СООТНОШЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ*
И.А. Новикова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования соотношения особенностей толерантности с параметрами межкультурной адаптации студентов из Африки, Арабских стран, Китая, Латинской Америки и Средней Азии.
Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности, межкультурная адаптация, адаптация личности к новой социокультурной среде.
Начиная с 2009 г. в рамках разработки темы «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации» коллективом НОЦ психолого-педагогических исследований РУДН проводится комплексное изучение стратегий, механизмов и результатов адаптации иностранных студентов РУДН. Одной из главных целей исследования является выявление специфики психологических факторов, связанных с успешностью межкультурной адаптации, для студентов из разных регионов мира. Полученные результаты необходимы для разработки «адресных» программ по оптимизации адаптации иностранных студентов к обучению в России. Была исследована специфика толерантности, которая является неотъемлемым условием вступления, поддержания и развития контактов человека с представителями «других» («чужих») социальных групп, т.е. важнейшим условием эффективной межкультурной коммуникации и адаптации [1; 2; 3; 4; 6].
Для диагностики толерантности использовался экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности» [7]. Преимуществами данной методики являются ее компактность, экономичность в проведении, а также возможность диагностики не только общего уровня толерантности, но и ее различных аспектов — этнической, социальной и личностной толерантности. Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп; субшкала «социальная толерантность» — отношение к различным меньшинствам, преступникам, беженцам и т.п.; субшкала «толерантность как черта личности» — толерантное или интоле-рантное отношение к окружающему миру в целом [7]. Для определения особенностей межкультурной адаптации иностранных студентов использовался опросник «Адаптации личности к новой социокультурной среде» (АЛКСС) Л.В. Янков-
* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
ского, в модифицированной версии Т.Г. Огефаненко, M.C. Панова [8]. Методика включает шесть шкал, первые три из которых (удовлетворенность, интерактивность, конформность) соответствуют достаточно «позитивным» показателям межкультурной адаптации, а следующие три (депрессивность, ностальгия, отчужденность) свидетельствуют об определенных проблемах в адаптации. Эта методика неоднократно использовалась для изучения особенностей адаптации студентов РУДН [5].
В эмпирическом исследовании принял участие 351 испытуемый (189 юношей и 162 девушки) из пяти регионов мира: Латинской Америки, Азии (Китай), Арабских стран (стран Ближнего и Cреднего Востока), Африки, C^ (на примере стран Cреднеазиатского региона). Все испытуемые — студенты 1—3-го курсов различных факультетов РУДН.
Результаты корреляционного анализа изучаемых параметров представлены в таблице.
Таблица
Коэффициенты корреляции показателей методик «Индекс толерантности» и АЛКСС в подгруппах иностранных студентов
Показатель Показатели толерантности
адаптации этническая социальная личностная общий индекс
Африканские студенты (n = B1)
Удовлетворенность 0,4699 0,2662 0,0435 0,3534
Интерактивность 0,3906 0,2046 0,2571 0,4560
Конформность 0,3554 0,1613 0,1503 0,3360
Депрессивность 0,1230 -0,1133 0,0703 0,0790
Ностальгия 0,4475 0,0611 0,3183 0,4241
Отчужденность 0,2548 0,0603 0,2153 0,2153
Арабские студенты (n = 31)
Удовлетворенность 0,2325 0,2482 0,3450 0,3028
Интерактивность 0,3422 0,3859 0,4328 0,4804
Конформность 0,2440 0,2146 0,3697 0,3312
Депрессивность 0,1735 0,2124 0,2325 0,2783
Ностальгия 0,1436 0,1469 0,2236 0,2111
Отчужденность 0,0356 0,1095 0,2307 0,1415
Китайские студенты (n = 30)
Удовлетворенность 0,1039 0,2318 0,2844 0,3066
Интерактивность -0,2293 0,3575 -0,0262 0,0775
Конформность -0,2575 0,3402 0,1940 0,1596
Депрессивность 0,0757 0,2715 -0,2238 0,1001
Ностальгия -0,2104 0,1263 0,1723 0,0372
Отчужденность -0,1013 0,1130 -0,1174 0,0007
Латиноамериканские студенты (n = B9)
Удовлетворенность 0,2379 0,0933 0,1371 0,2213
Интерактивность 0,2170 0,2717 0,2966 0,3470
Конформность 0,4175 0,2603 0,3144 0,4477
Депрессивность -0,0139 0,0943 0,1293 0,0546
Ностальгия 0,3055 0,3489 0,3365 0,3738
Отчужденность -0,1035 0,1309 0,2596 0,1035
Среднеазиатские студенты (n = 56)
Удовлетворенность -0,0031 -0,0697 0,0963 -0,0203
Интерактивность -0,0733 0,0203 -0,0730 -0,0694
Конформность 0,1051 0,1554 0,1595 0,1430
Депрессивность -0,0273 0,1073 -0,0431 -0,0220
Ностальгия 0,2396 0,2707 0,1232 0,2303
Отчужденность -0,0246 0,1759 -0,1453 -0,0153
Примечание: коэффициенты корреляции статистически значимые на уровне не ниже 0,05 выделены серым фоном и полужирным шрифтом.
