Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности как основа совместной оперативно-служебной деятельности при взаимодействии органов внутренних дел
Я. А. ШАРАЕВА,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса,
кандидат юридических наук (ФГКОУ ВО РЮИ МВД России) Е-mail: [email protected]
The Ratio of Criminal Procedure and Operational Investigative Activities As the Basis of Joint Operational Activities in the Interaction of Internal Affairs
Y. A. SHARAEVA,
Candidate of Law,
Senior Lecturer of the Department of Criminal Process (Federal state educational RUY Ministry of internal Affairs of Russia)
В статье проводится соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности при взаимодействии органов внутренних дел в целях раскрытия и расследования преступлений.
Оперативно-разыскная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, взаимодействие органов внутренних дел, деятельность правоохранительных органов, борьба с преступностью.
УДК 343.14
The article presents the ratio of criminal procedure and operational investigative activities in the interaction of the internal Affairs bodies for the purpose of detection and investigation of crimes.
Operational-search activity, criminal-procedural activity, interaction of internal Affairs bodies, activity of law enforcement bodies, fight against crime.
В настоящее время оперативно-разыскная деятельность признается мощнейшим инструментом по выявлению, раскрытию и предотвращению преступлений. В научной литературе существуют формулировки, которые указывают на необходимость совместного взаимодействия, а также взаимозависимости уголовного процесса и оперативно-разыскной деятельности. Как говорил один из представителей нижегородской школы процессуалистов профессор В. Т. Томин: «Уголовный процесс без ОРД в большинстве случаев производства по серьезным делам бессилен, оперативно-разыскная деятельность без выхода через уголовный процесс бесплодна» [3]. Мы согласны и с мнением Д. И. Беднякова, согласно которому
«процессуальная деятельность без применения непроцессуальных методов была бы невозможной, а непроцессуальная деятельность без последующего использования ее результатов — бесцельной» [2]. Можно констатировать тот факт, что для успешного раскрытия и дальнейшего расследования преступлений, наряду с уголовно-процессуальными методами и средствами, следует более активно использовать технологии оперативно-разыскной деятельности.
Несомненно, оперативно-разыскная деятельности носит в целом закрытый, разведывательный характер, однако нужно в связи с этим оговориться, что на самом деле скрытой является тактика проведения оперативно-разыск-
ных мероприятий, но не сами мероприятия, поскольку данная возможность закреплена нормативными правовыми актами. Дело в том, что уголовно-процессуальные нормы содержатся не только в УПК РФ, но и во множестве других законов различного уровня и назначения. Нужно сказать, что уголовно-процессуальные нормы отражаются в Конституции РФ, в которой не содержится запрета на использование результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Вследствие чего, на наш взгляд, нормы о правовом регулировании оперативно-разыскной деятельности, заложенные в Конституции РФ, являются той главной основой, которая необходима для определения вектора ее функционирования и развития в системе оперативно-разыскных отношений.
Чрезмерная обособленность тактики проведения оперативно--разыскных мероприятий от процессуальной деятельности следователя по уголовному делу приводит к тому, что вопросы взаимодействия со следователями носят опосредованный характер. Вместо совместной работы, направленной на раскрытие преступления, деятельность работников оперативных служб рассматривается как подрядчик информации, следователь — как ее оценщик. Таким образом, представляя результаты оперативно-разыскной деятельности следователю, органу дознания или прокурору, мы проходим повторную процедуру представления следователем уголовного дела через прокурора в суд.
Исходя из того факта, что уголовно-процессуальная наука на современном этапе, в большинстве случаев, не рассматривает результаты оперативно-разыскной деятельности как полноценные доказательства по делу, а чаще всего сводится к тому, что необходимо возвращаться к «информационному сырью» (допрос лиц, которые ранее уже давали объяснения, допрос тех лиц, которые составляли служебные документы и т. п.). Думается, что результаты оперативно-разыскных мероприятий могут быть использованы в качестве доказательств, если они добыты лицом, непосредственно уполномоченным на их проведение по конкретному уголовному делу, или лицом, которое может удостоверить их подлинность и указать источник получения. Достоверность заключения эксперта основывается на компетентности лица и резюмируемого доверия к используемым им научным методам познания.
Если говорить о возможности внесения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации регламентации осуществления оперативно-разыскной деятельности, то в пер-
спективе это может стать причиной того, что полученные в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий материалы потеряют свойства «секретных данных», которые добыты негласным путем. Многие из них смогут восприниматься субъектами правоприменительной деятельности как полученные в предусмотренном законом порядке [1]. Посредством этого им сможет открыться путь в уголовно-процессуальное доказывание, намного легче станет решаться вопрос об их допустимости в процессе расследования по уголовному делу. Следует отметить, что впервые в истории уголовного процесса законодатель в статье 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает использование в доказывании результатов оперативно-разыскной деятельности, однако при наличии важного условия — если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Кроме того, законодатель впервые сформулировал в УПК определение «результаты оперативно-разыскной деятельности». К ним относят «сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» (п. 36 ст. 5 УПК РФ).
Практика борьбы с преступностью позволила накопить большой опыт в организации взаимодействия следственных и оперативных подразделений, на основании которого можно сделать вывод о том, что назначением их совместной работы является комплексное совмещение сил и средств органов внутренних дел для полного и всестороннего раскрытия преступлений. Поэтому взаимодействие данных должностных лиц следует рассматривать как совместную, неразрывную деятельность, которая длится на протяжении периода от поступления сообщения о преступлении до направления материалов уголовного дела в суд.
В теории оперативно-разыскной деятельности под одним из субъектов взаимодействия понимается конкретный сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Конкретно в рассматриваемом виде деятельности субъектом взаимодействия будет выступать правоохранительный орган, который наделен правом на осуществление оперативно-разыскной деятельность в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Отношения, основанные на взаимодействии следственных и оперативных аппаратов, обра-
зуют целый институт, который является одним из самых важных в уголовно-процессуальной науке, т. к. научная разработка новых эффективных способов взаимодействия, а также совершенствование применения на практике уже известных обусловлена объективными факторами. Проанализировав специфику деятельности каждого субъекта взаимодействия, становится понятно, что они наделены разными полномочиями, имеют свои силы и средства в решении задач, стоящих перед правоохранительными органами в борьбе с преступностью.
Важно отметить, что данный вопрос в рамках заявленной позиции нельзя оставить без вни-
мания. Важная задача такого взаимодействия состоит, несомненно, в согласованной деятельности правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с различными видами преступлений. Правоохранительные органы стран СНГ по взаимному согласованию осуществляют различный комплекс мероприятий, направленный на предупреждение, предотвращение, раскрытие и расследование преступлений. Вопрос об осуществлении совместных оперативно-разыскных действий требует детального анализа и проработки, результаты которых должны найти свое отражение в совместных международных соглашениях между странами — участниками СНГ.
Список литературы:
1. Об оперативно-розыскной деятельности (с изм. и доп.): федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
2. Баженов С. В. Результаты оперативно-разыскных мероприятий судебного санкционирования в судопроизводстве // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).
3. Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991.
4. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-разыскной деятельности: монография / под науч. ред. проф. В. Т. Томина. Нижний Новгород, 2001.