УДК 378
СООТВЕТСТВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
ADEQUACY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION BACHELORS TEACHING PROGRAMS TO FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS
© М.А. Воронина, Н.Г. Кочетова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© M.A. Voronina, N.G. Kochetova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Статья посвящена анализу требований федеральных государственных стандартов различных уровней образования: дошкольного, начального общего и профессионального педагогического; представлены направления корректировки содержания профессиональной подготовки педагога в соответствии с требованиями ФГОС.
The article is focused on analyzing the requirement s of Federal Educational Standards of different levels: preschool education, primary general education and professional pedagogical education. The article also offers adjustments in professional pedagogical training in accordance with Federal Educational Standards.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты; уровень дошкольного образования; уровень начального образования; профессиональная подготовка педагога.
Keywords: Federal Educational Standards; preschool education level; primary education level; professional pedagogical training.
Внедрение образовательных стандартов нового поколения ставит на повестку дня практико-ориентированные вопросы, связанные с проектированием содержания образования, созданием широкого спектра новых образовательных программ, ориентированных на реальные потребности современного общества.
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования (ФГОС ДО и ФГОС НОО) является освещение всех сторон образовательного процесса в их взаимодействии и взаимозависимости:
- представлены требования, отражающие содержательную, процессуальную и операциональную стороны образовательного процесса;
- отражены элементы научного знания ценностно-мировоззренческого и методологического характера, относящиеся к отдельным отраслям знаний и культуры;
- ведущей системообразующей составляющей являются требования к результатам образования.
Требования стандарта предполагают установление взаимосвязи содержания предметной области с реальной жизнью или практикой, более плотного взаимодействия
педагогов с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты. Наряду со знаниями и умениями в изучаемых предметных областях выдвигаются требования к развитию ребенка, его личностным достижениям, метапредметным результатам образования и, кроме того, развитию компетентности к обновлению компетенций.
В ФГОС НОО прописаны требования к программе формирования универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования как основы умения учиться и непрерывного самообразования. Наряду с привычными для начальной школы проявлениями универсальных учебных действий в виде общеинтеллектуальных умений школьников, добавляется, например, умение работать с информацией, в том числе и с помощью современных средств коммуникаций.
Отличительной особенностью новых образовательных стандартов для начальной школы является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности обучающегося и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного вос-
питания и развития личности гражданина России. Этот аспект прописан в Базисном учебном плане отдельным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и необходимостью организации внеурочной деятельности (кружки, секции, театральная студия, проектная деятельность и пр.), на которую отводится десять часов в неделю. В процессе реализации в единстве программ учебной и внеурочной деятельности осуществляется развитие ребенка. В стандарте начального образования прописаны требования к программам воспитания, социализации, формированию ценностей здоровья. Все эти аспекты должны быть отражены в основной образовательной программе школы. Например, тематическое планирование внеурочной деятельности предполагает реализацию программ по указанным направлениям и подкрепления разрабатываемыми методическими пособиями.
Для оценки достижений планируемых результатов собираются портфолио детей, то есть оценка результатов имеет накопительную основу (портфель достижений). Причем в оценке результатов обучения участвуют и родители. Родителям учеников придется посещать образовательное учреждение более осознанно (изменяется роль родителей в образовании): их могут пригласить на родительскую конференцию, психологическую игру, собрание, диспут, лекторий, семейную гостиную, а также на родительский семинар или педагогический практикум.
Факторами успешности образования, как известно, являются содержание учебного материала (разный учебный материал по-разному способствует успешному формированию умений), позиция обучающегося в образовательном процессе (ребенок должен быть преимущественно субъектом этого процесса), педагогические условия, в которых осуществляется процесс образования, и личность педагога (развитие ребенка в процессе образования может осуществлять только педагог грамотный, инновационно мобильный, быстро реагирующий на изменяющиеся условия, достаточно эмоциональный, владеющий вариативными методиками обучения и воспитания и т.п., то есть педагог должен быть мастером педагогического труда). Однако
именно педагог выступает проводником современного педагогического знания в образовательное пространство учреждения и определяющим фактором успешности обучения и воспитания. Поэтому необходимы изменения профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования, которые обеспечат соответствие между содержанием подготовки будущего педагога и современными требованиями образовательных учреждений.
С другой стороны, в условиях высокого динамизма, комплексности, масштабности изменений в функционировании общества остро встал вопрос об изменениях целей педагогического образования. Новый тип экономики предъявляет к педагогу новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, со-моорганизующих качеств, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в широком социальном и культурном контекстах. Идея компетент-ностно-ориентированного подхода является формой приведения в соответствие целей и содержания педагогического образования новым условиям и перспективам.
Развитие системы подготовки педагога дошкольного образования и учителя начальных классов на основе ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения является актуальной проблемой, решение которой связано с разработкой и реализацией основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование», «Начальное образование») [1]. ООП является основным документом вуза, характеризующим его образовательную деятельность в определенной области. В структуре ООП сформулированы цель программы, сроки, трудоемкость и требования к уровню подготовки, необходимые для ее освоения, перечислены нормативные документы, используемые для разработки программы, представлены:
- характеристика профессиональной деятельности выпускника;
- требования к результатам освоения и условиям реализации ООП;
- документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса;
- нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ООП;
- иные нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество профессиональной подготовки.