Из таблицы видно, что в подгруппе африканских студентов получено 12 значимых положительных корреляций между шкалами АЛКСС и «Индекса толерантности», причем большинство из них с «позитивными» параметрами адаптации удовлетворенность и интерактивность, а также с ностальгией, которая, как показал предшествующий анализ, положительно связана с «позитивными» параметрами адаптации. Общий индекс толерантности положительно коррелирует со всеми «позитивными» шкалами {удовлетворенность, интерактивность, конформность), а также со связанной с ними ностальгией. Из отдельных шкал толерантности теснее всего с перечисленными позитивными параметрами адаптации коррелирует этническая толерантность, только одна значимая связь с удовлетворенностью зафиксирована для социальной толерантности. В целом, общий смысл выявленных соотношений свидетельствует о том, что африканские студенты с более выраженными показателями толерантности в целом и этнической толерантности в частности имеют и более высокие показатели адаптации (особенно по параметру удовлетворенность).
В подгруппе арабских студентов шкалы АЛКСС и «Индекса толерантности» еще более тесно связаны между собой — 15 значимых корреляций, причем 9 из них с «позитивными» параметрами адаптации удовлетворенность, интерактивность, конформность. В данном случае общий индекс толерантности положительно коррелирует не только с этими тремя шкалами, но и со шкалой де-прессивность. Показатель толерантности как черты личности положительно связан со всеми параметрами адаптации (более тесно — с «позитивными»). В целом, можно говорить, что у арабских студентов с более выраженными толерантными установками в разных сферах наблюдаются более позитивные показатели адаптации. Однако у студентов с относительно более развитой личностной толерантностью в процессе адаптации иногда может возникать и чувство покинутости, одиночества, тоски по родине. При этом интересно, что для этой подгруппы студентов, как показал сравнительный анализ, характерны самые относительно низкие значения толерантности.
В подгруппе китайских студентов выявлено 9 статистически значимых корреляций между шкалами АЛКСС и «Индекса толерантности», причем 3 из них — отрицательные. Общий индекс толерантности (как и показатели социальной и этнической толерантности) позитивно связан с удовлетворенностью. Этническая толерантность отрицательно связана с интерактивностью и конформностью. Это можно объяснить следующим образом. При более выраженных толерантных установках в сфере межэтнического взаимодействия, достаточно высоких у студентов из Китая, они в меньшей степени склонны контактировать и подчиняться большинству, которое, возможно, не всегда разделяет данные толерантные установки. Как показал предварительный анализ, у китайских студентов предполагается существование различных стилей адаптации — часть китайских студентов предпочитает адаптироваться вместе, «внутри» своей этнической группы (это возможно в силу многочисленности китайцев, обучающихся в России), а некоторые выбирают «индивидуальный стиль адаптации».
В подгруппе студентов из Латинской Америки получено 13 значимых положительных корреляций между шкалами АЛКСС и «Индекса толерантности», при-
чем большинство из них с «позитивными» параметрами адаптации интерактивность и конформность, а также с ностальгией, которая, как показал предшествующий анализ, положительно связана с «позитивными» параметрами адаптации. Общий индекс толерантности позитивно связан с интерактивностью, конформностью и ностальгией, а удовлетворенность — только с этнической толерантностью. В целом, как и в подгруппах африканских и арабских студентов, можно говорить о том, что латиноамериканские студенты с более выраженными толерантными установками в разных сферах, как правило, лучше адаптируются к новой социально-культурной среде.
