ВРП в абсолютном выражении
по группам приграничных и внутренних регионов РФ примерно сопоставимы (рис. 1). При
© С.Я. Плотникова, 2007
этом за 2000-2005 гг. ВРП по обеим группам регионов увеличился почти в 3 раза.
Средний показатель ВРП на душу населения в приграничных регионах несколько выше, чем во внутренних (рис. 2). Так, в 2000 г. это превышение составляло 3,5%, в 2005 г. — около 8%.
Объемы инвестиций в основной капитал по группам приграничных и внутренних регионов за 2000-2006 гг. выросли соответственно в 3,5 и 3,9 раза (рис. 3). Однако доля инвести-
ций, приходящаяся на приграничные регионы, за этот период сократилась с 58,6 до 55,8%.
Средний объем инвестиций в основной капитал на душу населения в приграничных регионах в 2004 г. превысил аналогичный показатель во внутренних регионах в 2,6 раза (35 739,6 и 13 946,4 р. соответственно).
Что касается объема иностранных инвестиций в экономику, то в 2004 г. этот показатель был выше по группе внутренних регионов РФ (рис. 4).
Группировка субъектов РФ по их расположению относительно государственной границы
Приграничные регионы Внутренние регионы
Республики: Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Тыва, Чеченская Республики: Адыгея, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Хакасия, Чувашская
Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский (в том числе Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский АО*), Приморский, Хабаровский Края: Ставропольский, Пермский (в том числе Коми-Пермяцкий АО)
Области: Амурская, Архангельская (в том числе Ненецкий АО), Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Камчатская (в том числе Корякский АО), Курганская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тюменская (в том числе Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО), Челябинская, Читинская (в том числе Агинский Бурятский АО) Области: Владимирская, Вологодская, Ивановская, Иркутская (в том числе Усть-Ордынский Бурятский АО), Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Ярославская
Санкт-Петербург Москва
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
* АО — автономный округ.
2005 г.
2004 г.
2003 г.
2002 г.
2001 г.
2000 г.
I 9 930 269,7 I 10 004 208,8
17 634 870,0 17 700 305,0
"□6 500 564,1 |б214 900,7
5 250 522,4 5 064 989,9
4 290 516,8 4 219 608,5
3 492 019,3 3 315 310,7
0 2 000 000 4 000 000 6 000 000 8 000 000 10 000 000 12 000 000
■ Приграничные регионы □ Внутренние регионы
Рис. 1. Динамика ВРП по группам регионов РФ, в текущих ценах, млн р.
2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г.
0
20 000
94 785,2
I 102 571,8
| 75 937,6 ^■82 473,5
163 845,2 ■ 70 060,3
51 412,2 ■ 55 843,4
42 361,5 45 583,8
33 790,7 34 987,2
40 000
60 000
80 000
100 000
■ Приграничные регионы □ Внутренние регионы
Рис. 2. Динамика ВРП на душу населения по группам регионов РФ, р.
120 000
2006 г. 2 793 762,3 2 212 864,9
-
2005 г. 2 106 985,0 1 692 532,0
-
2004 г. 1 666 829,6 1 276 959,0
-
2003 г. 1 516 536,6 1 019201,5
-
2002 г. 1 258 870,0 809 182,0
-
2001 г. 1 084 489,0 683 772,0
-
2000 г. 798 267,0 562 989,0
0% 20% 40% 60% 80% 100%
□ Приграничные регионы □ Внутренние регионы
Рис. 3. Динамика объема инвестиций в основной капитал по группам регионов РФ, млн р.
□ Приграничные регионы ■ Внутренние регионы
Рис. 4. Объем иностранных инвестиций в экономику по группам регионов РФ в 2004 г., тыс. дол. США (%)
Внешнеторговый оборот
Экспорт
Импорт
101 167,7 101 427,4
80 287,0 69 273,9
20 881,5 32 153,7
0%
20%
40%
60%
80%
100%
□ Приграничные регионы □ Внутренние регионы
Рис. 5. Объем внешнеторгового оборота по группам регионов РФ в 2003 г., млн дол. США
Сальдо
Прибывшие
Выбывшие
5,7 34,3
-
70,9 65,9
-
65,2 31,6
0%
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
□ Приграничные регионы □ Внутренние регионы
Рис. 6. Показатели международной миграции по группам регионов РФ в 2003 г., тыс. чел.
Движение России к открытой экономике, развитие внешнеэкономических связей способствуют росту экспортно-импортных потоков, увеличению числа лиц, пересекающих границы. Расширение прав субъектов РФ в международном сотрудничестве обеспечивает возможность установления прямых связей между регионами разных стран, в первую очередь между приграничными регионами. Так, в 2003 г. внешнеторговый оборот приграничных регионов составил 101 167,7 млн дол. США, при этом около 80% пришлось на экспорт. Вместе с тем объемы внешнеторгового оборота по группам приграничных и внутренних регионов РФ примерно сопоставимы (рис. 5).
По международной миграции в обеих группах в 2003 г. отмечено положительное сальдо, но миграционный прирост во внутренних регионах значительно выше (рис. 6).
Таким образом, в территориальном развитии России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам должна отводиться роль форпостов международного экономического сотрудничества. По идее они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Вместе с тем очевидно, что в интересах поддержания экономического единства страны приграничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, а должны поддерживать активные экономические связи с внутренними регионами.