Некоторые структурные единицы программы частично представлены в стандарте, однако требуют уточнений в соответствии с профилем подготовки. Рассмотрим подробнее требования к результатам освоения ООП подготовки будущего воспитателя ДОУ и учителя начальных классов, а именно характеристики формируемых компетенций и условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
Следует отметить, что, согласно стандартам высшего профессионального образования, образовательную деятельность на начальной ступени общего образования смогут осуществлять и бакалавры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и педагогика начального образования»), задачи профессиональной деятельности которых заключаются в психолого-педагогическом сопровождении и реализации учебного процесса в начальных классах [2]. Очевидно, что содержание их подготовки в большей степени будет направлено на психологическую составляющую в ущерб предметно-методической. В такой ситуации работодателю необходимо будет делать выбор между педагогом-психологом, имеющим психолого-педагогическую подготовку, и педагогом-методистом, подготовленным по направлению «Педагогическое образование». Аналогичная ситуация складывается и в дошкольном образовании.
Так или иначе, в дошкольные образовательные учреждения, начальные классы должен прийти педагог, обладающий набором компетенций, достаточных для осуществления обучения, воспитания и развития ребенка, включающих профессиональные, личностные, социальные, гуманитарные компетенции, которые позволяют решать множество практических, исследовательских и профессионально-личностных задач. Наряду с общекультурными, он должен обладать профессиональными компе-
тенциями, характеризующими его как педагога (общепрофессиональными компетенциями по видам деятельности) и как учителя начальных классов или воспитателя-методиста (спецификопрофессиональными компетенциями). Группы специальных компетенций в соответствии с профилем подготовки конкретизируются каждой образовательной организацией с учетом квалификационных характеристик работников образования, представленных в разделе Единого квалификационного справочника.
Концептуальная идея компетент-ностного подхода состоит в разработке перечня специальных компетенций, содержания и технологий педагогического образования, овладение которыми позволит педагогу на новом уровне осуществлять образование детей, обеспечит гибкость и мобильность выпускника на рынке труда в соответствии с запросами общества на образование. Для современного педагога (учителя начальных классов или воспитателя-методиста) требуется освоение таких компетенций, которые обеспечили бы ему возможность работы в образовательной среде региона; самостоятельно развивать свое позитивное педагогическое Я; вступать в межкультурные коммуникации с детьми, их родителями, коллегами; проектировать и рефлексировать свою педагогическую деятельность для достижения требуемых результатов. В контексте поликультурного образовательного пространства возникает необходимость:
- развития новых компетенций будущих педагогов, обусловленных созданием высококачественной информационной среды, активизирующей студентов к освоению новых средств коммуникаций: информационно-коммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных, электронных образовательных, информационных ресурсов и пр., изменяющих образовательную среду личностного и профессионального развития [3];
- воспитания толерантной личности педагога, способного уважать достоинства каждого ребенка;
- формирования умения разрабатывать и реализовывать культурологические программы.
Возможность подготовки педагогов по совмещенным профилям позволит на
практике реализовать принцип преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования [3 ; 4]. В настоящее время особое внимание приковано к дошкольному образованию. Впервые в законе об образовании дошкольное образование представлено как первый, начальный уровень общего образования в Российской Федерации. Утверждение и внедрение ФГОС ДО безусловно потребовало внесения изменений и дополнений в образовательные программы подготовки педагогов дошкольного образования. На наш взгляд, разработка образовательной программы подготовки академического бакалавра по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями «Дошкольное образование» и «Начальное образование» и ее реализация будет способствовать подготовке педагога, который способен обеспечить формирование общей культуры; разностороннее развитие детей, учитывая их возрастные и индивидуальные способности, проектирование и достижение детьми дошкольного и начального школьного возраста уровня образования, необходимого и достаточного для формирования личности обучающегося на первых уровнях образования, формирование положительной мотивации и умений в учебной деятельности [4].
Таким образом, моделирование содержания педагогического образования бакалавров, будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов в ООП осуществляется на основе сформулированных требований к результатам ее освоения в виде профессиональных компетенций, отражающих множество субъектных отношений в образовательном процессе, педагогических закономерностей, управление которыми обеспечит качество образования воспитанников и учащихся. Само же содержание направлено на формирование отношения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, развитие потребности их познавать и проектировать личную и профессиональную жизнь в границах этих ценностей.
В рамках тематического плана научных исследований ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» проводятся диссертационные
исследования по проблемам профессиональной подготовки педагога дошкольного и начального образования, отвечающей требованиям современности. Результаты проводимых исследований внедряются в процесс подготовки такого педагога. В учебный план включены следующие курсы: «Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса», «Основы духовности и нравственности в поведении детей», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в начальной школе», «Научные проблемы художественного воспитания и образования», «Ребенок в мире художественной культуры», «Экологическая культура», «Развитие математических способностей детей», «Развитие воображения детей» и др.