Как следует из таблицы, в подгруппе среднеазиатских студентов получена только одна значимая корреляция шкал методики «Индекс толерантности» с показателями адаптации: социальная толерантность положительно коррелирует с ностальгией. Следовательно, в подгруппе студентов из Средней Азии, которые, как показал предшествующий анализ, имеют и самые относительно высокие показатели толерантности, и самые относительно высокие показатели адаптации, данные параметры относительно независимы. Скорее всего, в данном случае более существенно с процессом адаптации связаны другие факторы. Конечно, необходимо учитывать, что для большинства среднеазиатских студентов из стран СНГ Россия является гораздо более близкой и знакомой страной, чем для иностранных студентов из других регионов. Они гораздо лучше знают русскую культуру, русский язык, российскую систему образования и т.п.
Сравнительный анализ показал, что нет ни одной корреляции, которая повторялась бы во всех пяти подгруппах студентов (тем более, что в группе студентов из Средней Азии таких корреляций практически нет). Тем не менее можно говорить о положительной связи различных аспектов толерантности (в том числе и ее общего уровня) с «позитивными» параметрами межкультурной адаптации удовлетворенность, интерактивность, конформность (положительные связи чаще всего повторяются в трех регионах). В трех регионах (Африка, Арабские страны, Латинская Америка) совпадает положительная корреляция шкалы ностальгия и личностной толерантности. Как было выявлено [5], ностальгические переживания высоки во всех группах иностранных студентов и сама по себе ностальгия не является показателем проблем адаптации, она является достаточно «нормальной» реакцией на разлуку с родиной, близкими людьми и т.п. Соответственно, можно предположить, что толерантность как личностная особенность может быть свойственна более чувствительным (в том числе и к разнообразию), эмоциональным студентам, у которых, следовательно, сильнее могут быть выражены чувства по поводу разрыва с родиной, мечтательность, меланхолия.
Таким образом, подводя итоги данного аспекта исследования факторов межкультурной адаптации иностранных студентов в России, можно сделать вывод, что уровень толерантности является одним из таких позитивных факторов (особенно для студентов из Африки, Арабских стран и Латинской Америки). Индивидуальная и групповая работа с иностранными студентами, направленная на развитие и закрепление у них толерантных установок к разным культурам вообще и к российской культуре в частности, на принятие многообразия окружающего мира и т.п., будет способствовать их более позитивной межкультурной адапта-
ции. Следует обратить внимание на определенную специфику связи изучаемых параметров в подгруппе китайских студентов, а также учесть, что необходимо выявить факторы, более тесно, чем толерантность, связанные с параметрами адаптации в подгруппе студентов из Средней Азии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Банюхова А.Е. Влияние толерантности и креативности на социально-психологическую адаптацию студентов // Толерантность и интолерантность в современном обществе: общее и различное: Материалы Международной научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С. 335—338.
[2] Ибадова Т.И. Связь толерантности и личностных особенностей студентов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, 4—5 июня 2008 года. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — С. 120—122.
[3] Коваленко А.Г., Чеботарева Е.Ю., Михеева Н.Ф., Ларина Т.В., Новикова И.А., Эбзее-ва Ю.Н., Маслова О.В., Волк М.И., Ибадова Т.И. Межкультурная коммуникация: лингвистические и психологические аспекты: Коллективная монография. — М.: Изд-во РУДН, 2009.
[4] Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. — М., 2003.
[5] Маслова О.В. Сравнительная характеристика межкультурной адаптации студентов из Африки, Латинской Америки и Китая // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. Ч. I. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — С. 106—111.
[6] Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. — СПб., 2005.
[7] Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеро-вой. — М.: Смысл, 2008.
[8] Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. — СПб., 2004. — С. 206—211.
RELATIONSHIP BETWEEN THE PARAMETERS OF TOLERANCE AND CROSS-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS
I.A. Novikova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article presents and analyzes the results of empirical research relationship between the parameters of tolerance and features of cross-cultural adaptation of students from Africa, Arab countries, China, Latin America and Central Asia.
Key words: tolerance, ethnic tolerance, social tolerance, tolerance as a trait of personality, cross-cultural adaptation, adaptation of personality to the new socio-cultural environment.