Изучение указанных курсов позволит студентам перейти от узкопредметной подготовки к освоению специфики деятельности педагога, от нормативно-исполнительной к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности, к применению теоретических знаний в ходе осуществления организаторских, коммуникативных, учебно-воспитательных действий.
Изменения содержания профессиональной подготовки педагога дошкольного и начального образования по образовательным стандартам третьего поколения, на наш взгляд, могут выполняться по следующим направлениям:
- изменение содержания дисциплин базовой части учебного плана в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» к результатам освоения основной образовательной программы;
- введение новых дисциплин в вариативной части учебного плана и курсов по выбору в связи с изменением требований к содержанию и структуре основной образовательной программы в пределах суммарной трудоемкости, определенной ФГОС и примерным учебным планом;
- изменение содержания учебно-производственных практик;
- разработка и реализация факультативных курсов.
Рассмотрим названные направления подробнее.
Первое направление. Целью модернизации содержания подготовки будущих педагогов является обеспечение их готовности к реализации стандартов дошкольного и начального образования, ориентации на ценностные установки, цели и задачи, определенные стандартами. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- освоение студентами структуры и содержания основных документов новых стандартов, системы основных и дополняющих их документов;
- освоение будущими педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности воспитанников и обучающихся;
- ознакомление с современными педагогическими стратегиями образования детей; и др.
В связи с этим в содержание дисциплин профессионального цикла учебного плана введены темы, направленные на изучение студентами пакета этих документов.
Содержание и тематика семинарских и практических занятий также претерпели ряд изменений в аспекте обучения студентов умениям:
- анализировать программы для выделения содержания основных групп требований к условиям осуществления образовательного процесса;
- определять состав и объем учебного материала;
- диагностировать результаты освоения основных образовательных программ;
- разрабатывать различные программы, включая основную образовательную программу; и т.п.
Эти изменения находят отражения в тематике курсовых и дипломных работ, в содержании кружковой работы студентов.
Второе направление. Требования стандартов дошкольного и начального образования инициируют введение новых курсов, способствующих формированию готовности бакалавров - будущих педагогов к их реализации.
Например, появление новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», требования к результатам ее освоения дикту-
ют необходимость внедрения такого курса, как «История традиционных религий России». Задачами данного курса станет вооружение студентов знаниями о нормах религиозной морали и этики, о роли религии в истории культуры (культурологический аспект). Необходимо введение курсов, которые помогли бы студентам осознать интегративное основание профессиональной подготовки (формирование УУД средствами предметных дисциплин).
Новый ФГОС НО предъявляет иные требования к организации второй половины дня. Основные направления внеучебной работы - спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, патриотическое. В целях подготовки студентов к осуществлению в будущем работы в указанных направлениях предполагается ознакомление студентов с методикой проведения этой работы в таких ее формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады и т.п. Практические навыки организации внеурочной деятельности учащихся студенты могут получить и в процессе занятий предметных кружков, где осуществляется ознакомление с новыми формами работы, способами организации учебного сотрудничества, диагностики, методами научно-исследовательской работы. Отдельным направлением станет обучение студентов умению разрабатывать новые учебные программы.
Утверждение стандарта дошкольного образования требует введения аналогичных дополнений в учебный план подготовки педагога дошкольного и начального образования.
Третье направление. Моделирование непрерывной педагогической практики как среды самостоятельной деятельности студента по реализации образовательных стандартов (участие в разработке программ различных видов деятельности детей).
Четвертое направление. Факультативные курсы объемом до 10 зачетных единиц образуются за счет варьирования продолжительности каникул и ежегодного резерва в 2-5 учебных недель. Они могут быть направлены на специализированную подготовку по образованию детей по какой-либо методической системе или углубленную подготовку в определенной области
знаний (развитие речи, художественно-эстетическое образование, филологическое образование и пр.).
Таким образом, реализация предложенных изменений в содержании подготовки педагогов будет способствовать формированию профессионально значи-
мых компетенций и позволит осуществлять образовательный процесс на уровне дошкольного и начального образования. Перспективу исследования мы видим в разработке магистерской программы «Технология преемственности дошкольного и начального образования».
Литература
1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/ Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения 21.11.2013).
2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/dbmon/ mo/Data/d_10/prm200-1.pdf (дата обращения 21.11.2013).
3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL: http://graph.docu ment.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (дата обращения 21.11.2013).
4. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153430 (дата обращения 21.11.2013).
Сведения об авторах
Марина Анатольевна Воронина, зав. кабинетом кафедры ИКТ в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Marina Anatolyevna Voronina, office manager of Department of ICT in Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
E-mail: [email protected].
Наталья Геннадьевна Кочетова, кандидат физико-математических наук, декан факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Natalya Gennadyevna Kochetova, Candidate of Physics and Mathematics, dean of Faculty of Primary Education, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
E-mail: [email protected].